Методическая разработка «Профориентационные мероприятия в современных условиях образовательного процесса»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Нижегородский строительный техникум"
(ГБПОУ НСТ)
Составитель:
Преподаватель спец.дисциплин,
эксперт чемпионатов WS регион
Лизякина Дарья Игоревна
Нижний Новгород
2020 г.
АннотацияМетодическая разработка по организации и проведению профориентации посвящена вопросам организации и проведения профориентационных мероприятий для студентов в современных условиях.
Тема профессиональной ориентации подрастающего поколения всегда была и остается актуальной не только в разрезе профориентации в школе, но и с точки зрения становления стабильной мотивации прогрессивного движения в рамках уже выбранной специальности/ профессии.
Парадоксально, но тем, кто, казалось бы, уже сделал свой выбор, помощь в становлении профессиональных интересов в выбранной ими области нужна ничуть не меньше, а иногда даже больше: правильное наставничество и тактичное ориентирование помогают стать обучающимся профессионалами, обладающими всеми необходимыми компетенциями.
Примеры форм мероприятий, представленные в данной методической разработке, составляют единый инструмент целенаправленной пролонгированной профориентации, реализуемой поэтапно, и являются универсальными – могут быть скорректированы и наполнены в зависимости от потребностей той или иной специальности/ профессии.
Введение
В числе приоритетных направлений государственной политики России выделяется формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребёнка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализацией в социально позитивных видах деятельности, а также профессиональной ориентации.
Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Новизна нашей методической разработки заключается в сочетании нескольких способов взаимодействия, которые раскрывают различные области выбранной сферы деятельности. Мы не говорим о профориентации в моменте, более того, мы считаем, что яркие разовые мероприятия эффективны, но крайне недолговечны. Мы сравниваем их эффект с состоянием аффекта: «помню, что хочу, но не помню зачем». Нашей же целью уже на протяжении нескольких лет педагогической деятельности является достижение в сознании обучающихся четкого ответа на вопрос «Зачем?».
Очень важный момент нашей деятельности - преемственность: студенты, становясь старше и переходя на следующий курс, не только продолжают погружаться в специальность, участвуя в мероприятиях иных форматов, но и становятся наставниками в мероприятиях для новопоступивших.
Профориентационную деятельность предлагается разделить на блоки, рассчитанные на две категории студентов: новопоступивший контингент и старшие курсы. Разделение мероприятий на два блока по данным категориям связано с достижением различных целей по годам обучения.
После окончания общеобразовательного учреждения, после поступления в техникум/ колледж по специальности, многие не могут грамотно ориентироваться в выбранной профессии, теряют связь с ней – свою первичную заинтересованность. Это незнание часто приводит к полному отсутствию мотивации обучения. Поэтому крайне важно верно оказать поддержку и помочь реализоваться в обучении.
Таким образом, целью реализации первого блока профориентационных мероприятий является формирование и поддержание устойчивой мотивации, интереса к обучению на выбранной специальности, пока сам процесс обучения затрагивает только стандартные, общеобразовательные предметы. Здесь необходимо повысить уровень осведомлённости обучающегося о многообразии областей выбранной специальности/ профессии и убедить в её востребованности и перспективности на региональном рынке труда (объективно!).
Цель реализации второго блока профориентационных мероприятий (для старших курсов) удержать и стабилизировать интерес в выбранной сфере деятельности, привлечь внимание обучающихся к организациям, в которых можно реализоваться в специальности/ профессии, а также, опираясь на опыт выпускников, получить актуальные сведения о дальнейших перспективах.
Во всем многолетнем периоде профориентационной деятельности преподаватели специальности становятся лишь идейными вдохновителями, застенчивыми сценаристами и тактичными режиссерами, отдавая ведущие роли самим студентам, бывшим выпускникам, специалистам предприятий.
Для реализации указанных целей необходимо решить ряд задач:
наблюдение за новопоступившим контингентом (интерес к обучению, общественная активность) и анализ полученных данных;
ежегодное проведение опроса обучающихся и выполнение сравнительного анализа полученных данных для своевременной коррекции траектории профориентирования;
формирование правильного представления о выбранной профессии;
исследование способностей и возможностей обучающихся;
создание благоприятных условий для дальнейшего обучения;
помощь и наставничество в процессе возникновения трудностей и отсутствия мотивации;
формирование профессионального стремления и помощь в его реализации;
формирование дружественных отношений между студентами всех курс.
2 Основная часть
Профориентационные мероприятия направлены, в первую очередь, на формирование у обучающихся верного представления о дальнейших перспективах развития в выбранной области и формирование здорового интереса к выбранной области, а также акцентируют на разносторонность выбранной специальности.
При выборе формы проведения мероприятия необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Преподаватель сам определяет форму: экскурсия, беседа, конференция, игра, диалоговая площадка и т.д.
Как говорилось ранее, профориентационные мероприятия осуществляются последовательно, разделяясь на блоки:
первый блок ориентирован на вновь прибывший контингент, обучающихся 1-2 курсов, направлен на развитие интереса у подростков, которые только определились с выбором и не имеют полностью сложившегося, оформленного опытом представления о специальности;
второй блок ориентирован на старшекурсников – это студенты 3-4 курсов, направлен на поддержание и стабилизацию интереса, информирование студентов о новинках и перспективах специальности.
2.1 Первый блок профориентационных мероприятийДанный блок нацелен на студентов 1-2 курсов. Для выделенной группы студентов необходимо провести мероприятия с целью глубокого ознакомления с профессией, так как, как правило, в этот период нет объективного понимания о специальности, о её различных направлениях. Выбранная специальность достаточно многогранна и именно на этапе 1-2 курсов важно заинтересовать обучающегося, раскрыть перед ним все различные области профессии и развить это в процессе обучения.
При проведении мероприятий с обучающимися участвуют представители старших курсов, что позволяет сплотить студентов всех курсов специальности, оценить некоторый накопившийся у старших курсов опыт и знания, перенять положительные установки в специальности, оценить по достоинству учебно-будничные life-hacks1.
Так как студенты 1-2 курсов представляют собой в среднем возрастную категорию 16-17 лет, было принято решение проводить профоориентационные мероприятия в игровой форме. Наиболее интересны могут быть следующие мероприятия:
1. Квест. В ходе профориентационного квеста обучающиеся становятся игроками и не только приобретают знания, необходимые для осознанного выбора специальности, но и помещаются в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию способностей подростка, развитию личностных качеств, проявлению творческой инициативы, формированию универсального способа решения жизненных проблем.
Участие в профориентационном квесте дает возможность обучающимся получить новые знания о профессии, приобрести коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.
2. Олимпиада. Одной из форм проведения профориентационных мероприятий может являться олимпиада, но не в стандартном формате, к которому привыкли прошлые ученики старшей школы, а в формате интересной игры-сказки. Как подсказывает опыт проведения мероприятий, никто не любит так загадки и рисунки, как их любят ученики первого класса и студенты первого курса.
Важным моментом при решении олимпиад является способность правильно применить знания. Это отлично тренирует ту самую нестандартность мышления, гибкость ума, возможность применять полученные и усвоенные знания в самых разных сферах.
3. Диалоговая площадка. Диалоговая площадка направлена на получение обучающимися знаний, достаточно полных сведений об осваиваемой профессиональной деятельности, формирование устойчивого интереса у студентов к учебной деятельности, выявление, формирование и развитие профессиональных способностей в сочетании по специальной подготовкой профессиональной деятельности.
В рамках данного мероприятия вновь прибывшие студенты не только познакомились с выпускной группой, но и получили множество ценных советов по дальнейшему комфортному и продуктивному обучению на осваиваемой специальности. Первокурсники с возрастающим интересом задают вопросы по процессу обучения и прохождения практик.
4. Workshop2 – это новая, нестандартная форма обучения, организация которой требует особого подхода. В ходе воркшопа обеспечивается интенсивное взаимодействие всех его участников. Этот формат неслучайно выбран для студентов младших курсов, так как на данном этапе очень важно заинтересовать их практической частью, показать им, что они будут делать на примере, а не в теории.
Традиционным глобальным мероприятием в ГБПОУ НСТ для этих целей является Декада Профориентации (ссылка на новость на официальном сайте – http://nnst.ru/news/dekada_proforientacii/2019-10-11-563), в рамках которой и реализуются профориентационные мероприятия первого блока.
2.2 Второй блок профориентационных мероприятийДанный блок нацелен на студентов старших 3-4 курсов. Для выделенной группы студентов необходимо провести мероприятия с целью поддержания устойчивого уровня профориентации и мотивации к учебе. Кроме того, мероприятия направлены на преодоление возможных возникающих трудностей в процессе обучения и планирование перспектив на будущее.
На данном этапе необходимо погрузить обещающихся в особенности регионального рынка труда по выбранной специальности. Важно поддержать формирование положительной мотивации обучающихся к возможности учиться и работать в регионе по выбранной специальности. Немаловажно закрепить обучающегося в специальности, дать ему уверенность в правильном выборе и помочь ему оценить его готовность в реализации себя в выбранной сфере деятельности.
Так как студенты 3-4 курсов представляют собой в среднем возрастную категорию 18-19 лет, в данном возрасте профоориентационные мероприятия были проведены в более «взрослом» формате – экскурсий на предприятия, диалоговых площадок, а также урока с приглашением специалистов.
Наиболее интересны могут быть следующие мероприятия:
1.Экскурсии. Для студентов старших курсов форма проведения мероприятия в виде экскурсии является наиболее эффективной, т.к. позволяет студенту старших курсов максимально приблизиться к интересующей специальности и условиям труда, что на данной ступени обучения для них наиболее значимо – видеть реальную картину мира.
Экскурсии на производство и в профессиональные образовательные организации проводятся с целью знакомства с отраслями экономики региона.
Экскурсии могут быть проведены как в виде урока-экскурсии непосредственно в аудитории (с использованием виртуальных ресурсов), так и вне стен учреждения.
2. Мастер-класс. Одной из форм профориентационной деятельности для студентов старших курсов может выступать мастер-класс.
Мастер-класс может быть организован учителем как самостоятельно, так и человеком непосредственно с производства. Такая форма взаимодействия поможет обучающимся старших курсов узнать о новинках в профессиональной области.
Мероприятие также можно провести с участием известных и авторитетных людей, почетных работников и граждан, представителей разных профессий, готовых поделиться с обучающимися своим опытом и иной интересной информацией, высказать личную позицию и обсудить вопросы выбора профессии у подрастающего поколения.
3. Беседа с выпускниками «Круглый стол». Беседа может быть организована со студентами всех курсов обучения с привлечением выпускников данной специальности. Выпускники могут предоставить наиболее актуальную информацию о перспективности профессии на сегодняшний день, о наиболее важных проблемах при трудоустройстве и непосредственно в работе. На мероприятии такого формата обучающиеся получают ответы на многие вопросы и даже некоторые, для себя, решают вопрос о дальнейшем трудоустройстве или же продолжении обучения по выбранной специальности в высшем учебном заведении.
С обучающимися старших курсов целесообразно проводить мероприятия в форме семинаров, дискуссий, конференций.
Традиционным мероприятием в ГБПОУ НСТ для этих целей является Неделя Специальности (ссылка на новость на официальном сайте –
http://nnst.ru/news/nedelja_specialnosti_21_02_08_prikladnaja_geodezija/2019-11-09-571), в рамках которой и реализуются профориентационные мероприятия второго блока.
3 Аналитическая справкаПодобные профориентационные мероприятия в ГБПОУ "Нижегородский строительный техникум" проводятся уже третий год. Представленные мероприятия проводятся на специальности 21.02.02 Прикладная геодезия.
Ежегодно на специальность 21.02.02 Прикладная геодезия поступает в среднем 25 человек (по данным за последние три года). Именно на первом курсе очень важно заинтересовать и замотивировать поступившего, поэтому мероприятия такого формата становятся традицией.
Кроме того, наполняемость участников на Декадах Профориентации и Неделях Специальности с каждым годом увеличивается, что может говорить о заинтересованности и желании учащегося узнать большее о выбранной им специальности. Сами мероприятия каждый год перерабатываются, изменяются в зависимости от тенденций и новинок в области профориентационной организации.
Эффективность профориентационной деятельности профессиональной образовательной организации можно измерять, ориентируясь на показатели трудоустройства среди выпускников.
Анализ исследований трудоустройства показал, что за 2017-2019 г.г. вырос процент выпускников, работающих по специальности (на 27%), и процент выпускников, продолживших обучение в рамках специальности (7%) (рис.1).
Рисунок 1 – Количество трудоустроенных и продолживших обучение выпускников за 2017-2019г.г.
Таким образом, профессиональная ориентация должна стать приоритетным направлением в деятельности профессиональных образовательных организаций. Это поможет обеспечить быструю социальную адаптацию поступившего, мотивировать на прогресс в обучении, утвердить правильность профессионального выбора и помочь в самоутверждении и самосовершенствовании в выбранной сфере деятельности.
1 Life hack (от англ. life – жизнь, hack – взлом) - это набор методик и приёмов «взлома» окружающей жизни для упрощения процесса достижения поставленных целей при помощи разных полезных советов и хитрых трюков.
2 Workshop, воркшоп (от англ. workshop - мастерская) - демонстрация рабочего процесса опытного мастера для широкой аудитории с целью поделиться практическими навыками в каком-либо ремесле.