Методическая разработка по развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста «Цветняшки»
АДМИНИСТРАЦИЯ
ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ЯНИНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
__188689, Ленинградская область, Всеволожский район, гп. Янино-1, ул. Новая, д. 17_ www.ynino.vsevobr.ru _ Тел. (812)679-35-22
структурное подразделение Дошкольное отделение № 4
гп. Янино-1, улица Ясная, д. 6, Всеволожский район, Ленинградская область, 188689, Тел. 8(81370)38-200 e-mail:yninodo4@mail.ru
Методическая разработка
по развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста
«Цветняшки»
Подготовили и выполнили:
Сунцова А.А.,
Рябова О.А.,
Гаджимурадова А.В.
Янино-1
2023 г.
Паспорт проекта
Пояснительная записка
Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определёнными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всём многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует. С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация.
Но мир цвета открывается не сразу. В первый год жизни цвет слит для ребёнка с остальными характеристиками предметов и не выделяется им, как самостоятельное, особое свойство окружающего предметного мира. Всё это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. «Ребёнок, – по выражению К. Д. Ушинского, – мыслит красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Цвет – одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве.
Традиционно понятие «Цвет» в изобразительной деятельности дошкольников является средством выразительности, а также его связывают с качественной характеристикой детского рисунка. Когда дети начинают изображать предметы (3-4 года), как указывает известный педагог-психолог В. С. Мухина, цвет начинает активно использоваться детьми для выражения отношения к изображаемому предмету, персонажу или событию, передает его эмоциональную окраску [29, с. 181]. Также цвет может использоваться ребенком для непосредственного эмоционального удовольствия от закрашенной поверхности листа и самого процесса нанесения краски.
Выбор цвета обуславливается возрастными особенностями восприятия у детей и активному переносу эмоций, наделению определенного цвета положительным либо отрицательным значением. Эстетический мотив при выборе цвета формируется постепенно: в старшем дошкольном возрасте таким мотивом является красота. Свобода в использовании цвета, богатство колорита, сочетаемость его элементов в работе приходят с опытом в процессе обучения.
При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.
Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами - цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа : «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д.
Когда ребенок научится определять сходство и различие цветом при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов. На этом этапе можно порекомендовать игры в книге цветом Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования, и применяют на практике.
Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания.
Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям.
Актуальность: Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определёнными эталонами цвета, т. е. научиться видеть мир во всём многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.
Новизна: В настоящее время в работе по формированию цветовосприятия у детей дошкольного возраста нет системы, а полагаются лишь на отдельные методические приёмы. Перед педагогами дошкольного учреждения стоит важная задача: ввести ребёнка в мир цвета, научить его правильному цветовосприятию и цветоразличению.
Участники проекта: в реализации проекта принимают участие дети 3 – 7 лет, родители воспитанников, воспитатель группы.
Цель проекта: Способствовать развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта
Образовательные:
- обобщать предметы по сюжету или цвету;
- закреплять умения называть основные цвета и оттенки;
- учить отличать оттенки цвета по насыщенности;
- закреплеть умения дифференцировать тёплые и холодные цвета, использовать данные понятия в активной речи;
Развивающие:
- развивать у детей аналитическое восприятие;
- развитие зрительной памяти;
- развивать эмоциональное восприятие цветовой гаммы;
- развитие логического мышления;
Воспитательные:
- научить свободному смешиванию красок;
- формировать представление о средствах выразительности изобразительного искусства;
Предполагаемые результаты:
- приобретение устойчивых знаний по цветовосприятию и цветоразличению;
- расширения и углубления восприятия цветовой гаммы;
- уверенное использование цвета и его оттенков;
- овладение навыками экспериментирования;
- развитие наблюдательности и зрительного внимания;
- повышение уровня познавательных способностей;
- обогащение речи;
- положительное влияние на эмоциональную сферу, развитие творчества, фантазии, художественного вкуса.
Реализация проекта
I этап. Поисково-теоретический. Организационный:
Теоретический анализ литературы по проблеме формирования цветовосприятия у дошкольников.
Определение критериев и уровня развития цветовосприятия детей дошкольного возраста.
Изучение методических разработок по использованию методов развития цветовосприятия детей дошкольного возраста.
II этап. Внедренческий:
Составление перспективного плана работы по развитию цветовосприятия.
Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами, а так же дидактических игр.
Организация консультаций.
Организация РППС.
III этап. Результативный.
Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в семинарах, конференциях различного уровня;
Обогащение знаний детей, педагогов и родителей через разнообразные формы работа.
Цвет – одно из самых доступных детям средств художественной выразительности.
Исследования подтверждают, что трех - четырехлетний ребенок уже способен тонко, чутко воспринимать цвет, цветовые отношения и их взаимодействие на настроение.
Процесс обучения цветовосприятию строится поэтапно и последовательно.
На первом этапе у детей формируются представления о хроматических и ахроматических цветах.
На втором этапе дошкольники знакомятся с основными, составными цветами, узнают о теплых и холодных тонах, о цветовом контрасте.
На занятиях третьего этапа дети учатся с помощью цвета выражать свое отношение к событию, герою, передавать свои чувства, внутреннее состояние.
В решении учебно-воспитательных задач в развитии восприятия цвета основную роль играет демонстрационный материал, который существенно дополняет устное объяснение.
Игры и игровые упражнения чрезвычайно важны. Они помогают повторить или закрепить полученные знания по цветоведению. Игры проводятся со всей группой или по подгруппам и расположены в том же порядке, в каком ребенок знакомится с цветом.
Например, игра «Основные цвета».
Предлагается большой набор различных цветов. Ребенок должен быстро и правильно найти три основных цвета (красный, желтый, синий).
«Какого цвета радуга?»
Закрепить знания цветов радуги в их последовательности. Кто быстрее расставит правильно все цвета радуги, «Найди лишний цвет » или наоборот «Какого цвета не хватает?»
«Теплые и холодные цвета»
* Играют две команды. Первая команда должна найти как можно больше теплых оттенков. Вторая – холодных. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
* Выдаются карточки. Дети должны правильно определить цвета и показать стрелкой.
Игры на развитие у детей чувства цвета.
* Цветное лото.
Цель этого упражнения развивать у детей умение различать оттенки одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.
*Какие цвета использованы?
Найти оттенки цвета по заданной картинке.
Играя в такие игры ребенок будет чувствовать себя уверенней в удивительном Мире Цвета, научится предвидеть результаты сложных смешений красок, получать на палитре нужный цвет.
Рассматривая пейзажи, натюрморты, портреты я использую схемы, которые помогают детям анализировать произведение в логической последовательности.
В результате обучения дети научились соотносить цветовое решение с временем года, погодой, использовать цвет в качестве средства выразительности. Дети приобрели и технические навыки: умение смешивать краски и использовать полученные оттенки для создания соответствующего настроения и колорита рисунка.
Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами цвета и способами их использования. Не зная теории и правил колорита, дети создают в своих работах выразительные, иногда неожиданные для себя колористические решения. Цветовое многообразие порой удивляет, и поэтому особенно детей увлекает гуашь, так как быстро написанный рисунок гуашевыми красками может быть с легкостью покрыт новым слоем. Комбинируя изобразительные материалы, технику письма, можно добиться различных вариантов в колорите. Интересными могут быть работы, выполненные гуашевыми красками на цветной бумаге. Иногда дети самостоятельно находят приемы, о которых педагог хотел бы рассказать, поэтому педагогу очень важно правильно владеть терминологией цветоведения, чтобы, не подыскивая беспомощно аналогии и подходящие слова, грамотно донести до детей знания.
Таким образом, цвет – это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них, ведь в свою очередь один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить, а ведь дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые, и они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета – физиологического, оптического и эмоционального – относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.
Формы проведения диагностики по программе
3-4 лет
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Проводятся открытые занятия, как для родителей, так и для сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.
Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.
В формировании у детей дошкольного
возраста представлений о цвете педагоги
Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Семенова В.Я.
выделяют ряд этапов:
Первый этап – отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые – неодинаковые, контрастные).
Второй этап – обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов – цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».
Третий этап – соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.
Четвертый этап – выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал предмет определенного цвета.
Пятый этап – формирование у ребенка способности словесно обозначать цвет. Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы. Взрослый оказывает ребенку дозированную помощь, используя различные способы речевой поддержки: называет цвет сам и просит повторить название, подсказывает первую букву или первый слог слова или задает наводящий вопрос. На более продвинутом этапе детям предлагают кроме основных четырех цветов добавить также белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвета спектра.
Шестой этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
Седьмой этап – обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).
Перспективный план работы в группе младшего дошкольного возраста
3-4 года
СЕНТЯБРЬ | Педагогическая диагностика. |
Знакомство с цветовым кругом и основными цветами. | |
«Весёлое лето» Создать условия для отражения летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, вовлекать детей в речевое взаимодействие. Проводить к описанию изображений на рисунках. Выявить способности детей. | |
ОКТЯБРЬ | «Лесные модники» Научить рисовать грибы «боровик», шляпку – полукруглой формы, ножку – округлой формы. Познакомить с коричневым цветом. Продолжить учить пользоваться красками и кистью. Вызвать интерес к окружающему. |
«Что созрело в огороде?» Учить передавать в рисунке цвет форму и характерные особенности овощей; равномерно располагать изображения овощей по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства. Учить рисовать по шаблону контур предмета и закрашивать его краской не выходя за пределы контура. Воспитывать интерес к рисованию. | |
«Золотая осень» Продолжать учить рисовать предметы окружающего мира. Учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол - толстая линия, ветви – тонкие линии, длинные и короткие. Учить рисовать листья способом примакивания кисти к бумаге. | |
НОЯБРЬ | «Что созрело в саду?» Учить передавать в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов, развивать композиционные умения работать над замыслом. Продолжать вырабатывать навыки рисование цветными карандашами, учить закрашивать в одном направлении, не выходя за контур с равномерным нажимом. |
«Дождик» Познакомить с приёмами рисования пальцами. Продолжать учить использовать в рисовании весь лист бумаги. Вызывать интерес к рисованию, развивать творчество. Расширять знания об окружающем мире. | |
ДЕКАБРЬ | «Весёлый друг-художник круг» Учить детей на основе круга делать изображение различных предметов дорисовывая недостающие детали. Развивать творческое мышление. Учить рисовать по шаблону ровный круг. Продолжать учить рисовать цветными карандашами (закрашивать ровными штрихами в одном направлении без просветов, не выходя за контур изображения). Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. |
«Ёлка наряжается праздник приближается» Упражнять в украшении силуэтов ёлочек приготовленных способом тампонирования. Учить способом печатанья создавать украшения на ёлке. Учить изображать бусы на ёлке ватными пальчиками. Воспитывать интерес к нетрадиционным методам рисования. | |
ЯНВАРЬ | «Платочек для дымковской барышни» Познакомить детей с дымковской игрушкой, местом её возникновения. Развивать чувство цвета, ритма. |
«Узор на петушке» Познакомить детей с дымковской росписью. С цветами используемыми в узоре. | |
ФЕВРАЛЬ | «Грузовичок» Учить рисовать транспорт. Строить изображение из нескольких частей, правильно их располагая между собой. Продолжать учить правильно пользоваться кисточками и красками. Закреплять знания цветов. |
«Летят самолёты» Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Учить передавать форму самолёта, правильно располагая части. Упражнять в работе с палитрой (получение светло-серого оттенка). Закреплять технику тампонирование губкой (облака в небе). | |
МАРТ | «Вот тебе родная в твой денёк – аленький цветочек-огонёк!» Учить детей рисовать цветок на основе круга, правильно располагая части между собой. Упражнять в работе с палитрой (получение оттенков). Воспитывать желания создавать красивый подарок для мамы. Воспитывать аккуратность. |
АПРЕЛЬ | «Я ракету нарисую» Учить детей рисовать ракету, правильно располагая части. Развивать чувство цвета. Знакомить с явлениями общественной жизни. |
«Мишка проснулся» Изучение коричневого цвета. Учить детей рисовать животного, передавать в рисунке несложные движения, соблюдать пропорции. Закреплять умение способом тампонирование рисования фон. | |
МАЙ | «Рыбки в аквариуме» Познакомить с рисованием восковыми мелками. Учить рисовать разнообразных рыбок, передавая их характерные особенности. Учить работать с акварелью, закрашивать фон рисунка (аквариума). |
Педагогическая диагностика. |
Перспективный план работы в группе младшего дошкольного возраста
4-5 лет
СЕНТЯБРЬ | Педагогическая диагностика. |
«Разноцветный мир» 1. Показать детям, как разнообразен наш мир по цветовой гамме, как удивительно красиво то, что нас окружает. Обобщить знания детей о цветах радуги и их количестве. Закреплять навыки штриховки цветными карандашами. 2. Учить детей рисовать кистью и красками. Уточнить приёмы работы с ними. Сравнение работ выполненных цветными карандашами и красками, обратить внимание, что изображения красками намного ярче. Учить рисовать «портрет» радуги. Закреплять знания о цветах радуги. | |
«Чудесные бабочки» Познакомить детей со способом рисования «монотипия». Использования пятен, цвета, горизонтальной симметрии, как средств для создания выразительного образа. Развитие творчества, интереса к рисованию. | |
ОКТЯБРЬ | «Золотая рыбка» Знакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками. Учить заполнять контуры рыбки цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики) |
«Дары осени» Учить рисовать фрукты передавая их характерные особенности. Учить рисовать акварельными красками. Воспитывать аккуратность. | |
НОЯБРЬ | «Зонтик для плохого и хорошего настроения» Научить различать тёплые и холодные цвета, соотносить их с плохим и хорошим настроением. Учить обводить трафареты и закрашивать, не выходя за пределы контуров. |
«Скатерть-самобранка» Знакомство с жанром живописи – натюрморт. Закрепление навыков изображения овощей и фруктов. Упражнять в смешивании красок (получать их двух производных оранжевого их двух производных оранжевого и фиолетового цветов.) | |
ДЕКАБРЬ | «Снежинка» Знакомство с техникой рисования «граттаж». Рисование фона, нанесение воска на квадратную форму. Закрашивание фона в чёрный или синий цвет. Учить процарапывать изображение снежинки с помощью зубочистки. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений. |
«Синица» Учить рисовать птицу на ветке, передавая характерную окраску синицы, форму и относительную величину туловища и головы. Закреплять технические навыки. Воспитывать интерес к птицам. | |
ЯНВАРЬ | «Заснеженный город ночью» Закреплять умения рисовать дома разные по форме и величине. Учить рисовать окна домов, располагая их друг над другом. Учить работать в коллективе, договариваться между собой; учить передавать образ ночного города (тёмные дома, светлые окошки). Закреплять умение рисовать деревья белой краской и снег методом «тычка». |
ФЕВРАЛЬ | «Дымковская уточка» Закреплять знаний детей о дымковской игрушке, основных элементов росписи. Закреплять умение рисовать круг, волнистые линии, точки. Учить самостоятельно подбирать цвета для создания выразительного образа. |
«Папин портрет» Учить располагать на листе бумаги овал лица, располагать на нём глаза, нос, рот. Помогать в подборе цвета для закрашивания лица, глаз и т.д. | |
МАРТ | «Цветы в вазе» Продолжать учить рисовать методом «тычка». Учить делать набросок простым карандашом. Составлять композицию из вазы с цветами. Тонкой кисточкой рисовать стебельки или листья. Помогать в смешивании на палитре и подборе цветов и оттенков. |
«Сивка - бурка» Учить детей рисовать волшебного коня передавая в рисунке характерные признаки и соблюдая пропорции, самостоятельно придумывать украшающие детали сбруи и седла используя ватные палочки, как средство рисования. | |
АПРЕЛЬ | «Узор из ягод на чаше» хохлома Познакомить с названием росписи, её возникновением, какие предметы украшали хохломской росписью и из чего они были сделаны. Познакомить с основными элементами росписи: ягоды, листья, цветы, травки, птицы. Рассмотреть основные цвета в узоре. Научить рисовать ягоды, стебелёк и листочки. Воспитывать интерес к народному промыслу. |
«Лети, ракета к звёздам» использование трафарета Передача образа космического пространства в технике печати по трафарету (звёзды в космосе). Рисование ракеты красками и кистью. | |
МАЙ | «После дождя» Создание пейзажа в технике рисования на сырой бумаге используя в качестве изобразительного материала мелки (нарисовать молодую травку, радугу в небе, цветы, бабочек и т.д.). Развитие творческой фантазии, воображения. |
«Праздничный салют Победы» «граттаж» Продолжать знакомить детей с приёмом рисования в технике «граттаж». Учить самостоятельно подготавливать фон для будущей работы. Продолжать учить процарапывать рисунок заострённой палочкой. Развитие самостоятельности, творческой фантазии. | |
«Сказочный цветок» Создание выразительного образа фантастического сказочного цвета в мозаичной технике рисования на тёмном картоне. | |
Перспективный план работы в группе старшего дошкольного возраста
5-6 лет
СЕНТЯБРЬ | Педагогическая диагностика. |
Упражнение «Какой цвет в огороде растет?» А правда, какой? Дети с удовольствием вспоминают «огородные» цвета: зеленый огурец, оранжевая морковь, желтая дыня, фиолетовая слива и т. д. Можно еще придумать массу таких игр-упражнений, ориентируясь на интересы и увлечения своих детей. Например, с девочкой играть в оттенки цветочков, а с мальчиком в цвета автомобилей. | |
ОКТЯБРЬ | Игра «Основные цвета». Предлагается большой набор различных цветов. Ребенок должен быстро и правильно найти три основных цвета (красный, желтый, синий). |
НОЯБРЬ | «Какого цвета радуга?» Закрепить знания цветов радуги в их последовательности. Кто быстрее расставит правильно все цвета радуги, «Найди лишний цвет» или наоборот «Какого цвета не хватает?» Просмотр обучающих мультфильмов «Уроки цвета». |
ДЕКАБРЬ | «Теплые и холодные цвета» |
ЯНВАРЬ | Игры на развитие у детей чувства цвета. |
ФЕВРАЛЬ | Найти оттенки цвета по заданной картинке. |
МАРТ | Черно-белая красота (ахроматические цвета) Продолжать знакомство с ахроматическими цветами: черный - серый - белый и различение цветов по насыщенности. Занятие по рисованию "Что бывает серое", "Ворона и воробей", дети систематизируют знания об ахроматических цветах, учатся получать и называть различные по тону ахроматические цвета. Завершающее блок занятие "Как белая и черная краска подружились". Дети узнают, что ахроматические цвета имеют большие изобразительные возможности. В самостоятельной художественной деятельности станут шире применять в рисунке графитные карандаши, уголь, используя их изобразительные возможности, черную и белую краски для получения различны оттенков серого цвета. |
АПРЕЛЬ | Цвета и чувства (эмоциональное восприятие цвета) Возможность цветом передавать характер, эмоциональное состояние, чувства, настроение, с помощью художественно - дидактических игр: "Угадай настроение клоуна", "Музыкальная палитра"; Занятий: "Розовая радость и зеленая тоска", "Какого цвета музыка", "Добрый и злой сказочный герой", "Снегурочка и Снежная королева". При рисовании доброго или злого персонажа детям предлагается определить, каким цветом изобразить героев. Что добрых героев нужно нарисовать светлыми, яркими красками, а злых - темными. Характерным при изображении персонажей является именно цвет, а не выражение лица, поскольку и Кощей - Бессмертный может улыбаться, перебирая свое золото, а Иван-Царевич может грустить и сердиться когда похищают его невесту… Более сложным в выборе цветовых сочетаний для передачи характера персонажа будет изображение Снежной королевы, ее нельзя изобразить темными цветами, здесь контраст между положительным и отрицательным героем, строится на контрасте теплых и холодных тонов. |
МАЙ | Дидактическая игра "Волшебный круг" (цветовой круг) Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей. Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки. Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет. Просмотр обучающих мультфильмов «Уроки цвета». |
Перспективный план работы в группе старшего дошкольного возраста
6-7 лет
СЕНТЯБРЬ | Педагогическая диагностика. |
Дидактическая игра "Придумай пейзаж" Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию. Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года". Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки. Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми "подмалевки" 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года. Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и зарделись клены. В пурпуре осинки, только дуб зеленый. Утешает осень - не жалейте лето! Посмотрите - роща золотом одета! Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И. Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем воспитатель рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины. Затем воспитатель читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж. | |
ОКТЯБРЬ | Дидактическая игра «Палитра» Цель: знакомить, закреплять и упражнять в последовательности расположения цветов в спектре. Ход игры: дети разбирают карточки в виде палитры, и из предложенных кружков разных цветов выкладывают на карточках последовательность цветов спектра. Когда дети хорошо выполняют задание, то можно играть на скорость – кто быстрее справится. |
НОЯБРЬ | Дидактическая игра «Составь букет» Цель: Закреплять умение детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия; закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные - и поупражнять в употреблении этих слов. Игровой материал: Две картинки. На каждой нарисована цветочная ваза. В вазах зеленые стебли. На концах стеблей наклеены кружки нейтрального цвета. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета: голубые, синие, фиолетовые (холодные тона); желтые, оранжевые, красные (теплые тона). Ход игры: 4-6 детей делятся на 2 команды (по 2-3 человека). Одна команда занимается составлением букета холодных тонов, другая – теплых. Цветы лежат посередине стола. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро составит букет. |
ДЕКАБРЬ | Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам» Цель: Учить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков цвета в речи; ознакомить с разными способами различения оттенков одного цвета. Игровой материал: игровое поле с изображенными на нем полочками, блюдца и чашки разных цветов и оттенков. Ход игры: Воспитатель располагает на поле блюдца розового, фиолетового и оранжевого цвета (разных оттенков) и рассказывает: «В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поместили вот такие блюдца. Какие? На среднюю – вот такие. Какие? На нижнюю? (Дети называют цвет блюдец.) Одинакового ли оттенка блюдца на верхней полке? на средней? на нижней? Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета и оттенка, как блюдца». Воспитатель выкладывает картонные плоские чашки. Одному ребенку поручает подобрать и наложить чашки к блюдцам, стоящим на верхней полке, другому – к блюдцам на средней полке, третьему – к блюдцам на нижней полке. Одобряет правильные действия детей. Спрашивает каждого ребенка, какого цвета чашки он отобрал. |
ЯНВАРЬ | Занятие «Каким бывает небо в природе?» Техника рисования: рисование по мокрому листу. Цель: создать детям условия для свободного экспериментирования с акварельными красками, изображать небо в нетрадиционной технике рисования способом цветовой растяжки «по мокрому» листу бумаги. Развивать творческое воображение, умение замечать красоту окружающей природы, восприятие различных цветов и их оттенков. Создать условия для отражения в рисунке впечатлений. Предварительная работа: на прогулке понаблюдать за сезонными проявлениями в природе, наблюдения за небом, рассматривание репродукций с изображением неба, пейзажи, чтение и разучивание стихов о природе, небосводе. Материал: баночка с водой, губка, краска, лист А4. Ход занятия: Воспитатель предлагает поэкспериментировать с акварельными красками и попробовать изобразить небо. Воспитатель знакомит детей с новой, необычной техникой рисования «по мокрому» листу бумаги. Берет лист бумаги, смачивает его водой. Потом окунает тампон или губку в ярко голубую краску и проводит по листу слева направо, начиная сверху и раз за разом смачивая тампон (губку) чистой водой, чтобы на листе получилась цветовая растяжка – от насыщенно голубого к более светлому. Звучит музыка. Дети тоже приступают к рисованию, берут белую бумагу, смачивают её ватными тампонами или губками чистой водой и затем очень быстро (пока лист не просох) рисуют весеннее прозрачное небо. В конце занятия организуется выставка работ. Детям предлагается рассказать о своём рисунке, о том какого цвета получилось его небо. |
ФЕВРАЛЬ | «Нарисуй свое настроение» Техника рисования: рисование пальчиками, кляксография с трубочкой, кляксография обычная, рисование зубочисткой, монотипия-рисование нитками. Цель: упражнять в смешивании красок, учить передавать свои переживания, ощущения с помощью цвета. Материал: гуашь, листы бумаги А 4, трубочки, стаканчик с водой. Ход занятия: воспитатель обсуждает с детьми, какое может быть настроение, спрашивает, каким цветом можно изобразить плохое настроение, почему, а каким хорошее. После предлагает детям нарисовать их настроение. По окончанию дети рассказывают, как они нарисовали свое настроение, какими цветами, почему. |
МАРТ | «Портрет моей мамы» Продолжать упражнять в знаниях о портрете как жанре изобразительного искусства. Учить детей рисовать набросок простым карандашом. Подготавливать фон для будущей работы. Учить отображать особенности внешности: цвет волос, глаз, причёска. |
АПРЕЛЬ | «Космическое путешествие» Техника рисования: набрызг. Цель: Развивать восприятие цвета и зрительно – двигательную координацию, уточнять и обобщать знания детей о космосе. Материал: листы А4, баночка с водой, изображения космоса, кисточки, краски. Ход занятия: воспитатель показывает детям изображения космоса, обращает внимание на то, что космос можно нарисовать совершенно по-разному, он может быть очень темным, мрачным, а может быть ярким и светлым. Предлагает детям нарисовать свою картину с изображением космоса, показав такую технику как набрызг. По окончанию организуется выставка работ и их обсуждение. |
«Расцвели подснежники» Рисование подснежников восковыми мелками; учить передавать образ подснежника со склонённой головой цветка. Развитие цветовосприятия. | |
МАЙ | «Пушки с пристани палят …» Продолжать учить передавать в рисунке образ сказочного корабля плывущего по волнам по средством цвета. Используя произведения А.С. Пушкина и иллюстрации из этой сказки («Сказка о царе султане»). Развитие творческого воображения. |
Педагогическая диагностика. |
Диагностика
В связи с важностью развития цветовосприятия детей актуальным остается вопрос о диагностике уровня его развития.
Диагностический инструментарий был разработан на основе исследований Т.С.Комаровой, Т.А.Грабенко, Т.Д.Зинкевич – Евстигнеевой.
Показатели | Диагностические задания |
Умение соотносить и различать цвета | Диагностическое задание 1. «Разложи кружочки по коробочкам» (Л.В. Шарохина) |
Умение соотносить и дифференцировать цвета и их оттенки | Диагностическое задание 2. Методика «Цвета». (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева) |
Умение дифференцировать цвета в соответствии с их названиями | Диагностическое задание 3. «Цветные кубики» (Е.А. Стребелева) |
Умение подбирать образцы в соответствии с предложенными по цвету и тону | Диагностическое задание 4. «Цветовые образцы 7 цветов спектра» (З.Н. Истомина) |
Умение определять ахроматические и хроматические цвета | Диагностическое задание 5. «Разложи правильно» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) |
Оценочный лист
ФИО ребёнка | Диагностическое задание 1. | Диагностическое задание 2. | Диагностическое задание 3. | Диагностическое задание 4. | Диагностическое задание 5. | Итог: |
Методы проведения педагогической диагностики: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.
Наблюдение – восприятие и познание реальной картины развития ребенка, в рамках его естественной среды. В процессе наблюдения педагог имеет возможность становить индивидуальные черты характера ребенка, особенности его поведения, его возможности и потребности в педагогическом воздействии.
Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки и т.д.) – направлен на демонстрацию прогресса индивидуального развития каждого воспитанника. Данная диагностическая методика помогает увидеть динамику развития умений ребенка. Его интересы, увлечения и сформированность навыков.
Описание практического метода диагностики:
Диагностическое задание 1. «Разложи кружочки по коробочкам» (Л.В.Шарохина).
Цель: определить уровень развития умения детей соотносить и различать цвета.
Материалы: коробочки различных цветов; набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам (по 5 штук).
Технология реализации: перед ребенком расставляют цветные коробочки и набор разноцветных кружочков, соответствующих цветам коробочек. Ребенку предлагают самостоятельно разложить кружочки в соответствии с цветом коробок.
Интерпретация результатов: за все правильно разложенные кружки одного цвета ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за задание 18.
Критерии оценки:
Высокий уровень – ребенок набирает 18 баллов за правильность выполнения задания, быстро, не задумываясь, выполняет задание, умеет находить одинаковые цвета, сопоставляет их лишь зрительно.
Средний уровень – ребенок набирает 16 – 17 баллов за правильность выполнения задания, задумываясь, довольно медленно выполняет задание, ребенок лишь иногда прикладывает кружки к коробочкам для сопоставления.
Низкий уровень – ребенок набирает 0 – 15 баллов за правильность выполнения задания, ребенок очень медленно выполняет задание, постоянно отвлекается, постоянно прикладывает кружки к коробочкам для сопоставления.
Перед ребенком расставлялись коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета, и раскладывался набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем ребенку предлагалось разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом.
Диагностическое задание 2. Методика «Цвета». (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева).
Цель: определить уровень развития умений у детей соотносить и дифференцировать цвета и их оттенки.
Материалы: 12 цветных карточек.
Технология реализации: ребёнку показывают цветные карточки по одной, сначала основные цвета, потом – дополнительные цвета. Ответы фиксируются.
Если ребёнок не может определить один или несколько цветов, ему демонстрируется весь цветовой ряд. Ему предлагается по названию цвета найти карточку.
Интерпретация результатов: за каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за ошибку или отказ от задания 0 баллов. Максимальное количество баллов за задание 12 баллов.
Критерии оценки: 0-8 баллов – низкий уровень умения соотносить и дифференцировать цвета и их оттенки;
9-11 баллов – средний уровень умения соотносить и дифференцировать цвета и их оттенки;
12 баллов – высокий уровень умения соотносить и дифференцировать цвета и их оттенки.
Диагностическое задание 3. «Цветные кубики» (Е.А. Стребелева).
Цель: определить уровень развития умений соотносить и дифференцировать цвета в соответствии с их названиями.
Материалы: цветные кубики пяти (семи) цветов: два красных, два желтых, два зеленых, два синих, два белых (голубых и розовых).
Технология реализации: перед ребенком располагают кубики разных цветов и предлагают выбрать кубик определенного цвета и назвать их. Если ребенок не справляется с заданием, проводится обучение.
Для уточнения уровня сличения ребёнку необходимо выбрать кубик нужного цвета и соотнести цвет и название.
Интерпретация результатов: в ходе обследования ребенка психолог фиксирует то, как ребенок понимает задание, различает цвета, выделяет цвета по слову.
Критерии оценки:
Высокий уровень – ребенок понимает задание, выполняет его, может определить цвет по названию, называет все предложенные цвета.
Средний уровень – выполняет задание, показывает цвет по названию, называет не все предложенные цвета.
Низкий уровень – ребенок выполняет задание, сличает два-три цвета, испытывает большие трудности при выделении цвета по слову, или в названии цвета.
Ребёнку выкладываются все кубики и предлагают найти кубик заданного цвета (красный, синий, зеленый). Потом ребёнок должен назвать цвета кубиков. Если он не может найти цвет по слову, проводится обучение. Для уточнения уровня сличения ребёнка просит найти и показать такой кубик, какой держит взрослый. Ребёнка надо научить сравнивать цвет кубика с названием, повторив при этом цвет два–три раза: «Покажи, где желтый, вот желтый. Найди, где желтый».
Диагностическое задание 4. «Цветовые образцы 7 цветов спектра» (З.Н. Истомина).
Цель: определить уровень развития представлений о цветовом тоне.
Материалы: два набора кружков (всего 42 шт.); 7 карт (с кружками разного или одного цвета).
Технология реализации: диагностика состоит из 2-х этапов:
1 этап: группировка цвета по предложенному образцу.
Во время исследования со всеми детьми проводится индивидуальная работа. На столе демонстрируются два набора кружков (всего 42 шт.). Перед ребёнком раскладывается одна из семи карт и предлагается отобрать аналогичные кружочки, затем карточки убираются. Таким образом, последовательно предлагаются семь карточек.
2 этап: название цвета отобранных образцов.
Детям демонстрируют кружочки семи цветов, располагающиеся один под другим. Детям предлагается назвать цвет кружочков и выложить рядом кружки более насыщенного цвета.
Интерпретация результатов: в ходе обследования ребенка педагог фиксирует то, как быстро и правильно ребенок подбирает образцы, то насколько правильно ребенок выделяет цвета по тону и может их назвать.
Высокий уровень – ребенок правильно и быстро подбирает образцы, одинаковые с предложенными по цвету, тону и светлоте, не сопоставляя кружки с образцом. Правильно называет все цвета и оттенки.
Средний уровень – ребенок прикладывает кружки к карточкам, подбирает кружки к образцу довольно быстро, может назвать какой из кружков темнее или светлее.
Низкий уровень – ребенок очень долго подбирает кружки, прикладывает их к карточкам, постоянно путается, перебирает кружки, отвлекается, в итоге выкладывает кружки неправильно, путает какой из кружков темнее, какой светлее. Называет только один цвет (зеленый, тёмно-зелёный, светло-зеленый).
Диагностическое задание 5. «Разложи правильно» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Цель: определить уровень развития представлений об ахроматических цветах.
Материал: Набор карточек силуэтов животных белого и черного цвета.
Инструкция: Для проведения диагностики детям предлагается выбрать по одной карточке с изображениями животных. Дети отвечают на предложенные вопросы: «Какой цвет у карточки? Какое животное изображено на ней и какого цвета?
Потом дети должны выбрать из комплекта силуэтов животных тех, которые были изображены на их карточках, но противоположного цвета (белый – чёрный, чёрный – белый).
Дети, наложив изображения на карточках друг на друга, замечают, что они скрываются (прячутся): карточка делается либо черной, либо белой. Действия дети комментируют.
Критерии оценок:
Высокий уровень (3 балла) – дети знают цвета, верно их называют, группируют по парам противоположного цвета. Дети с интересом и самостоятельно справляются с заданием без помощи взрослых.
Средний уровень (2 балла) – дети точно называют цвета, но ошибаются в группировке карточек по парам. Такие дети частично нуждаются в помощи взрослых.
Низкий уровень (1 балл) – дети определяют цвета, но не могут подобрать противоположные цвета, что требует помощи со стороны взрослых.
Заключение.
Подводя итог, следует отметить, что актуальность данной проблемы подчеркивается в нормативно-правовых документах: в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Систематическая, последовательная работа с детьми по сенсорному развитию, в частности цветовосприятия, на основе дидактических игр способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес, что в значительной мере способствует эффективной работе с ребенком в других направлениях.
Правильно организованные и подобранные дидактические игры по цветовосприятию, позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета, помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребенка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Используя знания, как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее.
Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребенка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться, и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Список литературы:
Аллаярова И. Е. Симфония красок. / И. Е. Аллаярова М., 2010. - C. 80.
Афанасьева С. Чудеса чародея Цвета / С. Афанасьева // Дошкольное воспитание. -2006.-№2.- С. 53.
Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика. [Текст] / Б.А. Базыма. – СПб. Речь, 2010. – 205 с.
Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 156 с.
Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.-C. 222.
Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. / В.В Визер. - сПб.: Питер, 2013.-C. 195.
Волков, Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. [Текст] / Н.Н. Волков. – М.: Сфера – 2008. – 270 с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском саду. [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Академия, 2011. – 297 с.
Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Г. Г. Григорьева.- М., 2010. – C. 344.
Гуреева И. В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. / И. В. Гуреева.- Волгоград ИТД «Корифей», 2012. – C.158.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2./ Г.Н. Давыдова.-М.: "Издательство Скрипторий 2008", 2008-80с.
Дианова Т. B. «Эксперименты с цветом» /Дианова Т. B. // Журнал «Обруч» №3, 2015 г. – C.13.
Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности./ Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1.
Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. / Н. В. Дубровская. - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2011. C.76.
Евдокимова М. М. Учимся рисовать красками. / Евдокимова М. М. - М. «Дрофа», 2012.- C. 32.
Ивенс, Р.М. Введение в теорию Цвета. [Текст] / Р.М. Ивенс – М.: Наука, 2010. – 342 с.
Ильина О.В./ Ильина О.В., Бондарева К. Ю.-Цветоведение и колориска: учебное пособие/ГОУ ВПО СПб., 2010.-C.-120
Казакова, Р.Г. Рисование с детьми: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И Сайганова, Е.М. Седова. - М.: Сфера, 2005. – 43 с.
Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. [Текст] / Р.Р. Калинина – СПб.: Питер. – 2004. – 560 с.
Комарова Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. / Комарова Т. С. , Размыслова А. В.- М. Педагогическое общество России.2011.-С.-152.
Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?/ Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание.-2005.-№2.-С.80-87
Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. [Текст] / Т.С. Комарова – М.: Академия, 2006. – 103 с.
Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать. [Текст] / Т.С. Комарова - М., 2009. – 70 с.
Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина – М.: Сфера, 2010. – 67 с.
Косминская, В.Б. Теория и методика изодеятельности в дошкольном возрасте. [Текст] / Под ред. В.Б. Косминской. - М.: Сфера. – 2010. – 255 с.
Курочкина Н. А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» / Н. А. Курочкина.- М.: «Детство-Пресс»; 2011 г.-C.-272.
Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. [Текст] / Л.Д. Лебедева – СПб.: Речь, 2012. – 428 с.
Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности. [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
Миронова, Л.Н. Цветоведение. [Текст] / Л.Н. Миронова – Минск, Высшая школа, 2011. – 286 с.
Михайленко, Н.Я. К портрету современного дошкольника. [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание – 1991. – №1. – С.34-45.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений. / В.С. Мухина - М., Академия. 2011. – 456 с.
Немов, Р.С. Психология. [Текст] / Р.С. Немов – М. : Академия, 2011. – 328 с.
Нищева Н. В. Разноцветные сказки. / Н. В. Нищева.- Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2014.-C.139.
Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. [Текст] / Л.Ф. Обухова – М.: Тривола. – 2009. – 231 с.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений. / С. И. Ожегов.- Москва. «Мир и Образование» 2015г..
Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2008. – 318 с.
Пиаже, Ж. Избранные психологические произведения. [Текст] / Ж. Пиаже. – М.: Наука, 1994. – 424 с.
Приходько, Е.Г. Зачем и как знакомить детей с цветом [Текст]: Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов. / Е.Г. Приходько – Краснодар, 2013. – 78 с.
Психология дошкольника: Хрестоматия. [Текст] / М.: Академия, 1997. – 350 с.
Реан, А.А. Психология детства. [Текст] / А.А. Реан – СПб.: Прайм – евро – знак.. – 2010. – 368 с.
41. Ремезова, Л.А. Играем с цветом. Формирование представления о цвете у дошкольников 6-7 лет. [Текст] / Л.А. Ремезова, – М.: Школьная пресса, 2013. – 64 с.
42. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Учебник. [Текст] / Л. Ф. Тихомирова – Ярославль: Академия развития, 2008. – 237 с.
43. Трофимова М. В. Тарабарина Т. И. И учёба, и игра изобразительное искусство./ М. В. Трофимова, Т. И. Тарабарина.- Ярославль.- «Академия развития». 2011. – C. 208.
44. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 347 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155. [Текст]: офиц. текст – М. 2013. – 55 с.
46. Ферс, М.Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. [Текст] / М.Г. Ферс – М.: Европейский дом. – 2000. – 382 с.
47. Швайко, Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. [Текст] / Г.С. Швайко – М.: ВЛАДОС – 2002. – 56 с.
48. Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 – летнего возраста. [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 2001. – 459 с.
49. Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. – М.: Книголюб, 2003
50. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006
51. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005
52. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
Приложение 1
Дидактические игры (3-4 года)
Дидактическая игра «Собери капельки в стакан» Цель: выявить умения выделять основные цвета, формировать практические действия по цветовому различению. Материал: цветные стаканчики 4 основных цветов, кружочки разного цвета. Ход игры: играют 2 - 4 ребенка. Попросить детей собрать капельки в стакан: «Наберем целый стакан одинаковых капелек». Выигрывает тот, кто быстрее соберет все капельки одного цвета в стаканчик. |
Дидактическая игра «Собери лепесточки» Цель: выявить умения выделять основные цвета, формировать практические действия по цветовому различению. Материал: карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепесточки. Ход игры: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как можно на рисунок наложить лепесточки одного цвета вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки. Красивые цветочки! А теперь вложите разноцветные серединки. |
Дидактическая игра «Собери цветик-семицветик» Цель: выявить умения выделять основные цвета, формировать практические действия по цветовому различению. Материал: Карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепесточки. Ход игры: дать ребенку лепесточки разного цвета и предложить на рисунок наложить лепесточки разного цвета вокруг серединки цветка. |
Дидактическая игра «Тучки» Цель: Знакомить и закреплять названия цветов спектра. Материал: вырезанные из цветного картона тучки и капельки. |
Дидактическая игра «Сложи пирамидку» Цель: научить размещать цвета по наглядному образцу. Материал: мозаика, альбом. Ход игры: у ребенка есть опыт собирания игрушечной пирамидки. Попросите найти мозаику нужного цвета как на первой странице альбома. Закрепить ее на игровом поле. Выполнить пошаговые действия, опираясь на альбом. Назвать какого цвета колечки получились у пирамидки. |
Подвижная игра «Беги ко мне!» Цель: упражнять детей в умении правильно выбирать цвета при назывании его взрослым, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Материалы: ваза , флажки разных цветов Ход игры: в вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов) |
Дидактическая игра «Цветовое лото» (упрощённый вариант игры) Цель: упражнять детей в умении правильно выбирать цвета при назывании его взрослым, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Материалы и оборудование: флажки разных цветов, диск со стрелкой, вырезанные кружки четырёх цветов, стол и стулья. |
Дидактическая игра «Подбери шарик» Цель: упражнять детей в умении названий цветов, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Материалы: флажки вырезанные из цветного картона, воздушные шарики разных цветов. Ход игры: педагог: Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона). А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу. |
Дидактические игры (4-5 лет)
Дидактическая игра «Воздушные шары» Цель: упражнять детей подбору по образцу шести цветов спектра. Словарь: названия шести цветов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Материалы: воздушные шары разного цвета, цветные ниточки, фланелеграф, шесть цветных полосок вырезанных из цветной бумаги. Ход игры: дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета. Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет каждого. |
Дидактическая игра «Подбери по цвету» Цель: Выявить умения детей правильно размещать цвета по наглядному образцу, закреплять представления о шести цветах. Материалы: цветныеигрушки, коврики из разноцветных клеток. Ход игры: дети, мы будем играть в игру. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна. |
Дидактическая игра «Сложи радугу» Цель: упражнять детей в умении называний цветов, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Материалы: цветные полоски в форме радуги разрезанные пополам. Ход игры: ребёнок собирает радугу из цветных дуг, разрезанных пополам, по образцу воспитателя и называет цвета. Если ребёнок не может назвать цвет, взрослый отвечает за него. Чтение «Петух и краски» В.Г. Сутеева, «Разноцветная книга» С.Я. Маршака. |
Дидактическая игра «Угадай, какого цвета одежда» Цель: упражнять детей в умении правильно называть цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Материалы и оборудование: стульчики Ход игры: Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Взрослый говорит: «Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т.д.)» |
Игра «Разноцветные полянки» Материалы и оборудование: Постелите на пол коврик (салфетку, пеленку или лист цветной бумаги) определенного цвета. Лучше, чтобы это был чистый цвет, без сложных оттенков (красный, зеленый, синий, желтый). Это у вас будет полянка. Ход игры: Попросите детей (ребёнка) найти и принести игрушки соответствующего цвета. В процессе игры не забывайте называть цвет вещей. |
Игра «Цвета природы» В эту игру можно играть и дома, и на прогулке. Она очень разнообразна, поэтому вы и сами можете придумывать новые вариации этой игры. Вот два примера. 1.Упражнение «Какого цвета мир зимой (летом)». 2. Попросите ребенка вспомнить или просто заглянуть в окно и сказать, какой цвет главный зимой. Он, несомненно, назовет белый, но вы попросите присмотреться внимательнее (заодно и сами посмотрите). И, конечно, вы заметите на белом снегу голубые, сиреневые, серые тени, и коричневые стволы деревьев, и синее или жемчужно-синее небо, и еще много-много разных оттенков. Такое же упражнение можно провести и летом, и весной, и осенью. |
Игра «Что не так?» Материалы и оборудование: Берем раскраски со знакомыми ребенку предметами и раскрашиваем их неправильно, используя нехарактерные для этих предметов цвета, например, огурец – красным, клубничку — синим. Ход игры: Показываем ребенку и спрашиваем, правильно ли все нарисовано? Что не так? Как должно быть? |
Игра «Цветы и бабочки» Материалы и оборудование: Вырежьте из цветной бумаги красные, синие, желтые и зеленые цветы и приклейте их на белый лист. Ход игры: Попросите ребёнка назвать цвета. Если ребенок уже хорошо ориентируется в этих четырех цветах, то можно добавить оранжевые и фиолетовые цветы. Спросите, где растут цветы, и какой краской надо закрасить полянку? Предложите ему нарисовать травку нужным цветом (карандашом или фломастером). Затем из бумаги тех же цветов вырежьте бабочек. Бабочки у вас прилетели на полянку, и надо посадить их на цветы нужного цвета. Не забывайте предлагать ребенку называть цвета. |
Цветик - семицетик Последним этапом цветового восприятия у младших дошкольников формируется умение сопоставлять цвета и их сочетания и оттенки. Когда обозначают оттенки цвета, обычно указывают на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-желтый), имея в виду яркость. Младшим дошкольникам вполне достаточно усвоить изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым).[34] Дети лучше запоминают оттенки, если получили их самостоятельно (например, получали более бледные оттенки при разведении красок). В работе над оттенками применимы дидактические игры типа: - Окраска воды - Волшебные краски |
Приложение 2
Опытно- экспериментальная деятельность с цветом:
Получение нового цвета
Вовремя этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.
Понадобится: Три стакана, пищевые красители, две салфетки
Ход: возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.
Крашеные цветы
Понадобится: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, ножик, вода, пищевые красители.
Ход: емкости нужно наполнить водой и в каждую добавить определенный краситель. Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде, наискосок под углом 45 градусов, на 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветов. Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего или зеленого. Результат: вода поднимется по стеблям и окрасит лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки. Поговорим? Обследуйте каждую часть цветка, чтобы увидеть, как поднималась вода. Закрашены ли стебель и листья? Как долго сохранится цвет?.
«Хроматография цвета»
Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли? Попробуем разложить цвета на составляющие.
Понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой
Ход: в двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.
Объяснение: Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.
«Хроматография на ткани»
С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.
Понадобится: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.
Ход: на стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся результатом.
Лава-лампа
Понадобится: Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.
Ход: стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина. Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена. Поговорим? Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла?
Цветные капли
Понадобится: емкость с водой, емкости для смешивания, клей БФ, зубочистки, акриловые краски.
Ход: клей БФ выдавливается в емкости. В каждую емкость добавляется определенный краситель. А затем поочередно помещаются в воду. Результат: Цветные капли притягиваются друг к другу, образуя многоцветные островки. Поговорим? Жидкости, имеющие одинаковую плотность, притягиваются, а с разной плотностью отталкиваются.
«Дождевые облака»
Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.
Понадобится: пена для бритья, стакан с водой, окрашенная вода, пипетка.
Ход: в банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.
Волны в бутылке
Понадобится: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.
Ход: в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны. Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море. Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными.
Цветной лед
Понадобится: Цветные кубики льда, стакан, растительное масло.
Ход: нужно несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт очень зрелищным получается.
Цвет в молоке
Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна. Поговорим? Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Сладкий и цветной
Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц.
Ход: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Поговорим? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.
Лед и соль
Понадобится: лед, поднос, соль, гуашь
Ход: раскладываем лед на подносе, затем посыпаем его солью и смотрим. Буквально на глазах поверхность становится не гладкой, а ребристой. Крупинки соли прожигают лед насквозь. Мы чуть не забыли про краски! Чтобы усилить эффект, красим лед обычной гуашью, и краска начинает струиться внутри льдинок. Это очень красиво!
Радуга
Понадобится: лист белой бумаги, зеркало, фонарик, емкость с водой
Ход: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?
Радужный апельсин
Понадобится: 2 апельсина, пищевые красители и желе в пакетиках.
Ход: вначале разрезаем апельсины пополам, очищаем от мякоти, делать это надо аккуратно, чтобы не повредить кожуру. Из мякоти выдавливаем сок, получившийся сок разлить по стаканам и добавить пищевые красители. Потом этот разноцветный сок вскипятить и добавить желе. Получившуюся смесь немного остудить, разлить в апельсиновые половинки и убрать в холодильник до полного застывания. Когда все застынет, достать апельсиновые половинки с желейной начинкой и разрезать ножом на дольки. Получились вот такие разноцветные дольки, они выглядят ярко, красочно и необычно.
Цветные льдинки
Понадобится: разные емкости: стаканчики, тарелочки, гуашь, стаканчики с водой, нитки
Ход: предложить детям закрасить воду гуашью в заранее приготовленных стаканчиках. Разлить в разные формы (можно использовать тарелочки детской посудки, формы из-под конфет, контейнеры для яиц и прочие небольшие емкости). Разложить в каждую залитую форму ниточку сложенную вдвое, концы притопить в воде.
На разделочной доске или подносе вынести на холод.
Когда вода замерзнет, вытащить из емкостей. Делаем это аккуратно, так как тонкий лед хрупкий, может сломаться. А если уронить, льдинка от удара разобьется на мелкие ледышки.
Исследуем цветные льдинки- холодные, гладкие, скользкие, приняли форму емкости
Почему держатся ниточки? (примерзли)
Предложить украсить участок цветными льдинками.
Крутящийся диск
Понадобиться: картон, фломастеры или краска, нитка.
Ход: Этот опыт, возможно, напомнит вам обычную юлу или привет из детства с пуговицей. Но все равно очень интересно. На плотном картоне рисуется минимум три круга разных размеров. Все круги делятся пополам, половинки кругов раскрашиваются в разные цвета:
Посередине делаем два отверстия и пропускаем плотную нить. Завязываем ее. И удерживая в руках нить закручиваем диск. А когда отпускаем, видим, как цвета смешиваются и образуют три круга трех разных цветов. Закрутив диск один раз, можно бесконечно долго удерживать кручение, расслабляя и натягивая нить.
Смешивание цветов
Смешивание цветов у детей всегда вызывает неподдельный интерес. Но при отсутствии развитого абстрактного воображения им трудно делать это в уме и запомнить результат своего творчества. Предлагаемый ниже опыт позволит детям видеть как исходные (основные) цвета, так и результат их смешения в режиме реального времени.
Итак, берем шесть пластиковых прозрачных стаканов и в три из них набираем воду. В воду добавляем красители. Мы использовали пищевые красители 3 основных цветов – красный, синий, желтый. Стаканы ставим в круг, чередуя пустые и заполненные стаканы. Теперь отрезаем 6 кусочков бинта, равных двум длинам стакана (чтобы доставали от одного дна до другого). Раскладываем бинты, как показано на фото, и ждем.
Хроматография цвета
Смешивать цвета мы уже научились. Теперь попробуем разложить цвета на составляющие. Для этого нам понадобится фильтровальная бумага и фломастеры. При отсутствии специальной бумаги пригодится бумажное полотенце или салфетка. В двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край бумаги на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.
Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие.
Крашеные цветы
Для этого опыта лучше всего подойдут белые цветы или листья салата. Поставьте срезанный цветок в воду и добавьте в нее пищевой краситель. Через некоторые время можно будет увидеть, как лепестки окрасятся. Также можно попробовать разрезать стебель вдоль на несколько частей, а потом каждую из них поместить в воду разного цвета. Тогда ваш цветок получится еще эффектнее! Этот эксперимент доказывает, что растение «пьет воду».