Разработка лекционного занятия на тему «Педагогическое общение»

1
0
Материал опубликован 23 December 2019



Разработка

лекционного занятия

по дисциплине: Преподавание психологии

в системе высшего, среднего и дополнительного образования



на тему: «Педагогическое общение»





Лекция рассчитана на студентов ВУЗов

Продолжительность – 45 мин.

Цель: формирование у студентов навыков адекватного общения, представления о значении общения, о правилах общения.

Задачи:

раскрыть содержание понятия «общение» и «педагогическое общение»;

расширить понятия о правилах общения;

познакомить с этапами общения;

закрепить навыки бесконфликтного общения.


Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. т.е. общения завязано именно на то, что человек не один.

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, на то что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью:

на само учебное взаимодействие,

на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и

на предмет освоения (усвоения).

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов:

личностной,

социальной и

предметной.

Это происходит в силу того, что педагог, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует результат деятельности на всех присутствующих в группе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) – от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.

Педагогическое общение как и любое другое общение реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции.

Как специфические для педагогического общения характерны 3 функции – обучающая, воспитывающая, фасилитативная (помощь учащемуся в самовыражении).

Функциональной единицей педагогического общения является коммуникативная задача.

При построении коммуникативной задачи исходными пунктами являются:

педагогическая задача,

наличный уровень педагогического общения педагога и обучаемых,

учет индивидуальных особенностей обучаемых,

учет собственных индивидуальных особенностей,

учет методов работы.

Выделим особенности коммуникативной задачи как функциональной единицы общения. Во-первых, она играет роль побудителя ответного речевого или неречевого действия. Во-вторых, коммуникативная задача есть продуктивно-рецептивная единица, т.е. она включает речевую деятельность (действия) как говорящего, так и слушающего.

С позиции говорящего (преподавателя) могут быть выделены следующие группы задач:

передача (сообщение) информации,

затребование, запрос информации,

побуждение к действию (вербальному или невербальному),

выражение отношения к вербальному или невербальному действию партнера педагогического общения (обучаемого).

Наибольшую функциональную нагрузку в педагогическом общении несут такие коммуникативные задачи, как сообщение, убеждение, побуждение, одобрение, объяснение, опровержение, доказательство, вопрос и др.

Коммуникативными задачами слушающего являются: понять, запомнить, выучить, усвоить, сделать вывод, ответить, опровергнуть, доказать и т.д.

Л.А.Григорович в составе педагогического общения выделяет три компонента:

Мотивационный,

Когнитивный и

Поведенческий.

Представленная ученым структура процесса общения состоит из следующих стадий:

Потребность в общении.

Ориентировка в целях общения в ситуации общения.

Ориентировка в личности собеседника.

Планирование (чаще бессознательно) темы, стиля общения, речевых фраз.

Реализация общения.

Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.

Коррекция стиля общения.

Как видно, каждый из этих пунктов составляет определенный этап в структуре педагогического общения. Их применение, несомненно, принесет свои положительные результаты.

Педагогическое общение включает этапы:

Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.

Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.

Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирова­ние общения в предстоящей деятельности.

Рассмотрим содержательные и процессуальные особеннос­ти выделенных этапов общения.

Первый этап. В процессе моделирования общения осуще­ствляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:

а) педагогическим целям и задачам;

б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;

в) творческой индивидуальности самого педагога;

г) индивидуальным особенностям студентов;

д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания. Все это, вместе взятое, представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура заня­тий должна повлиять на возникновение эмоционального един­ства, создание атмосферы общения.

Второй этап. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало кон­такта, во многом определяющего успешность дальнейшего раз­вития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.

Важнейшими элементами этого этапа являются:

а) конкретизация спланированной модели общения;

б) уточнение условий и структуры предстоящего общения;

в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.

Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избран­ных на предварительном этапе методов работы.

Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуа­ции непосредственного педагогического общения, зависит успех. Управление познавательным поиском на занятии осуществля­ется через верно спланированную и организованную систему общения.

Третий этап — управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и обучаемых.

Четвертый этап. Преподаватель анализирует использован­ную им систему общения, уточняет возможные варианты орга­низации общения в данном коллективе, анализирует содержа­ние занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.

Качества личности педагога, важные для общения

Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами педагога.

В психолого-педагогической литературе указываются качества личности педагога, важные для общения. Среди них можно назвать следующие:

фасцинация (основа обаяния);

прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;

импровизационный ум;

эмпатия (способность поставить себя на место другого);

эмоцинальная стабильность;

доброжелательность;

аутентичность (умение быть собой);

инициативность в общении;

непосредственность;

принятие своих и чужих без страха;

стремление к самопознанию и др.

Развитые коммуникативные способности составляют основу эффективного общения. Коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной), можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:

умения межличностной коммуникации;

умения восприятия и понимания друг друга;

умения межличностного взаимодействия.

Умения межличностной коммуникации включают в себя:

умение передавать учебную информацию;

умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;

умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;

умение активно слушать учащегося.

Среди перцептивных умений важное значение имеют:

умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;

умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;

умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.

Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации. Связанные с этим коммуникативные способности включают:

умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;

умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;

умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;

умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства.

Существует ряд предпосылок, обусловливающих успех педагога в общении:

Физиологические предпосылки:

нормальный уровень развития органов артикуляции;

общее соматическое состояние и здоровье;

отсутствие принужденных моторных состояний;

подвижность, пластичность двигательных мышц, рук и мимических мышц лица.

Психологические предпосылки:

волевые качества,

интеллект,

темперамент,

общая структура способностей,

духовность и т.д.

Социально-психологические предпосылки:

мотивация общения и профессиональная направленность личности,

статус и авторитет учителя в ученическом и педагогическом коллективе,

социальный и профессиональный опыт техники педагогического общения.

Эффективность общения педагога во многом зависит от умелого применения социально-психологических механизмов операциональных средств профессионального общения. К социально-психологическим механизмам относятся такие механизмы, как:

внушение,

подражание,

убеждение,

заражение,

идентификация,

психическое принуждение.

Немаловажное значение в процессе педагогического общения играет поощрение. Оно может быть эффективным и неэффективным. Эффективное и неэффективное поощрение (По п. Массену, Дж. Конджеру и др.)

Эффективное поощрение

Неэффективное поощрение

1. Осуществляется постоянно

1. Осуществляется от случая к случаю

2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения

2. Делается в общих чертах

3. Педагог проявляет заинтересованность в успехах учащегося

3. Педагог проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося

4. Педагог поощряет достижение определенных результатов

4. Педагог отмечает участие в работе вообще

5. Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов

5. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость

6. Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов

6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование

7. Педагог дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося

7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других

8. Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям

8. Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся

9. Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь

9. Связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств

10. Педагог воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное или хочет развить соответствующее умение, т.е. получает удовлетворение от самого процесса учения

10. Педагог опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду и т.д.

11. Обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащегося

11. Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя

12. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено

12. Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы

Барьеры педагогического общения

В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот.

Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индвидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.

От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации? Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.

По определению И.А.Зимней, «затруднение, «барьер» общения - это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации».

Вот некоторые, наиболее типичные затруднения, выявленные В.А.Кан-Каликом:

«барьер» несовпадения установок;

«барьер» боязни класса;

«барьер» отсутствия контакта;

«барьер» негативной установки на класс;

«барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;

«барьер» боязни педагогических ошибок (не уложиться во времени, не верно оценить, ошибаться и т.п.);

«барьер» подражания и др.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.