12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рычкова Любовь Анатольевна95
Россия, Саха (Якутия) респ., п. Черский
8

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДБ.11 «Астрономия» для специальностей (профессии) 13.01.07 «Электромонтер по ремонту электросетей» на тему «Планеты земной группы»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

«АРКТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ НАРОДОВ СЕВЕРА»

 

 

 

Рассмотрено, утверждено и рекомендовано к применению на заседании МС ГБПОУ РС(Я) «Арктически колледж народов Севера»

Протокол № ___от «__»__________ 2023г.

Председатель МС________________

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОДБ.11 «АСТРОНОМИЯ»


 

для специальностей (профессии)

13.01.07 «Электромонтер по ремонту электросетей»


 

 

НА ТЕМУ: ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ


 


 


 


 

Данные об авторе:

Автор: Рычкова Любовь Анатольевна

Место работы, должность: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Арктический колледж народов Севера", преподаватель


 


 


 


 


 

п. Черский 2023

Содержание


 

Введение..................................................................................................................3

План открытого урока............................................................................................4

Методика проведения открытого урока………………………………………...8

Заключение………………………………………………………………………11

Список используемой литературы……………………………………………..12

Приложения...........................................................................................................13


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Введение

Методическая разработка предназначена для проведения урока по дисциплине Астрономия для студентов СПО и разработано на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Ориентировано на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

На данном занятии студенты в ходе фронтальной, индивидуальной и групповой работы получают представление о физических характеристиках планет земной группы, выявляют характеристики и отличительные особенности планет земной группы – рельеф, температурный режим, преобладающие химические соединения в атмосфере и на поверхности планет.

На занятии для обеспечения большей наглядности и доказательности используется компьютерная среда (презентация темы, видеоролики по данной теме, интерактивные задания, раздаточный материал).

Атмосфера урока предполагает психологический комфорт, педагогическое сотрудничество. Активные и интерактивные методы обучения активизируют познавательную деятельность студентов. Смена видов деятельности обеспечит интерес обучающихся, занятость и увлеченность работой, доступность объяснения.

Учебный процесс, организованный таким образом, позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.


 


 


 


 

План открытого урока

 

Дисциплина: Астрономия.

Специальность 13.01.07 Электромонтер по ремонту электросетей

Курс 2 Семестр 2

Тема занятия: Планеты земной группы

Дата проведения: 21.03.2023

Учебная группа: ЭМ-21

Преподаватель: Л.А. Рычкова

Продолжительность учебного занятия – 90 минут.

Цели учебного занятия:

- сформировать представление о физических характеристиках и химическом составе планет земной группы Солнечной системы;

- научить выделять общность характеристик планет земной группы.

Задачи занятия:

Образовательные:

сформировать представление о физических характеристиках и химическом составе планет земной группы;

научить выделять общность характеристик планет земной группы;

способствовать применению полученных знаний для решения качественных задач.

Воспитательные:

содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

воспитывать умение совместной работы в группе;

содействовать формированию умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, рефлексию.

Развивающие:

содействовать формированию учебно-познавательных компетенций;

создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, приводить примеры);

развивать коммуникативную культуру обучающихся.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой.

Метапредметные:

владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Личностные:

сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии.

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Познакомиться с планетами земной группы. Определить значение знаний о планетах земной группы для развития человеческой цивилизации. Определить значение знаний о планетах земной группы для освоения специальностей среднего профессионального образования.

Компетенции, формируемые на уроке:

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Образовательные технологии:

групповая технология;

информационная и коммуникационная технология;

Методы обучения по степени активности учебно-познавательной деятельности и приемы их реализации:

Метод–словестный; методический прием: словесный рассказ.

Метод- иллюстративный; методический прием: просмотр презентации, видеоролика

Метод – наглядный; методический прием: заполнение таблиц

Метод – игровой; методический прием: участие в игре.

Средства обучения:

Учебник, раздаточный материал.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.

