Урок информатики в 8 классе «Алгоритмы и Исполнители. Цикл N раз»

2
0
Материал опубликован 24 March 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тип урока: ОНЗ (открытия новых знаний), 8 класс

Тема: «Алгоритмы и Исполнители. Цикл N раз»

Учитель информатики высшей категории Смирнова Гузэль Хадиевна

г. Казань, МБОУ «Гимназия №122 им. Ж.А. Зайцевой»


Алгоритмы и исполнители Цикл N раз
PPTX / 6 Мб

Ход урока:

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: актуализировать знания о алгоритме и его свойствах;

2) Актуализация знаний о исполнителях и их общих характеристиках, о формальных и неформальных исполнителях;

3) Актуализировать знания о исполнителе Робот, его командах;

4) представление об алгоритмической конструкции цикл N раз, умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя Робот, умение составлять простые(короткие) алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд.

Метапредметные:

Умение выделять циклические алгоритмы с заданным числом повторений в различных задачах и процессах.

Личностные:

Понимание смысла понятия алгоритм и широты его применения

Развивать алгоритмическое мышление , необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе

 Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

ПК учителя, проектор, электронная доска, ПК учеников.

  • алгоритм;
  • повторение;
  • цикл N раз (с известным количеством повторений);
  • тело цикла;
  • Команды Робота.
  • Средства ИКТ, используемые на уроке:

Электронные приложения:

Презентация «Алгоритмы и исполнители. Цикл N раз», программа Кумир и исполнитель Робот, практикум задач для исполнителя Робот.

Раздаточный материал: Задачи для учеников по теме «Цикл N раз», карточки для рефлексии, цветные карточки для рефлексии.

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;

2) определить содержательные рамки урока: алгоритмы и исполнители

3) мотивировать к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Здравствуйте, ребята!

На каждом уроке мы с вами продвигаемся в открытиях новых знаний по информатике. Посмотрите на высказывание китайского философа Конфуция «Учись так, как будто постоянно ощущаешь, что знаний не хватает».

-А чему вы ещё учитесь на уроках? (Мы учимся учиться).

- Как мы учимся учиться?

Ответ учащихся: Сначала мы должны сами определить, что мы не знаем, а затем сами должны найти новый способ действий.

- Молодцы! Готовы? (Да.)

- Собрались. С хорошим настроением начинаем работать. Я желаю вам успеха.


 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: актуализировать знания о алгоритме и его свойствах;

2) Актуализация знаний о исполнителях и их общих характеристиках, о формальных и неформальных исполнителях;

3) Актуализировать знания о исполнителе Робот, его командах;

4) предъявить задание для пробного действия, организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

5) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Вопросы для повторения:

Какое основное понятие информатики мы начали изучать на прошлых уроках?(Алгоритм)

Что такое алгоритм? (Алгоритм – описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату). Более полное определение. Алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами:

  • дискретности
  • понятности
  • определённости
  • результативности
  • массовости

Какие алгоритмы в используете в повседневной жизни?(приготовление блюда по рецепту, пополнение счёта телефона через терминал, переход дороги на светофор.)

Какие алгоритмы вы изучали на уроках информатики?(Алгоритм работы в MS Worde, Power Pointe, в Painte, в ОС Windows, алгоритмы перевода чисел из 10 –ой системы в 2,8,16 системы и обратно.

Какие алгоритмы вы изучали на других предметах? (Правила сложения, вычитания, умножения и деления чисел, грамматические правила, геометрические построения)

Что общего у всех алгоритмов? (Свойства алгоритмов: дискретность, понятность, определённость, результативность, массовость).

Что означают свойство дискретность, понятность, определённость, результативность, массовость)?

Для кого пишутся алгоритмы? Для исполнителей. Дать определение исполнителя.

(Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд).

Решаем задачи.

Задача 1 (см. слайд 26). Выполняем задачу на компьютерах. Загружаем исполнителя Робот и начальную стандартную обстановку.

Кто не справился, смотрим алгоритм рисования фигуры на доске.

  • Какие виды исполнителей вы знаете?(Формальные и неформальные).
  • Назовите общие характеристики исполнителей.
  • В чём важность возможности формального исполнения алгоритмов?
  • С каким исполнителем мы познакомились на прошлом уроке? (Робот).
  • Опишите среду исполнителя Робот, СКИ, круг решаемых задач, режимы работы.
  • Опишите эталон структуры алгоритма для Робота.


 


 

Задача №2, пробное действие(см. слайд 28).

Время выполнения закончилось. Поднимите руку , кто выполнил задание. А почему не сделали? А как можно выполнить задание?

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);

4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Где возникло затруднение? (Мы не можем написать короткий алгоритм).

Мы не знаем команду Робота.

Почему возникло затруднение? (у нас нет эталона команды повторения в программе Робот).

Как будем выходить из затруднения?(Надо поставить перед собой цель, составить план(проект) действий)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1)организовать построение проекта выхода из затруднения:

2) учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

3) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

4)учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);

5)учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Сформулируйте тему урока(дети формулируют): «Алгоритмы и исполнители. Цикл N раз».

Цель урока: научиться писать алгоритмы с циклом N раз.

  • Какой командой надо пользоваться при выполнении этого алгоритма?
  • Что известно в этой команде? (количество повторений). Что надо повторять (рисование крестика).
  • Как можно приблизительно записать эту команду?
  • Что такое повторение? Синоним слова повторение?

 Молодцы! Запишите тему урока в тетрадях.

 Составьте план своей работы.

 Что дальше вы должны сделать?

5. Реализация построенного проекта на ПК

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднения;

5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организация учебного процесса на этапе 5:

Дальше работа продолжается в группах. Придумайте структуру команды повторения.

Группы записывают свою структуру команды на доске, одна из групп комментирует выполнение задания, остальные уточняют или дополняют ответ отвечающих.

После согласования на доску вывешивается эталон структуры команды Цикл N раз.

 Теперь вы сможете выполнить пробное задание №2 на компьютерах? Выполняем. У кого не получилось, смотрим на доску.

Показывается алгоритм решения задания №2.

6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: за ПК, по парам..

Решаем задачи №3 и выполняем на ПК.


 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом);

3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки);

4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Для самостоятельной работы я предлагаю выполнить задачи №4 (см. условие на листах) и дополнительно задачи по выбору из практикума Кумир №2С, 2D.

Учащиеся работают самостоятельно по парам за ПК и сопоставляют свои работы с образцом решения задачи №4.

Ошибки исправляются, анализируются, выясняется их причина.

Дополнительные задачи по выбору из практикума Кумир, исполнитель Робот №2С, 2D. Загрузка среды Кумир – Исполнитель Робот - Инструменты – Практикум – Загрузить курс - выбрать задачу.


 


 

8. Рефлексия деятельности на уроке

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 9:


Какие «открытия» вы совершили на уроке?

 Что использовали для «открытия» нового знания?

 Какие трудности встретили?

 Что вам помогло справиться с затруднениями?

 Вы достигли поставленной цели?

 Проанализируйте свою работу на уроке.

Учащиеся работают с карточками рефлексии .

1) Я знаю, что такое алгоритм и и его свойства_______________________________;

2) Я знаю, что такое исполнитель и его характеристики________________________________;

3) Я знаю, структуру команды цикла N раз_______________________;

4) Я умею составлять алгоритмы с циклом n раз_____________________________________;

5) Я умею работать с исполнителем Робот________________________________________;

6) У меня сегодня на уроке все получалось___________________________________________;

7) Я составил и выполнил сегодня задачи №_______________________________________ в самостоятельной работе (перечислить их)

8) У меня вызвало затруднение(№ задач и в чём):__________________________________

 

 


 


Домашнее задание: §2.3 стр.90-91,задачи из электронного практикума среды «Кумир. Робот» задачи №2Е, 2F.

Используемые источники:

  • Босова Л.Л. Учебник «Информатика. ФГОС» 8 класс. Издательство: Бином. ЛБЗ, 2015г.
  • Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса, П2.3.
  • Электронный практикум среды Кумир для исполнителя Робот.

 


 

13

Предварительный просмотр презентации

Алгоритмы и Исполнители Цикл N раз Учитель информатики Смирнова Г.Х. МБОУ «Гимназия №122 им. Ж.А. Зайцевой» г. Казани

Учись так, как будто постоянно ощущаешь, что знаний не хватает Конфуций

Как мы учимся учиться? Сначала мы должны сами определить, что мы не знаем, а затем сами должны найти новый способ действий.

Какое основное понятие информатики мы начали изучать на прошлых уроках? Что такое алгоритм?Общая схема работы алгоритма? Какие алгоритмы в используете в повседневной жизни? Какие алгоритмы вы изучали на уроках информатики? Какие алгоритмы вы изучали на других предметах? Что общего у всех алгоритмов? Что означает свойство дискретность, понятность, определённость, результативность, массовость?  Вопросы для повторения:

Алгоритм - предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами дискретности, понятности, определённости, результативности и массовости. Какое основное понятие информатики мы начали изучать на прошлых уроках?

Примеры алгоритмов Пополнение счёта телефона через терминал Подойти к терминалу по оплате платежей Выбрать оператора связи Ввести номер телефона Проверить правильность введённого номера Вставить денежную купюру в купюроприёмник Дождаться сообщения о зачислении денег на счёт Получить чек

Примеры алгоритмов Рисование лошади

Примеры алгоритмов Исходные данные Алгоритм Результат Общая схема работы алгоритма Задать два числа Сложить заданные числа Разделить сумму на 2 Вычислительный алгоритм Среднее арифметическое двух чисел

Для кого пишутся алгоритмы? Дайте определение исполнителя. Какие виды исполнителей вы знаете? Назовите общие характеристики исполнителей. В чём важность возможности формального исполнения алгоритмов? Вопросы

Исполнитель алгоритма

Исполнитель алгоритма - человек Человек – и создатель алгоритмов, и исполнитель алгоритмов!

