Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: ««Люблю пейзажи всякие, но ближе мне городской, так как вырос я в городе среди каменных домов, труб и машин».
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» Республика Мордовия, город Саранск. Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: ««Люблю пейзажи всякие, но ближе мне городской, так как вырос я в городе среди каменных домов, труб и машин». Подготовила: Педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства Павельева Елена Федоровна Саранск 2024
Династия Широковых. Андрей вырос и получил воспитание в семье художников. Династия Широковых - скульпторов и живописцев известна своим творчеством с начала ХХ столетия. Алексей Широков (1908–1943) и его жена Фаина Шпак (1906–1984) после окончания Вятского художественно- промышленного техникума (педагог М. А. Демидов), получили академическое образование в Ленинградской Академии художеств. Вернувшись в 1939 году в Киров, они активно включились в творческую жизнь предвоенного города. Перед выпускниками Академии открылась широкая перспектива реализации полученных ими знаний. Начались поездки на этюды, участие в выставках и одновременно педагогическая деятельность. Художники работали не только в характерной для вятского искусства пейзажной живописи, но более всего в тематической картине и особенно в жанре живописного и скульптурного портрета. Можно сказать, что произведения Алексея Петровича и Фаины Анатольевны определяли наряду с произведениями других местных мастеров творческое лицо созданной в 1939 году организации Союза кировских художников. Андрей знал деда только по воспоминаниям родных. В 1943 году Алексей Петрович Широков погиб на фронте. Мама Андрея – Инна Алексеевна Широкова (1937–2019) окончила Горьковское художественное училище. Ее самобытная живопись (портрет, натюрморт, жанровая картина) стала яркой страницей в летописи не только вятских художников, но и русского искусства второй половины XX – начала XXI столетия.
"Случайный взгляд", 2013 г. (Фото 1)
"Суббота, Дымково", 1993 г. (Фото 2)
Биография художника. Андрей Широков родился в 1960 году. Его первые шаги в искусстве были сделаны в атмосфере заинтересованности, внимания и одобрения со стороны семьи. Фактически он рос и воспитывался в художественных мастерских. У мамы рисовал карандашом, писал красками, а у бабушки лепил. Ему не было и шести лет, когда Инна Алексеевна взяла сына в Дом творчества – «Академическую дачу им. И. Е. Репина». Там он был полноправным участником пленэра, ходил со всеми на этюды и показывал свои работы на выставках наравне со взрослыми. Так началось формирование Широкова как художника. При всех детских шалостях и увлечениях Андрей рос мальчиком наблюдательным и трудолюбивым, любознательным, добрым и отзывчивым. Эти душевные качества, воспитанные в семье, он несет с собой через всю жизнь. В 1980 году Андрей окончил Кировское художественное училище. Неожиданной для всех оказалась тема его студенческого диплома. Это была тематическая картина, посвященная деду. Алексей Широков, изображенный в военной форме, как бы встает из небытия и передает Андрею свою палитру с кистями. В живописном сюжете дипломной работы можно увидеть некое благословение внука на труд художника, на продолжение творческой профессии династии Широковых. После окончания училища была армия (1980–1982). По семейным обстоятельствам учиться дальше не довелось, однако интерес к постижению профессии не пропал. Юноша пошел работать художником-оформителем в Кировское отделение Художественного фонда РСФСР. Тогда, как вспоминает Андрей, были созданы такие условия, при которых любой художник мог съездить на творческую дачу или в командировку, взять отпуск за свой счет для работы на пленэре. Вне фонда это сделать было сложно, а порой и невозможно.
Биография художника. Своеобразными «художественными университетами» стали для Широкова в 1980-е годы поездки в Дом творчества Союза художников РСФСР «Академическая дача». Там царила особая атмосфера полного погружения в искусство живописи. Во время каждодневной работы на натуре он накапливал багаж собственных наблюдений и оценок увиденного, общался и пользовался советами признанных мастеров реалистической школы пейзажной картины. Среди них В. М. Сидоров, Ю. П. Кугач, братья А. П. и С. П. Ткачевы. В это время Андрей часто посещал музеи Москвы и Ленинграда, изучал коллекции Эрмитажа и Русского музея, Третьяковской галереи и Пушкинского музея. Широков был глубоко убежден, что «художник должен много смотреть, анализировать, думать. Не следует замыкаться на творчестве только классического искусства». Посещая выставки разного ранга, он хотел быть в курсе художественной жизни своего времени. Его интересовало творчество эпохи Возрождения, в частности, живопись Рембрандта, Вермеера, Гольбейна. Из русских художников его привлекало мастерство А. Рублева, А. А. Иванова, А. Г. Венецианова, В. И. Сурикова, Б. М. Кустодиева. Из советских – К. С. Петрова-Водкина, В. Е. Попкова. С 1984 года Широков начинает принимать активное участие в выставочной деятельности не только местного Союза художников: его работы экспонируются на областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставках. Он пробует себя в разных жанрах живописи, обращаясь к пейзажным композициям, портрету, натюрморту, опираясь при этом на классические традиции разных временных эпох отечественной и европейской культуры. Андрей пытается найти свой собственный творческий вектор в сфере искусства живописи.
«Как ни странно, – отмечала однажды Инна Алексеевна, – но Андрей, никогда не видевший своего деда, сейчас пишет очень на него похоже, как по манере, так и восприятию». «Как ни странно, – отмечала однажды Инна Алексеевна, – но Андрей, никогда не видевший своего деда, сейчас пишет очень на него похоже, как по манере, так и восприятию».
Биография художника. 1990 год стал знаковым для Андрея Широкова. Его принимают в члены Союза художников России. Рассматривая работы, созданные в конце 1980-х и в 1990-х годах, нельзя не отметить, что особое предпочтение художник отдает портретному жанру. Он продолжает традицию династии Широковых, для которых жанр портрета был ведущим в творчестве. Объединяющим для них началом является желание прикоснуться к непростой теме – человек и современный ему мир. Однако у каждого поколения свое художественное видение и пластическое решение этой темы, в которой явно присутствуют черты проживаемой ими эпохи. Портретные образы молодого художника имеют автобиографический характер. Андрей пишет портреты своих детей и мамы Инны Широковой, работает над жанром автопортрета. Эмоциональный строй детских портретов отличается особой проникновенностью, задушевностью и лиризмом, трепетным и доверительным отношением к маленькому человеку. В портрете Инны Алексеевны живописец стремится к повышенной эмоциональности и усилению авторской интонации. В автопортретах явно прочитывается творческое самовыражение, взгляд со стороны на собственное «я».
"Памяти деда посвящается", 1982 г. "Портрет Е. Сатаева", 1989 г. (Фото 3) (Фото 4)
"Портрет Инны Широковой", 1991 г. (Фото 5)
Живописец создает портретную галерею творческих людей: художников, актеров, интересных ему с точки зрения внутреннего мира человека. Широков также ищет натуру, в которой отражается вся противоречивость современной ему эпохи. В живописных полотнах современников за общей характеристикой портретируемого образа можно увидеть его индивидуальные, неповторимые черты. Они раскрываются через такие «говорящие» детали, как жест, поза, выразительность силуэта и мимики. Нередко в образную структуру портретных работ входят элементы жанра пейзажа и интерьера. Лучшие из портретов 1990-х годов, находящиеся сегодня в фондах Вятского художественного музея, экспонировались на выставке «Династия Широковых» в 2000 году. Живописец создает портретную галерею творческих людей: художников, актеров, интересных ему с точки зрения внутреннего мира человека. Широков также ищет натуру, в которой отражается вся противоречивость современной ему эпохи. В живописных полотнах современников за общей характеристикой портретируемого образа можно увидеть его индивидуальные, неповторимые черты. Они раскрываются через такие «говорящие» детали, как жест, поза, выразительность силуэта и мимики. Нередко в образную структуру портретных работ входят элементы жанра пейзажа и интерьера. Лучшие из портретов 1990-х годов, находящиеся сегодня в фондах Вятского художественного музея, экспонировались на выставке «Династия Широковых» в 2000 году.
"Лёва", 1990 г. "Портрет художника Белика", 1995 г. (Фото 6) (Фото 7)
В 1980–1990-е годы Андрей постоянно пишет пейзажные композиции: «Люблю пейзажи всякие, но ближе мне городской, так как вырос я в городе среди каменных домов, труб и машин». Художник считает, что «пейзаж должен быть современным, должен отражать эпоху». Интересно заметить, что современные мотивы городского пейзажа он ищет в архитектурном образе старой Вятки, в ее парках и садах, в деревянных домах городских окраин. «Я очень люблю старый город и пишу его в разное время года», – эта тема, начатая в раннем творчестве, будет развиваться и в следующие десятилетия. Появятся новые мотивы, откроются новые сюжеты, изменятся взгляд художника на мир и манера живописного языка, но навсегда останется сохранившаяся в памяти привязанность к родным местам. В 1990-е годы суете шумного города Андрей Широков начинает предпочитать сосредоточенную тишину, которую он находит в глубинке вятской провинции, работая на так называемых Нечаевских пленэрах. Это было сложное, переходное время для отечественной живописи в целом и пленэрного движения в частности. Тогда резко сократилось государственное финансирование культуры. Денежные проблемы поставили художников на грань выживания. Идею творческих дач стали развивать состоятельные предприниматели, меценаты, галеристы. Такую функцию взял на себя Александр Нечаев – простой вятский художник-философ, талантливый пейзажист, человек добрейшей души и порядочности. Его дом в селе Верхошижемье, построенный своими руками, превратился в настоящую «художественную лабораторию» для приезжавших на пленэр местных мастеров живописи и графики. Они собирались в разное время года. Писали этюды, говорили об искусстве, русской и советской литературе, спорили о профессиональных проблемах, связанных с искусством реализма в современном мире, считая это направление «самым богатым по формам и идеям». Позднее Андрей Широков написал воспоминания о том периоде жизни, придавая большое значение всему, что происходило там, где рождались многочисленные этюды, эскизы к будущим картинам.
В пейзажных композициях 1990-х годов Широков продолжает развивать традиции московской школы живописи, в частности, Союза русских художников. В его картинах можно почувствовать интонации «саврасовского лиризма», ощутить поэзию «левитановского пейзажа-настроения», восхититься красотой шишкинского зимнего леса. Наибольшую любовь тогда вызывали зимние мотивы, которые восхищали Андрея своими сказочными, идущими из детства воспоминаниями. Художнику особенно удавались переходные состояния в природе, наполненные светлой, немного грустной поэзией. Весной Широкова вдохновляли пейзажные мотивы с талой мартовской водой. Осенью он писал неброскую увядающую природу русского севера, стараясь передать ее неуловимую внутреннюю красоту. В каждой работе художника – портрет конкретного пейзажа.
"Гроза идёт", 2001 г. (Фото 8)
"Зимний сон", 2020 г. (Фото 9)
«Сложен процесс рождения картины, – размышляет живописец. – Иногда он вынашивается годами, иногда возникает неожиданно и сразу. Приезжая домой, каждый из нас работал над привезённым материалом. Удавшиеся вещи часто показывались на выставках разного ранга: от областных до российских и международных». В то время творчество впервые открылось Андрею Широкову как нелегкий каждодневный труд для достижения поставленной им цели – набраться опыта в умении чувствовать и понимать природу русского севера, стремиться к большей выразительности цветового строя живописи не только в пейзаже, но и в портретном жанре. «Сложен процесс рождения картины, – размышляет живописец. – Иногда он вынашивается годами, иногда возникает неожиданно и сразу. Приезжая домой, каждый из нас работал над привезённым материалом. Удавшиеся вещи часто показывались на выставках разного ранга: от областных до российских и международных». В то время творчество впервые открылось Андрею Широкову как нелегкий каждодневный труд для достижения поставленной им цели – набраться опыта в умении чувствовать и понимать природу русского севера, стремиться к большей выразительности цветового строя живописи не только в пейзаже, но и в портретном жанре. В 1990 году, в период перестройки, культура оказалась свободной для творчества и открытой для мира. В то время Андрей был поощрен в числе участников выставки молодых художников в Москве поездкой в Югославию. С этого момента началась история его европейских пленэров.
«Я знаю по своему опыту, как порой тяжело пейзажисту, привыкшему ежедневно работать, пережить серые зимние дни без лучика солнца. Меня в такие моменты всегда спасали пленэры в тёплых и солнечных странах. Конечно, для русского художника они никогда не заменят близких сердцу северных красот, но они дают художнику разнообразие палитры и эмоциональных переживаний». Андрей Широков
В 1991 году Широков съездил на международный пленэр в Польшу. Там он работал с мастерами разных поколений и творческих направлений (от реализма до гиперреализма). Живой интерес к традициям и современным тенденциям в искусстве, искренняя вовлеченность в художественный процесс, приобретение личного опыта работы в открытой конкурентной творческой среде – это то, что Андрей смог вынести из европейского пленэра. В дальнейшем поездки в Польшу были по приглашению, как и последующие путешествия по многочисленным странам Европы. Живописные полотна заграничных поездок занимают значительную часть персональной выставки художника. В 1991 году Широков съездил на международный пленэр в Польшу. Там он работал с мастерами разных поколений и творческих направлений (от реализма до гиперреализма). Живой интерес к традициям и современным тенденциям в искусстве, искренняя вовлеченность в художественный процесс, приобретение личного опыта работы в открытой конкурентной творческой среде – это то, что Андрей смог вынести из европейского пленэра. В дальнейшем поездки в Польшу были по приглашению, как и последующие путешествия по многочисленным странам Европы. Живописные полотна заграничных поездок занимают значительную часть персональной выставки художника. Основными мотивами зарубежной живописи Широкова являются, прежде всего, городские пейзажи с архитектурными образами культурно-исторического наследия той или иной страны. В них он стремится передать характерные черты национального колорита, понять традиции и особенности конкретной культуры, прикоснуться к ее реальной истории.
"Улочка Поджио", 2005 г. "Мальборк", 2019 г. (Фото 10) (Фото 11)
"Дождь в Париже", 2018 г. (Фото 12)
"Вид на Дрезден", 2021 г. (Фото 13)
Европейские путешествия оказали существенное влияние на творчество Широкова, прежде всего, в плане художественного мастерства. Обогатилась цветовая палитра и образный строй его картин, выразительность живописного языка, расширился тематический и сюжетный диапазон в живописи. Художник открыл для себя не только новую культуру, традиции и обычаи, своеобразие природного и городского ландшафта зарубежных стран, но и приобрел опыт эмоционального переживания увиденного, который выразился в его многочисленных этюдах и живописных полотнах. Европейские путешествия оказали существенное влияние на творчество Широкова, прежде всего, в плане художественного мастерства. Обогатилась цветовая палитра и образный строй его картин, выразительность живописного языка, расширился тематический и сюжетный диапазон в живописи. Художник открыл для себя не только новую культуру, традиции и обычаи, своеобразие природного и городского ландшафта зарубежных стран, но и приобрел опыт эмоционального переживания увиденного, который выразился в его многочисленных этюдах и живописных полотнах. Во всех европейских пленэрах живет душа русского художника: «Как ни странно, из меня бы эмигрант не вышел. Я месяц могу прожить в самой красивой стране Греции; Италии, где все дышит историей. Месяц я там живу, потом меня тянет домой». Видимо, на генетическом уровне заложена привязанность вятского художника к своим родным местам, родному краю, куда он неизменно возвращается после своих путешествий.
"Новодевичий монастырь", 2022 г. (Фото 14)
Стараясь работать в один сеанс, Андрей быстро и порывисто «перекладывает» на холст свои впечатления. Меняется манера его изобразительного письма. При темпераментности живописного мазка фактурная поверхность красочного слоя обретает особую жизнь. Напряженнее становятся цветовые и световые контрасты. В лучших зарубежных работах художник соединяет традиции русской реалистической школы с приемами импрессионистической живописи. Стараясь работать в один сеанс, Андрей быстро и порывисто «перекладывает» на холст свои впечатления. Меняется манера его изобразительного письма. При темпераментности живописного мазка фактурная поверхность красочного слоя обретает особую жизнь. Напряженнее становятся цветовые и световые контрасты. В лучших зарубежных работах художник соединяет традиции русской реалистической школы с приемами импрессионистической живописи. Национальный колорит Франции выражен автором в изображении собора Нотр-Дам-де-Пари, знаменитой жемчужины готической архитектуры, который является на протяжении многих веков источником вдохновения для художников всего мира. Собор Парижской Богоматери изображен вятским мастером грандиозно и величественно в гармонии с поэзией лирического пейзажа, погруженного в атмосферу тонких цветовых рефлексов. Во Франции, казалось художнику, «сам воздух был наполнен творчеством».
"Январь в Вятке" (Вятская приказная изба), 2012 г. (Фото 15)
"Зимнее солнце", 2019 г. (Фото 16)
Природа в творчестве Широкова носит всегда одухотворенный характер, она полна внутренней эмоциональной жизни. При внешней статичности в его работах все пребывает в движении. Это особенно ощущается в пейзажах ранней весны, когда в природе все оживает и обновляется, наполняется особой свежестью. Андрею нравятся мотивы лесных рек, не скованных ледяной стужей; весенний паводок и плывущая по реке шуга, легкий шум талой мартовской воды и тепло первых лучей солнца. Он изображает лесные проталины и лазурное весеннее небо. Свет, который является организующим началом в пространстве картины, позволяет почувствовать внутренний настрой автора, его искреннее восхищение перед красотой вятской природы. Природа в творчестве Широкова носит всегда одухотворенный характер, она полна внутренней эмоциональной жизни. При внешней статичности в его работах все пребывает в движении. Это особенно ощущается в пейзажах ранней весны, когда в природе все оживает и обновляется, наполняется особой свежестью. Андрею нравятся мотивы лесных рек, не скованных ледяной стужей; весенний паводок и плывущая по реке шуга, легкий шум талой мартовской воды и тепло первых лучей солнца. Он изображает лесные проталины и лазурное весеннее небо. Свет, который является организующим началом в пространстве картины, позволяет почувствовать внутренний настрой автора, его искреннее восхищение перед красотой вятской природы.