Электронные ресурсы: видеоролик, мультимедийные презентации.

Межпредметные связи: информатика, физика, биология, химия.

Литература (основная и дополнительная):

Основная:

Астрономия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /Е.В. Алексеева, П.М. Скворцов, Т.С. Фещенко, Л.А. Шестакова; под ред. Т.С. Фещенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с.

Дополнительная:

Астрономия. Учебное пособие / М.М. Дагаев и др. - М.: Просвещение, 2018. - 384 c.

Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 237 с.

Солнечная система / А.А. Бережной. - М.: ФМЛ, 2017. - 694 c.

Общий курс астрономии / Э.В. Кононович. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2017. - 387 c.

 

Ход занятия:

 

п/п

Название этапа

Описание этапа

Педагогическая цель этапа

Время

1.

Орг. момент

Отмечаются отсутствующие студенты, проверяется их готовность к уроку. Объясняются правила использования «Карты самоконтроля». (Приложение 1)

создание условий для положительной мотивации при изучении темы

2 мин

2.

 

 

Постановка целей, начальная мотивация

«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»

Константин Эдуардович Циолковский

 

Педагог обращается к студентам с просьбой сформулировать тему занятия. Озвучивает цель урока.

психологическая настройка учащихся на учебную деятельность, обеспечивающая мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

4 мин

3.

Актуализация опорных знаний

Для организации повторения и актуализации знаний используется приём «Согласен – Не согласен». (Приложение 2)

актуализация знания, выявления в них недостатка

10 мин

4.

Изложение нового материала по изучаемой теме с поэтапным закреплением

Изложение нового материала происходит на основе представления планет земной группы преподавателем (Видеоролик)

Преподаватель предлагает вносить записи по физическим и химическим характеристикам планет в таблицу (Приложение 3)

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Недостающую информацию студенты находят в учебнике.

После представления преподаватель проводит обобщение полученной информации, проверяет, правильно ли сделаны записи в таблицу по каждой из планет (представляет эталон) (Приложение 4)

 

 

 

организация

деятельности студентов на занятии с целью достижения результатов освоения основной образовательной программы:

знакомство с планетами земной группы;

определение значения знаний о планетах земной группы для развития человеческой цивилизации;

определение значения знаний о планетах земной группы для освоения специальностей среднего профессионального образования

Актуализация ОК: ОК 2. , ОК 4. и ОК 9.

40 мин

5.

Обобщение и закрепление материала.

Закрепление и обобщение изложенного материала на основе игры «Своя игра». Группа делится на 3 команды. (Приложение 5)

организация деятельности по применению новых знаний

20 мин

 

6.

 

Подведение итогов занятия

Преподаватель подводит итог урока, выставляет отметки.

Побуждение студентов к рефлексии

7 мин

7.

Рефлексия

Для этапа используется два смайлика. Студенты выбирают один из них.

 

t1685317397aa.png

Урок полезен

t1685317397ab.png

Урок не очень полезен

 

 

Стимулирование интереса к учебе и ее результатам.

5 мин

8.

Задание

для самостоятельной работы студентов

Подготовить доклад по одной из тем.

обеспечение понимания учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методика проведения открытого урока

п/п

Название этапа

Описание этапа

Время

1.

Орг. момент

-Здравствуйте, присаживайтесь. (Преподаватель и студенты приветствуют друг друга. Определение отсутствующих студентов. Преподаватель отмечает в журнале.)

-У вас на столах лежат карточки «Карты самоконтроля», в которых вы за правильные ответы будете ставить 1 балл. В конце урока вы сами должны оценить своё участие в уроке. На положительную оценку «3» нужно набрать 25-30 баллов, на «4» нужно набрать 31-40 баллов, а на «5» - 41-51 баллов и более (Приложение 1)

2 мин

2.

 

 

Постановка целей, начальная мотивация

«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»

Константин Эдуардович Циолковский

- Посмотрите внимательно на эту картинку, что вы видите? (студенты описывают изображение). (Слайд 2)

- Правильно, вы видите две зоны, между поясами астероидов, в которых расположены планеты.

