Методическая разработка «Проектная деятельность как эффективное средство формирования и развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира»

3
0
Материал опубликован 18 April 2023 в группе

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 47

имени Михина Михаила Филипповича»












Методическая разработка


«Проектная деятельность как эффективное средство формирования и развития познавательного интереса

у младших школьников на уроках окружающего мира»










                            







Разработала: 

Осинцева Алефтина Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 47

г. Новосибирска

высшей квалификационной категории


Новосибирск 2022

Содержание


Аннотация……………………………………………………………...........................3

Введение……………………………………………………………...........................4-5


Раздел 1. Теоретические аспекты проектной деятельности…………………..5-8

Проектная деятельность в современном образовании. Анализ психолого-педагогической литературы по теме…………………………………………………..5

1.2. Понятие «проект» и «проектная деятельность». Виды и классификация проектов………………………………………………………………………………5-7

1.3. Этапы работы над проектом. Особенности проектной деятельности в начальной школе………………………………………………………………………..7

1.4. Проектная деятельность на уроках окружающего мира как основная форма работы с обучающимися……………………………………………….........................8


Раздел 2. Описание системы работы с младшими школьниками по проектной деятельности в на уроках окружающего мира…………………………………8-16

2.1. Подготовительная работа по развитию проектных умений младших школьников на уроках окружающего мира…………………………………………8-9

2.2. Описание поэтапной работы по проектной деятельности с младшими школьниками в рамках учебного предмета «Окружающий мир»………………..9-10

2.3. Организация работы с младшими школьниками по проектной деятельности в рамках учебного предмета «Окружающий мир»………………………………...10-14

2.4. Взаимодействие с родителями обучающихся и их роль в проектной деятельности ребенка……………………………………………………………...14-15

2.5. Результативность работы по проектной деятельности с обучающимися по учебному предмету «Окружающий мир»………………………………………...15-16

2.6. Устойчивые положительные результаты по итогам апробации……………………………………………………………………………...16


Заключение……………………………………………………………………….......17

Список литературы………………………………………………………………….17













Аннотация


Методическая разработка «Проектная деятельность как эффективное средство формирования и развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира» разработана педагогом на основе опыта работы с обучающимися и включает в себя методические приемы, методы, «находки», а также собственные «продукты» педагога, составленные непосредственно для организации проектной деятельности обучающихся.

Методическая разработка адресована учителям начальных классов и может быть полезна им при организации работы с учениками и родителями.



































Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Сейчас педагогам необходимо сформировать у обучающихся не только предметные, метапредметные и личностные результаты, но и заложить у ученика основу формирования учебной деятельности, научить их «учиться».

В настоящее время младшие школьники не проявляют должного интереса к предмету «Окружающий мир», поэтому педагог должен прежде всего заинтересовать детей и вовлечь их в активный познавательный процесс. Поиск и отбор эффективных форм работы с обучающимися, способных пробудить интерес учеников к предмету и сформировать у них самостоятельность освоения новых знаний встаёт перед каждым педагогом. Все больше учителей выбирают для достижения образовательного результата проектную деятельность, именно эта технология по ФГОС в данный момент признана ведущей.

Анализ школьной практики показывает, что зачастую преподавание предмета «Окружающий мир» с использованием проектной деятельности строится на основе инициативы, личного опыта педагогов, при отсутствии необходимой научно-методической литературы, что приводит к затруднениям учителей и перегрузке обучающихся.

Противоречия между низким уровнем познавательного интереса у обучающихся к учебному предмету «Окружающий мир» и недостаточным методическим сопровождением процесса организации проектной деятельности обуславливает актуальность данной проблемы и побуждает педагогов к поиску готовых методических рекомендаций или разработке собственных материалов, основанных на опыте работы.

Создание, апробация и внедрение методической разработки «Проектная деятельность как эффективное средство формирования и развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира» включает временной период с января 2021 года по декабрь 2022 года.

Цель методической разработки: обобщить педагогический опыт по организации проектной деятельности на уроках «Окружающего мира» в начальной школе и представить систему работы, включающую в себя разработку и апробацию уроков с проектными задачами.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

Познакомиться с научно-педагогической литературой по данной теме и определить роль проектной деятельности в современном образовании.

Изучить особенности организации работы по проектной деятельности в начальной школе.

Разработать и апробировать уроки с проектными задачами для учащихся начальной школы по предмету «Окружающий мир».

Описать опыт работы по организации проектной деятельности с младшими школьниками на уроках окружающего мира.

Инновационный подход в создании методической разработки «Проектная деятельность как эффективное средство развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира» основан на обобщении педагогического опыта учителя, сравнении и изучении учебного процесса для достижения лучших результатов, а также внедрения новых педагогических практик, направленных на повышение качества образования.

Новизна опыта учителя представлена разработкой и апробацией уроков с проектными задачами для учащихся начальной школы по предмету «Окружающий мир» и описанием опыта работы педагога в данном направлении деятельности.

Практическая значимость методической разработки состоит в том, что представленные педагогом материалы могут быть использованы учителями начальной школы при планировании, разработке уроков и организации работы по проектной деятельности в рамках учебного предмета «Окружающий мир», а также внеурочной работе.


Раздел 1. Теоретические аспекты проектной деятельности


1.1. Проектная деятельность в современном образовании. Анализ психолого-педагогической литературы по теме.

Одной из перспективных форм учебного процесса в настоящее время выступает проектная деятельность, призванная совершенствовать знания и умения, эффективно использовать в решении возникающих проблемных вопросов. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросам организации проектной деятельности посвящены многие труды ученых Лысовой Н.В., Душиной И. В., Кокаревой Е. Ю., Ялышевой Л. В., Леонтович В. А., Новиковой Т. Д., Поливановой К. Н., и других специалистов. [ CITATION Познь \l 1049 ]

У каждого автора свои взгляды и подходы к данной технологии, но, все без исключения, приходят к единому мнению, что проектная деятельность является на данный период самым эффективным и результативным методом в образовательном процессе.

1.2. Понятие «проект» и «проектная деятельность». Виды и классификация проектов.

Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

В настоящее время базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный и системно-деятельный подход в образовании является метод проектов.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд».

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата» [ CITATION ЕСП05 \l 1049 ]

Под проектом подразумевается, специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению личностно-значимой для учащегося проблемы, завершающейся созданием продукта (Голуб Г.Б.). [ CITATION ГБГ10 \l 1049 ]. Классификация проектов по Голуб Г.Б. представлена в Таблице 1.


Таблица 1 - Классификация проектов


Виды проектов

Их особенности

По доминирующему виду деятельности

Исследовательский

Включает обоснование актуальности выбранной темы, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой. Защита на конференции, письменный отчёт по исследовательской работе.

Творческий

Максимально свободный, дающий возможность самовыражения. Творческие работы – сказки, стихи, рисунки, поделки и т.д.

Информационный

Направлен на сбор информации с целью её обобщения и представления. Создание газеты, книги, публикации, устного журнала и т.д.

Практико-

ориентированный


Результаты проекта могут быть использованы в жизни школы, класса, направлен на социальные интересы самих участников проекта. Дидактические материалы, сценарии, игра, экскурсия…

По продолжительности

Мини-проекты

1-2 урока. Работа происходит на уроке, готовый результат представляется сразу.

Краткосрочные

1-2 недели. Уроки используются только для координации проекта. Вся работа проводится во внеурочное время или дома.

Долгосрочные

Больше 2 недель. Работа происходит под контролем руководителя. Нужно проводить промежуточные консультации, мероприятия, отражающие продвижение проекта.

По содержанию

Монопроекты

Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания.

Межпредметные

Не ограничиваются рамками одной области знания, сочетают в себе разные направления.

По количеству участников

Индивидуальные

Один участник

Групповые

Малая группа

Коллективные

Класс


В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках и во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

1.3. Этапы работы над проектом. Особенности проектной деятельности в начальной школе.

Проект - это 5 П, он включает в себя следующие этапы работы: Проблему, Проектирование, Поиск информации, Продукт и Презентацию. Шестое «П» проекта - его Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Алгоритм работы над проектом осуществляются по четкому плану, который отражает основные стадии, деятельность учителя и учащихся на разных этапах https://cloud.mail.ru/public/Gcbi/BcJoS6oqJ

Реализация проектной деятельности в начальной школе ведется в тесном взаимодействии учителя и обучающихся.

Педагог оказывает помощь ребенку при овладении навыками проектной деятельности (помогает определить цель, рекомендует источник получения информации, содействует прогнозированию результата, создаёт условия для активности школьника, помогает оценить полученный результат, выявить «плюсы» и недостатки проекта). Обучающийся (под руководством учителя) определяет цель деятельности, открывает новые знания, экспериментирует, выбирает пути решения, доводит начатый проект до логического конца.

Работа по проектной деятельности в начальной школе не ограничивается только рамками урока одного предмета, проекты могут захватывать несколько учебных дисциплин и плавно переходить во внеурочную деятельность.

Организация работы по проектной деятельности обучающихся в начальной школе направлена на развитие метапредметных умений. Главная особенность – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей познавательный и творческий характер. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.

Такая деятельность дает возможность учащимся получить прочные знания на основе самостоятельной работы: учащиеся учатся намечать цель, планировать свои действия, подбирать информацию, анализировать, оказывать взаимопомощь, обобщать и представлять свои знания в разных формах. Метод проектов даёт ребёнку также возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Участие в проекте позволяет формировать у учащихся адекватную самооценку, коллективизм, познавательную активность, контролировать свои действия.

1.4. Проектная деятельность на уроках окружающего мира как основная форма работы с обучающимися.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребенка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать ее и представлять).

Младшие школьники проявляют наибольший интерес к деятельности практического характера. Для них важно изучать работать с материалом, который они смогут применить на практике, в реальной жизни. Проектная деятельность в рамках предмета «Окружающий мир» помогает, учащимся самостоятельно понять ценность природы для человека, важность гармоничного отношения человека с природой, необходимость здорового образа жизни людей. Создавая учебные проекты, учащийся получает не только теоретические знания, но и опыт практической деятельности. Ученик учится общаться с другими людьми, исследовать окружающий его мир, определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы. Именно поэтому метод проектов является одной из основных форм работы на уроках в рамках программы «Окружающий мир».

Одним из основных вариантов применения метода проектов на уроках окружающего мира, конечно же, является учебный проект предложенный автором программы А. А. Плешаковым. Эти учебные проекты тесно связаны с изучаемым разделом и формируют у младших школьников необходимые умения и универсальные учебные действия.

Анализ теоретических аспектов проектной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

Проектная деятельность в современном образовании является одной из ведущих технологий обучения школьников.

Работа по выполнению проектов четко структурирована, она имеет свои этапы работы и алгоритм.

В обучении младших школьников учебному предмету «Окружающий мир», проектная деятельность является основной формой работы, так как с его помощью ученики приобретают опыт практической деятельности и овладевают необходимыми умениями и универсальными учебными действиями.


Раздел 2. Описание системы работы с младшими школьниками по проектной деятельности в на уроках окружающего мира.


2.1. Подготовительная работа по развитию проектных умений младших школьников на уроках окружающего мира.

В школу дети идут с разными способностями: те ребята, которые приходят из детских садов, частично имеют первоначальные представления о работе с проектами, а домашние дети, как правило, совсем к этой деятельности не подготовлены. Каждый педагог в этом случае сталкивается с проблемой: Как уравнять способности (умения) учеников, чтобы они смогли эффективно освоить работу с проектами? Этот вопрос я всегда решаю с включением в образовательный процесс специально подобранных тренировочных заданий, которые направлены на развитие проектных и исследовательских умений младших школьников.

Так, в начале каждого урока окружающего мира даю ученикам по одному упражнению на развитие информационно-аналитических и информационно-поисковых умений, умений видеть проблемы и задавать вопросы, классифицировать, наблюдать, высказывать суждения, делать выводы и умозаключения. https://cloud.mail.ru/public/CLa1/UbrvReY1F

Такие упражнения помогают обучающимся активизироваться, научиться логически мыслить, задуматься над проблемой, найти и предложить разные нестандартные способы и решения, пофантазировать, проанализировать ответы одноклассников, и при совместном обсуждении выбрать самое верное решение. Овладение этими умениями помогают младшим школьникам быстрее включиться в проектную деятельность и научиться выполнять проекты.

2.2. Описание поэтапной работы по проектной деятельности с младшими школьниками в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

В своей практике на уроках окружающего мира я активно реализую с обучающимися разные типы проектов: информационные, творческие, исследовательские, практико-ориентированные и другие. Под моим руководством детьми создаются как групповые проекты, так и индивидуальные.

Если планируется выполнить групповой проект, то сначала класс делю на группы (5-6 человек). При распределении использую различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером, группа, сформированная мною в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания.

По временным рамкам (продолжительности) обучающимися выполняются мини-проекты (1-2 урока), краткосрочные (от 1 до 2 недель) и долгосрочные (до 1 месяца).

Организацию и руководство любого вида и типа проекта обучающихся я всегда осуществляю поэтапно:

1 этап: Погружение в проект

На первом этапе «Погружение в проект» в начале урока я побуждаю у учащихся интерес к теме проекта, мотивирую, подвожу их к проблемной ситуации, которую нужно будет решить в ходе работы. В результате проблематизации ребятами, с моей помощью, выделяются цель и задачи проекта, а также поиск способа решения проблемы.

2 этап: Планирование деятельности

На этапе «Планирование деятельности» я направляю процесс поиска информации учащимися (помогаю определить дополнительные источники, рекомендую экспертов и др.). Если это – групповая работа, помогаю распределиться по группам, определить роли каждого участника и спланировать деятельность по решению задач проекта. Кроме этого оказываю помощь детям в выборе формы презентации проекта и составлении критериев оценки результатов.

3 этап: Осуществление деятельности по решению проблемы

На этапе «Осуществление деятельности по решению проблемы» я занимаю позицию наблюдателя и советчика. При необходимости или возникновении трудностей подсказываю, корректирую работу групп или отдельного ученика, косвенно руковожу деятельностью и слежу за соблюдением временных рамок всех этапов деятельности.

4 этап: Оформление результатов

Работу по этапу «Оформление результатов» я также осуществляю как наблюдатель и советчик. При необходимости направляю процесс анализа, помогаю в обеспечении проекта, мотивирую учащихся и создаю чувство успеха, а также подчеркиваю социальную и личностную важность достигнутого результата.

5 этап: Презентация результатов

«Презентацию результатов» проекта организую я. При подготовке выступления консультирую учеников и родителей, даю рекомендации по созданию (корректировке) презентации, репетирую с учеником (группой) предстоящее презентацию результатов проектной деятельности, а также выступаю в качестве эксперта (обобщаю и резюмирую полученные результаты, подвожу итоги созданного проекта, акцентирую внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат).

6 этап: Оценка результатов и процесса проектной деятельности

«Оценку результатов и процесса проектной деятельности» также провожу я. Во время обсуждения проговариваю только позитивные результаты ребенка (группы) и даю положительную оценку их работе. Регулярно использую прием рефлексии в форме «группового интервью», который содержит высказывания слушателей (одноклассников) в виде пожелания или совета. Немного позже, в присутствии родителей, ребенка или группы, провожу совместный анализ и самоанализ выполненного проекта и достигнутых в процессе работы результатов. При обсуждении обучающиеся сами определяют «сильные» и «слабые» стороны своей работы и определяют дальнейшие перспективы.

2.3. Организация работы с младшими школьниками по проектной деятельности в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

По программе «Окружающий мир» УМК «Школа России» (А. А. Плешаков) с 1 по 3 класс всего ученикам предлагается выполнить 16 проектов, в 4 классе эта работа сводится к самостоятельному выбору тем проектов детьми и работе над ними (в течение года ребенок должен сделать и защитить 2 любых проекта). Тематика проектов по классам очень интересная и разнообразная.

В течение 1 класса мои обучающиеся выполнили проекты «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

Проектная деятельность первоклассников в целом была направлена на развитие умений и навыков проектирования, а также привитие интереса к познавательной деятельности и расширению кругозора. Она носила в основном творческий характер: дети создавали рисунки, поделки, под руководством учителя готовили устные рассказы, презентации, сообщения. Проекты выполнялись учениками в рабочих тетрадях либо на листе формата А4. В первом полугодии работы обучающихся состояли в основном из рисунка или фотографии с подписями, а во втором полугодии уже сопровождались небольшим текстом. На занятиях ребята приобретали опыт по созданию индивидуальных и групповых мини-проектов.

При подготовке индивидуального проекта и его презентации большую помощь оказывали родители: они помогали детям подобрать интересную информацию, оформить работу и подготовить устное выступление ребенка.

В 1 классе мною были разработаны и проведены 4 урока-проекта. План одного из них на тему «Моя семья» размещен на сайте https://kopilkaurokov.ru/okruzhayushchiy-mir/uroki/urok_proekt_moia_semia

Проект на тему «Мой класс и моя школа» больше всего заинтересовал первоклассников: в процессе работы над проектом ребята посетили музей школы, посмотрели видеофильм об истории и знаменитых выпускниках и, на основании полученной информации и собственных впечатлений о школе дети выполнили индивидуальные проекты.

Во 2 классе обучающиеся выполнили проекты на тему: «Родной город», «Красная книга. Возьмем под защиту», «Профессии», «Моя родословная», «Города России», «Страны мира».

Уровень знаний второклассников за год существенно возрос и соответственно расширились их возможности при работе над проектами. Ребята (под руководством взрослых и самостоятельно) осваивали поиск и отбор нужной информации по теме проекта из разных источников, учились планированию работы и оцениванию результатов своего труда. Проекты ученики также выполняли на листе формата А4 или в рабочей тетради. Это были проекты с пояснениями (дети составляли и прописывали план своей работы, указывали какая и кем была оказана помощь и кому выражается благодарность).

Работа с второклассниками по проектной деятельности носит уже осмысленный характер. В ходе групповых или коллективных проектов с учениками были созданы общие «продукты» в виде сборников, мини-книжек, презентации группового (коллективного проекта) и других.

В ходе изучения программного материала учебного предмета «Окружающий мир» отдельные темы у второклассников вызвали наибольший интерес. Для активизации обучающихся и повышения у них познавательного интереса совместно с детьми было решено выполнить 2 совместных дополнительных проекта.

1 проект был выполнен в рамках темы «Неживая и живая природа».

Работа по данному проекту была организована в группах (по желанию учеников) и осуществлялась по плану:

1. Самостоятельное составление загадок на темы «Неживая природа» и «Живая природа».

2. Проведение в классе Викторины по отгадыванию загадок, составленных ребятами и выбор наиболее удачных.

3. Оформление Сборников загадок «Неживая природа» и «Живая природа».

4. Презентация готового «продукта».

В результате работы над проектом обучающимися под моим руководством было создано 2 «продукта»: Сборник загадок «Неживая природа» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/532963-sbornik-zagadok-po-teme-nezhivaja-priroda-vyp и Сборник загадок «Живая природа» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/532965-sbornik-zagadok-po-teme-zhivaja-priroda-vypol

Презентация готовых «продуктов» была представлена учениками в своем классе, а затем во всех первых и вторых классах школы. Слушателям очень понравились сочиненные учениками загадки, которые они с удовольствием отгадывали. После презентации Сборники были подарены каждому классу на память.

2 проект сделан учениками в рамках темы «Про кошек и собак».

Похожий по тематике проект «Мой любимый питомец» обучающиеся делали в 1 классе, но данная работа сводилась только к размещению фотографии питомца и кратком рассказе о нем. Цель проекта во 2 классе была наиболее сложная: с помощью наблюдения за своим питомцем необходимо было узнать, как можно больше о нем и определить его индивидуальность. Данный вид проекта – индивидуальный, но некоторые задания ребята выполняли и в группах. Распределение по группам было связано с разновидностью проживаемых дома животных (в 1 и 2 группу вошли дети, у которых живут кошки, в 3 группу - собаки, в 4 – другие животные. В 5 группу были определены ребята, у которых дома нет животных.).

Работа проходила по следующему плану:

Анкетирование учеников 2а класса на наличие у них домашнего питомца и его вида (это задание выполняли дети из 5 группы: они провели опрос, проанализировали результаты и представили их одноклассникам).

Изучить литературу и узнать больше о своем животном (индивидуально).

2. Провести наблюдение за своим животным, выявить его особенности, повадки, привычки и характер (индивидуально).

3. Презентовать свою работу в классе и оформить общий проект (по видам животных).

В итоге обучающимися были созданы такие проекты:

«Собаки – наши лучшие друзья!» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/sbornik_proektnih_rabot_po_okruzhayushemu_miru_obuchayu_151502.html

«Кошки – наши любимые питомцы» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/sbornik_proektnih_rabot_po_okruzhayushemu_miru_obuchayu_145637.html

«Кошки – наши пушистые друзья» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/sbornik_proektnih_rabot_po_okruzhayushemu_miru_obuchayu_150520.html

«Черепахи - наши любимые питомцы» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/proektnaya_rabota_cherepahi_nashi_lyubimie_pitomtci_153656.html

В результате работы над данными проектами второклассники научились наблюдать и «видеть» особенности своего питомца, приобрели исследовательский опыт, научились собирать и анализировать информацию, формулировать выводы по проекту и оформлять его.

Тематика программных проектов в 3 классе представлена темами: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Выполнение данных проектов требует от обучающихся сформированных умений и навыков, приобретенных ими в 1-2 классах.

Алгоритм работы над проектами у третьеклассников значительно меняется: после выбора темы, я предлагаю ученикам самостоятельно изучить различные источники, найти информацию по заданной теме и подготовить презентацию своего проекта. Работа обучающихся в 3 классе была больше ориентирована на коллективное обобщение результатов индивидуальной (групповой) работы и на создание «портфолио класса», куда каждый участник или группа вносят свой вклад.

Самым интересным проектом, выполненный обучающимися в 3 классе оказался проект «Школа кулинаров». Он понравился ученикам больше всего, так как наряду с теоретическим поиском нужной информации присутствовала и практическая общественно-полезная деятельность не только для ребенка, но и семьи в целом.

Работа над проектом содержала следующие этапы:

1. Узнать из разных источников информацию о полезных продуктах.

2. Найти полезные и вкусные рецепты.

3. Приготовить блюдо по рецепту и рассказать о нем одноклассникам.

4. Оформить свой рецепт в виде 1 слайда презентации.

Часть проекта дети выполнили индивидуально, затем, объединив свои рецепты создали общий «продукт» в виде презентации «Кулинарная книга полезных рецептов 3а класса». https://kopilkaurokov.ru/okruzhayushchiy-mir/presentacii/kulinarnaia_kniga_poleznykh_retseptov_3a_klassa

В 4 классе обучающимся дается возможность выбрать для работы два любых проекта по разделам: «Природные зоны России» «Страницы истории России» «Великая Отечественная война и её герои» «Путешествие по России» и выполнить их. Презентацию проекта ученики осуществляют по мере завершения всей работы.

На всех этапах, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт. В основном ученики выполняют индивидуальные проекты, которые носят не только информационный, но и исследовательский характер. Помощь в разработке, выполнении проекта и его презентации (от начала до конца) осуществляю я: не делаю проект за ребенка, а лишь консультирую, подсказываю, направляю, корректирую его работу.

Для удобства организации и планирования работы над проектами мною

разработан чек-лист, который успешно используется всеми участниками проектной и исследовательской деятельности (педагогом, детьми, родителями).

Он представлен в виде таблицы. Его структура отражает основные этапы работы, запланированные мероприятия, определение сроков, отслеживание результатов выполнения/невыполнения отдельных пунктов и др. В случае объективных причин сдвига сроков или невыполнения каких-либо мероприятий, в чек-лист вносится корректировка по датам. Он заполняется детьми и родителями совместно с педагогом, все спланированные мероприятия и сроки обсуждаются и согласуются. Отслеживание выполненных работ также осуществляется совместно по данному чеку-листу.

«Методические рекомендации по организации работы младших школьников над исследовательскими проектами с помощью чек-листа» опубликованы на сайте педагогического сообщества «УРОК.РФ» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskie_rekomendatcii_po_organizatcii_raboti_ml_165804.html

С помощью проектной деятельности расширяются рамки учебника, прослеживается связь между различными школьными предметами что способствует формированию у обучающихся ключевых естественнонаучных компетенций и повышению познавательного интереса.

2.4. Взаимодействие с родителями обучающихся и их роль в проектной деятельности ребенка.

Работу с младшими школьниками по проектной деятельности я выстраиваю при совместном тесном взаимодействии и сотрудничестве учителя, ребенка и родителей (правило «триединства»).

Мотивацию и активизацию родителей формирую при проведении обучающих мастер-классов по проектно-исследовательской деятельности, выступлений детей на родительских собраниях, презентаций готовых оформленных работ учеников и демонстрации их личных достижений. Как правило, после проведенных мероприятий, часть родителей улавливают суть работы по проектной деятельности и выражают желание включиться в совместную деятельность с ребёнком, но, наряду с этим опасаются, что не справятся с ней, так как в этой работе еще много непонятных нюансов.

Эта проблема решается мною в процессе обучающих бесед, индивидуальных консультаций, совместных планирований действий и при помощи разработанной «Памятки для родителей по организации совместной деятельности с детьми при выполнении исследовательских работ (проектов)».

В моей памятке содержится описание сущности проектной и исследовательской деятельности, определяется роль родителей по каждому этапу работы и даются рекомендации по организации совместной деятельности с детьми. Памятка выполнена в виде буклета, что очень удобно в использовании. Данная разработка опубликована на сайте педагогического сообщества «УРОК.РФ» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskaya_razrabotka_pamyatka_dlya_roditelej_po_143052.html

В результате совместной проектно-исследовательской деятельности дети и родители узнают много нового друг о друге, восполняется дефицит общения, у школьников лучше формируются навыки проектной и исследовательской деятельности.

Результативность работы по проектной деятельности с обучающимися по учебному предмету «Окружающий мир»

Познавательный интерес к проектной деятельности у учеников к 3-4 классу значительно возрастает, а приобретенные на уроках знания и практические умения позволяют им более глубоко вникнуть в проблему проекта и взглянуть на него с другой стороны. Так, например, ученицами 3а класса были выполнены исследовательские проекты по ранее изученным темам: «Моя малая Родина» и «Мой класс и моя школа».

Темы выполненных исследовательских проектов:

Моя родная сорок седьмая: связь времен и поколений.

Микрорайон «Расточка» - моя малая Родина: прошлое, настоящее, будущее.

В новых работах ученицы расширили свои знаний, осуществили поиск информации из разных источников (в том числе архивов), провели опрос и интервьюирование педагогов, бывших выпускников, жителей и депутатов микрорайона, проанализировали полученную информацию и разработали 2 «продукта» (интерактивную экскурсию и игру «Моя родная сорок седьмая»).

С данными проектами ученицы участвовали в конференциях разного уровня и получили за них высокие результаты (диплом лауреата 1 степени Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ «Юный исследователь» (заочный и очный этапы), дипломы лауреатов районной НПК «Мое первое открытие»).

Кроме этого детьми были созданы и другие работы по направлению «Окружающий мир».


Название проекта

Название НПК

Результат

1.

Проект «Всемирное наследие России»

Городская НПК «Мое первое открытие»

Диплом

лауреата

2.

Проект «Путешествие по Новосибирску»

Районная НПК «Мое первое открытие»

Диплом

лауреата

3.

Проект «История моей семьи в истории страны»

Районная НПК «Мое первое открытие»

Диплом

лауреата

4.

Исследовательский проект «Эволюция автомобиля и его влияние на окружающую среду и здоровье человека»

Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ «Юный исследователь»

Диплом

лауреата

5.

Исследовательский проект «Проблема необходимости школьной формы для обучающихся начальной школы и педагогов МБОУ СОШ № 47»

Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ «Юный исследователь»

Диплом

лауреата

6.

Проект «Исследование проблемы сортировки мусора, его негативного влияния на окружающую среду: пути решения проблемы»

Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ «Юный исследователь»

Диплом

лауреата

7.

Исследовательские проекты о родственнике - участнике ВОВ

Конкурс исследовательских проектов «Великая Победа!»

Диплом

лауреата

8.

Экологический проект «Природа в опасности! Давайте спасем ее вместе!» (групповой)

Фестиваль «Природа – мой дом!»

Диплом 2 место

9.

Проект «Батарейка. Польза, вред и правильная утилизация»

НПК «В мире тайн»

Диплом

лауреата

10.

Исследовательский проект «Влияние микроволновой печи на здоровье человека»

НПК «В мире тайн»

Диплом

лауреата

11.

Исследовательский проект «Бабушкин сундучок - история семейных реликвий»

НПК «В мире тайн»

Диплом

лауреата

12.

Исследовательский проект «Изучение экологического состояния пришкольной территории»

НПК «В мире тайн»

Диплом

лауреата


2.6. Устойчивые положительные результаты по итогам апробации

Эффективность работы с младшими школьниками по итогам апробации методической разработки «Проектная деятельность как эффективное средство формирования и развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира» обусловлена следующими результатами:

- ростом познавательного интереса, творческой активности обучающихся к урокам окружающего мира;

- повышением качества знаний учащихся класса с 71% (январь 2021 г) до 75,31% (январь 2022 г);

- высокой результативностью участия обучающихся в научно-практических конференциях разного уровня (очных и заочных);

- наличием положительных отзывов обучающихся, родителей, коллег;

- использованием методической разработки в целом и отдельных ее материалов педагогами муниципального, регионального, Всероссийского уровней;

- распространением методической разработки и опыта работы по ее апробации в виде публикаций, выступлений, очных мастер-классов и др.

- аккумуляцией опыта работы через участие в педагогических конкурсах и проектах.


Заключение

Методическая разработка «Проектная деятельность как эффективное средство формирования и развития познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира» может использоваться всеми участниками образовательного процесса: педагогами, обучающимися, родителями, педагогами дополнительного образования, а также администрациями образовательных организаций с целью выстраивания системы работы по проектно-исследовательской деятельности окружающего мира и организации работы с одаренными детьми.

Соблюдение принципов и этапов работы позволяет развить у обучающихся любознательность, познавательный интерес, креативность.


Список литературы

CITATION Познь \l 1049 : , [1],

CITATION ЕСП05 \l 1049 : , [2],

CITATION ГБГ10 \l 1049 : , [3],

[1]

Позднякова Ю. С., Подгорный Я. Б. Основы проектной деятельности в современном образовании // Актуальные исследования. 2021. №24 (51). С. 115-117. URL: https://apni.ru/article/2601-osnovi-proektnoj-deyatelnosti-v-sovr-obraz

[2]

Под редакцией Е. С. Палат, Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие, Москва: "Академия", 1999-2005. https://www.studmed.ru/view/polat-es-novye-pedagogicheskie-i-informacionnye-tehnologii-v-sisteme-obrazovaniya_2acf2a8d0c8.html

[3]

Голуб Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2010.– 176 с. https://lab-modern.ru/upload/medialibrary/21e/21e87c495d5acbfe7c639323cc85d26e.pdf













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации