12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Варавин Виталий Геннадьевич362
Россия, Иркутская обл., Братск
8

Методическая разработка психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы «Приключения будущих первоклассников»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 98» муниципального образования города Братска

Методическая разработка психолого-педагогического занятие с детьми

подготовительной к школе группы

по теме «Приключения будущих первоклассников»

Варавин Виталий Геннадьевич,

педагог-психолог первой квалификационной категории


2017 год

 

Занятие «Приключение будущих первоклассников» (подготовительная к школе группа).

Цель: создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школьному обучению.

Образовательные задачи:

Расширить представления детей об организации школьной жизни.

Уточнять представления дошкольников о правилах поведения на уроке.

Развивающие задачи:

Развивать у детей познавательные психические процессы: воображение, внимание, память, логическое мышление.

Развивать навыки работы в малых группах (компаниях) учить согласовывать свои действия с другими детьми.

Развивать интерес к школьному обучению, любознательность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей интерес к школе, познанию нового, желание стать первоклассником.

Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.

Образовательные области: приоритетная: познавательное развитие. В интеграции: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.

Технологии: Игровая технология (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова). Технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

Организация развивающей предметно-пространственной среды: групповая комната условно разделяется на зоны: «Детский сад» и школьные помещения: «1 «А класс», «Раздевалка», «Кабинет рисования», «Спортивный зал», «Библиотека».

Структура мероприятия: вводная, основная и заключительная части.

Материалы для занятия: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, гигантские карандаши и ластик, материалы для опыта «Зубная паста для слона», яркие коробки, уменьшитель, детские столы, фломастеры, листы с изображением спортсменов, схемы «Дорисуй узор», портфели из картона на подгруппу детей, схемы, карточки с изображением школьных принадлежностей, игрушек, продуктов питания, поднос, дневники для рефлексии на каждого ребенка, картинки для наклеивания в дневники (солнышко, звезда, тучка), картинки с изображением эмоций, книга о школе с пустыми страничками и картинки к ней, таблички с названиями уроков и цифрами (урок рисования, урок «окружающий мир», урок физкультуры), цветные ладошки, колокольчик.

Предварительная работа: беседы с детьми «Что такое школа», «Правила поведения в школе», рассматривание альбома с иллюстрациями «Здравствуй, школа!», серия экскурсий в школу, посещение уроков первоклассников, дидактическая игра «Однажды в школе», сюжетно – ролевая игра «Школа», просмотр мультипликационного фильма «Вовка в тридевятом царстве». За день до проведения занятия педагог вносит в группу книгу «Приключение будущих первоклассников города Братска» для рассматривания детьми.

Способ организации: фронтальный

Авторский материал: мультимедийная презентация «Приключения будущих первоклассников», детские дневники для рефлексии.

Структура

Продол

-ть

Содержание

Планируемые результаты

Вводная часть: Организация детей, установка на предстоящую деятельность.

Создание проблемной ситуации (вход в деятельность).

7 минут

1.Создание проблемной ситуации.

Раздается стук в дверь, входит педагог с кучей ярких коробок в руках, сверху коробок стоит поднос, на подносе пластиковая бутылка и стакан с каким – то содержимым. Педагог роняет коробки, в руках остается один поднос. Он вливает содержимое стакана в бутылку, из бутылки появляется пена ярко – зеленого цвета (опыт «Зубная паста для слона»).

Педагог:

-Ой, смотрите, ребята, зубная паста моего слона чуть не сбежала из бутылки! (дети подходят к педагогу).

-Ребята, вы меня узнали? Да – это я принес вам вчера книгу, которую для вас составили дети детского сада № 98 города Братска о своем приключении в школе.

Когда вы ее рассмотрели, что интересного и нового узнали?

2. Мотивация детской деятельности.

Педагог: ребята, дело в том, что дети из Братска составили эту книгу после того, как совершили невероятное путешествие в школу. А вы заметили в нашей книге что-то необычное? (ответы детей) Да, на страничках книги встречаются огромные карандаши, линейки, ручки и ластики. Вы догадались почему?

Да ребята, фантазируете вы хорошо, а хотите отправиться в такое же волшебное путешествие, узнать много нового и интересного о школе и подарить детям из Братска свою книгу?

-А как это мы можем сделать незаметно, ведь в школе идут уроки, и нельзя мешать ученикам и учителям? (дети предлагают варианты)

- Ребята, кажется, я могу нам помочь! Вот здесь в коробке у меня где-то был уменьшитель…(достает прибор) С его помощью мы можем стать маленькими – маленькими и незаметно попасть в школу! Но перед этим, посмотрите на предметы, которые у меня есть, что мы возьмем с собой в школу? (дети предлагают варианты).

-Давайте возьмем книгу с пустыми страницами, в которую будем вклеивать наши заметки, клей и дневники, в которых будем записывать свои успехи. Если нам удастся выполнить задание очень хорошо, то мы нарисуем в дневнике солнышко, если будет трудно – звезду, а если мы не выполним задание – тучу. Запомнили?

-Тогда закрывайте глаза….Раз… два... три…уменьшитель нас преврати (достает гигантские карандаши, ластик)

- Открывайте глаза! Педагог показывает детям гигантский карандаш и ластик:

- ой, ребята, смотрите, какими мы крошечными стали, даже меньше цветного карандаша! Но помните - наш уменьшитель будет действовать только 20 минут! Нам надо торопиться, все посмотреть и узнать. Вперед, к школе!

Проявление заинтересованности к предстоящему виду деятельности.

Развитие

познавательного интереса детей.

Желание создать свою книгу о школе

Проявление любознательности, построение речевого высказывания

Основная часть: создание условий для разнообразной активной деятельности детей.

Актуализация имеющихся у детей знаний.

Создание условий для достижения результатов деятельности каждым ребёнком.

Осуществление дифференцированного подхода, принципа индивидуализации.

Поддержка индивидуальности и инициативности каждого ребенка через: создание условий для свободного выбора детьми партнёра, материала, способа деятельности.

20 минут

3. Актуализация ранее приобретенных знаний.

Слайд № 1. «Школа»

На экране появляется слайд с изображением школы. Дети и педагог «попадают» в школу, в 1 «А» класс. Раздается звонок на урок, ученики занимают свои места.

Игра «Правила школьной жизни»

Педагог: ребята, смотрите, начинается урок. Интересно, соблюдают ли ученики этого класса правила поведения на уроке? Давайте за ними понаблюдаем! Если вы заметите ошибки, постарайтесь их запомнить.

Слайд № 2. «Ученики на уроке» (видео)

На экране появляется видеоролик про то, как дети ведут себя на уроке: один из учеников разговаривает по телефону, другой – отвечает учителю, не поднимая руки, третий – ест, четвертый опоздал на урок, пятый – смеется и разговаривает с соседом по парте.

Педагог: ребята, какие ошибки вы заметили? А как правильно вести себя на уроке? (обсуждают увиденное на экране, выделяют правила поведения на уроке, наклеивают правила в книгу в рубрику «Школьные правила»).

-Ребята, пора нам заполнить наши дневники! Вы помните, что обозначают знаки солнце, звезда и туча? (дети рисуют знаки в дневниках).

4. Превращение в первоклассников, выполнение заданий учителей и ученика.

Педагог: ребята, школа большая, а вы же помните, что наш уменьшитель действует только 20 минут? Как же нам узнать, что происходит в разных классах на уроках? Давайте, как предложила Аня, разделимся на подгруппы и разойдемся по разным классам и побываем на разных уроках. Но как только прозвенит звонок, все соберемся на этом месте в коридоре школы? (дети соглашаются).

-Куда же мы пойдем? Внимание на экран.

Слайд № 4. «Уроки» (на экране картинки кабинетов, педагог наводит на каждую картинку стрелочку, по щелчку появляется видео).

Педагог: урок рисования.

На экране появляется учитель и обращается к ученикам в классе:

-Дорогие ребята! Вы конечно смотрели мультфильм «Вовка в тридевятом царстве?» И обратили внимание, что царь не просто забор красит. Он рисует узоры по образцу. Посмотрите, справа нарисованы картинки (5). А на заборе, эти узоры еще не закончены. Внимание задание: вам нужно дорисовать узоры на заборе по образцу. (Игра «Дорисуй узор»).

Педагог: урок «Окружающий мир»

На экране появляется учитель: Ребята. Мы продолжаем знакомиться с окружающим миром, сегодня будем учиться правильно собирать портфель. Внимание задание: собрать в портфель школьные принадлежности по схеме. (Игра «Собери портфель»)

Педагог: урок физкультуры.

На экране появляется учитель физкультуры, обращается к ученикам:

-Ребята, в нашем спортивном зале занимается много разных спортсменов. Ваша задача – внимательно рассмотреть и запомнить их, которые занимаются в зале, а потом отметить их у себя на карточке (Игра «Спортсмены»)

Педагог: ребята, а вы хотите выполнить задания учителей, как настоящие первоклассники? Тогда выберите, на какой урок вы пойдете! Но количество учеников в каждом классе ограничено, а сколько должно быть там, нам укажет цифра на столе (на каждом столе стоит карточка с цифрой).

Дети выбирают, на какой урок пойдут (на столах таблички с названием)

Педагог: ребята, а теперь нам надо выполнить задания учителей и как только прозвенит звонок (показывает колокольчик) мы все вместе соберемся в коридоре школы.

Дети выполняют задания - время выполнения 5 минут.

Урок рисования – Игра «Дорисуй узор»: у каждого ребенка своя карточка с изображением забора и образец узора. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

Урок окружающего мира - Игра «Собери портфель»:

у каждого ребенка портфель из картона с кармашками, карточка со схемой, на общем подносе в центре стола лежат карточки с изображением школьных принадлежностей, игрушек, продуктов питания и др.

Каждый ребено должен глядя на схему, вообразить на какой школьный предмет похож и найти его на карточке, положить в портфель.

Его задача сложить в портфель только школьные принадлежности. Дети выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

Урок физкультуры - игра «Спортсмены»:

с детьми работает педагог. Показывает детям карточку с изображением спортсменов (8) в течение 10 сек., затем убирает ее, дети переворачивают каждый свою карточку и должны обвести тех спортсменов, которых запомнили.

Педагог следит за тем, как в каждой подгруппе дети справляются, по истечении времени звенит звонок (колокольчик).

Ребята, урок закончен, приглашаю вас на веселую переменку Игра «Цветные ладошки» (на внимание: топаем, хлопаем, подпрыгиваем).

5. Анализ выполненных заданий.

Педагог приглашает детей в коридор (к столам) со своими карточками (выполненными заданиями). Все вместе разбирают, кто, где побывал и что выполняли, проверяют, как выполнили задания. Наклеиваю картинки в дневники.

Педагог: ребята, а еще в школе есть библиотека, как вы думаете, что школьники делают в библиотеке? Приглашаю ее посетить (переходят к экрану).

Слайд № 5 школьная библиотека

Педагог: ребята, а библиотекарь приготовил для вас сказку о лесных животных, которые тоже ходили в лесную школу и учились как настоящие школьники, слушайте.

6. Чтение сказки М. Панфиловой «Лесные сказки», анализ произведения.

Сказка «Смешные страхи» (в сокращении)

- Наступило первое сентября. Дети в первый раз пошли в школу. Около школы учеников встречал Учитель-Еж.

- Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! - торжественно произнес Еж.

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись, и смело нашли себе подходящее место.

- На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнес Еж. - Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.
- А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? - прозвучало над заячьим ушком.
- Я? Не-не-не знаю! - дрожащим голосом прошептал Зайчонок.
- Кто тебя так напугал? - забеспокоился Учитель.
- Бра-братишка... - ответил Зайчонок, - он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать хворостинками.
Все первоклассники рассмеялись.
- А что еще рассказывал твой братишка про школу? - продолжал спрашивать Еж.
- Он говорил... - уже смелее произнес Зайчик, - что у Вас очень острые иголки и что непослушных учеников Вы больно ими колете.
Учитель Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно засмеялись.

- Ребята, как вы думаете, почему Зайчонок боялся идти в школу?

- Мы сегодня побывали в школе, скажите там действительно страшно или это все выдумки?

-Как можно помочь Зайчику победить свои страхи? (дети отвечают)

-Молодцы, послушайте, как поступил учитель Ёж!
- Да, твой братишка - фантазер! - с улыбкой сказал Учитель-Еж. - Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.
- Наверное... - уже спокойно отвечал Зайчонок, - еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.
- А ты любишь бегать и прыгать? - уточнил Учитель.
- Очень! - радостно ответил Зайчонок.
- Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха.
После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил зверят в коридор отдохнуть.
Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.

-Ребята, чему учит эта сказка? Как можно побороть свои страхи? Кто может помочь победить страх?

После чтения сказки, дети наклеивают картинки в книгу в рубрику «Школьные уроки».

Педагог: ребята, время действия уменьшителя заканчивается! Нам пора становится вновь большими, и возвращаться в детский сад! (дети закрывают глаза, считают до трех, в этот момент педагог прячет гигантские канцелярские принадлежности, заменяя их на обычные:

- Ну, вот мы и опять стали большими! Ребята, давайте присядем на ковер (звучит спокойная музыка).

Выполнение действий, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, памяти.

Формирование у детей умения находить решение в проблемной ситуации.

Развитие у детей умения работать в группе сверстников.

Умение выполнять деятельность самостоятельно

Умение

понимать и анализировать художественное произведение

Заключительная часть: подведение итогов деятельности детей (выход из деятельности).

3 минут

5. Рефлексия.

-Ребята, наше волшебное приключение подходит к концу. Посмотрите, каких картинок в ваших дневничках больше? (анализ). У меня есть разные картинки с эмоциями, выберите ту картинку, которая отражает ваше впечатление о сегодняшних приключениях в школе. Какие выбрали, почему?

6. Дальнейшее развитие темы.

Педагог: ребята, посмотрите, мы сделали несколько страниц нашей книги о школе для детей из города Братска. Но в ней остались пустые страницы. Как же нам быть? (дети предлагают варианты решения проблемы).

-Договорились, вы доделаете книгу вместе с воспитателями, а я приду через два дня, и вы передадите ее мне для детей - братчан!

Дети с книгой возвращаются в группу.

Формирование оценочного действия своей деятельности.

Получение детьми удовлетворения от участия в совместной деятельности.


Приключения будущих первоклассников
PPTX / 21.75 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Перунова Аксана Леонидовна, 04.11.17 в 05:58 2Ответить Пожаловаться
Прекрасная работа!!!! 5+
, 27.11.17 в 19:26 1Ответить Пожаловаться
Интересное занятие. Спасибо! Дальнейших успехов, удачи во всём!
Варавин Виталий Геннадьевич, 28.12.17 в 14:18 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Это занятие стало победным на конкурсе муниципального уровня :)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.