Методическая разработка открытого урока на тему:«Межпредметные связи»

2
0
Материал опубликован 21 July

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» города Вуктыла


Методическая разработка открытого урока

на тему:

«Межпредметные связи»



Автор: преподаватель по классу

специального фортепиано, сольфеджио и музыкальной литературы МБУДО «Детская музыкальная школа» г.Вуктыла

Бабочкина Наталья Дмитриевна

Вуктыл 2024 г.

Введение

На сегодняшний день существует проблема межпредметных связей среди преподавателей-инструменталистов и преподавателей теоретических дисциплин. Дети с нежеланием посещают уроки сольфеджио и музыкальной литературы, считая совместно с родителями, что теоретические дисциплины — это необязательные предметы.

Актуальностью методической разработки является знания и умения применять полученные на сольфеджио и музыкальной литературе знания на уроках фортепиано.

Цель работы- выявить эффективные методы и приемы исполнительских и теоретических дисциплин, которые способствуют достижению успехов в обучении и в воспитании детей на уроках фортепиано.

Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Образовательные:

- раскрыть художественный образ произведений;

- определить размер произведения; тональный план;

- определить приемы игры в произведении;

- дать определение термину «ritenuto», «staccato»; понятиям «кульминация», «секвенция», «пентатоника», «хроматическая гамма»;

- определить форму произведения;

- научиться ощущать внутреннюю пульсацию, слышать диссонансы и консонансы.

2. Развивающие:

- развивать ассоциативность мышления, воображения и уметь применять в речи;

- обогатить кругозор обучающейся;

- совершенствовать исполнительское мастерство, формировать сценическую культуру.

3. Воспитательные:

- воспитываем музыкальность, настойчивость, инициативность, трудолюбие, самостоятельность, отзывчивость на произведения;

- повышаем интерес и любовь к исполнению классической музыки.

Основные формы и методы работы:

- словесный метод (рассказ о композиторе, о художественном образе, анализ музыкального произведения).

-наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

- практический (работа на инструменте);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

- тактильная наглядность (непосредственное ощущение инструмента).

Средства обучения: фортепиано, стул, дидактический материал, видеокамера, доска и мел.

План урока

1. Организационный момент. Сообщение темы, цели урока.

2. Внедрение теоретических дисциплин в исполнительскую сферу посредством знаний обучающейся, применимых в рассказе о программном произведении.

3. Работа над структурой, характером исполнения музыкального программного произведения.

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.

Структура учебного занятия

Урок проводится с обучающейся 2 класса по предпрофессиональной программе Тюриной Серафимой.

Дата открытого урока: 30 мая 2024г.

Тип урока: урок - обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.

Присутствующие: Фарахова Галина Владимировна, Антонова Надежда Николаевна, Козыревская Екатерина Андреевна.

Музыкальный материал:

- Хроматическая гамма, пентатоника;

- А.Роули «В стране гномов»;

- Дж. Конконе «Полет Бабы-Яги».

Ожидаемый результат: применение межпредметных связей при исполнении. Воспитание слухового контроля, улавливание непосредственной связи между теорией и звуковым результатом в работе над программой.

Ход урока

Преподаватель: Сегодняшний наш урок посвящен теме «Межпредметные связи». По этой теме я работаю не один год. Есть неплохие результаты, поэтому продолжать ее очень интересно и актуально. Межпредметные связи-тема очень обширная и глобальная. Ребенок-музыкант посещает разные уроки-сольфеджио, музыкальную литературу, слушание музыки, хор и, конечно же, специальность. На них он питает свой мозг многими понятиями и терминами — это и секвенции, и лад, и штрихи, и темп, и тембр, и динамика, и очень много других. Поэтому ребенок должен очень хорошо понимать, что обозначают те или иные музыкальные слова. Когда он будет это хорошо понимать, он будет хорошо слышать это в исполняемых произведениях.

Алгоритм работы следующий: перед ребенком поставлены ноты. Он совместно с преподавателем разбирает нотный текст; соединяют правую и левую руки. И в конце концов обучающийся должен слышать, какие элементы музыкального языка он исполняет, чтобы показать тот или иной образ произведения, который задумал композитор.

На нашем уроке присутствует ученица второго класса Тюрина Серафима. Она сейчас исполнит свои музыкальные программные произведения и даст им свою характеристику различным музыкальным темам.

Серафима: Композитор Роули сочинил пьесу «В стране гномов».

t1721550848aa.jpg

В этой пьесе рассказывается о том, как гномы узнали, что где-то есть клад, и пошли его искать. Идя, они подпрыгивали от радости, но в то же время гномы прислушивались, не следят ли за ними враги?! В конце произведения они нашли свой клад, но подходили к нему аккуратно. Взяли клад и пошли счастливые домой. Сейчас я исполню для Вас свое произведение.

t1721550848ab.jpg

Девочка играет на фортепиано пьесу А.Роули «В стране гномов».

Серафима: разберем произведение поподробнее: размер две четверти, тональность ля-минор. В начале гномы идут и подпрыгивают. Композитор использует прием staccato (отрывистая игра).

t1721550848ac.png

Девочка проигрывает начало произведения, показывая прием игры.

Серафима: дальше гномы прислушиваются и пугаются. Когда гномы прислушиваются-темп произведения замедляется. Это называется «ritenuto», а когда пугаются, то звучит резкий аккорд-диссонанс.

Показывает на инструменте игру аккорда-диссонанса.

Серафима: в следующих тактах повторяется ля-минор, но уже в до-мажоре.

Показывает на инструменте.

Серафима: во второй части гномы взбираются на гору и находят клад. Когда взбираются на гору-звучат две секвенции, а когда находят клад-звучит кульминация произведения (наивысшая радость).

Девочка проигрывает секвенции и приходит к кульминации произведения.

Серафима: в третьей части повторяется первая. В этом произведении трехчастная форма: ABA (пишет на доске). Первая и третья части обознаются одной и той же буквой, так как играются одинаково.

t1721550848ad.jpg

Преподаватель: скажи, пожалуйста, какие еще элементы музыкального языка тебе нравятся, запомнились?

Серафима: пентатоника.

Преподаватель: расскажи нам о ней.

Серафима: в русской музыке семь нот, а в японской и китайской-их пять. Такая мелодия называется пентатоникой. Сейчас я вам ее сыграю.

Играет ученица пентатонику.

Преподаватель: а чем тебе нравится пентатоника? Это же не наша русская природа этой мелодичности, это азиатская музыка. Почему она тебе нравится?

t1721550848ae.jpg

Серафима: потому что она такая нежная, спокойная. Под нее можно отдыхать и успокаиваться.

Преподаватель: что еще тебе запомнилось? Что еще тебе хотелось бы исполнить сегодня?

t1721550848af.jpg

Серафима: хроматическую гамму. Она строится по полутонам, своими звуками изображая ветер, вьюгу, метель или бурю. Композитор Джузеппе Конконе сочинил пьесу «Полет Бабы Яги», в которой присутствует хроматическая гамма.

Девочка проигрывает пьесу.


t1721550848ag.png


Преподаватель: спасибо, Серафима! Ну вот таким образом мы будем развивать Симочку до 8 класса. Думаю, что из нее получится умный, вдумчивый музыкант с интересной интерпретацией своих музыкальных произведений. Спасибо за внимание!

t1721550848ah.jpgt1721550848ai.jpg



Заключение

Те приемы и методы, которые мы берем в основу для исполнения, заимствованы от теоретических дисциплин. Они помогают нам, преподавателям-инструменталистам, экономить время при разборе программного репертуара с обучающимися, помочь в короткие сроки заучить произведения наизусть и, конечно же, увеличить объем материала на учебный год.

Комплексный метод теоретических дисциплин и инструментального исполнения благоприятен для эффективного обучения и воспитания творческой личности и умного, думающего музыканта-исполнителя.


Список использованной литературы

1. Бергер Н.А. «Современная концепция и методика обучения музыке». - Санкт-Петербург, 2004. 368с.

2. Николаев А.А., Гинзбург Г.Р. «Вопросы фортепианного исполнительства». Издательство «Музыка». 282с.

3. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». – М., 1978. 488с.

4. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста». - М., 1989. 168с.

5. Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано». Издательство «Просвещение», 1984. 176с.

​​​​​​​6. Нотный материал:

- Конконе Д. «Полёт Бабы-Яги»;

- Роули А. «В стране гномов».

Открытый урок 30.05.2024г.

12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.