Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Мастер доброго волшебства мультипликации и живописец «симфонии общечеловеческого творчества».

1
0
Материал опубликован 24 February

Предварительный просмотр презентации

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Мастер доброго волшебства мультипликации и живописец «симфонии общечеловеческого творчества» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» Республика Мордовия, город Саранск. Подготовила: Педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства Павельева Елена Федоровна Саранск 2025

Биография художника Вячеслав Михайлович родился 4 марта 1941 года в Москве. С самого детства он увлекался рисованием. Помимо рисования будущего художника увлекала скульптура. С будущей профессией Вячеслав определился еще будучи ребенком. Долгое время он обучался в художественной школе. Там он взял для себя за правило рисовать минимум два часа каждый день. Этому правилу он следовал неукоснительно. Высшее образование Вячеслав Михайлович получал в художественно - графическом факультете Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. Окончить обучение ему удалось с отличием! Во время учебы он очень много путешествовал. Его всегда увлекала российская история и литература. Он с головой погружался в изучение родной страны. Назарук считал, что художник — это, в первую очередь, исследователь, и его задача не только рисовать, но и изучать, а главное – глубоко знать историю родной страны. Отслужив в армии, Вячеслав Михайлович отучился на курсах художников - постановщиков при Госкомитете по теле - и радиовещанию. После этого он устроился в только созданную студию «Мульттелефильм» творческого объединения «Экран». Там он работал над анимационными картинами, которые стали известны на всю страну: «Крошка Енот», «Элли в волшебной стране» и другие. В 80-х годах Назарук создал «Мама для мамонтенка» и «Раз ковбой, два ковбой» и получил диплом Международного кинофестиваля. Вскоре, из-под его руки вышел всем нам знакомый кот, который учил всех жить дружно. И в 1985 году за это произведение он получил Госпремию Советского Союза. Подход к работе к Вячеслава Михайловича был всегда очень скрупулезный. Работая над иллюстрациями к произведениям русских сказок и сюжетами русской истории, художник стал настоящим экспертом в области древнерусской культуры. Он старался максимально точно изобразить костюмы, быт, оружие и архитектуру. К иллюстрациям из цикла произведений о Хозяйке Медной горы Вячеслав Михайлович подошел так же максимально ответственно — он трудился более трех лет и буквально поселился в московском Музее геологии для того, чтобы найти идеальный способ изображения текстуры натурального камня. Однажды ему предложили заняться росписями в Храме Христа Спасителя и выполнить иллюстрации к юбилейному изданию сказок Александра Сергеевича Пушкина. Художник выбрал то, к чему всегда лежала его душа — проиллюстрировать сказки русского поэта. Процесс длился около четырех лет, но издание получилось по-настоящему уникальным. За свою творческую деятельность Вячеслав Михайлович проиллюстрировал более ста литературных произведений, создал множество крупноформатных исторических полотен и создал персонажей, которых мы любим всей душой с самого детства.

«...Настоящему художнику всегда не хватает отпущенного ему по жизни времени, которое он стремительно проживает в поисках смысла своего человеческого существования, где каждому человеку надлежит занять одно из важнейших мест в симфонии общечеловеческого творчества, а высшее чувство творчества есть сопереживание зрителем какой - либо темы, заданной художником, проникновение вместе с ним в неведомые доселе пласты знаний». «...Настоящему художнику всегда не хватает отпущенного ему по жизни времени, которое он стремительно проживает в поисках смысла своего человеческого существования, где каждому человеку надлежит занять одно из важнейших мест в симфонии общечеловеческого творчества, а высшее чувство творчества есть сопереживание зрителем какой - либо темы, заданной художником, проникновение вместе с ним в неведомые доселе пласты знаний». Назарук Вячеслав Михайлович

Достоверность – главный его творческий принцип, когда дело касается исторических образов. Вячеслав Михайлович не хранит секретов творчества под замком – он множество раз читал лекции о русском фольклоре и сказочных персонажах, написал несколько научно-методических и обучающих книг об анимации, композиции и создании исторических картин. Назарук проводил лекции в США и консультировал сотрудников студии Disney. Достоверность – главный его творческий принцип, когда дело касается исторических образов. Вячеслав Михайлович не хранит секретов творчества под замком – он множество раз читал лекции о русском фольклоре и сказочных персонажах, написал несколько научно-методических и обучающих книг об анимации, композиции и создании исторических картин. Назарук проводил лекции в США и консультировал сотрудников студии Disney.

Его работы известны каждому жителю России – и, конечно, за ее пределами. Живописные полотна с сюжетами из русской истории, иллюстрации к сказкам Пушкина и сказам Бажова… Но самые известные его работы – это всеми любимые герои мультфильмов, крошка Енот, кот Леопольд и Мамонтенок в поисках мамы. Его работы известны каждому жителю России – и, конечно, за ее пределами. Живописные полотна с сюжетами из русской истории, иллюстрации к сказкам Пушкина и сказам Бажова… Но самые известные его работы – это всеми любимые герои мультфильмов, крошка Енот, кот Леопольд и Мамонтенок в поисках мамы.

(Фото 1)

В 1986 году, по заказу издательства «Искусство», художником была выполнена серия иллюстраций к сказам Павла Бажова. В 1986 году, по заказу издательства «Искусство», художником была выполнена серия иллюстраций к сказам Павла Бажова. «Я благодарен судьбе и за работу над сказами Павла Петровича Бажова. Мне очень нравится его проникновенный язык». (В. М. Назарук) Над сказами Павла Бажова художник работал три года, став на это время завсегдатаем московского Музея геологии. Всего в цикл «Сказы о Хозяйке Медной горы» входят более десяти историй, но самые-самые известные, это: Медной горы Хозяйка, Малахитовая шкатулка, Каменный цветок, Горный мастер. Для работы над декоративными элементами Назарук обращался к этнографическим материалам по культуре традиционных народов России, некоторые детали заимствовал у кельтов, рассматривал ритуальное шаманское облачение, часами просиживал над фотографиями петроглифов и орнаментов из летописных книг. В творческом багаже Вячеслава Назарука и иллюстрации к четырем сказам Бажова из цикла о Хозяйке Медной горы. Работая над ними в течение трех лет, он практически получил образование геолога – буквально поселился в московском Музее геологии. Он по многу часов рассматривал и зарисовывал камни, чтобы найти максимально точный и при этом выразительный способ изображения текстуры натурального камня. Как в литературном языке Бажова народное перемежается с авторским, так и художник желал отобразить реальный камень в особой авторской манере, ведь рисунок должен отражать «звучание» текста, существовать в тесной связи со стилистическими особенностями литературного произведения. Так появились акварельные «каменные» мозаики, придающие иллюстрациям глубину и таинственность. Вячеслав Михайлович считает, что художник – это, в первую очередь, исследователь, и его задача не только рисовать, но и изучать, а главное – глубоко знать историю родной страны. Назарук в интервью часто указывает на свой интерес к языческим культурам народов России.

Иллюстрации к сказкам Бажова. (Фото 2)

Текстуры камня. Фрагмент иллюстраций к сказам Бажова. (Фото 3) (Фото 4)

Иллюстрации к сказам Бажова. (Фото 5)

Иллюстрации к сказам Бажова. (Фото 6) (Фото 7)

Иллюстрации к сказам Бажова. (Фото 8) (Фото 9)

Иллюстрации к сказам Бажова. (Фото 10) (Фото 11) (Фото 12)

Иллюстрации к сказкам Пушкина. (Фото 13)

Для своих исторических картин Вячеслав Михайлович организует поездки на места событий, подключает в качестве консультантов археологов, историков, специалистов по лошадям для батальных сцен с конными воинами… Такое отношение к работе, конечно, невероятно удлиняет процесс: например, для картины о битве на Куликовом поле он собирал четырнадцать лет, а над иллюстрациями к сказкам Пушкина (издание к двухсот двадцатому дню рождения поэта) трудился четыре года. Зато издание получилось уникальным, единственным в своем роде, ведь включает не пять, как это обычно бывает, а семь сказочных произведений Александра Сергеевича с великолепными иллюстрациями – помимо широко известных, в сборник вошли «Сказка о медведихе» и «Жених». Перед художником стоял непростой выбор: наряду с иллюстрациями к сказкам ему предложили заниматься росписями в Храме Христа Спасителя. Но он ни секунды не раздумывал, выбрав то, к чему всегда лежала душа – к тому же он давно мечтал проиллюстрировать сказки великого русского поэта, передать в рисунке и колорите особую музыку его стихов. Для своих исторических картин Вячеслав Михайлович организует поездки на места событий, подключает в качестве консультантов археологов, историков, специалистов по лошадям для батальных сцен с конными воинами… Такое отношение к работе, конечно, невероятно удлиняет процесс: например, для картины о битве на Куликовом поле он собирал четырнадцать лет, а над иллюстрациями к сказкам Пушкина (издание к двухсот двадцатому дню рождения поэта) трудился четыре года. Зато издание получилось уникальным, единственным в своем роде, ведь включает не пять, как это обычно бывает, а семь сказочных произведений Александра Сергеевича с великолепными иллюстрациями – помимо широко известных, в сборник вошли «Сказка о медведихе» и «Жених». Перед художником стоял непростой выбор: наряду с иллюстрациями к сказкам ему предложили заниматься росписями в Храме Христа Спасителя. Но он ни секунды не раздумывал, выбрав то, к чему всегда лежала душа – к тому же он давно мечтал проиллюстрировать сказки великого русского поэта, передать в рисунке и колорите особую музыку его стихов.

Иллюстрации к сказкам Александра Пушкина. (Фото 14)

Сказка о мертвой царевне. (Фото 15)

За свою долгую творческую жизнь Вячеслав Назарук проиллюстрировал более ста литературных произведений, создал множество крупноформатных исторических полотен, скульптур. Но большинство россиян любят его – даже не зная имени! – за его огромный вклад в развитие советской мультипликации. Да-да, именно Вячеслав Михайлович Назарук – тот человек, который создал кота Леопольда и его зловредных врагов-мышат, очаровательного крошку Енота и его друзей, Мамонтенка в поисках мамы и множество других мультипликационных образов, хорошо знакомых каждому из нас с детства. Назарук как художник-мультипликатор работал более чем с четырьмя десятками мультфильмов. Оставил он мультипликацию в конце семидесятых после разговора с другим известным мультипликатором – Юрием Норштейном, подсказавшим, что Назаруку с его тяготением к масштабности стало тесно внутри профессии. За свою долгую творческую жизнь Вячеслав Назарук проиллюстрировал более ста литературных произведений, создал множество крупноформатных исторических полотен, скульптур. Но большинство россиян любят его – даже не зная имени! – за его огромный вклад в развитие советской мультипликации. Да-да, именно Вячеслав Михайлович Назарук – тот человек, который создал кота Леопольда и его зловредных врагов-мышат, очаровательного крошку Енота и его друзей, Мамонтенка в поисках мамы и множество других мультипликационных образов, хорошо знакомых каждому из нас с детства. Назарук как художник-мультипликатор работал более чем с четырьмя десятками мультфильмов. Оставил он мультипликацию в конце семидесятых после разговора с другим известным мультипликатором – Юрием Норштейном, подсказавшим, что Назаруку с его тяготением к масштабности стало тесно внутри профессии.

Любимые герои, созданные Мастером. (Фото 16)

(Фото 17)

«Мой главный секрет мультипликатора – постоянный внутренний диалог со своими будущими зрителями!» – утверждает Назарук. Дальше – больше. Заявленный диалог должен обязательно обзавестись зримым воплощением: «Во время работы я обязательно должен представлять своего зрителя. Когда корпел над мультипликацией, то часто случалось: отрывался от работы, поднимал глаза… А вокруг – как мираж: глазки малышей, что внимательно смотрят на меня. И в тот момент – как озарение: вот, именно для них я и тружусь!» (В. М. Назарук) «Мой главный секрет мультипликатора – постоянный внутренний диалог со своими будущими зрителями!» – утверждает Назарук. Дальше – больше. Заявленный диалог должен обязательно обзавестись зримым воплощением: «Во время работы я обязательно должен представлять своего зрителя. Когда корпел над мультипликацией, то часто случалось: отрывался от работы, поднимал глаза… А вокруг – как мираж: глазки малышей, что внимательно смотрят на меня. И в тот момент – как озарение: вот, именно для них я и тружусь!» (В. М. Назарук) Доброе волшебство мультипликации – в любимых историях, созданных мастерством и талантом Вячеслава Михайловича, сразу же получило широкое признание. (Фото 18)

Вячеслав Михайлович с 1979 года – член союза художников России, является членом Союза кинематографистов СССР и лауреатом Государственной премии СССР. Но главное – его труды известны людям всех возрастов и горячо ими любимы. Вячеслав Михайлович с 1979 года – член союза художников России, является членом Союза кинематографистов СССР и лауреатом Государственной премии СССР. Но главное – его труды известны людям всех возрастов и горячо ими любимы. (Фото 18)

Вячеслав Михайлович - автор 14 живописных полотен: «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Соколиная охота царя Алексея Михайловича», «Проводы Перуна», «Крещение», «Амазонки», «У протоки», «Чудо святителя Алексия», триптих «Слово о полку Игореве» и др., большинство из которых трудно увидеть, общественный доступ открыт лишь к единицам. Одни хранятся в запасниках государственных музеев, другие – в закрытых частных собраниях. Вячеслав Михайлович - автор 14 живописных полотен: «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Соколиная охота царя Алексея Михайловича», «Проводы Перуна», «Крещение», «Амазонки», «У протоки», «Чудо святителя Алексия», триптих «Слово о полку Игореве» и др., большинство из которых трудно увидеть, общественный доступ открыт лишь к единицам. Одни хранятся в запасниках государственных музеев, другие – в закрытых частных собраниях. пишет большие полотна, на некоторых до 150–170 портретов. Созданию таких картин предшествует кропотливая работа, более свойственная даже не художнику, а скорее историку, археологу. Художник досконально изучает тему, археологические источники и исторические материалы, погружается в атмосферу той эпохи. Была проделана большая работа: поездки на места событий, встречи и консультации с историками, священниками, оружейниками, специалистами по костюму, гриму, работа с историческими фондами музеев, киностудий, частных собраний. Все это занимает очень много времени. Так, например, картину «Куликовская битва» художник писал шесть месяцев, а материал к ней собирал 14 лет.

«Ледовое побоище». (Фото 19)

«Вы знаете, по-видимому многие художники, мне трудно говорить за всех, но про себя я могу сказать, что очевидно мне помогает ангел-хранитель, потому что все идеи, пишу ли я картину, делаю ли я скульптуру или малую или большую, делаю ли я иллюстрации к книгам, делаю ли я фильм, мне эти сведения приходят, это не я придумываю, кто-то мне подсказывает сверху… «Вы знаете, по-видимому многие художники, мне трудно говорить за всех, но про себя я могу сказать, что очевидно мне помогает ангел-хранитель, потому что все идеи, пишу ли я картину, делаю ли я скульптуру или малую или большую, делаю ли я иллюстрации к книгам, делаю ли я фильм, мне эти сведения приходят, это не я придумываю, кто-то мне подсказывает сверху… Вы когда-нибудь слушали тишину? Взбирались на вершины многокилометровых августовских облаков? Собирали в ладони серебро лунной дорожки в таинственной ночи бездонного океана? Видели начало и конец вселенной? Думали о Вечности? Ныряли в пучину творчества? Настоящему художнику всегда не хватает отпущенного ему по жизни времени, которое он стремительно проживает в поисках смысла своего человеческого существования, где каждому человеку надлежит занять одно из важнейших мест в симфонии общечеловеческого творчества…” (В. М. Назарук) (Фото 20)

Интернет Источник: https://nazarukvm.com/ https://kulturologia.ru/blogs/140120/45192/ https://dzen.ru/a/YECQ-ktMdTCmlPLv https://eva.ru/istorii-i-mneniya/papa-leopol-da-i-malen-kogo-mamontenka-kak-zhil-khudozhnik-vyacheslav-nazaruk https://litrossia.ru/item/kroshka-enot-i-pervyj-v-mire-soldatik/ https://vk.com/album-106006021_229297462 https://red-balls.livejournal.com/165606.html https://m.ok.ru/group/64570067189804/topic/157390164462892

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации