12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Овсяникова Ольга Викторовна66
Меня зовут Ольга Викторовна. В настоящее время работаю в центре дополнительного образования "Надежда" заместителем директора по УВР, а так же являюсь педагогом дополнительного образования объединения "Студия изобразительного искусства "Палитра"
Россия, Саха (Якутия) респ., Айхал

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Надежда»







Методическая разработка открытого занятия

Тема: «Тематический рисунок. Разные по характеру образы»




t1712797946aa.jpgt1712797946ab.jpg



Автор: Овсяникова Ольга Викторовна - педагог дополнительного образования.

Направленность: художественное

Возраст детей: 9- 17 лет

Место реализации методической разработки: пгт. Айхал Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»», объединение «Студия изобразительного искусства «Палитра».










п. Айхал, 2024 г.




Аннотация



Методическая разработка открытого занятия «Тематический рисунок. Разные по характеру образы» разработана с использованием инновационных методов и технологий, способствующих повышению уровня мотивации к изучению изобразительного искусства. В данной разработке представлена возможность использования на занятиях изобразительного искусства информационные коммуникативные технологии, способствующие расширению предметных знаний, проявления коммуникативных способностей и определенных качеств обучающегося (расширения границ объема и операционного содержания мышления, представления, воображения, предвидения и т. д.)  формирование познавательных, регулятивных учебных действий. Используемые на занятии методы и технологии способствует повышению интереса не только к предмету, но и позволяют кардинально изменить модель обучения, перейти от изложения информации, подкреплённой наглядными образами, к самостоятельному поиску, анализу информации и наглядности, что в свою очередь открывает возможности для самообразования и самосовершенствования личности.

Актуальность данного материала определяется развитием современного общества и неразрывно связано с формированием информационной культуры обучающихся, освоения.

Безграничный познавательный интерес современного ребенка успешно реализуется через организацию образовательного путешествия.

Образовательное путешествие, как правило, состоит из трёх взаимосвязанных этапов:

- подготовка к путешествию;

- работа на маршруте;

- подведение итогов путешествия (защита)






















Тема занятия: «Тематический рисунок. Разные по характеру образы»


Цель занятия: выполнить тематический рисунок с использованием разных по характеру образы.

Задачи:

Образовательная:

- познакомить обучающихся с понятием «Художественный образ», структурой, свойствами, видами художественного образа.

- познакомить обучающихся с ролью характера картины в ее восприятии.

- нацелить обучающихся к выполнению тематической творческой работы через применение ИКТ (выполнение интеллектуальной карты, мудборда).

- выполнить творческую работу.

Развивающая:

-содействовать развитию самостоятельности в поиске решения изобразительных задач

- способствовать развитию интеллектуально-эвристических способностей, творческих способностей, способности переноса имеющихся знаний на новые ситуации.

Воспитательная:

- содействовать воспитанию внимательности, эстетического вкуса.

- способствовать достижению личностных результатов;

Основные понятия (глоссарий занятия): художественный образ, структура художественного образа, содержание, предмет, тема, идея, форма, внутренняя форма, внешняя форма, сюжет, композиция, характер, элементы живописи, язык искусства, жанр, свойства художественных образов, характер картины, интеллектуальная карта, мудборд.

Тип занятия: изучение нового материала

Время занятия: 90 мин.

Форма работыгрупповая, индивидуальная

Планируемый результат.

Предметный - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.

Личностные: формировать уважительное отношение к культуре и искусству.

Межпредметные: мировая – художественная культура, искусствоведение, история

- художественно-эстетическое познание действительности как способности ребенка к вычленению в явлениях действительности и искусства, качеств, свойств, порождающих художественно-эстетическое переживание;

- процесс восприятия произведений искусств направлен на понимание и переживание художественного образа и выделение средств выразительности, что побуждает детей к сравнению различных произведений искусств и сопоставлению их с реальным миром;

- разнообразие видов восприятия и собственной творческой деятельности подводит детей к пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей жизни каждого человека;

- художественное восприятие как развитие способностей ребенка помогает входить ему в мир художественной культуры и порождать новые культурные миры на основе собственного восприятия;

- способность к художественному восприятию формируется и развивается у детей не только в художественно-творческой деятельности, но и в процессе активного взаимодействия - общения с искусством и его художественными образами; созидание в процессе творческой деятельности способствует непрерывному познанию окружающего мира ребенком через художественные образы в искусстве;

- совершенствование опыта художественного восприятия является ключевым инструментом познания детьми искусства

Учебно-материальное оснащение:

- Компьютер;

- экран;

- ноутбуки.

