Методическая разработка урока обществознания «Конфликты в обществе» (8 класс)
Ф.И.О. Киселева Мария Александровна
Место работы МБОУ РСШ №4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1.Тема учебного занятия; класс, в котором проводится занятие.
Конфликты в обществе (8 класс)
2. Цели учебной деятельности
оптимизация учебного процесса, повышение уровня учебной мотивации,
освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ОГЭ;
изучить виды конфликтов и найти оптимальные способы их разрешения;
научить школьников применять новые знания на практике, что является условием успешной социализации.
3.Планируемые результаты учебной деятельности
личностные результаты
развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных;
развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности.;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими людьми.
метапредметные результаты
формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций;
содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций;
применение на практике способов решения конфликтов.
предметные результаты
формирование у учащихся представлений о понятии «конфликт», о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения;
развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования;
способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала;
Формирование у обучающихся социальной ответственности, правового самосознания, толерантности.
4.Перечень формируемых УУД
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий
5.Учебные задания для формирования УУД на предметном материале
1) проанализировать конфликтную ситуацию в «Сказке о рыбаке и рыбке». (новое корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица, владычица морская)
2) Решение конфликтной ситуации (инсценировка)
3) Решение задач ОГЭ
Номер задания | задание | Что делают | Формируемые УУД |
1 | Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» | Анализ конфликтной ситуации; Выявление основных элементов (составляющих) конфликта; Поиск путей выхода из конфликта. | Познавательные: ориентирование в разнообразии способов решения познавательных задач; Коммуникативные: задача вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
2 | Решение конфликтной ситуации (инсценировка) | Рассмотрение типичной жизненной ситуации на предмет семейного конфликта; Найти и применить наиболее оптимальный способ разрешения; Обсуждение конфликтной ситуации. | Познавательные: ориентирование в разнообразии способов решения познавательных задач; Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
3 | Решение задач ОГЭ | Повторение и закрепление материала; Систематизация полученных знаний. | Познавательные: ориентирование в разнообразии способов решения познавательных задач; Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
6.Формы организации учебной деятельности обучающихся
Ситуативная игра, беседа, дискуссия, моделирование, практикум
Конспект урока по обществознанию в 8 классе.
Тема: Конфликты в обществе. (8 класс)
Цели:
оптимизация учебного процесса, повышение уровня учебной мотивации,
освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ОГЭ;
изучить виды конфликтов и найти оптимальные способы их разрешения;
научить школьников применять новые знания на практике, что является условием успешной социализации.
Задачи
Развивать навыки самостоятельной работы
воспитывать у обучающихся чувство уважения к чужому мнению,
применение на практике способов решения конфликта.
Планируемые результаты учебной деятельности
личностные результаты
развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных;
развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности.;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими людьми.
метапредметные результаты
формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций;
содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций;
применение на практике способов решения конфликтов.
предметные результаты
формирование у учащихся представлений о понятии «конфликт», о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения;
развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования;
способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала;
Формирование у обучающихся социальной ответственности, правового самосознания, толерантности.
Перечень формируемых УУД
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий
Структура урока:
Организационный этап.
Этап подготовки учащихся к работе.
Актуализация субъектного опыта учащихся. Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний.
Рефлексия
Подведение итогов урока с выставлением оценок учащимся за работу в течение урока, задание на дом
ЭТАПЫ УРОКА
№ п/п | Содержание этапа урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | ||||||||||||
1 | Организационный этап. | Проверка готовности учащихся к уроку. | | ||||||||||||
2 | Этап подготовки учащихся к работе | Предлагаю вам прочитать эпиграф к уроку и посмотреть несколько слайдов, затем сформулировать тему урока. | Читают, смотрят, формулируют тему «Конфликты» | ||||||||||||
Запишите тему в тетрадь «Конфликты в обществе». | | ||||||||||||||
3 | Актуализация субъектного опыта учащихся. Изучение нового материала. | Как вы думаете, почему мы будем изучать эту тему? Дополнение учителя: В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы с вами должны научиться распознавать конфликты и грамотно выходить из них. Интерес к изучению конфликтов возрос в 50-ые годы XX века, это было связано с последствиями второй мировой войны, распадом колониальных империй и ростом социальных конфликтов в мире. Изучением этой проблемы занимались такие известные люди, как Вебер, Спенсер, Козер, Миллс, Дарендорф. Наука, которая изучает конфликты, называется конфликтология. Какова цель урока? Предлагаю к завершению урока создать памятку по преодолению конфликтных ситуаций. Вопрос учащимся: Что же такое конфликт? | Ответы учащихся Дать определение понятия «конфликт», рассмотреть виды конфликтов, причины конфликтных ситуаций, найти способы их разрешения. Предлагают варианты ответов: столкновение, борьба, противостояние, противоречие, разногласия… | ||||||||||||
| | Сформулируйте свое определение понятие конфликта. - Прочитайте определения, которые сформулированы различными учеными. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев). Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан). Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина). - Сравните их со своим определением. - Что общего в этих определениях? Сделайте вывод. Преподаватель: итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий: - присутствие двух или более людей; - наличие противоположных взглядов, позиций и мнений; - столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений. | Предлагают варианты ответов Это спор, столкновение людей, социальных групп за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. | ||||||||||||
| | Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт, - это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета. Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон. Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным. Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят ряд стадий. Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия. Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон. На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избежания аналогичной ситуации в будущем. Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом общества всегда, во все времена существовали и будут существовать конфликтные ситуации. Вопрос учащимся: Какие мы можем выделить конфликты? Что может лежать в основе их классификации? | Конфликты между людьми, государствами. Их можно разделить по числу участников конфликта, причина конфликта и др. | ||||||||||||
| | Учитель и учащиеся совместно выделяют виды конфликтов и записывают их: Типы конфликтов (по числу участников): внутриличностные (один участник); межличностные (два участника); социальные (много участников, государства). Типы конфликтов (по причинам): экономические; политические; этнические; культурные и религиозные; профессиональные. Приведите пример на каждый вид конфликта. | Называют вид и приводят пример. | ||||||||||||
| | Подумайте и назовите причины выше перечисленных конфликтов. | Причины конфликтов: - борьба за власть; - за престиж; - за влияние; - за авторитет; - экономическое неравенство; - межнациональные распри; - идеологическая несовместимость; - межконфессиональные конфликты и т.д. | ||||||||||||
| | По способам протекания конфликтов, классификация их выглядит следующим образом: Конфронтация – пассивное противостояние групп. Компромисс – взаимные уступки. Конкуренция – получение выгоды. Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы сторон. Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Приведите примеры. | Называют вид и приводят пример. | ||||||||||||
| | Какие способы решения конфликтов вы можете предложить? Используйте материал учебника стр. 156. | Называют компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы. | ||||||||||||
| | Существуют следующие характеристики различных стратегий поведения в конфликтах:
| | ||||||||||||
4 | Закрепление изученного материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний. | Учащимся предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход из ситуации с той точки зрения различных стратегий поведения. 1)Давайте попробуем проанализировать конфликтную ситуацию в «Сказке о рыбаке и рыбке». новое корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица, владычица морская) Структура конфликта: предмет – ресурс «золотая рыбка». субъекты, стороны – Старуха, Старик. причина – нарастающие желания старухи. повод – неисполнение последнего желания старухи масштаб – между двумя объектами. Давайте, обратимся к сказке и определим тип конфликта по причинам, по числу участников, по способу протекания. (экономический, межличностный). 2)Давайте сейчас сами попробуем решить конфликтную ситуацию. Самыми массовыми и распространенными являются семейные конфликты. Поэтому для решения предлагаю типичные жизненные ситуации. Ваша задача: инсценировать сценку, но вначале нужно применить наиболее оптимальный способ их разрешения. Работа в группах, инсценировка конфликтных ситуаций, обсуждение. - Какой способ вы применили? Возможно ли применение другого способа? Делаем вывод: все таки большинство житейских проблем можно решить на основе компромисса. | После обсуждения в группах дети рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение | ||||||||||||
| | Работа в группах. Практические задания группам. Каждая группа получает задание. Выполнение в течение 5 – 6 минут. Кроме группового задания все группы должны предложить свои варианты решения конфликта. Задание 1 группе. Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками
| Работа в группах и представление результата. | ||||||||||||
| | Задание 2 группе. . Найдите черты сходства и черты отличия межличностных и социальных конфликтов. Могут быть вызваны экономическими причинами Субъектами выступают отдельные граждане Существуют в современном обществе Происходят между большими группами людей Возникают из-за спорного вопроса или блага
| Работа в группах и представление результата. | ||||||||||||
| | Задание 3 группе. Работа с терминами. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «конфликт»: компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальный конфликт» Ответ: реабилитация. | Работа в группах и представление результата. | ||||||||||||
| | Задание 4 группе. . В предложенном списке определите виды конфликтов по предмету спора. 1) этнические 2) Религиозные 3) Семейные 4) Внутриличностные 5) Политические 6) Профессиональные 7) Экономические Номера, под которыми указаны виды конфликтов, выпишите в порядке возрастания. Ответ: 12567 | Работа в группах и представление результата. | ||||||||||||
| | Совместное составление памятки «Пути разрешения конфликта». Каждая группа предлагает свои пути решения конфликта. 1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить. 2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен. 3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека. 4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты. 5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте. 6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента. 7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя. 9. Умейте вовремя останавливаться. 10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас. | Формулирование текста памятки | ||||||||||||
5 | Рефлексия | Каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт. | | ||||||||||||
| | Конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут терпимо относиться друг к другу. «Секрет интеллигентности прост: внимание. Если вы будете внимательны к любому человеку, вступая во взаимоотношения, - будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать, - то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Старайся не причинять вреда другому человеку. | | ||||||||||||
6 | Подведение итогов урока с выставлением оценок, задание для самоподготовки. | Выставление оценок. Д/з §12, составить вопросы (кроссворд) по теме «Конфликты». | |