Методическая разработка по математике 2 класса «Периметр многоугольника»
Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский профессионально – педагогический колледж»
Методическая разработка урока по математике
Тема: «Периметр многоугольника»
Разработала: Черемных Анастасия Сергеевна
Пермь, 2019
Содержание
Содержание………………………………………………………………2
Аннотация……………..…………………………………………………3
Пояснительная записка………………………………………………….4
Технологическая карта………………………………………………….6
Заключение……………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………….19
Приложение
Аннотация
Данная разработка урока направлена на формирование знаний у обучающихся 2 класса по теме «Периметр многоугольника». Ее можно использовать учителям начальных классов при изучении данной темы. Помимо основных знаний по теме, данная разработка помогает детям понять, что умение находить периметр многоугольника пригодится им в жизни.
Название работы: урок математики во 2 классе по теме «Периметр многоугольника». (УМК «Перспектива»)
Пояснительная записка
Геометрический материал является неотъемлемой частью изучения курса математики в начальной школе. На своих уроках открытия нового знания (по разделу «Геометрия») я стараюсь заинтересовать детей изучаемым материалом. Подвожу их к выводам, которые они делают самостоятельно на основе добытых знаний. Уделяю большое внимание пониманию формул нахождения той или иной величины. Также стараюсь связать полученные знания с необходимостью их применения в жизни.
Тема: периметр многоугольника.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: формирование умений вычисления периметра многоугольника.
Планируемые результаты:
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения;
Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Метапредметные:
Познавательные:
Умение:
- устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать,
- устанавливать соответствия между графическими и математическими моделями объектов;
- использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
- давать оценку действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
Умение:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись обучающиеся;
- оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные:
Умение:
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения учебно-познавательных и практических задач;
- фиксировать результаты измерения величин и анализировать изображения;
- оформлять свою мысль в устной речи;
- высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате,
- учиться представлять другим процесс работы и свой результат;
- выслушивать мнения других.
Предметные:
- понимание понятия «периметр», его буквенного обозначения;
- умение измерять длину сторон многоугольника;
- умение вычислять периметр многоугольника, выбирать оптимальный способ вычисления.
Оборудование:
Учебник «Математика» 2-я часть, Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.; Москва, Просвещение, 2014 г.; мультимедийная презентация, компьютер, проектор, карточки для постановки проблемы урока, карточки для работы в группах, «лесенка успеха», лист цветной бумаги, простые карандаши, линейки, ножницы, карточки с домашней работой.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Примечание | |
Этап I. Организационный момент. (3 минуты) | ||||
Доброе утро, ребята! Давайте хором прочтём слова на слайде. Я желаю вам на уроке узнать что-то новое и важное для себя. Запишите дату и «Классная работа» в тетрадь; Скажите, какое число есть в названии мультфильма про попугая, мартышку, слоненка и удава? Пропишите красиво число 38 через клетку. Что вы можете сказать об этом числе? Назовите цифру, стоящую в разряде единиц. Назовите цифру, стоящую в разряде десятков. | Читают: Мы – умные! Мы-дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! Записывают. Число 38. Прописывают. Это число двузначное. Цифра 8. Цифра 3. | Коммуникативные; Познавательные. | | |
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация личностного затруднения в пробном действии (5 минут) | ||||
1.Возьмите карточку синего цвета, найдите длину ломаной и запишите результат в тетрадь. (Приложение 1) Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу соседа по парте! (Эталон на слайде). Оцените деятельность своего соседа. 2. Запишите в строчку номера «лишних» фигур. (Задание на слайдах 3,4,5). Проверьте себя! (Эталон на слайде 6). Оцените свою деятельность. Как можно назвать все эти фигуры? 3. Возьмите карточку красного цвета. (Приложение 2) Можно назвать эту фигуру многоугольником? Найдите периметр треугольника МТЕ. | Измеряют. Записывают: АВДК = 23 см Проверяют. Ставят на полях + или – (простым карандашом). Записывают. Проверяют. Ставят на полях + или – (простым карандашом). Многоугольники. Да. Мы не можем этого сделать. | Познавательные; Регулятивные. | | |
3. Вычленение причин затруднения. (1 минута) | ||||
Почему не можете выполнить? Ка вы думаете, какую тему будем изучать сегодня на уроке? Какую цель поставим перед собой на уроке? | Мы не знаем, что такое периметр. Тема урока периметр многоугольника. Выяснить, что такое периметр многоугольника и как его вычислить. | | | |
4. Построение проекта выхода из затруднения (2 минуты) | ||||
Давайте построим алгоритм своих действий, нам необходимо получить новое знание. | Мы должны изучить информацию, чтобы узнать, что такое периметр многоугольника; Нужно понять, как находить периметр многоугольника и что для этого необходимо знать; Нужно потренироваться в нахождении периметра многоугольников. | | | |
5. Реализация проекта (4 минут) | ||||
Откройте учебник на стр. 78, найдите текст в желтой рамке, и ответьте на свой вопрос. Ребята, периметр обозначается латинской буквой Р. Как вы думаете, какими единицами измеряется периметр? Давайте вместе выполним задание, которое я вам дала на красной карточке. К доске выходит Богдан. Все записывают в тетрадь. (Приложение 2) Все согласны с решением Богдана? Оцените работу Богдана. Давайте встанем и немного отдохнем. Физминутка. Если я называю верное равенство, вы хлопаете в ладоши, если ошибаюсь, вы топаете ногами. 3 дм это 30 см 54 см это 5 дм и 3 см 80 см это 8 дм 3 дм и 5 см это 53 см А теперь руки вверх, в стороны, вперед, вверх, вниз и тихо садимся за парты. | Периметр многоугольника – это сумма длин всех его сторон. мм, см, дм, м, км Нам необходимо найти периметр треугольника МТЕ. Измерим сторону МТ. Она равна 4 см. Измерим сторону ТЕ. Она равна 4см. Измерим сторону МЕ. Она равна 6 см. Записывает на доске: Р=4 см+ 4 см + 6 см=14 см Да. Богдан выполнил все правильно, значит, получает отметку 5. Хлопают Топают Хлопают Топают | Коммуникативные; Познавательные; Регулятивные; Личностные. | | |
6. Первичное закрепление во внешней речи. (11 минут) | ||||
Скажите, что такое периметр многоугольника? Какой латинской буквой обозначается периметр? Выполним задание 1 на стр. 78. К доске пойдет Дима Б.. (Находит периметр треугольника АБВ) К доске пойдет Тимофей. (Находит периметр четырехугольника ГДЕЖ) Выполним задание 2(а) на стр. 78. К доске пойдет Рома. (Все записывают в тетрадь). Что заметили? Кто сможет записать формулу нахождения периметра квадрата? Периметр какой фигуры будем находить дальше? Может кто-нибудь сможет составить формулу нахождения периметра прямоугольника. Что мы знаем о сторонах прямоугольника? А теперь скажите мне, какими могут быть стороны прямоугольника, если его периметр равен 36 см? Что можете сказать о прямоугольнике со сторонами 9см и 9 см? Итак, ребята, скажите мне, как найти периметр многоугольника? | Периметр многоугольника – это сумма длин всех его сторон. Буквой Р Читает задание, рассуждает, записывает решение. Все записывают в тетрадь. АБ=3см БВ = 4 см АВ=5см Р=3см+4см+5см=13 см ГД=3см ДЕ=3см ЕЖ=2см ГЖ=4см Р=3см+3см+2см+4см=12см ОТ=3см ТД=3см ДМ=3см ОМ=3см Р=3см+3см+3см+3см=12см Это квадрат, а у него все стороны равны. Р=4*а (а-это длина одной стороны, а 4 означает, что таких сторон четыре). Периметр прямоугольника МНПК. Противоположные стороны у прямоугольника равны. Р=2*а+2*b Рома продолжает: МН=5см, значит, ПК тоже 5 см; НП=1см, значит, МК тоже 1 см. Р=2*5+2*1=10+2=12см. 12см=12см Р(ОТДМ)=Р(МНПК) Ответ: периметры равны. 2 см и 16 см 3см и 15 см 4 см и 14 см 5 см и 13 см 6 см и 12 см 7 см и 11 см 8 см и 10 см 9 см и 9 см Это квадрат. Нужно измерить все стороны многоугольника и полученные результаты сложить или выполнить вычисление по формулам. | Коммуникативные; Познавательные; Регулятивные; Личностные. | | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 минут) | ||||
Самостоятельно выполните задание 1 и 2 на слайде. Обменяйтесь тетрадями. Проверьте, правильно ли выполнил задание сосед по парте. (Эталон на слайде). Оцените деятельность своего соседа. Верните тетрадь соседу. Поднимите руку, у кого стоит два плюса. Ребята, что нужно сделать, чтобы не допускать ошибки в выполнении заданий на нахождение периметра? Гимнастика для глаз: Нарисуйте глазами квадрат, нарисуйте глазами круг, нарисуйте глазами треугольник. Закройте глаза. Открываем глаза и продолжаем работать. | Записывают в тетрадь. Проверяют. Ставят на полях + или – за каждое задание. Т.е. максимально можно заработать два +. Знать, как находить периметр многоугольника. Те ребята, кто допустил ошибки, еще раз читают текст в рамке на стр.78. Затем несколько человек рассказывают вслух. | Коммуникативные; Познавательные; Регулятивные. | | |
8. Включение в систему знаний и повторение (10 минут) | ||||
Итак, Даниил, скажи нам, как найти периметр многоугольника? А теперь разделитесь на 2 группы. Как мы должны работать в группе? Выберите старшего группы. (Приложение 3) Внимание, я выдаю карточки с заданиями для групп и листы разного цвета. Читаем внимательно задание, выполняем, сообщаем о готовности. Карточки для групп приведены в приложениях. Каждой группе выдается карточка и чистый лист бумаги, у каждой группы свой цвет листа. Прочтите первое задание, посоветуйтесь и ответьте на вопрос. (Запишите пропущенное слово на карточке). Замечательно, теперь выполняем задание 2. Молодцы, выполните задание 3. Ребята, посмотрите, что заметили? Скажите, а стороны у этих прямоугольников равны? А теперь подумайте, какой из участков будет для Дюймовочки наиболее практичным? Он должен быть таким, чтобы поместился большой дом и было место для огорода. Почему вы не советуете прямоугольный участок с другими размерами? Посмотрите на слайд, оказывается, слово периметр тесно связано с границами земельных участков. Молодцы, ребята! Скажите, вам знания периметра пригодятся в жизни? Посмотрите на слайд, для чего еще нужно уметь рассчитать периметр многоугольника? Устно рассчитайте, сколько метров кружева необходимо для украшения платка квадратной формы? (На слайде). А теперь скажите, сколько метров плинтуса необходимо приобрести для прямоугольной комнаты со сторонами 9м и 8м? (На слайде). Давайте разберемся, для чего людям этих профессий необходимо знать периметр фигуры? (На слайде). | Слушать мнение каждого участника, не ссориться, советоваться. Необходимо построить забор. Необходимо узнать периметр участка. Чертят прямоугольник, находят его периметр, вырезают фигуру, прикрепляют на доску. Периметр каждого из участков равен 48 см. Нет, стороны разные. Участок группы №2 наиболее практичен. Они будут уже четвертого, а на таком участке сложно построить дом. (Читают о происхождении слова) Да. (Приводят примеры). Для того, чтобы знать, сколько метров кружева необходимо купить для украшения платка. 15*4=60см 9*2+8*2=34м (Рассуждают. Делают выводы). | Коммуникативные; Познавательные; Регулятивные; Личностные. | | |
9. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты) | ||||
1.Какую цель мы ставили перед собой сегодня? Яна, мы смогли это узнать? А теперь посчитайте плюсы в своей тетради. Поднимите руку, у кого 4 плюса. Поставьте себя на верхнюю ступень лесенки. (Приложение 4). Вы все поняли сегодня на уроке, поздравляю, вы молодцы! Те, у кого 3 плюса, поставьте себя на среднюю ступень. Что вам необходимо сделать? Те, у кого 1-2 плюса, или нет плюсов, ставьте себя на нижнюю ступеньку. Что вам необходимо сделать? 2.Запишите домашнее задание: на карточке. (Приложение 5) Те, кто на второй или третьей ступени, повторите тему «Периметр многоугольника». 3. Оценки за урок. Спасибо, ребята, за урок, можете отдыхать. | Узнать, что такое периметр и как его найти. Да. Периметр – это сумма длин всех сторон многоугольника. Измеряется в мм, см, дм, м, км. Повторить тему. Заново изучить тему, которую сегодня проходили. | Коммуникативные; Личностные; Регулятивные. | Записываю в карточку «Лесенка» (на доске) кол-во учеников, у которых стоит 4 плюса; 3 плюса и остальных. |
Заключение
Считаю, что данная разработка урока имеет метапредметную направленность, отражает решение поставленной цели и задач. В доступной для второклассников форме обучающиеся решают проблемный вопрос, отрабатывают умение применять знания. На уроке учитель не только контролирует усвоение материала, но и помогает детям анализировать уровень своих знаний и, при необходимости, направляет учеников на повторение изученной темы. Домашнее задание является творческим и вариативным.
Список литературы
1. Учебник «Математика» 2-я часть, Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.; Москва, Просвещение, 2014 г.;
2. Интернет-страница:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/02/23/urok-matematiki-2-klass-perimetr-zakreplenie;
3. Интернет-страница:https://infourok.ru/urok-matematiki-klass-po-teme-perimetr-pryamougolnika-649591.html;
5. Интернет-страница: http://nauka-mastera.ru/otdelka/kak-vybrat-polovoj-plintus-dlya-komnaty.html.
Приложения.
Приложение 1. Приложение 2. 2 этап.
4 дм 4 дм
6дм
4см
Б А
3см 5см
Т
Е
Д
Е
м
Приложение 3.
8 этап. Карточки
1 группа
1.Дюймовочка решила построить дом и сделать огород на опушке леса. Она очень опасается, что хищные звери помешают ей. Как вы думаете, каким образом можно спастись Дюймовочке? Ответ: ____________
2.Что нужно знать, чтобы построить _________? Дюймовочке же нужно закупить необходимый материал для его строительства.
3.Постройте на листе прямоугольник со сторонами 22см и 2 см. Найдите периметр прямоугольника и запишите его в центре фигуры. Вырежьте прямоугольник и прикрепите на доску.
Приложение 4. Этап 9. Для рефлексии знаний.
Лесенка успеха
Приложение 5.
Максимальный балл за задание № 1 – отметка «4». Если выполнишь задание 1 и задание под звездочкой, ТО МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ ЗА ДВА ЗАДАНИЯ – ОТМЕТКА «5».
Начерти в тетради треугольник со сторонами МК=6см, КВ=5см, ВМ=7 см. Найди его периметр.
*Вычисли периметр фигуры, изображенной на чертеже (в тетрадь ее чертить не надо, а решение необходимо записать в тетрадь).
12см
4см 6см
10см
Домашнее задание.