Статья «Особенности использования методических приёмов технологии системно-деятельностного обучения в курсе дисциплины "Экологические основы природопользования"»

1
0
Материал опубликован 8 November 2017

Одной из важнейших задач современного образования является формирование творческой и мыслительной активности будущих специалистов среднего звена. Сегодня востребованным становится образование не на всю жизнь, а через всю жизнь, т. е. востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

Обеспечение многоуровневой и разносторонней коммуникации всех участников образовательного процесса возможно через применение различных образовательных технологий, в том числе и технологии системно-деятельностного обучения, который является частью деятельностно-компетентностной парадигмы, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. /1/

Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.

Основная идея данного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, студенты получают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Поэтому организацию учебного процесса я осуществляю таким образом, где главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности студента. В этом процессе ставится и решается основная задача профессионального образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Деятельностный урок – это система действий, направленная на достижение результата.

Реализацию технологии деятельностного обучения в курсе дисциплины «Экологические основы природопользования» я осуществляю при помощи следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип непрерывности (преемственности) и целостности.

С этой целью содержание дисциплин естественнонаучного цикла, скорректировано на формирование единой естественнонаучной картины мира и на этой основе - материалистического мировоззрения студентов и повышения прикладной направленности обучения. Преемственность в получении природоохранных знаний соблюдается не только в сохранении уже полученных, но и при обучении на протяжении всего периода обучения студентов, несмотря на то, что студенты приходят в колледж получать профессии неэкологического профиля. Профессионально важные знания, умения и навыки природоохранной деятельности у них формируются в первую очередь в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла: «Экология», «Биология», «География», «Химия», «Экологические основы природопользования». Например, первокурсники учатся выводить некоторые экологические закономерности, видеть действия законов экологии в обычной жизни. Студентам второго курса предлагаются логические задачи, нацеленные на развитие умений использовать знания для обоснования точки зрения, например, трансформация законов природы и реализация их в человеческом обществе могут рассматривается на примере анализа законов Б. Коммонера, которые студенты должны проиллюстрировать примерами из производственной деятельности человека или его эволюции. /2/

Интеграция дисциплин естественнонаучного цикла с общепрофессиональными и специальными дисциплинами способствует формированию адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами. Например, результатом интегрированной эколого-профессиональной деятельности студентов, преподавателя дисциплин специальности «Летательные аппараты» и преподавателя дисциплины «Экологические основы природопользования» был рожден исследовательский проект «Авиация и среда» ставший победителем в номинации «Экологические проблемы и охрана окружающей среды» на Краевой экологической конференции среди студентов ССУЗов «Моя малая родина»: история и современность» (номинация Экологические проблемы и охрана окружающей среды), г. Хабаровск и лауреатом III Международного конкурса исследовательских работ учащихся и студентов «Открываю мир», г. Чебоксары, Чувашской республики.

2) Принцип деятельности - заключается в том, что студент, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 

Например, при обсуждении проблем водных ресурсов студент получают опережающее задание - представить себя в роли корреспондента, который берет интервью у руководства такой городской структуры как «Горводоканал», и заранее подготовить некий перечень вопросов, в сжатые сроки «узнать как можно больше» об этой организации (структура, функции, сфера деятельности, достижения, проблемы и т.д.) и только после этого они смогли приступить к формированию перечня вопросов. Анализ студенческих работ показал, что, выполняя задание, они самостоятельно пополнили свои знания по тематике, связанной с охраной водных ресурсов, методами контроля качества воды, методами очистки сточных вод и др.

В дальнейшем часть студентов способны выйти на более высокий (углубленный) уровень усвоения знаний и добиваться высоких результатов на олимпиадах и конкурсах.

3) Принцип минимакса – студенту предоставляется возможность освоения содержания предложенных знаний на максимальном для него уровне и при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 

Каждый студент в соответствии со своими способностями или возможностями выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между минимальным и максимальным уровнем. При этом учитывается, что обязательная отчетность для него предусматривается в соответствии с минимальным уровнем.

Например, при изучении темы «Загрязнение окружающей среды» студентам предложено создать мини-проект «Моя квартира» (создание жилища с комфортными условиями для проживания), в котором они рассматривают различные виды загрязнений(шумовое, видео, электромагнитное, радиоактивное, ультразвуковое и др.), излагают свою точку видения проблемы и ее решения. Это задание позволяет углубить полученные в курсе экологии знания, акцентировать внимание на необходимости и проблемах создания собственной экологически адекватной среды. Уровень выполнения может варьировать от минимального (указывается, какое жилище для себя студент считает комфортным), до максимального (предоставляются числовые характеристики различных видов загрязнения, фитодизайн и т.д.). Так был рожден один из проектов «Экологический фитодизайн», который был представлен на научно-практических конференциях города.

 

4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения, обязательное проведение рефлексии.

При проведении самостоятельных работ, регулярно проводится самоконтроль и взаимопроверка. При выполнении заданий творческого уровня оценивается только успех, ошибки выявляются и корректируются на основе определения их причин (то есть правил, алгоритмов, определений, которые усвоены недостаточно).

5) Принцип творчества  и вариативности – предполагает формирование у студентов способностей к систематическому выбору вариантов и адекватному принятию решений в различных ситуациях, а также максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение студентами собственного опыта творческой деятельности. Это конечно же в первую очередь частично-поисковая и исследовательская деятельность, где активно применяются и внедряются технологии деятельностно-проектного обучения.

Создание исследовательских проектов - это, прежде всего, приобщение студентов к исследованиям, призванное активизировать познавательную деятельность обучающихся, которая позднее может быть представлена на различных конкурсах и конференциях. Чаще всего конечно используются:

мониторинговые проекты – исследование конкретной проблемной

ситуации. Например, по запросу Министерства образования и науки Хабаровского края администрация техникума должна была предоставить информацию по мониторингу действующей системы исчисления времени, в результате был рожден проект «Летнее время в жизни людей и страны», который позднее занял 1 место на научно-практической конференции техникума (2014г.), а также представлен на Всероссийский фестиваль «Открытый урок», 2015, г. Москва;

экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, свя­

занных с окружающей природой и общественной жизнью. Например: во время урока-практикума «Загрязнение биосферы объектами хозяйственной деятельности» в полевых условиях определяется степень загрязненности окружающей среды при помощи различных методов биоиндикации, Мастер-класс данного проекта был представлен на Всероссийском фестивале «Открытый урок», 2013, г. Москва;

эколого-краеведческие проекты – изучение экологической ситуации

родного города, края, например исследовательская работа «Рекреационные зоны г. Комсомольск-на-Амуре», 2 место в научно-практической конференции студентов, 2017, г. Комсомольск-на-Амуре;

эколого-туристический проект «Зеленая тропа» - призер (3 место)

Краевой экологической конференции среди студентов ССУЗов «Моя малая родина»: история и современность» (номинация Экологические проблемы и охрана окружающей среды), г. Хабаровск.

Говоря об активизации и повышении мотивации студентов к дисциплине «Экологические основы природопользования» нельзя забывать и о внеаудиторной работе: проведение экологических викторин, эрудиционов, участие в экологических акциях, конкурсах, волонтерская работа.

Таким образом, деятельностный практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента, уточнения профессиональных задач будущих специалистов, осознания последствий, к которым может привести их будущая профессиональная деятельность./1/ И несомненно поможет решать вопросы личностного развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям модернизации образования.

 

Библиографический список.

Табакова Л. В. Педагогический проект «Технологии системно-

деятельностного подхода как основа реализации ФГОС СПО в преподавании общественных дисциплин». ОГБОУ СПО Ульяновский авиационный колледж, г. Ульяновск, Наука и образование: новое время, https://articulus-info.ru/#

Каюкова Ж.Ю. Аспекты формирования эколого-ориентированного

специалиста//Дальневосточная весна-2010: Материалы международной научно-практической конференции в области экологии и безопасности жизнедеятельности (г. Комсомольск-на-Амуре, 20-21 мая 2010г.): Редкол.: И. П. Степанова. Д. И. Грицкевич. - г. Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2010г.-627с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации