Предварительный просмотр презентации
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» Республика Мордовия, город Саранск Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Художник Лев Лагорио. Гений русского пейзажа» Подготовила: педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства Павельева Елена Федоровна Саранск 2022
Лев Феликсович Лагорио (1827 – 1905) (Фото 1)
Биография художника Льва Феликсовича Лагорио Художник Лев Феликсович Лагорио родился в декабре 1827 года в Феодосии, в семье купца, который происходил из аристократического генуэзского рода и исполнял обязанности вице-консула королевства Обеих Сицилий. Мальчик учился в гимназии города Феодосии, брал уроки живописи у И.К. Айвазовского. В 1843 году таврический губернатор А.И. Казначеев привез подающего большие надежды Лагорио в Петербург и оказал всестороннюю помощь молодому человеку в поступлении последнего в петербургскую Императорскую Академию художеств. Обучение оплачивал герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Лев Феликсович учился в пейзажном классе у М.Н. Воробьева, брал дополнительные уроки у А.И. Зауэрвейда, а в последующем – у Б.П. Виллевальде.
С особой страстью молодой художник писал море и морские пейзажи. С целью совершенствования мастерства, как художник-маринист, отправился в большое плавание на военном фрегате «Грозящий», купил собственную парусную лодку и путешествовал по Финскому заливу. В 1845 году Лев Феликсович открывает для себя Старую Ладогу и Валаамский монастырь – места, в которых величественная архитектура церквей и святых обителей растворилась в невероятных природных ландшафтах. После Валаама Лагорио создаёт целую серию работ о окрестностях Петербурга и за картину «Вид болота на Лисьем носу» получает Большую золотую медаль, звание классного художника I степени и право на пенсионерскую поездку в Европу.
В этот же период времени художник подружился со столичными живописцами братьями Жемчужниковыми, П.А. Федотовым и А.Е. Бейдеманом. Результатом совместной работы Льва Жемчужникова, Александра Бейдемана и Льва Лагорио стал знаменитый портрет Козьмы Пруткова, который, как мне кажется, известен всем и каждому (Фото 2)
Лев Лагорио, перед европейским турне, был отправлен академией на Кавказ «для написания тамошних видов». Кавказ просто поразил и пленил художника. Он вернется в этот край ещё не один раз и будет писать кавказские виды с такой же огромной любовью, с какой всегда писал море. С 1853 по 1860 годы Лев Феликсович работает за границей. Из пенсионерской поездки Лагорио привезет на суд Академии более 30 готовых картин. И получит (минуя звание академика) чин профессора Академии. Профессорское звание открывает для художника двери аристократических салонов Петербурга. В 1861 году Лев Феликсович в свите великого князя Михаила Николаевича отправляется на Кавказ. Два года художник пишет кавказские виды и волею судеб оказывается вовлеченным в войну с горцами. За участие в боях получает мечи к ордену Св. Анны (орден был получен за виды Кавказа, а мечи – за военные достижения). С начала семидесятых годов девятнадцатого века художник всё чаще пишет Крым. Нужно сказать, что во второй половине девятнадцатого века Крым становится Меккой для русских живописцев – Италия далеко и поездка в те края стоит огромных денег, а Крым – рядом. И крымские виды ничем не уступают видам итальянским.
С началом русско-турецкой войны (1877 – 1878 годы) Лев Феликсович становится российским корреспондентом на этой войне, а свои впечатления от увиденного и пережитого он выразил в батальных полотнах. После войны художник продолжил писать крымские пейзажи, внезапно увлекся акварелью. Лев Феликсович был популярным художником, однако эта популярность не способствовала материальному достатку – художник часто обращался с просьбой о выдаче авансов в счёт будущих картин и для финансирования его творческих поездок. Уж больно кропотливо он работал над своими картинами. Писал их буквально годами, что совсем не способствовало финансовому благополучию. В 1900 году Лев Феликсович Лагорио становится почетным членом Академии художеств. А в 1905 году художника не стало. (Фото 1)
Картины художника Льва Феликсовича Лагорио Вид городка со стороны реки (Фото 3)
Батум (Фото 4)
ЛУННАЯ НОЧЬ НА МОРЕ (Фото 5)
На острове Капри. Береговые утёсы (Фото 6)
Морской пейзаж с парусниками (Фото 7)
Возка льда (Фото 8)
Северный пейзаж (Фото 9)
Лунная ночь на Неве . (Фото 10)
Вид на Аю-Даг от Алушты (Фото 11)
Хутор на острове (Фото 12)
Вид на Лахту в окрестностях Петербурга (Фото 13)
Крымский пейзаж (Фото 14)
Кавказское ущелье (Фото 15)
Пейзаж с деревьями, домами и рекой (Фото 16)
Лодка в море (Фото 17)
Кавказский вид (Фото 18)
В горах Кавказа . (Фото19)
Вид Капо ди Монте в сарренто.
Современники утверждали, что в своём мастерстве художник Лев Лагорио превзошёл своего учителя И.К. Айвазовского и сумел затмить великого (в те времена) Сильвестра Щедрина. Я не могу согласиться с современниками художника. Живопись – это не спорт, где есть один единственный победитель. Русская живопись – она как огромная картина, в которой значим каждый нюанс, каждый мазок, каждый образ. Они дополняют и украшают общую картину, показывают другие новые грани и возможности.
Лев Феликсович Лагорио— гениальный русский художник - пейзажист XIX века, великолепный маринист, мастер батального и портретного жанров. Творчество Льва Феликсовича Лагорио отражает традиции академической живописи. Как и значимые успехи в биографии мэтра, оно неразрывно связано с морем. Картины мастера, выполненные в реалистичной манере, сочетают непосредственность этюда с натуры и мягкую неброскую цветовую гамму, наполнены одухотворённой поэзией природы, погружают зрителя в атмосферу романтики и умиротворения.