- Как называются те планеты, которые расположены внутри первого пояса астероидов? (Планеты земной группы), правильно, какова же сегодняшняя тема урока? (Планеты земной группы) (Слайд 4)

Преподаватель объявляет цели урока:

-сформировать представление о физических характеристиках и химическом составе планет земной группы Солнечной системы;

-научить выделять общность характеристик планет земной группы.

4 мин

3.

Актуализация опорных знаний

- Но перед тем, как нам приступить к изучению новой темы, прошу вас вспомнить, что мы уже знаем про Солнечную систему из прошлых занятий. Я предлагаю вам послушать утверждения и согласиться с ними или нет. (Слайд 6) (Приложение 2).

- В картах самоконтроля ставите 1 балл, если ответили правильно на утверждение. (Для организации повторения и актуализации знаний используется приём «Согласен – Не согласен». У учащихся на партах лежат листы красного и зеленого цвета. Учитель зачитывает утверждение. Если ученик с ним согласен, то он поднимает вверх зеленую карточку. Если не согласен – красную. В случае большого числа неправильных ответов учитель комментирует выполнение задания.)

10 мин

4.

Изложение нового материала по изучаемой теме с поэтапным закреплением

- Итак, мы вспомнили с вами, что наша звезда — это Солнце, планеты движутся вокруг Солнца и вокруг своей оси. Теперь я предлагаю вам приступить к рассмотрению планет земной группы.

- Перед вами расположена таблица, в течение урока, вы должны ее заполнять. (Слайд 7) (Приложение 3)

 

Объяснение нового материала

 

- Крохотулечка-планета Первой Солнышком согрета, И проворна – год на ней Восемьдесят восемь дней? Что это за планета? (Меркурий).(Слайд 8) Рассмотрим первую планету Земной группы. (Видеоролик)

 

Преподаватель проводит обобщение нового материала и напоминает делать записи в таблицу.

 

- В небе я свечусь нередко, Ваша ближняя соседка. Я Меркурию сестра, И на мне всегда жара? (Венера) (Слайд 9) Вторая планета Земной группы Венера (Видеоролик)

 

Преподаватель проводит обобщение нового материала и напоминает делать записи в таблицу.

 

- На планете чудеса: Океаны и леса, Кислород есть в атмосфере, Дышат люди им и звери? (Земля) (Слайд 10) Третья планета Земной группы. (Видеоролик)

 

Преподаватель проводит обобщение нового материала и напоминает делать записи в таблицу.

 

- Это красная планета По соседству с нами. И зимой и даже летом Мёрзнет надо льдами. Странно, что ни говори, — Лёд не сверху, а внутри? (Марс) (Слайд 11) Четвертая планета Земной группы (Видеоролик)

 

Преподаватель проводит обобщение нового материала и напоминает делать записи в таблицу.

- В таблице не все ячейки заполнены, для дополнения таблицы данными вам необходимо воспользоваться учебников «Астрономия 10-11 класс» Чаругин, стр.60 (самостоятельная работа).

40 мин

5.

Обобщение и закрепление материала.

- Итак, мы познакомились с вами с планетами земной группы, прошу обратить внимание на слайд (Слайд 12)

Вот так должна быть заполнена ваша таблица в тетради. (Приложение 3).

- Давайте выделим общие характеристики планет земной группы:

- обладают высокой плотностью

- имеют в центре железное ядро, покрытое мантией и корой

- не имеют колец

- малое количество спутников

- А сейчас я предлагаю закрепить полученные знания. Для этого разделимся на 3 команды, знаете ли вы такую программу, как «Своя игра», предлагаю и нам в нее сыграть. (Приложение 5)

Каждая команда по очереди будет называть номер вопроса, отвечать на него и получать за это баллы. Кто будет отвечать на вопрос правильно в своих «Картах самооценки» ставит 1 балл. Счетовод будет подсчитывать баллы за игру. (Приложение 6). Объявление победителей.

