Разработка лекционного занятия на тему «Педагогическое общение»
лекционного занятия
по дисциплине: Преподавание психологии
в системе высшего, среднего и дополнительного образования
Лекция рассчитана на студентов ВУЗов
Продолжительность – 45 мин.
Цель: формирование у студентов навыков адекватного общения, представления о значении общения, о правилах общения.
Задачи:
раскрыть содержание понятия «общение» и «педагогическое общение»;
расширить понятия о правилах общения;
познакомить с этапами общения;
закрепить навыки бесконфликтного общения.
Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. т.е. общения завязано именно на то, что человек не один.
Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.
Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, на то что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью:
на само учебное взаимодействие,
на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и
на предмет освоения (усвоения).
В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов:
личностной,
социальной и
предметной.
Это происходит в силу того, что педагог, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует результат деятельности на всех присутствующих в группе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.
Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) – от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.
Педагогическое общение как и любое другое общение реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции.
Как специфические для педагогического общения характерны 3 функции – обучающая, воспитывающая, фасилитативная (помощь учащемуся в самовыражении).
Функциональной единицей педагогического общения является коммуникативная задача.
При построении коммуникативной задачи исходными пунктами являются:
педагогическая задача,
наличный уровень педагогического общения педагога и обучаемых,
учет индивидуальных особенностей обучаемых,
учет собственных индивидуальных особенностей,
учет методов работы.
Выделим особенности коммуникативной задачи как функциональной единицы общения. Во-первых, она играет роль побудителя ответного речевого или неречевого действия. Во-вторых, коммуникативная задача есть продуктивно-рецептивная единица, т.е. она включает речевую деятельность (действия) как говорящего, так и слушающего.
С позиции говорящего (преподавателя) могут быть выделены следующие группы задач:
передача (сообщение) информации,
затребование, запрос информации,
побуждение к действию (вербальному или невербальному),
выражение отношения к вербальному или невербальному действию партнера педагогического общения (обучаемого).
Наибольшую функциональную нагрузку в педагогическом общении несут такие коммуникативные задачи, как сообщение, убеждение, побуждение, одобрение, объяснение, опровержение, доказательство, вопрос и др.
Коммуникативными задачами слушающего являются: понять, запомнить, выучить, усвоить, сделать вывод, ответить, опровергнуть, доказать и т.д.
Л.А.Григорович в составе педагогического общения выделяет три компонента:
Мотивационный,
Когнитивный и
Поведенческий.
Представленная ученым структура процесса общения состоит из следующих стадий:
Потребность в общении.
Ориентировка в целях общения в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование (чаще бессознательно) темы, стиля общения, речевых фраз.
Реализация общения.
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.
Коррекция стиля общения.
Как видно, каждый из этих пунктов составляет определенный этап в структуре педагогического общения. Их применение, несомненно, принесет свои положительные результаты.
Педагогическое общение включает этапы:
Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных этапов общения.
Первый этап. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
а) педагогическим целям и задачам;
б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
в) творческой индивидуальности самого педагога;
г) индивидуальным особенностям студентов;
д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания. Все это, вместе взятое, представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создание атмосферы общения.
Второй этап. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.
Важнейшими элементами этого этапа являются:
а) конкретизация спланированной модели общения;
б) уточнение условий и структуры предстоящего общения;
в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.
Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.
Третий этап — управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и обучаемых.
Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.
Качества личности педагога, важные для общения
Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами педагога.
В психолого-педагогической литературе указываются качества личности педагога, важные для общения. Среди них можно назвать следующие:
фасцинация (основа обаяния);
прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;
импровизационный ум;
эмпатия (способность поставить себя на место другого);
эмоцинальная стабильность;
доброжелательность;
аутентичность (умение быть собой);
инициативность в общении;
непосредственность;
принятие своих и чужих без страха;
стремление к самопознанию и др.
Развитые коммуникативные способности составляют основу эффективного общения. Коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.
Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной), можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:
умения межличностной коммуникации;
умения восприятия и понимания друг друга;
умения межличностного взаимодействия.
Умения межличностной коммуникации включают в себя:
умение передавать учебную информацию;
умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;
умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;
умение активно слушать учащегося.
Среди перцептивных умений важное значение имеют:
умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;
умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;
умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.
Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации. Связанные с этим коммуникативные способности включают:
умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства.
Существует ряд предпосылок, обусловливающих успех педагога в общении:
Физиологические предпосылки:
нормальный уровень развития органов артикуляции;
общее соматическое состояние и здоровье;
отсутствие принужденных моторных состояний;
подвижность, пластичность двигательных мышц, рук и мимических мышц лица.
Психологические предпосылки:
волевые качества,
интеллект,
темперамент,
общая структура способностей,
духовность и т.д.
Социально-психологические предпосылки:
мотивация общения и профессиональная направленность личности,
статус и авторитет учителя в ученическом и педагогическом коллективе,
социальный и профессиональный опыт техники педагогического общения.
Эффективность общения педагога во многом зависит от умелого применения социально-психологических механизмов операциональных средств профессионального общения. К социально-психологическим механизмам относятся такие механизмы, как:
внушение,
подражание,
убеждение,
заражение,
идентификация,
психическое принуждение.
Немаловажное значение в процессе педагогического общения играет поощрение. Оно может быть эффективным и неэффективным. Эффективное и неэффективное поощрение (По п. Массену, Дж. Конджеру и др.)Эффективное поощрение | Неэффективное поощрение |
1. Осуществляется постоянно | 1. Осуществляется от случая к случаю |
2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения | 2. Делается в общих чертах |
3. Педагог проявляет заинтересованность в успехах учащегося | 3. Педагог проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося |
4. Педагог поощряет достижение определенных результатов | 4. Педагог отмечает участие в работе вообще |
5. Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов | 5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость |
6. Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов | 6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование |
7. Педагог дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося | 7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других |
8. Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям | 8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся |
9. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь | 9. Связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств |
10. Педагог воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное или хочет развить соответствующее умение, т.е. получает удовлетворение от самого процесса учения | 10. Педагог опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду и т.д. |
11. Обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащегося | 11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя |
12. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено | 12. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы |
Барьеры педагогического общения
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот.
Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.
От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации? Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.
По определению И.А.Зимней, «затруднение, «барьер» общения - это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации».
Вот некоторые, наиболее типичные затруднения, выявленные В.А.Кан-Каликом:
«барьер» несовпадения установок;
«барьер» боязни класса;
«барьер» отсутствия контакта;
«барьер» негативной установки на класс;
«барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;
«барьер» боязни педагогических ошибок (не уложиться во времени, не верно оценить, ошибаться и т.п.);
«барьер» подражания и др.