Урок информатики в 8 классе «Алгоритмы и Исполнители. Цикл N раз»
Алгоритмы и Исполнители Цикл N раз Учитель информатики Смирнова Г.Х. МБОУ «Гимназия №122 им. Ж.А. Зайцевой» г. Казани
Учись так, как будто постоянно ощущаешь, что знаний не хватает Конфуций
Как мы учимся учиться? Сначала мы должны сами определить, что мы не знаем, а затем сами должны найти новый способ действий.
Какое основное понятие информатики мы начали изучать на прошлых уроках? Что такое алгоритм?Общая схема работы алгоритма? Какие алгоритмы в используете в повседневной жизни? Какие алгоритмы вы изучали на уроках информатики? Какие алгоритмы вы изучали на других предметах? Что общего у всех алгоритмов? Что означает свойство дискретность, понятность, определённость, результативность, массовость? Вопросы для повторения:
Алгоритм - предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами дискретности, понятности, определённости, результативности и массовости. Какое основное понятие информатики мы начали изучать на прошлых уроках?
Примеры алгоритмов Пополнение счёта телефона через терминал Подойти к терминалу по оплате платежей Выбрать оператора связи Ввести номер телефона Проверить правильность введённого номера Вставить денежную купюру в купюроприёмник Дождаться сообщения о зачислении денег на счёт Получить чек
Примеры алгоритмов Рисование лошади
Примеры алгоритмов Исходные данные Алгоритм Результат Общая схема работы алгоритма Задать два числа Сложить заданные числа Разделить сумму на 2 Вычислительный алгоритм Среднее арифметическое двух чисел
Для кого пишутся алгоритмы? Дайте определение исполнителя. Какие виды исполнителей вы знаете? Назовите общие характеристики исполнителей. В чём важность возможности формального исполнения алгоритмов? Вопросы
Исполнитель алгоритма
Исполнитель алгоритма - человек Человек – и создатель алгоритмов, и исполнитель алгоритмов!
Исполнитель алгоритма - компьютер Компьютер – это только исполнитель алгоритмов, введенных в его память в виде компьютерной программы
Исполнитель алгоритма Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд. Формальный Неформальный Исполнитель Круг решаемых задач Среда исполнителя Режимы работы Непосредственное управление Программное управление Область, обстановка, условия Исполнители алгоритмов СКИ
Возможность автоматизации деятельности человека Решение задачи по готовому алгоритму требует от исполнителя только строгого следования заданным предписаниям. Формальное исполнение алгоритма обеспечивает возможность автоматизации деятельности человека Человек освобождается от рутинной работы, выполнение которой поручается автомату
Роботизированная линия сборки, управляемая компьютером и запрограммированная на производство сварных швов на корпусе каждого автомобиля Автоматизация деятельности человека
Исполнитель Робот.
Круг решаемых задач Робота Исполнитель Робот может передвигаться по полю, до границы поля и закрашивать клетки.
вверх — Escape, Up (стрелка вверх) вверх — Escape, Up (стрелка вверх) вниз — Escape, Down (стрелка вниз) влево — Escape, Left (стрелка влево) вправо — Escape, Right (стрелка вправо) закрасить — Escape, Space (пробел) СКИ Робота:
Среда(обстановка) Робота Исполнитель Робот существует в некоторой обстановке — прямоугольном поле(10*16), разбитом на клетки, между которыми могут стоять стены. Робот может передвигаться по полю, закрашивать клетки.
Файл со стандартной обстановкой входит в поставку Кумира (10x16.fil). Стандартной обстановкой является пустая обстановка максимально допустимого размера 10*16 с Роботом в левом верхнем углу.
Робот -> Сменить стартовую обстановку Выбрать файл 10*16.fil
Показать Окно Робота
Режимы работы Робота Выполнять алгоритм непрерывно, F9 Выполнять алгоритм по шагам, F8
Общий вид алгоритма Алгоритм на языке КуМир записывается так: использовать Робот алг имя алгоритма · дано что известно · надо что требуется сделать нач · последовательность команд Робота кон
Общий вид алгоритма
Задача №1 Написать алгоритм рисования фигуры для Робота от клетки А до Б. Использовать начальное поле Робота 10*16.fil
Алгоритм рисования задача №1
Задача №2 Написать алгоритм для рисования Роботом узора от клетки *до клетки c ромбом. Использовать начальное поле Робота 10*16.fil *
Тема урока Алгоритмы и исполнители. Цикл N раз
Повторение Повторение - последовательность действий, выполняемых многократно. Алгоритмы, содержащие конструкцию повторения, называют циклическими или циклами. Последовательность действий, многократно повторяющаяся в процессе выполнения цикла, называется телом цикла.
Цикл n раз нц число повторений раз · тело цикла (последовательность команд) кц Цикл N раз применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать.
Чтобы вставить цикл в свою программу можно в меню Вставка выбрать пункт нц-раз-кц или комбинацию клавиш Esc, Р (русская буква Р) или Esc, H (латинская буква H). Причем клавиши надо нажимать последовательно — сначала Esc, отпустить ее и только потом Р или H. Р затем
Алгоритм «Узор» При составлении алгоритма закрашивания однотипных фигур необходимо использовать алгоритм: нц количество фигур раз Команды, при выполнении которых Робот должен закрасить «фигуру» Команды, при выполнении которых Робот должен перейти к началу следующей «фигуры» кц
Алгоритм рисования задачи №2
Задача №3 Составим программу, исполняя которую Робот нарисует на клетчатом поле меандр из 4 витков. Начальное положение - *. *
Алгоритм решения задача №3
Составьте программу рисования узора. Начальное положение робота отмечено *. * Задача №4
Алгоритм решения Задача №4
Загрузка Практикума Инструменты - Практикум
Инструменты - практикум Загрузить курс – Выбираем задачу –задание 2….
Задача 2С. Закрасьте все клетки, помеченные звездочками. Используйте циклы нц ... раз там, где это возможно.
Алгоритм решения
Результат работы
Задача 2D Закрасьте все клетки, помеченные звездочками. Используйте циклы нц ... раз там, где это возможно.
Алгоритм решения. Задача №2D Алгоритм решения. Задача №2D
Результат решения. Задача №2D
Оцените свою работу Я работал на уроке с желанием. Был уверен в себе. Мне было интересно. Я работал на уроке с желанием но не очень уверенно, волновался. Я работал на уроке без желания. Боялся отвечать и выполнять работу.
§2.3 стр.90-91,задача №25 (учебник Л.Л. Босова «Информатика – 8 класс. ФГОС»). Задачи из электронного практикума среды «Кумир. Исполнитель Робот» задачи №2Е, 2F.
Задачи домашнего задания практикум Кумир для следующего урока
Составьте программу рисования узора. Начальное положение робота отмечено . Задача 2Е
Алгоритм решения . Задача 2Е
Результат решения. Задача №2E
Задача 2F
Алгоритм решения . Задача 2F