20 мин

 

6.

 

Подведение итогов занятия

Давайте вспомним, что мы сегодня узнали на уроке:

(фронтальный опрос студентов)

Выставление отметок за урок.

7 мин

7.

Рефлексия

У вас на рабочем столе расположены два смайлика, прошу открыть один из них. По ним мы сможем определить, как вы оцениваете урок, полезная информация была сегодня на уроке или нет.

 

t1685317397aa.png

Урок полезен

t1685317397ab.png

Урок не очень полезен

 

5 мин

8.

Задание

для самостоятельной работы студентов

Подготовить доклад по одной из тем:

Самые высокие горы планет земной группы

Фазы Венеры и Меркурия

Возможна ли жизнь на Марсе? (Слайд 15)

2 мин


 

 

 


 

Заключение

Роль наглядности в преподавании астрономии — это один из основных принципов дидактики. Демонстрация слайдов, видеороликов наглядно иллюстрирует учебный материал, что способствует усвоению материала. Проведение данного урока с использованием ИКТ очень целесообразно, так как это позволит в более простой, интересной, доступной для обучающихся форме изучить материал урока.

С целью качественного изучения астрономии, использовались следующие методы обучения: метод–словесный (рассказ), метод – практический (заполнение таблицы), метод- иллюстративный (просмотр презентации, видеоролика). Чередование словесных методов и форм организации познавательной деятельности способствуют предупреждению перегрузки обучающихся в процессе урока. В методической разработке заявлены образовательные технологии: групповая технология, информационная и коммуникационная технология.

На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная работа, использовалась смена видов деятельности и форм работы.

Таким образом, урок сформировал познавательную деятельность студентов, понимание сути физического и химического состава планет земной группы, их свойств.

 

Список используемой литературы

Основная:

Астрономия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования /Е.В. Алексеева, П.М. Скворцов, Т.С. Фещенко, Л.А. Шестакова; под ред. Т.С. Фещенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с.

Астрономия: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.М. Чаругин. – М. Просвещение, 2018. – 144с.

Дополнительная:

Астрономия. Учебное пособие / М.М. Дагаев и др. - М.: Просвещение, 2018. - 384 c.

Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 237 с.

Солнечная система / А.А. Бережной. - М.: ФМЛ, 2017. - 694 c.

Общий курс астрономии / Э.В. Кононович. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2017. - 387 c.

 

 

Приложение 1.

«Карты самоконтроля»

Ф.И. студента

___________________

1

2

3

4

5

6

Повторение (утверждения)

 

 

 

 

 

 

Новый материал

(таблица)

 

 

 

 

 

 

«Своя игра»

 

 

 

 

 

 

Запишите сумму набранных баллов и

поставьте себе оценку за урок

Количество баллов

оценка

Оценка «3» количество баллов 25-30

Оценка «4» количество баллов 31-40

Оценка «5» количество баллов 41 и выше

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Утверждения:

1. В Солнечной системе 9 планет. (-)

2. Перечислим планеты в порядке увеличения их расстояний до Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун. (-)

3. По физическим характеристикам планеты Солнечной системы разделяют на две группы. (+)

4. Солнечная система – это вся материя, находящаяся в сфере притяжения Солнца. (+)

5. Солнечная система состоит из больших планет, астероидов, карликовых планет и звезд. (-)

6. Согласно общепринятой гипотезе, Солнечная система сформировалась в результате эволюции горячего плазменного шара. (-)


 


 


 


 

Приложение 3.

Характеристика физико-химических свойств планет

Характеристики

МЕркурий

Венера

Земля

Марс

1. Среднее расстояние до Солнца

 

 

 

 

2. Период обращения вокруг Солнца

 

 

 

 

3. Период вращения вокруг оси

 

 

 

 

4. Масса (в массах Земли = 1)

 

 

 

 

5. Размеры (диаметр по экватору)

 

 

 

 

6. Плотность

 

 

 

 

7.Температура поверхности (день/ночь)

 

 

 

 

8. Особенности атмосферы

 

 

 

 

9. Магнитное поле

 

 

 

 

10. Особенности рельефа

 

 

 

 

11. Количество спутников

 

 

 

 


 

Приложение 4.

Характеристика физико-химических свойств планет

Характеристики

МЕркурий

Венера

Земля

Марс

1. Среднее расстояние до Солнца, млн.км

57,9

108,2

149,6

228

2. Период обращения вокруг Солнца, (Земных суток)

88

224,7

365,26

687

3. Период вращения вокруг оси, (Земных суток)

58,6

243

23,93ч

24,62ч

4. Масса (в массах Земли = 1)

0,055

0,815

1 5,97*1024

0,107

5. Размеры (диаметр по экватору), км

4 880

12 104

12 756

6 794

6. Плотность, кг/м3

5 400

5 200

5 500

3 900

7.Температура поверхности (день/ночь), 0С

440/-183

464

52/-83

15/-130

8. Особенности атмосферы

Практически отсутствует

Углекислый газ, азот

Азот, кислород

Углекислый газ

9. Магнитное поле

слабое

отсутствует

Самое большое

отсутствует

10. Особенности рельефа

кратеры

равнины

 

равнины

11. Количество спутников, название

нет

нет

1, Луна

2, Фобос, Деймос

Приложение 5.

Вопросы «Своя игра»

Категория «Меркурий»

В чью честь называют кратеры на Меркурии? (деятели мировой культуры) 10 б.

Почему на Меркурии такой большой перепад температур? (из-за отсутствия атмосферы) 20 б.

Какой космический корабль обнаружил слабое магнитное поле Меркурия? (Маринер 10) 30 б.

Почему плотность Меркурия в 5,4 раза больше плотности воды? (массивное железно-никелевое ядро) 40 б.

Каков угол наклона оси вращения Меркурия по отношению к его орбите? (перпендикулярен = 900) 50 б.

 

Категория «Венера»

Во сколько раз давление на Венере больше земного? (В 90 раз больше) 10 б.

Как вращается Венера относительно свое оси? (по ходу часовой стрелки) 20 б.

Назовите два газа, которые преобладают в атмосфере планеты (Углекислый газ и азот) 30 б.

Наличие чего объясняет тот факт, что Венера самая горячая планета? (слой облаков толщиной 15 м) 40 б.

Из какого химического элемента состоят облака на Венере? (серной кислоты) 50 б.

 

Категория «Марс»

Во сколько раз магнитное поле Марса слабее земного? (В 500 раз слабее) 10 б.

Средняя температура на планете (60 °С) 20 б.

Какие химические соединения, составляющие почву планеты, дают ей красный цвет? (оксид железа) 30 б.

Что можно наблюдать на поверхности Марса зимой? (снег и иней) 40 б.

Как называется потухший вулкан на Марсе, являющийся высочайшей горой среди гор планет Солнечной системы? (Гора Олимп) 50 б.


 


 

Приложение 6.

Оценочный лист для игры «Своя игра»

Название команды

Баллы

Итог

Меркурий

 

 


 

 

Венера

 

 


 

 

Марс

 

 


 

 


 


 

Приложение 7.

t1685317397ac.png

t1685317397ad.png

Слайд 1

Слайд 2

 

 

 

 

t1685317397ae.png

t1685317397af.png

Слайд 3

Слайд 4

t1685317397ag.png

t1685317397ah.png

Слайд 5

 

Слайд 6

t1685317397ai.png

t1685317397aj.png

Слайд 7

t1685317397ak.png

Сt1685317397al.png лайд 8

 

                                  Слайд 9

t1685317397am.png

Слайд 10

t1685317397an.png

                              Слайд 11

Слайд 12

t1685317397ao.png

t1685317397ap.png

Слайд 13

Слайд 14

t1685317397aq.png

 

Слайд 15
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 

 

 

 

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.