Урок-квест «Решение задач практического содержания»
Технологическая карта урока математики в 5 классе
на тему «Решение задач практического содержания»
Учитель: Армине Камовна Хачатрян
Форма урока: урок-квест.
Тип урока: урок обобщения, повторения и применения знаний, умений и навыков.
Используемая технология: технология эдьютейнмент, развивающее обучение, ИКТ, игровая технология, технология системно – деятельностного подхода, здоровье-сберегающие технологии.
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников, добиться понимания практической значимости умения решать задачи, развивать интерес к предмету.
Задачи урока:
Образовательная:
- усиление прикладной направленности;
- формирование функциональной грамотности школьников;
- повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами;
- продолжить работу над развитием вычислительных навыков;
- используя знания по теме «Действия с натуральными числами».
Воспитательная:
- добиться понимания практической значимости умения решать задачи;
- способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
- способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающая:
-развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и слышать, уметь работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием, проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач практического содержания.
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: грамотно излагать свои мысли, анализировать, сравнивать. Развивать познавательный интерес через творческие задания. Планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления. Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе.
Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки для работы в группах (с заданием), денежные купюры распечатанные (500р, 2000р.).
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент (2 мин.)
У: - Здравствуйте. Рада видеть вас на уроке. Меня зовут Армине Камовна. Приветствие смайликами (дети выбирают смайлик и учащийся и учитель изображают).
Представим себе, что сегодня наш класс – это две крупные фирмы (Фирма «Лидер» и фирма «Лучшие»). В каждой фирме есть генеральный директор, заместитель гендиректора и бухгалтер. Ваша задача на сегодня заключить большее количество контрактов, а следовательно и увеличить доход вашей фирмы, потому что за каждый заключенный вами контракт фирма получает 2000 рублей, а сотрудники фирмы соответственно высокую зарплату, т. е. все работники фирмы получат в конце урока оценку 5.
Для этого фирмам нужно будет пройти математический квест. Где вам нужно будет быстрее конкурентов выполнить задание каждого офиса и контракт ваш. Все фиксируете результаты в карточку лист-контроля, которые лежат у вас на столах.(Приложение 1)
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин.)
У: - Итак начнем!! Ребята, предлагаю девиз нашего сегодняшнего урока «Вместе мы сила!!»
Как вы думаете, в каком направлении, т. е. по какой теме будете заключать контракты, а также какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой?
У: - Определим тему урока, для этого выполним следующее задание первого офиса дорожников «Маршрут»:
1. Триста восемь | 308-Р | 380-У | 388-П |
2. Три тысячи восемьсот | 3080-Л | 3800-Е | 3008-О |
3. Пятьсот семь | 577-В | 570-Д | 507-Ш |
4. Пять тысяч двести шесть | 5260-А | 5206-Е | 5620-И |
5. Сто тысяч триста | 100300-Н | 100030-О | 103000-В |
6. Двадцать пять тысяч восемь | 25080-Л | 25800-У | 25008-И |
7. Девяносто | 900-В | 90-Е | 909-А |
8. 6х7= | 42-З | 48-К | 24-И |
9. 20х100= | 2100-Н | 200-О | 2000-А |
10. 500:2= | 205-Л | 250-Д | 25-И |
11. 7х8= | 63-В | 54-Е | 56-А |
12. 10000:100= | 100-Ч | 1000-Д | 10-Ш |
У:- Итак, ребята как вы думаете, как звучит тема нашего урока? Открыли тетради и записали дату и тему урока «Решение задач практического содержания». Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами. Какова цель урока? Задачи урока?
Подведение итогов работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку лист-контроля.
3. Актуализация знаний. Устный счет. (3 мин.)
У: - Следующий офис, с которой необходимо заключить контракт называется «Актуальные задачи».
-Выполняем графический диктант.
-Верно ли утверждение? «Да» +, «Нет» -
№1. Семья заплатит за расход 2м3 воды 150рублей, если 1м3 воды стоит 60 рублей? Верно?-
№2. В ноябре семья заплатила за телефон 500 рублей. До конца года она заплатит еще 1000 рублей? Верно? +
№3. У автомобиля «Лада - гранта» расход бензина на трассе 8 литров на 100 км. При проезде 500 км расход бензина составит 40 л? Верно? +
№4. Кабинету математики необходимо 4200 рублей на переоснащение. Спонсоры оказали помощь в размере 3500 рублей. 800 рублей осталось оплатить школе? Верно? -
№5. Билет в кино стоит 300 рублей. 2000 рублей нужно, чтобы 4 друга сходили в кино на один сеанс? Верно? -
У-: Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали?
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.
4. Применение знаний, умений и навыков по теме (15 мин). Задачи
Квест игра продолжается следующий офис «Снегоуборочная компания» следующий контракт важен для ваших фирм и за него фирма получит 2000 рублей.:
У: - Ваша задача больше всех собрать в корзину снежинок, но это не все каждая снежинка это задача-шутка вы должны еще и верно решить и ответить на поставленный вопрос в задаче- шутке. (Приложение 2)
Задачи-шутки для развития логического мышления:
• Хозяйка в корзинке несла 100 яиц. А дно упало (читайте не «а дно», а близко к слову «одно»). Сколько яиц осталось в корзине? (Ни одного)
• На груше росло 50 груш, а на иве — на 12 меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве не растут груши)
• Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
• Курица на двух ногах весит 2 кг. Сколько весит курица на одной ноге? (2 кг)
• Вася с Сашей играли в шашки 4 часа подряд. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа)
• На дереве сидело 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве? (3 птицы)
• Сколько концов у двух с половиной палок? (6)
• Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (Одна, остальные улетели)
• Стоит в поле дуб. На дубе 3 яблока. Ехал добрый молодец и сорвал одно. Сколько яблок осталось? (Ни одного, на дубе яблоки не растут)
• У нас очень дружная семья: у семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)
• Два мужика шли из деревни в город, а навстречу им еще три мужика и одна баба. Сколько мужиков шли из деревни в город? (2)
• Бабушка купила на базаре две пары туфель, три яблока и пять груш. Одну пару туфель бабушка подарила своей внучке. Сколько всего фруктов купила бабушка? (8)
Подведение итогов работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.
Следующий офис, с которой необходимо заключить контракт называется «Компания мобильной связи»
-В нашей жизни без мобильных телефонов не обойтись, следующий контракт очень важен и за него ваша фирма получит 2000 рублей.
Слайд решают в тетради задачи, кто быстрее решает (обсуждают)отвечают правильно та фирма и получает контракт. Одна задача разбирается у доски.
1) (задача ОГЭ) Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план | Количество минут | Стоимость за месяц | Цена за 1 минуту разговора |
«Лайт» | 300 | 300 руб. | |
«Стандартный» | 500 | 1500 руб. | |
«Бизнес» | 800 | 1600 руб. | |
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.
Следующий офис, с которой необходимо заключить контракт называется «ЖКХ»
-У: Вам скоро, надо будет принимать участие во Всероссийской проверочной работе по математике, и сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач.
Слайд решают в тетради задачи, кто быстрее решает (обсуждают)отвечают правильно та фирма и получает контракт. Одна задача разбирается у доски.
Как вы думаете, на что тратиться большая часть любого семейного бюджета? (учащиеся высказывают свои предположения). Оказывается, большая часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг.
Показываю квитанцию и спрашиваю, дети, вы знаете, что это такое? Выслушиваю ответы детей.
У: Разбор квитанции за свет. Каждая фирма получает квитанцию. Задача разбирается у доски.
1. (задача ВПР) Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество.
Показания счетчика | Расход электроэнергии (квт.ч) | Тариф (р) | Сумма к оплате (р) | |
Предыдущее | Текущее | |||
8654 | 8888 | | 3 р. | |
Итого к оплате | |
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.
5. Физкультминутка (обед) (2 мин).
-У: Итак, вы я считаю, что вы успешно поработали настало время обеда. У меня на столе 2 вида обеда (цена обеда для всей фирмы стоит 500 рублей), но есть фирмы, работники которой ходят вместо обеда в тренажерный зал, если вы вместо обеда выберите зал, то я вам плачу 500 рублей.
Тренажерный зал, каждый работник делает: 5 прыжков
5 приседаний
5 наклонов вперед
6. Применение знаний и умений в самостоятельной работе. (10 мин.)
Следующий офис, с которой необходимо заключить контракт называется «Туристическая компания»
-У: Каждой турфирме нужны переводчики, следующая задача про переводчиков:
Задачи 1:
Переводчики | Языки | Стоимость услуг (в рублях) |
1 | Английский | 2800 |
2 | Французский, английский | 6350 |
3 | Немецкий | 1550 |
4 | Немецкий, английский | 5250 |
5 | Немецкий, французский | 4600 |
6 | Французский | 1700 |
Пользуясь таблицей соберите наименьшую стоимость трех переводчиков в одной группе.
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.
У:- Вы собрали семейный совет, на котором решаете, куда отправиться на зимние каникулы. В результате принято решение:
Задача 2: Семья из трех человек на зимние каникулы планирует поехать из села А в город В на горнолыжный курорт. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 2500 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 1500 км, а цена бензина равна 50 рублям за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.
Домашнее задание (1 мин)
У: - Домашнее задание на завтра у вас будет творческим вам нужно будет придумать задачу про то как Маша, медведь и волк решили построить колодец.
8. Кoнтpoль усвоения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия. (2 мин.)
У: - Наш квест пройден. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему? (Учащиеся анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач.)
У: - Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу?
У: - Поставьте на листах контроля ! знак - если вы легко справились со всеми заданиями и примеры решили без затруднений, а ? знак - если были где-то затруднения, вопросы, сомнения. (Приложение 3) (Учащиеся выставляют и поднимают листы контроля и показывают)
У: - Молодцы, ребята. С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с такими жизненными задачами. Я благодарю вас за работу.
(Сoбиpаются листы самooценивания и все заработанные контракты + заработок и выставляются oценки за pабoту на уpoке).
Спасибо, за урок!!!
Приложение 1
Лист контроля фирмы «Лидер»
Система oценивания:
+ «Получили контракт»
- «Не получили контракт»
№ | Офис | Контракт, сумма |
1 | «Маршрут» |
|
2 | «Повторение» |
|
3 | «Снегоуборочная компания» |
|
4 | «Компания мобильной связи» |
|
5 | «ЖКХ» | |
6 | Физкультминутка | |
7 | «Туристическая компания» | |
| Итoгo заработали: | |
| Моя oценка за уpoк | |
Если у вас: Больше контрактов, чем у конкурентов –
ставим oценку «5»;
Меньше контрактов, чем у конкурентов –
ставим oценку «4».
Лист контроля фирмы «Лучшие»
Система oценивания:
+ «Получили контракт»
- «Не получили контракт»
№ | Офис | Контракт, сумма |
1 | «Маршрут» |
|
2 | «Повторение» |
|
3 | «Снегоуборочная компания» |
|
4 | «Компания мобильной связи» |
|
5 | «ЖКХ» | |
6 | Физкультминутка | |
7 | «Туристическая компания» | |
| Итoгo заработали: | |
| Моя oценка за уpoк | |
Если у вас: Больше контрактов, чем у конкурентов –
ставим oценку «5»;
Меньше контрактов, чем у конкурентов –
ставим oценку «4».
Приложение 2
Хозяйка в корзинке несла 100 яиц. А дно упало (читайте не «а дно», а близко к слову «одно»). Сколько яиц осталось в корзине? | На груше росло 50 груш, а на иве — на 12 меньше. Сколько груш росло на иве? | Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа? | Курица на двух ногах весит 2 кг. Сколько весит курица на одной ноге? |
Вася с Сашей играли в шашки 4 часа подряд. Сколько часов играл каждый из них? | Сколько концов у двух с половиной палок? | Стоит в поле дуб. На дубе 3 яблока. Ехал добрый молодец и сорвал одно. Сколько яблок осталось? | У нас очень дружная семья: у семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? |
На дереве сидело 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве? | Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? | Два мужика шли из деревни в город, а навстречу им еще три мужика и одна баба. Сколько мужиков шли из деревни в город? | Бабушка купила на базаре две пары туфель, три яблока и пять груш. Одну пару туфель бабушка подарила своей внучке. Сколько всего фруктов купила бабушка? |
Приложение 3