Материально-дидактическое оснащение: презентационные слайды.

Зрительный ряд: презентация «Художественный образ».

Музыкальный ряд: Позитивная зарядка для школьников СССР.

Художественные материалы: бумага (А3), краска гуашь, набор кистей, карандаш, ластик.

Методы и приёмы обучения:

инновационный современный метод - ИКТ

метод словесный рассказ, беседа;

наглядный метод ПК, экран, презентация;

практический метод – выполнение задания на закрепление изученного материала;

методы стимулирования учебной деятельностиформирование интереса, создание ситуации новизны, поощрение.


Используемые педагогические технологии:

личностно-ориентированные;

здоровьесберегающие технологии;

информационно-коммуникационные технологии (технология создание презентации)


Межпредметные связи: история и культурология, информатика.

Этапы занятия:

Организационный момент (3 мин.)

Проверить явку и готовность обучающихся к занятию.

Проверить психологический настрой воспитанников на предстоящее занятие.

Активизация внимания, мотивация. (5 мин.)

- Здравствуйте ребята! Сегодня тема нашего занятия «Тематический рисунок. Разные по характеру образы». Разбирая тему, мы с вами узнаем, что такое художественный образ, разберем его структуру, свойства, виды ролью характера картины в ее восприятии, а также научимся составлять интеллектуальные карты и мудборды для разработки тематического рисунка. В первой половине занятия мы познакомимся с новыми для нас понятиями и выполним практическое задание по разработки интеллект-карты и мудборта с помощью ноутбуков. Во второй половине занятия, каждый из вас начнет работать над своим тематическим рисунком.

- Что такое Художественный образ? Как вы думаете? Допускаются даже самые фантастические предположения и даже ошибки. (Ответы детей).

3. Изучение нового материала. (37 мин.)


- Итак давайте разберемся с что такое «Художественный образ»

Результатом творческого процесса является произведение, форма выражения которого может быть самой разнообразной. Это и архитектурное сооружение, и живописное полотно, ювелирное изделие, литературное произведение и т.д.. Но произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.

Художественный образ – это выражение своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира через художественное произведение. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, свое понимание действительности.

- Вы все наверно слышали такую фразу: - «Я художник, я так вижу!». О чем она? (ответы детей). Художественный образ не может и не должен быть абсолютной копией единичного явления. Художник не копирует натуру, а творит. Гете говорил, что, если художник точно воспроизвел живого пуделя, надо радоваться не рождению нового произведения искусства, а новой собаки. Невозможно воспроизвести в романе или фильме и тем более на холсте реальную жизнь реального человека. Нельзя получить исчерпывающую информацию о чьем-то внутреннем мире – необходим творческий отбор наиболее главного, наиболее существенного. Настоящий художник постоянно открывает новые подробности, детали, свойства предметов, которые либо вообще не замечались людьми, либо не были ими оценены в достаточной степени. 

Художественный образ – это всегда художественное обобщение. Художественное обобщение – процесс и результат создания образов в искусстве. В нем два главных момента:

Выявление и отбор общих, существенных принципов окружающего мира;

Воплощение этих признаков в единичных чувственно-конкретных образах.

Художественный образ – это единство смыслового содержания и материального воплощения.

Важнейшая особенность художественного образа – это его субъективность. Если вы обратите внимание на портреты известных людей, то обнаружите, что видение этого человека разными художниками очень сильно различалось. Каждый художник видит своего героя по-своему. Петр I на картине Сурикова «Утро Стрелецкой казни» – это Суриковский Петр, у Серова – свой Петр.

- Структура художественного образа. 

В понимании структуры произведения ключевую роль играют понятия формы и содержания.

Содержание — конкретное наполнение художественного образа, действительность в сознании творца. 

Основные элементы содержания 

Предмет – элемент бытия, на который обратил внимание автор произведения.

Тема – то, о чем создано произведение, обобщает круг жизненных явлений, затронутых в произведении. Формируется путем сложного отбора качеств, имеющих общечеловеческую ценность. В искусстве существуют «вечные» темы, к которым обращаются художники со времен, когда человек начал осознавать себя личностью: любовь, материнство, тема борьбы добра и зла, самопожертвование.

В произведении может быть одна большая тема, или несколько тем при одной главной, или ряд относительно равноправных тем.

Идея художественного произведения – то, что передает автор, (его настроение, тоску, печаль), главный смысл. Идеи опираются на позицию автора и его мировоззрение. Идея входит в содержание художественного процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё художественное произведение, его конкретную тематическую ткань.

- Рассмотрим пример. Французский скульптор ХІХ-ХХв.в. А.Майоль создал скульптуру сидящей обнаженной женщины и назвал ее «Мысль». Тема— изображение гармонического тела в покое, в позе раздумья, идея-мысль есть покой и гармония. Мысль как художественный образ, стала идеей и других произведений. Скульптура французского художника О.Родена «Мыслитель» передает напряжение мысли, а в картине Литовского мастера М.Чюрлениса мысль- прожектор, освещающий тьму.

- Форма в искусстве есть способ выражения и существования содержания, его внутренняя организация.  

Форма и ее структура

Различают внутреннюю и внешнюю форму.

Внутренняя форма -структурно – композиционный аспект художественного произведения, возникает вместе с содержанием еще в замысле. Это характеры, персонажи, сюжеты, композиция. Внутренняя форма оказывает влияние на выбор внешней формы и работу с материалом и «языком» искусства.

Сюжет — это предмет изображения. Событие, которое взволновало художника, со временем ляжет в основу сюжета, но в общем плане приобретет качества темы.

Так в картине К. Брюлова «Последний день Помпеи» можно выделить две темы: разрушения и человеческого самопожертвования. Сюжетом для картины послужили трагические события в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия в 79 году нашей эры.

Композиция — важнейший организационный элемент, состоящий из приемов и закономерностей, служащих для создания художественного произведения и придающих ему выразительность и гармоничность. Композиция отвечает за соотношение и соразмерность отдельных частей и элементов, за их расположение в пространстве и согласованность, созвучие таким образом, чтобы придать всему произведению единство и целостность восприятия. Построение- в каждом виде искусства специфично. Иногда (в джазе) выражает отсутствие правил, импровизацию.

От четкости композиционного решения зависит художественное содержание произведения.

Характер. Характер картины может быть разнообразным — от веселого и яркого до мрачного и таинственного. Он проявляется через выбор цветовой гаммы, композиции, светотени и формы. Все эти элементы помогают передать основную идею и настроение произведения.

Внешняя форма – материальные изобразительные средства, определённым образом организованные для воплощения содержания, внутренней формы.

Так элементы живописи — объем и плоскость, линия и форма, цвет и светотень, и др. получают точное предметное значение. Краска на палитре художника – материал, на полотне – составная часть произведения. В рисунке от руки бумага – и материал и элемент готового произведения искусства. Художник в процессе воплощения замысла стремится раскрыть возможности материала, художественно их «обыграть». Особенности материала сказываются на форме, а через нее – на содержании.

Язык искусства подвержен влиянию социально-исторического климата эпохи, господствующих настроений и идеалов. Все, что искусство черпает в природе, в общественной жизни, технике, повседневном человеческом опыте для пополнения своих формальных средств, перерабатывается в специфическую худ. систему. Например, прямая и обратная перспектива в живописи.

Жанр – компонент художественной формы (пейзаж, натюрморт, портрет, историческая живопись и т.д.).

- Свойства художественных образов

Единство общего и конкретного.

Единство эмоционального и рационального (чувства и разума)

Единство субъективного и объективного

- Роль характера картины в ее восприятии

Характер картины может быть разнообразным — от веселого и яркого до мрачного и таинственного. Он проявляется через выбор цветовой гаммы, композиции, светотени и формы. Все эти элементы помогают передать основную идею и настроение произведения.

Например, яркие и насыщенные цвета создают ощущение радости и энергии, в то время как темные и приглушенные тона могут передавать грусть и тоску. Кроме того, композиция картины может вызывать различные эмоции у зрителя. Например, диагональные линии и динамичные углы могут создавать ощущение движения и напряжения, а горизонтальные линии и спокойные формы могут передавать чувство умиротворения и гармонии.

Характер картины также может определять ее содержание и сюжет. Например, на картинах с портретами можно увидеть различные эмоции лиц, что помогает в раскрытии характера и эмоционального состояния изображаемых персонажей. Картины с пейзажами могут передавать атмосферу места и времени.

Таким образом, характер картины имеет большое значение для ее восприятия и интерпретации.

Некоторые картины могут наполнять нас радостью и умиротворением. Они передают яркие и позитивные эмоции, создавая приятное настроение. Картины, которые вызывают грусть или тоску. Они передают эмоции тревоги, одиночества, горя или меланхолии. Такие произведения искусства могут отображать трагические события, портретировать печальных персонажей или просто использовать темные и печальные цвета и тона.

Картины могут вызывать удивление или восторг. Они могут быть проникнуты сюрреализмом, необычными формами, фантастическими сюжетами или яркими красками. Рассматривая такую картину, мы можем чувствовать восторг и удивление перед творческой фантазией и оригинальностью художника.

Здоровьесберегающая минутка.

- Ребята, я вижу, что вы немного устали. Давайте сделаем зарядку. Прошу для этого встать и выйти из-за своего стола. Повторяем движения (зарядка 2 мин.).

4. Первичная проверка понимания (20 мин.)

- Ребята, теперь мы переходим к выполнению одного из практических заданий – это составление интеллектуальной карты. Интеллектуальная карта — это визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Вам необходимо составить карту на тему и характер указанную в конверте. Прошу вскрыть конверты, ознакомиться с темой и перейти по ссылке в Google Jamboard. Время выполнения 10 мин. (выполнение задания). Записываем все идеи, которые у вас возникли.

- Ребята, время истекло, и мы переходим ко второй части нашего практического задания. Это составление мудборда. Мудборд (доска настроения) — это визуальное представление будущей работы. Мудборд (от англ. moodboard — доска настроения) — это визуальное представление будущего дизайна. Внешне это может быть любое единое пространство — большой лист, полотно или доска — на котором собраны разные визуальные элементы. То есть это коллаж из образов, которые отражают желаемую стилистику и настроение проекта. Мудборд готовят во время проработки концепции. Цель на этом этапе — определить направление и стиль, найти нужные визуальные образы и исключить неподходящие идеи. Такой коллаж мы будем составлять в презентации PowerPoint. Время выполнения 10 мин (выполнение задания). Для поиска нужных образов вам нужно использовать сеть интернет.

5. Практическая работа. Выполнение задания (35 мин.)

- Следующим этапом нашей практической работы является выполнение разработанного вами тематического рисунка. Самостоятельная деятельность. (35 мин.)

6. Подведение итогов, рефлексия (10 мин.)

-Итак, подведём небольшой итог. Сегодня мы с вами познакомились с понятием «Художественный образ», изучили его характеристики. Что вам запомнилось из сегодняшней темы?

- Ребята надеюсь, что вам понравилось наше занятие! Готовы ли вы снова на такой эксперимент?

- Ребята скажите пожалуйста, было ли вам интересно на нашем занятии? Какие задания вас более впечатлили? Почему?

- Было ли трудно выполнять задание? С какими трудностями вы столкнулись?

- Ребята всем большое спасибо, до свидания!























Приложения к открытому занятию «Тематический рисунок. Разные по характеру образы»



t1712797946ac.gift1712797946ad.gif

Задание №1

Выполните интеллектуальную карту на тему «На море», с учетом характера будущей сюжетной работы:

- спокойствие;

- умиротворение;

- ностальгия;

- грусть.





Задание №1

Выполните интеллектуальную карту на тему «На море», с учетом характера будущей сюжетной работы:

- ликование;

- умиротворение;

- счастье;

- веселье.





t1712797946ae.gif

Задание №1

Выполните интеллектуальную карту на тему «На море», с учетом характера будущей сюжетной работы:

- гнев;

- обида;

- злость;

- тревога.



























































Пример интеллектуальной карты.


t1712797946af.jpg


Пример мудборда

t1712797946ag.jpg





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.