Исполнитель алгоритма - компьютер Компьютер – это только исполнитель алгоритмов, введенных в его память в виде компьютерной программы

Исполнитель алгоритма Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд. Формальный Неформальный Исполнитель Круг решаемых задач Среда исполнителя Режимы работы Непосредственное управление Программное управление Область, обстановка, условия Исполнители алгоритмов СКИ

Возможность автоматизации деятельности человека Решение задачи по готовому алгоритму требует от исполнителя только строгого следования заданным предписаниям. Формальное исполнение алгоритма обеспечивает возможность автоматизации деятельности человека Человек освобождается от рутинной работы, выполнение которой поручается автомату

Роботизированная линия сборки, управляемая компьютером и запрограммированная на производство сварных швов на корпусе каждого автомобиля Автоматизация деятельности человека

Исполнитель Робот.

Круг решаемых задач Робота Исполнитель Робот может передвигаться по полю, до границы поля и закрашивать клетки.

вверх — Escape, Up (стрелка вверх) вверх — Escape, Up (стрелка вверх) вниз — Escape, Down (стрелка вниз) влево — Escape, Left (стрелка влево) вправо — Escape, Right (стрелка вправо) закрасить — Escape, Space (пробел) СКИ Робота:

Среда(обстановка) Робота Исполнитель Робот существует в некоторой обстановке — прямоугольном поле(10*16), разбитом на клетки, между которыми могут стоять стены. Робот может передвигаться по полю, закрашивать клетки.

Файл со стандартной обстановкой входит в поставку Кумира (10x16.fil). Стандартной обстановкой является пустая обстановка максимально допустимого размера 10*16 с Роботом в левом верхнем углу.

 Робот -> Сменить стартовую обстановку Выбрать файл 10*16.fil

Показать Окно Робота

Режимы работы Робота Выполнять алгоритм непрерывно, F9 Выполнять алгоритм по шагам, F8

Общий вид алгоритма Алгоритм на языке КуМир записывается так: использовать Робот алг имя алгоритма · дано что известно · надо что требуется сделать нач · последовательность команд Робота кон

Общий вид алгоритма

Задача №1 Написать алгоритм рисования фигуры для Робота от клетки А до Б. Использовать начальное поле Робота 10*16.fil

Алгоритм рисования задача №1

Задача №2 Написать алгоритм для рисования Роботом узора от клетки *до клетки c ромбом. Использовать начальное поле Робота 10*16.fil *

Тема урока Алгоритмы и исполнители. Цикл N раз

Повторение Повторение - последовательность действий, выполняемых многократно. Алгоритмы, содержащие конструкцию повторения, называют циклическими или циклами. Последовательность действий, многократно повторяющаяся в процессе выполнения цикла, называется телом цикла.

Цикл n раз нц число повторений раз · тело цикла (последовательность команд) кц Цикл N раз применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать.

Чтобы вставить цикл в свою программу можно в меню Вставка выбрать пункт нц-раз-кц или комбинацию клавиш Esc, Р (русская буква Р) или Esc, H (латинская буква H). Причем клавиши надо нажимать последовательно — сначала Esc, отпустить ее и только потом Р или H. Р затем

Алгоритм «Узор» При составлении алгоритма закрашивания однотипных фигур необходимо использовать алгоритм: нц количество фигур раз Команды, при выполнении которых Робот должен закрасить «фигуру» Команды, при выполнении которых Робот должен перейти к началу следующей «фигуры» кц

Алгоритм рисования задачи №2

Задача №3 Составим программу, исполняя которую Робот нарисует на клетчатом поле меандр из 4 витков. Начальное положение - *. *

Алгоритм решения задача №3

Составьте программу рисования узора. Начальное положение робота отмечено *. * Задача №4

Алгоритм решения Задача №4

Загрузка Практикума Инструменты - Практикум

Инструменты - практикум Загрузить курс – Выбираем задачу –задание 2….

Задача 2С. Закрасьте все клетки, помеченные звездочками. Используйте циклы нц ... раз там, где это возможно.

Алгоритм решения

Результат работы

Задача 2D Закрасьте все клетки, помеченные звездочками. Используйте циклы нц ... раз там, где это возможно.

Алгоритм решения. Задача №2D Алгоритм решения. Задача №2D

Результат решения. Задача №2D

Оцените свою работу Я работал на уроке с желанием. Был уверен в себе. Мне было интересно. Я работал на уроке с желанием но не очень уверенно, волновался. Я работал на уроке без желания. Боялся отвечать и выполнять работу.

§2.3 стр.90-91,задача №25 (учебник Л.Л. Босова «Информатика – 8 класс. ФГОС»). Задачи из электронного практикума среды «Кумир. Исполнитель Робот» задачи №2Е, 2F.  

Задачи домашнего задания практикум Кумир для следующего урока

Составьте программу рисования узора. Начальное положение робота отмечено . Задача 2Е

Алгоритм решения . Задача 2Е

Результат решения. Задача №2E

Задача 2F

Алгоритм решения . Задача 2F

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации