Методическая разработка в форме «Своей игры» по теме «Великая Отечественная война» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка
по теме «Великая Отечественная война»
в форме «Своей игры» в рамках учебного курса «Окружающий мир» 4 класс развивающей системы Занкова Л.В.
Выполнена учителем начальных классов
МОУ «СОШ №93 им.М.М.Расковой»
г. Саратов
Вахлюевой Ириной Владиславовной
Аннотация
Методическая разработка по теме «Великая Отечественная война» в форме «Своей игры» создана в рамках учебного курса «Окружающий мир» 4 класс развивающей системы Занкова Л.В. как завершающий урок № 47 по этой теме в разделе «Россия в 20 веке» и предназначена в первую очередь учителям начальных классов. Но может быть полезна как классными руководителями начальной и средней школы для внеклассных мероприятий, так и учителями истории. Игра может проводиться среди учеников одного класса, в параллели, а также в форме конкурса между командами учащихся разных школ.
Разработка содержит сценарий игры и презентацию к ней.
Оглавление
Оттого, как современные дети воспринимают прошлое, зависит, как они будут строить будущее. 5
Оттого, как современные дети воспринимают прошлое, зависит, как они будут строить будущее.
Уходят годы, и Великая Отечественная война становится достоянием истории. К сожалению, время накладывает отпечаток даже на оценку войны. Уже проскальзывает информация, что победа в ней не является заслугой СССР. Да и изложение материала в учебнике часто искажает представление о действительных фактах и событиях. В большинстве семей события ВОв и Отечественной войны 1812 г. не являются предметом обсуждения. В программе начальной школы нет урока истории. А в рамках изучения «Окружающего мира» в 4 классе этой теме отводится 2-3 урока и 1 урок на изучение темы «Отечественная война 1812 года». В итоге в представлении людей все смешалось – кони, люди. танки, «Катюши», Кутузов, Жуков … . И когда у молодых людей спрашивают когда была Отечественная война, часто отвечают, что в 1941, а в 1812 году воевали с Германией. Поэтому целью данной разработки стало ; использование возможностей современных педагогических технологий для обобщения и систематизации учебного материала по Великой Отечественной войны и Отечественной войны 1812 года., закрепления хронологии событий, формирования умения находить общее и различия в исторических событиях, акцентировать внимание учащихся на связи времен и приумножении традиций прошлого , связывать этот материал с событиями, которые затронули конкретно их семьи, нашу малую родину. Этот урок должен не только вооружить историческими знаниями, а побудить учеников мыслить, рассуждать, способствовать живому осмыслению истории. Выбору этой темы способствовал еще факт:объявления 2012 года годом истории России, 200 летия со дня Бородинской битвы Мы не должны забывать славные события своей истории и не только – дети обязаны их знать. Пусть это будет – живое осмысление истории, поиск и нахождение общего языка с прошлым. В качестве одного из средств оживить общение ребят с историей может выступать использование системы познавательно-развивающих вопросов. С этой целью используются игры. Игра является источником духовного развития детей. Это рассмотрено в трудах учёных: Пиаже, Левина, Выготского, Эльконина, Ушинского, Макаренко и других. Особый интерес у ребят вызывают такие формы внеклассной работы, которые напоминают хорошо знакомые им телеигры: «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и другие. Интерактивная игра служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Такой выбор вида урока объясняется следующими критериями:
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.
Уроки окружающего мира с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:
получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей
овладение современными информационными – коммуникационными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Урок обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования, глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого презентации может вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, может создать проблемную ситуацию с использованием иллюстративного материала Эти возможности учтены и применены в данной работе.
Методическое обоснование темы: является частью темы «Великая Отечественная война» в рамках предмета «Окружающий мир» 4 класс УМК развивающей системы Л.В.Занкова
Методические рекомендации по проведению урока.
Рекомендуется предварительная работа по изучению литературы, Интернет-ресурсов, краеведческого материала. Так этому уроку предшествовала большая работа в течение всего года, Года истории России. На уроках литературного чтения изучали «Бородино» М.Ю. Лермонтова, готовили сообщения и презентации на темы: «Рода войск русской армии», «Обмундирование французских и русских войск», «Виды оружия в Отечественной войне 1812 года». На библиотечных уроках ребята расширили знания о героях войны 1812г., известных партизанах, изучали краеведческий материал по темам «Герои-земляки», «Улицы Саратова с «военными» именами», Посетили музей п/о «Корпус», где узнали о его роли в ВОв, музей Боевой славы на Соколовой горе, школьный музей 3-х женских авиаполков, провели классный час «Дети-герои ВОв», военно-спортивную игру, участвовали в школьном проекте «Память» и др.
План-конспект урока.
Номер урока в рамках программы: 47
Тема урока: Великая Отечественная война
Тип урока : обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: интерактивная игра-конкурс
Цель методическая: описание методики использования современных педагогических технологий ( ИКТ и технологии игровых методов) для обобщения и систематизации учебного материала по теме ВОв.
Цель урока: Обобщить и систематизировать материал 1 – 4 классов, связанный с Отечественными войнами России, оживить общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать каждого ученика с помощью системы познавательно-развивающих вопросов.
Задачи:
познавательная - сформировать понимание, что Отечественные войны – сложное явление, которое охватило все стороны жизни российского общества, акцентировать внимание учащихся на связи времен и приумножении традиций прошлого
воспитательная - воспитание уважения к своему народу, к истории своей страны, своей малой родины, своей семьи, формирование представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека.
развивающие - активизация долгосрочной памяти, способности работать в группе, совершенствование универсальных логических действий (сравнение, анализ, синтез); ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации
Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный компьютер, проектор, экран, презентация (формат pptx, PowerPoint 2007-2010), 3 политические карты Европы, 3 сигнальных флажка, карточки с баллами, мяч или дротик с присосками.
Межпредметные связи: литературное чтение, краеведение, математика
Внутрипредметные связи: войны России (связь с предшествующим материалом), цивилизация (связь с последующим материалом на примере обмундирования, технического оснащения армий разных эпох)
Подготовительная работа: Рациональность использования времени урока обеспечивается подготовительной деятельностью учителя и учащихся. Класс заранее должен быть разделен на команды. Название команды, выбор капитана и девиза команды также осуществляется заранее (такое домашнее задание можно дать классу на предыдущем уроке). Учащиеся дома повторяют изученный материал по теме «Войны с Россией» и выполняют исследовательскую работу «Война в истории моей семьи». Чтобы домашняя подготовка не была формальной, мотивацию к игре рациональнее провести на предыдущем уроке. Можно задать вопросы: «Чем эта игра может быть полезна для вас? Что вы от нее ждете? Что для этого необходимо?». В подготовительный период можно побеседовать с капитанами команд, объяснить им их роль и задачи в данной игре.
Наличие этапа индивидуальных заданий капитанов позволяет сэкономить время урока, так как одновременно выполняются несколько задач. На проверку каждой задачи индивидуального задания отводится по 30 секунд.
Структура урока
Организационный момент – 2 мин.
Проверка домашнего задания – 4 мин.
Актуализация знаний – 1 мин.
Игра – 18 мин
Физминутка – 3 мин.
Продолжение игры – 18 мин.
Подведение итогов – 2мин.
Рефлексия – 2 мин.
Технологическая карта урока:
Этап урока |
Дидактическая цель |
Методы и приемы |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые ууд |
1. Организационный момент. |
Включить учащихся в деловой ритм. Подготовить класс к работе. |
Прослушивание песни. Устное сообщение учителя. |
Эмоциональный настрой. Организация внимания |
Личностные – мотивирование и смыслообразование, эмоциональный отклик |
2. Проверка домашнего задания |
Формирование умения изложить главную мысль текста в 2-3 предложениях и проверка соответствия оформления сообщения заданным требованиям. . |
Устные сообщения учащихся с демонстрацией оформленных работ |
Краткое изложение материала исследовательских работ. |
Личностные – чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Коммуникативные – умение кратко излагать основную мысль |
3.Актуализация знаний |
Формирование познавательных мотивов. |
Проблемный вопрос. Сотрудничество с учащимися в постановке целей урока. |
Высказывают свои мысли. Настрой на продуктивную деятельность |
Личностные – мотивирование Познавательные – самостоятельное формулирование познавательной цели |
4. Основной этап. |
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 г. и ВОв», оживить общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать каждого ученика с помощью системы познавательно-развивающих вопросов |
Аналогии и гомологии, работа с определением понятий, задания, повышающие интеллектуальную активность, прием «тонких и толстых» вопросов |
Обсуждение заданий в группах ,краткие доказательные ответы. |
Познавательные – анализ, синтез, сравнение, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и доказательств Личностные – уверенность в своих силах, чувство товарищества |
5. Физкультминутка. |
Предупреждение утомления детей, |
Соревнование в меткости |
Выполнение метаний мяча в цель каждым членом команды. |
Личностые - формирование представлений о необходимости каждому быть готовым к защите Родины. |
6. Продолжение основного этапа. |
Формировать умения устанавливать логические связи между различными историческими событиями, формирование умения анализировать,синтезировать,обобщать исторические факты и события проверить умение работать с картой. |
Выдвижение гипотез, придумывание вопросов, ситуации коллизии |
Работа в группах.. Конкурс капитанов. |
Коммуникативные – учитывать мнения разных людей, стремление к сотрудничеству, умение договариваться и приходить к общему решению, контролировать действия партнера Регулятивные действовать в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль |
7. Подведение итогов урока, |
Анализ уровня и качества деятельности учащихся, анализ ошибок. |
Оценивание деятельности учащихся, объявление победителей. |
Подсчитывают баллы |
Регулятивные – адекватно воспринимать оценку |
8. Рефлексия |
Развитие способности к объективной само-оценке и взаимооценке |
Упражнение «Комплимент» |
Благодарят членов команды
|
Личностные – способность к объективной самооценке и взаимооценке |
Ход урока
Команды заняли свои места, на столах флажки, лист бумаги, ручки, карандаши
Организационный момент
Запускается презентация
На фоне видеоряда хроники военных лет звучит песня «Ах война, что ты сделала подлая».
Слово учителя
«Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым,
Это надо – живым.»
Р.Рождественский.
Проверка домашнего задания
- Послушаем как война затронула наши семьи.
(Дети по цепочке 2-3 предложениями излагают соответствующую информацию своих исследовательских работ, вывешивая чередой работы на доску.)
3.Актуализация знаний:
- Для чего хранить и помнить эти печальные события нашей истории? Как эта информация может помочь нам и будущим поколениям? ( Ученики высказывают свои мнения)
4. Основная часть . Игра
1) Вступительное слово и правила игры
- Сегодня наша игра посвящена великим битвам России, а каким - вы узнаете после этапа разминки. Но сначала правила игры: - Команды поочередно выбирают категорию и цену вопроса. На экране появляется слайд с вопросами для каждой команды. Время на обсуждение 2 мин., если команда готова раньше – ставите флажок. Если дан правильный ответ, команда получает жетон (10, 20, 30, 40 баллов в зависимости от сложности). Если нет ответа, право ответа переходит к другой команде. На экране выбранные вопросы меняют цвет. В конце игры подводятся итоги (по жетонам). В ходе игры есть неожиданности.
2) Представление команд
3) Разминка (слайд номинации « Даты и числа», ценой -10 б.) (рис. 1)
Рис. 1
4) Начало игры
Вопросы по категориям и баллам (в течение 18 минут). Цена вопроса является гиперссылкой, при выборе которой открывается слайд с вопросами командам. Клик на вопросе открывает ответ. В любой момень можно вернуться к выбору категории вопросов либо к самим вопросам. (рис. 2, рис. 3).
Рис. 2 Рис. 3
5. Физминутка (категория «Участники войн», 10 б.)
(Все члены команд по очереди метают мяч с присосками в цель, полученные баллы суммируются и добавляются к конечному результату игры.)
6. Продолжение игры (в течение 18 минут)
7. Подведение итогов.
Команды подсчитывают баллы, сообщают результаты учителю. Определяется команда-победитель.
8.. Рефлексия:
- Вы работали в командах и, завершая урок, я прошу каждого из вас продолжить предложение: «Я хотел бы поблагодарить…».
Конечно, нельзя недооценить значение интерактивной игры. Самое главное – дидактическая задача в игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем. Кроме того, пространственно-временная особенности интерактивной игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.
Роль игры в современном процессе обучения особенно возрастает в связи с необходимостью снижения степени психологического напряжения и страха у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создания положительного эмоционального настроя в ходе урока. Игра помогает преподавателю избежать сухого дидактизма, именно они помогают ученикам быстрее адаптироваться в учебном процессе и успешнее овладевать основами изучаемого предмета. Игра стимулирует общение между преподавателем и учащимся и между отдельными учащимися, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он создает у детей соответствующий психологический настрой, который помогает детям быть более внимательными и выполнять задания верно. И конечно, это вызывает у детей большой интерес, тем более, когда в играх используются межпредметные связи с уроками математики, чтения, краеведения и внутрипредметные связи как с ранее изученным материалом, так и последующим. Так этот материал стал хорошей основой для изучения темы «Технический прогресс».
Мы знаем, что любая игра должна способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Все эти задачи и выполняют уроки-игры с компьютерной поддержкой. Следует отметить, что в процессе подготовки и проведения игры идет творческий рост самого учителя. Говоря об этом, не нужно забывать, что процесс развития ученика и учителя должен идти синхронно.
Успешным можно считать урок, на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков являются прочные знания, полученные учениками, когда их умения и навыки совершенствовались в течение урока. С другой стороны, это наша учительская оценка урока - «успешный» или «неуспешный». А для учеников он – «интересный» или «неинтересный».
В заключение хочется сказать следующее: результаты успешности и неуспешности нашей деятельности не всегда отражает аттестация учащихся, да и наша учительская аттестация тоже. Понятие успеха все же очень субъективно. Но когда есть интерес у ребят к получению знаний, то мне хочется каждый следующий урок сделать более интересным и занимательным.
Алексеев, С. П. Герои Великой Отечественной : рассказы / С. П. Алексеев. - М. : Дрофа-Плюс, 2005. – 63 с. - (Серия «Внеклассное чтение»)
Алексеев, С. П. Рассказы о полководцах / С. П. Алексеев ; худож. О. Пархаев. - М. : Стрекоза-Пресс, 2007. – 63 с. - (Серия «Внеклассное чтение»)
Алексеев, С.П. Рассказы об Отечественной войне 1812 года [Текст] / С.П. Алексеев // Алексеев С.П. Рассказы из русской истории : [для младшего школьного возраста] / С.П. Алексеев. – М. : Дрофа-Плюс, 2006. – С. 188-261.
Аронова Р.Е. Ночные ведьмы. – Саратов, Приволжское книжное издательство , 1983
Голицын, А.М. Война 1812 года [Текст] / А.М. Голицын // Я познаю мир. История России : дет. энцикл. / А.М. Голицын ; худож. М.Ю. Матросов, О.А. Васильев. – М. : АСТ : Астрель, 2005-. – С. 343-348.
Голубева-Терес О.Т. Птицы в синей вышине. – П 87, Саратов: ИЦ»Добродея» ГП «Саратовтелефильм», 2000
Голубева-Терес О.Т. Страницы из летной книжки. – М. Воениздат, 1988, 246с.
Дети - герои Великой Отечественной войны : рассказы / А. Н. Печерская. - М. : Дрофа-Плюс, 2005. – 61 с. - (Серия «Внеклассное чтение»)
Ишимова, А. О. История России в рассказах для младшего возраста / А. О. Ишимова ; отв. за вып. : И. К. Павлючик. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Монолог, 1995. – 272 с. : ил
Лермонтов, М.Ю. Бородино [Текст] : [для младшего и среднего школьного возраста] / М.Ю. Лермонтов ; худож. В. Дугин. – М. : Стрекоза, 2007. – 61, [3] с. : ил. – (Внеклассное чтение). – ISBN 978-5-89537-363-7.
Лубченков, Ю.Н. Война 1812 года [Текст] : [для младшего и среднего школьного возраста] / Ю.Н. Лубченков ; худож. А.Чаузов. – М. : Белый город, 2001. – 45, [3] с. : ил. – (История России). – ISBN 5-7793-0123-9.
Митяев, А. В. Рассказы о Великой Отечественной войне / А. В. Митяев. - М. : Дрофа-Плюс, 2007. – 63 с. - (Серия «Внеклассное чтение»)
Почему Кутузов сдал Москву французам? [Текст] // Я познаю мир : История : дет. энцикл. / сост. Н.В. Чудаков, А.В. Громов; под общ. ред. О.Г. Хинн ; худож. А.В. Кардашук, А.М. Кузнецов. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001. – С. 396-398.
Пузицкий, В.А. Отечественная война [Текст] : [о событиях 1812 года] / В.А. Пузицкий // Пузицкий В.А. Родная история : учебное пособие для мл. и ср. кл. / В.А. Пузицкий. - Саратов :Регион. Приволжское изд-во «Детская книга», 1994. - С. 232-251.
Рассказы о Великой Отечественной войне : хрестоматия для начальной школы / С. П. Алексеев, А. В. Митяев, А. Н. Печерская. - М. : Дрофа-Плюс, 2008. – 255 с. - (Хрестоматия. Начальная школа).
России верные сыны [Текст] : Герои Отечественной войны 1812 года // Детская энциклопедия : [познавательный журнал для девочек и мальчиков], 2011. - № 11.
Тихомиров, О.Н. Полководец Михаил Кутузов (1745-1813) [Текст] / О.Н. Тихомиров // Тихомиров, О.Н. Великие русские полководцы и флотоводцы : [для младшего и среднего школьного возраста] / О.Н. Тихомиров ; худож. Л.В. Козлов. – М. : Дрофа-Плюс, 2007. – С. 85-97.
Час мужества : стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне / авт. предисл. С. П. Алексеев ; худож.: В. Л. Гольдяев, А. А. Лурье. - М. : Оникс, 2008. – 190 с
Список использованных источников
Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 203. Румянцев Н. М. Люди легендарного подвига – Саратов, Приволжское кн. Изд., 1968.
Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2009. - 112 с. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., Просвещение, 2010.
Григорьев В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков, Диссертационная работа / ил РГБ ОД 61:85-13/54 /http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/157833.html.
Губанова Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики: Методическое пособие. / М.: Пайдейя, 1998.- 296 с.
Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков Программа интегрированного курса окружающий мир. Издательский дом «Федоров» 2011.
Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров» 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ под ред. А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2010.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. Москва, 2000.
Пикалова Л.Р.- Методические рекомендации по организации и оформлению урока с использованием IT-технологий Центр новых образовательных технологий ТГПУ e-mail: pikalova@tspu.edu.ru
Румянцев Н. М. Люди легендарного подвига – Саратов, Приволж. кн. Изд., 1968 . - 160 с.
Петрова Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова// Практика образования. 2010 № 1.
Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008
Федорчук И.А. Интеллектуальные игры для школьников. История. Ярославль, 1998.
Интернет-ресурсы
www.saratov.rusarchives.ru
www. letopisi.ru
Аудиофрагмент песни «До свидания, мальчики.»,
Аудиофрагмент, песня «Священная война»
Видеофрагменты «Советский фронт и тыл в годы войны».
Осина Светлана Николаевна