Методическая разработка «Путешествие в страну мастеров»

9
1
Материал опубликован 20 November 2022 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка серии занятий по ознакомлению детей

младшего школьного возраста с народной игрушкой из глины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Улитина Лариса Евгеньевна.

педагог дополнительного образования,

высшая квалификация

 

 

 

 

 

 

 

Каменск-Шахтинский

2022 г

Аннотация

В данной методической разработке представлены материалы  для проведения учебных занятий по ознакомлению с традиционной народной игрушкой из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, калининская) в студии керамики «Фантазия», МБУ ДО «ЦРТДиЮ», г. Каменск-Шахтинский, Ростовской области и  раскрываются такие вопросы:

Формы, средства, методы обучения при ознакомлении с народной игрушкой из глины.

Раскрытие опыта проведения занятий при изучении раздела «Народные промыслы» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Студия керамики «Фантазия»».

Разработка серии занятий по ознакомлению с традиционной народной игрушкой из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская, калининская)

 

Адресная направленность

Методическая разработка направлена на развитие качества преподавания. Разработки занятий могут быть использованы педагогами детских объединений дополнительного образования для программ по лепке из природного материала – глины, воспитателями дошкольных учреждений.

 

Цель данной методической разработки

Раскрытие опыта проведения занятий по изучению темы «Народные промыслы» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Студия керамики «Фантазия»».

 

 

 

 

 

Анкетные данные автора методической разработки

МБУ ДО «ЦРТДиЮ», г.Каменск-Шахтинский, ул. Арсенальная, дом 8 

Улитина Лариса Евгеньевна, педагог дополнительного образования

Контактный телефон: 8-903-404-04-81

Эл. Почта: Larisa.pilosyan@gmail.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

 

 

Основная часть

Раздел 1.Методические рекомендации

Раздел 2.Учебные занятия
2.1.
Знакомство с дымковской игрушкой «В гостях у дымковских мастериц»
2.2.
Знакомство с филимоновской игрушкой «Виртуальное путешествие в музей филимоновской игрушки»
2.3. Знакомство с каргопольской игрушкой «Чудо – кони, чудо – птицы!»

2.4.Знакомство с калининской игрушкой «Курочка-Рябушечка, нарядная пеструшечка»

 

 

 

Прогнозируемый результат

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

«Уровень культуры эпохи,

как и отдельного человека,

определяется отношением

к прошлому»

А.С. Пушкин

Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Об этом говорится в Указе, который подписал Президент страны Владимир Владимирович Путин.  «Решение было принято в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей», — говорится в Указе.

Россия - наша родина. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески убедить себя в ней. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем, относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, народным промыслам. Мы обращаемся к народной культуре не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это наши истоки, это богатый материал для воспитания у школьников доброты, совести, доброжелательности в отношении друг к другу. В опыте наших дедов, отцов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век дадут добрые всходы. В народе говорят: « Сырое дерево гни, пока оно не высохло, а ребёнка учи в своё время». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, порождающим творческую личность. Задача современного человека - сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.

Народная игрушка имеет большое значение для развития культуры, воспитания чувств, становления художественного вкуса ребёнка. Знакомясь с глиняной игрушкой, созданной в разных областях России, разными мастерами, ребята учатся понимать и уважать культуру своей родины. Одно из наиболее существенных свойств народной игрушки – это особый характер психологии творчества: народный мастер работает без предварительного эскиза. У народного и детского творчества одна природа: их роднят такие свойства как непроизвольность, непосредственность, простота, выраженная наивность.

Основная цель занятий раздела «Народные промыслы» программы «Студия керамики «Фантазия» – формирование и развитие творческой личности ребёнка, знающей и понимающей культуру своего народа.

Реализация этих занятий происходит в игровой форме, с использованием современных интерактивных технологий, что позволяет сделать обучения более ярким, эмоциональным и запоминающимся. Процесс изучения детьми народных традиций происходит через их художественную деятельность - лепку и роспись народной глиняной игрушки. Полученные знания закрепляются в интерактивных играх, викторинах

Основная часть

 

Методические рекомендации

В данной методической разработке представлены описания занятий по темам: знакомство с дымковской игрушкой «В гостях у дымковских мастериц»; знакомство с филимоновской игрушкой «Виртуальное путешествие в музей филимоновской игрушки»; знакомство с каргопольской игрушкой «Чудо – кони, чудо – птицы!», знакомство с калининской игрушкой ««Курочка-Рябушечка, нарядная пеструшечка»». Все занятия являются частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Студия керамики «Фантазия» в рамках раздела «Народные промыслы».

 

Актуальность

В настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дополнительного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.

Сейчас современный школьник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.

Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с младшего школьного возраста.

 

Новизна

Для проведения занятий по ознакомлению с народной игрушкой мною разработано мультимедийное методическое пособие «Путешествие в страну мастеров». Мультимедийное пособие представляет собой 5 презентаций, связанных между собой гиперссылками. Одна из презентаций (стартовая) представлена в виде интерактивной карты, на которой отмечены ведущие промыслы народной глиняной игрушки и образцы игрушек разных школ. Направив курсор на изображение одной из игрушек, дает возможность перехода к другим презентациям, содержащих описание истории развития глиняного промысла той или иной игрушке.

 

Условия реализации 

Для занятий необходимо просторное, хорошо освещенное помещение, оборудованное мебелью (столы, стулья, шкафы). Желательно, чтобы мебель свободно переставлялась (при смене видов деятельности на занятиях) внутри кабинета. Также необходимо разделить пространство на учебную зону (столы, стулья, выставочные шкафы) и зону отдыха (для проведения подвижных игр).

Уровень подготовки обучающихся

Для реализации занятий у обучающихся должны быть сформированы первоначальные умения и навыки при работе с глиной. Такие как: подготовка глиняного теста, умение использовать основные приемы и способы лепки (приложение 1), соединять отдельные детали изделия, знание специальной терминологии (приложение 2).

 

Перечень используемого оборудования и материалов

Видеопроектор, экран, образцы народных игрушек (дымковская, филимоновская, каргопольская, калининская), глиняное тесто, доска для лепки, стаканчики с водой, стеки, салфетки, аудиозапись с музыкальными композициями.

 

Методы обучения

Наглядные: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, презентаций, наглядных пособий; показ способов действия с инструментами и материалами.

Словесные: беседа, объяснение способов действия с инструментами и материалами, технологии изготовления игрушек, указания, пояснения, анализ выполненных работ.

Практические: обучение способам изображения, лепки; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для реализации замысла, индивидуальный подход к детям.

Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).

Мотивационные: убеждение, поощрение; создание ситуации успеха;

Игровые: сюрпризные моменты, игровые ситуации; пальчиковые игры, динамические упражнения.

Методическая разработка опирается на идеи педагога Сухомлинского В. А.: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». Эффективность обучения такой возрастной группы зависит от их психологических особенностей, т. к. дети в этом возрасте импульсивны, не могут сосредоточиться на одной и той же работе длительное время на занятиях предусмотрена логическая смена деятельности (отгадывают загадку, лепят, играют в народную игру, учат потешку). Словесное творчество русского народа на занятиях применяется комплексно (2-4 жанра), чтобы максимально достичь его воспитательного эффекта.

Для развития детского творчества народная игрушка и устное народное творчество используются в качестве образцов - эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем для творческого осмысления и применения (повтор, вариации, импровизация).

Занятия, представленные в методической разработке, являются вводными в цикле занятий по теме раздела «Народные промыслы». Поэтому преподаватель, излагая исторические материалы о происхождении основных керамических народных игрушках в различных регионах страны, основной акцент переносится на восприятие формы, росписи глиняной игрушки. Сопровождая свой рассказ чтением потешек, стихов, которые усиливают восприятие выразительности образа.

Каждое занятие включает в себя теоретический материал, игровые ситуации, практические задания. Все занятия состоят из 3 частей: вводная, практическая, оценочно-рефлексивная.

Вводная часть (1—3 мин) включает ритуал приветствия, установление и поддержание эмоционально-положительного контакта, что способствует созданию установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность.

Содержание практической предусматривает реализацию определенного этапа программы обучения.

Оценочно-рефлексивная (2—5 мин) представляет собой подведение итогов, оценивание деятельности детей, рефлексирование происходящего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учебные занятия

2.1.Тема занятия «В гостях у дымковских мастериц».
Занятие рассчитано на детей первого года обучения (7-9 лет).

Цель: знакомство детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки.
Задачи:

Образовательные:

Познакомить с традициями в изготовлении игрушек дымковскими мастерами (форма, цветовая гамма, основные сюжеты)

Усилить восприятие игрушки через народный фольклор

Развивающие:

Развивать образное мышление

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к народному творчеству.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма обучения: групповая.

Методы обучения:

Словесные: (устное народное творчество, рассказ, беседа, объяснение).

Наглядные: (мультимедийная презентация, показ образцов, показ способов работы).

Оборудование: видеопроектор, экран, образцы дымковских игрушек.
Ход занятия.

1 этап. Занятия начинаю с подготовительного настроя. Чтобы снять напряжение я предлагаю выполнить несложное упражнение.

«Дружба начинается с улыбки».

Дети сидят парами, поворачиваются друг к другу:

-«Возьмемся за руки, друзья (берутся за руки)

Друг другу улыбнемся.

Мы пожелаем всем добра и скажем:

«Здравствуй, солнце!» (обнимают друг друга)

2 этап. Обращаю внимание детей на экран: стартовая презентация мультимедийного пособия «Путешествие в страну мастеров»

-Посмотрите на экран, мы видим игрушки, которые все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.

 В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы.… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

3 этап. Постановка цели занятия:

- Сегодня мы с вами познакомимся с самой известной русской игрушкой из глины.

(По гиперссылке переходим на презентацию «Дымковская игрушка»)

2 слайд

- Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну назовите меня.

Оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.

3 слайд

С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки.

4 слайд

Так Дымковская слобода выглядит сегодня. А цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова.

5 слайд

Особенно много делали дымковские мастерицы свои игрушки к местному празднику "свистуньи", или "свистопляски". Этот весенний майский праздник был всенародным гуляньем с торгами и ярмарками, на которых среди товаров главенствовали глиняные игрушки. В течение нескольких дней в городе продолжались веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие зверей и птиц.

6 слайд

Показываю игрушку-конь, читаю потешку:

-Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает.

Дымковские мастерицы разминали послушный ком глины, лепили игрушки, чтобы весной продать их на ярмарке, куда стекался весь народ на праздничное гулянье - «Свистунья».

Все животные лепились из жгута жгут сгибали пополам, разрезали стекой, разделяя на передние и задние ноги. Затем лепились голова животного и детали. Посмотрите, что прикрепляли мастерицы к основной форме, чтобы фигурка стала выразительной, красивой (гриву, рога…)

7 слайд

Продавались и " куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные" Если свистульки были одновременно игрушками и своего рода музыкальными инструментами, то глиняными куклами украшали подоконники, ставили в горки с посудой, подражая модным статуэткам из фарфора. В фигурках отражался мир "дам" и "кавалеров": танцующие пары, "няньки-кормилки", гуляющие барыни и т.п. Выставляю на стол игрушку-барыня:

-Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит не дыша.

Фигурку барыни лепили иначе. Вначале из куска глины скатывали шар, затем конус. Из конуса делается колокол. Из другого куска раскатывается овал. Овал прищипывается внизу. Готовое туловище приклеивается к юбке с помощью жидкой глины (шликера) и примазывается пальцем. Отдельно лепится голова и руки. У туловища сверху вытягивается шея в виде небольшого конуса. На шею приклеивается голова. Все детали тщательно примазываются.

Волосы делаются из отдельных шариков или скручиваются из валиков. У дымковской барыни много деталей. Важная деталь дымковской куклы это оборки. Оборки лепятся из глиняных лент слегка изогнутых. Фигурки кукол пластичны. Одна часть плавно переходит в другую, места скрепления хорошо заглажены и незаметны. У кукол тонкие талии и пышные юбки.

8 слайд

- Посмотрите на эти игрушки. Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми украшают своё жилище.

-Для чего нужны дымковские игрушки?

Обратите внимание на то, какие фигурки лепят в Дымково?

Эти фигурки не случайны. Давным-давно, тысячи лет назад люди лепили фигурки животных, птиц, людей не для игры, а в качестве оберегов. Например, считалось что игрушка – свистулька отгоняет своим свистом злых духов. Фигурки коней, петухов прикрепляют и сейчас на своих домах. Могучие кони охраняют кровли изб от злых сил - «защитники». Лепили женскую фигурку с детьми – преклонялись Богине земли. Вот как богат на фантазию русский народ.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски.

9 слайд

Вылепленные из глины изделия обжигает в печах в течение 2-3 часов, затем их постепенно охлаждают, покрывают мелом, разведенным на снятом молоке. И только тогда игрушку “наряжают”. Мастерица расписывает ее красками, растертыми на яичном желтке. Многоцветная раскраска в виде клеток, полос, зигзагов, кружков в сочетании с гладко окрашенными частями образует радостный веселый узор.

10 слайд

И завершающий штрих – мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам – на гребешки.

11 слайд

Богатые традиции дымковской игрушки, приемы и навыки мастерства бережно сохраняют и творчески развивают и современные мастерицы. Увеличился спрос на игрушку, она стала делиться на две категории: более традиционную («массовую») и выставочную. Последнюю группу изделий чаще делали для многочисленных художественных выставок

4 этап. В перерывах между занятиями предлагает детям поиграть в русскую народную игру «Ловлю птиц на лету»

Считалочкой выбирают ловишку. После слов:

« Мы птички – невелички,

Любим по небу летать,

Ты попробуй нас догнать».

Дети перебегают на другой край площадки, ловишка старается их поймать.

5 этап. Практическая работа. Достаю игрушку «птичка»

- Вот так птичка-

Собой невеличка!

Станешь дуть, а она:

- Фьють-фьють!

Рассматриваем птичку, отмечаем, из каких частей она состоит, форма частей, сравниваем их размер.

Показываю последовательность и приёмы лепки. Делим кусок глины пополам. Из одного – круговыми движениями скатываем шар, это будущее туловище. Второй кусок, так же делим пополам. Из одного скатываем голову, из другого – подставку. На голове прищипываем клюв, на туловище – хвост. Все детали соединяем с помощью шликера, тщательно заглаживая места скрепления. (Приложение 3)

Большое внимание при работе с детьми я всегда уделяю тренировочным упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики пальцев, регуляции мышечного тонуса. 

- «Дети любят всех зверей»

-Дети любят всех зверей:           разминаем большой палец.

Львов, и кроликов, и змей,      разминаем указательный палец.

Пеликанов, лебедей,                разминаем средний палец.

Бегемотов, соболей,                 разминаем безымянный  палец.

Голубей и снегирей.                 Разминаем мизинец.

Зверям  холодно зимой! Растирание ладоней с внешней стороны 

Стынут звери: ой, ой, ой!

Нужно лапки их согреть,

Друг об дружку  потереть растирание ладоней с внутренней стороны.

6 этап. Самостоятельная работа детей. Во время работы обращаю внимание на соизмерение деталей изделия, на тщательность заглаживания и примазывание деталей. Используя при этом индивидуальный подход к каждому.

7 этап. В конце занятия выставляют птичек на стол, рассматривают, обращаю внимание на схожесть с образцом. При оценке изделий необходимо учитывать точность передачи формы, строения игрушки, тщательной проработки наиболее характерных деталей. Отмечать изменения и дополнения в игрушках, которые придумывают сами дети.

8 этап. Вопросы на закрепление знаний о дымковской игрушке:

1. Город, в котором сейчас изготавливают Дымковскую игрушку. (Киров)
2. Где раньше продавали свой товар мастера – игрушечники. (Ярмарка)
3. Название весеннего праздника, на котором все свистели. (Свистунья)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2.Тема занятия «Виртуальное путешествие в музей филимоновской игрушки».
Занятие рассчитано на детей первого года обучения (7-9 лет).

Цель: знакомство детей с особенностями и своеобразием филимоновской игрушки.
Задачи:

Образовательные:

Вызвать интерес к работам филимоновских мастеров

Выявить отличительные особенности филимоновской игрушки: вытянутая форма, цветовая гамма росписи

Развивающие:

Развивать образное мышление

Воспитательные:

Формировать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в народной игрушке.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма обучения: групповая.

Методы обучения:

Словесные: (устное народное творчество, рассказ, беседа, объяснение).

Наглядные: (мультимедийная презентация, показ образцов, показ способов работы).

Практический: изготовление игрушек по образцу

Оборудование: видеопроектор, экран, образцы филимоновских игрушек, акварельные краски, силуэты игрушек из бумаги, баночки с водой, кисти.
Ход занятия.

1 этап. Занятия начинаю с чтения стихотворения

Ой, свистулечка какая:

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

- Подожди минуточку!

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

- Филимоновская я!

2 этап. Обращаю внимание детей на экран: стартовая презентация мультимедийного пособия «Путешествие в страну мастеров»

Постановка цели занятия:

- Сегодня мы с вами познакомимся с самой не менее известной, чем дымковская игрушка, филимоновской. Для знакомства с ней я приглашаю вас посетить виртуальный музей филимоновской игрушки.

По гиперссылке переходим на презентацию «Филимоновская игрушка»

2 слайд

В деревне Филимоново Одоевского района делают удивительную глиняную игрушку. Эти игрушки известны всему миру. Они наравне с пряниками и оружием стали визитной карточкой Тульской области.

3 слайд

В октябре  2009 г.  в старинном городе Одоеве Тульской области открылся музей «Филимоновской игрушки». Экскурсоводы знакомят посетителей с историей филимоновского глиняного промысла.

И я сегодня буду в роли экскурсовода и познакомлю вас с филимоновской игрушкой.

4 слайд

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело». Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий.

5 слайд

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

6 слайд

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны: это барыни, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях.

У барыни высокая колокообразная юбка с незаметным расширением книзу. Верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Лица фигурок белые, и лишь небольшими штрихами и точками намечены глаза, рот, нос.

7 слайд

Из животных – коровы, бараны, лисы У всех животных неправдоподобно вытянуты шеи с маленькой головой. Толи конь, толи жирафоконь.

Все игрушки очень веселые, и когда они в большом количестве – это настоящий праздник.

8-9 слайд

А так же птицы и многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

10 слайд

Ведь сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком". Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Красная полоска,

Зеленая полоска

Желтая полоска,

Удивительные зверюшки-

Филимоновские игрушки.

11 слайд

Барашек-свисток,

Левый рог-завиток,

Правый рог-завиток,

На груди-цветок!

Эта игрушка условна как по форме, так и по росписи. Шея у барашка длинная, вытянутая, голова маленькая, с вытянутой мордой, туго закрученные рога. Окрашен баран по-филимоновски яркими полосами, основной цвет желтый, а на груди пересекающиеся линии, образующие цветок.

12 слайд

Элементы узора: полоски, звездочки, треугольники.

У каждого символа было свое значение: треугольник – земля; круг – солнце, елочки и росточки – символы жизни

13 слайд

Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

14 слайд

Знаки Солнца образуются из различных сочетаний коротких и длинных линий и точек. Как правило, рисуют на груди животного, юбках барынь

15 слайд

Елочка – это символическое изображение Древа жизни. Образ Древа – символ плодородия.

16 слайд

Символы засеянного поля, призваны защитить и увеличить урожай. Символы достатка и благополучия. Точки – символы зерна. В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

17- 19 слайд

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость, их палитры игрушки получаются яркими и веселыми. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

20 слайд

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот. Обратите внимание, что все игрушки, кроме петушка и павлинчика - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть. А где же свисток? В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

21 слайд

С 1 июня 2013 г.  в деревне Филимоново  Одоевского района Тульской области открылась творческая  мастерская  потомственных филимоновских мастеров «Любота». 

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить.

Мастеров из Филимоново

Никогда нам не забыть!

3 этап. Практическая работа. Лепка петушка по мотивам работ филимоновских мастеров.

Показ руководителем последовательности работы с подробным словесным объяснением.

-Лепка птицы выполняется комбинированным методом, который включает в себя пластический и конструктивные методы лепки. Из целого куска глины вытягивается туловище, шея и голова, а также хвост птицы. Это пластический метод лепки. Из отдельных двух кусочков глины лепятся подставка и гребешок, приклеиваются к туловищу птицы с помощью шликера (жидкой глины).

4 этап. Итог занятия: Обучающиеся выставляют свои работы на «Лесенку успеха» (самоанализ). Доволен результатом работы – верхняя ступенька, не доволен – нижняя. Руководитель уточняет с помощью наводящих вопросов:

-Что тебе нравится в твоей работе?

-Чтобы ты хотел исправить?

5 этап. Интерактивная игра на закрепление знаний о филимоновской игрушке «Апплодисменты»

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. План – конспект занятия по ознакомлению с калининской игрушкой: «Курочка-Рябушечка, нарядная пеструшечка»

Цель: Знакомство с калининскими народными игрушками;

Занятие рассчитано на детей первого года обучения (7-9 лет).

Задачи:

Образовательные:

Показать выразительные средства калининской игрушки: налепы, передача движения с помощью головы и шеи, цветовая гамма;

Усилить восприятие игрушки через народный фольклор

Развивающие:

Развивать образное мышление

Воспитательные:

Вызвать интерес к работе калининских мастеров.

Тип занятия: игровое.

Форма обучения: групповая.

Методы обучения:

Словесные: (устное народное творчество, рассказ, беседа, объяснение).

Наглядные: (мультимедийная презентация, показ образцов, показ способов работы).

Практический: изготовление игрушки по мотивам работ калининских мастеров.

Оборудование, образцы калининских игрушек.

Оборудование: « Витрина» с калининскими игрушками, видеопроектор, экран

План занятия:

Оргмомент

Основная часть

Закрепление

Практическая работа.

Итог занятия.

Ход занятия

Оргмомент

Дети рассаживаются полукругом, на столе витрина с калининской игрушкой.

Руководитель: Народ собирается!

Магазин открывается.

Постановка цели занятия:

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с глиняной игрушкой. Для знакомства с ней я приглашаю вас посетить виртуальный магазин калининской игрушки.

Обращаю внимание детей на экран: стартовая презентация мультимедийного пособия «Путешествие в страну мастеров», по гиперссылке переходим на презентацию

 

Содержание

Деятельность детей

Слайд 1

Город Торжок Тверской области (ныне Калининской) – родина тверской игрушки, или, как её ещё называют, калининской, торжокской.

 

Слайд 2

Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек и оборок.

 

 

Слайд 3

В Торжке гончарный промысел возник очень давно. Гончары вначале лепили посуду: кубышки, кувшины, горшки. Из остатков глины лепили игрушки, но ценностью их не считали. Поэтому увидеть старые торжокские игрушки можно только в музее.

Выходят мальчик и девочка:

Девочка: « Где был, Ваня?»

Мальчик: « В магазине»

Девочка: «Что купил?»

Мальчик: «Уточку»

Инсценировка потешки «Где был, Ваня?»

Дети, взявшись за руки, идут по ругу говорят:

Уточка идет и утят ведет

По лесам ходили,

По лугам бродили,

В скрипочку играли,

Ваню потешали!

Ваня, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород!

Ваня догоняет обидчиков.

Девочка: «Что еще купил, Ваня?»

Мальчик: «Петуха калининского»

Рассматривают игрушку.

Слайд 5

Но сама свистулька, о которой пишут в исторических летописях, повествует о ритуале праздника Весны и бога Ярила, в который входило свистание, клич, для отпугивания темных, враждебных человеку сил, стремившихся задержать приход весны. В народе этот праздник закрепился под названием «свистунья».

-Ребята малые резвятся,

Петуха со шпорами боятся!

Народная игра «Петух»

Дети, взявшись за руки идут по кругу со словами. В центре круга «Петух»

Трух – трух, трух-трух-трух!

Ходит по двору петух1

Сам со шпорами,

Хвост с узорами,

Под окном стоит

На весь двор кричит

Кто услышит, тот бежит.

«Петух» догоняет детей.

 

Слайд 6

Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, черный, зеленый, оранжевый, красный.
Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор.

Вот так птичка-

Собой невеличка!

Станешь дуть, а она

Фьють, фьють

Дети рассматривают калининскую птицу:

 

Слайд 7

Кроме росписи, игрушка украшена налепами.
Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженой глины.

-Шутки! Прибаутки! Веселье!

Приглашаю покататься на карусели!

Проводится игра «Карусели»

Слайд 8

В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы с резко повернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность.
 

 

Слайд 10

В настоящее время свистульки имеют только декоративно- прикладное назначение. Это, прежде всего игрушка или украшение интерьера

Дети любят игрушки,-

Так все говорят.

Ну, а разве игрушки

Не любят ребят?

Души в них не чают!

Жаль, что это не все замечают!

 

 

Практическая работа

Лепка уточки по мотивам работ калининских мастеров. Перед практической работой, рассматривая образец, уточнить форму игрушки, способ лепки (пластический, путем вытягивания отдельных деталей), на передачу движения (путем поворота головы и шеи).

Итог занятия:

Все игрушки выставляются на «витрине», 3-4 ребенка «покупают» расписные игрушки, объясняя, почему они «купили», чем она им понравилась.

Закрепление материала: интерактивный тест «Птички-пеструшки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. План – конспект занятия по ознакомлению с каргопольской игрушкой

Занятие рассчитано на детей первого года обучения (7-9 лет).

Цель: Знакомство с каргопольскими народными игрушками из глины, с народно-славянской легендой о Полкане.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с технологией изготовления каргопольской игрушки: основная форма, цветовая гамма, сюжеты;

Усилить восприятие игрушки через народный фольклор

Развивающие:

Развивать образное мышление

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

Тип занятия: игровое.

Форма обучения: групповая.

Методы обучения:

Словесные: (устное народное творчество, рассказ, беседа, объяснение).

Наглядные: (мультимедийная презентация, показ образцов, показ способов работы).

Практический: изготовление игрушки по мотивам работ калининских мастеров.

Оборудование, образцы калининских игрушек.

Оборудование: видеопроектор, экран

План занятия:

Оргмомент

Основная часть

Закрепление

Практическая работа.

Итог занятия.

Ход занятия

Оргмомент

-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Начинаем наше занятие. Мы продолжаем с вами знакомиться с народными игрушечными промыслами России. Сегодня это каргопольская.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Обращаю внимание детей на экран: стартовая презентация мультимедийного пособия «Путешествие в страну мастеров», по гиперссылке переходим на презентацию

 

1 слайд

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

А приехали мы с вами в старинный город Каргополь. Впервые Каргополь упомянут в год Куликовской битвы, более 600лет назад. Места здесь дивные: река Онега, простор земли, ширь неба. Одним словом – Русский Север! Издавна селились здесь люди неторопливые, работающие споро и ладно. Пустого и лишнего они не терпят. Меткое слово, доброе дело ценят и помнят. Родилась тут глиняная игрушка, завелась она по избам окрестных деревень, по городским домам, глубоко выразив народный характер. Лепят игрушки, как пирожок, сушат, обжигают в печи, раскрашивают немудреными красками.

2 слайд

Главная причина: северная земля богата глиной, но бедна плодородными почвами. Вот крестьянину и пришла в голову мысль заняться гончарным промыслом, чтобы прокормить семью. В то время мастера из окрестных деревень Печникова, Гринева, Токарева крутили всякую посуду: горшки с кровлей, кринки и миски-латки, рукомои и роговики для топленого масла. Гончары работали в небольших избах - "зимниках", где и жили. Крутили-приговаривали: «Не боги обжигают горшки, а мужики». Меж тем не просто ремесленники были эти мастера, толк и в красоте понимали, из остатков глины лепили игрушки на забаву детям. Вот так и появился на свет этот

3 слайд

На русском Севере, неподалеку от небольшого города Каргополя, в почти опустевшей деревушке Гринево жила мастерица- Ульяна Бабкина. Пустела деревня Гринево, не осталось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои игрушки. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы расселялись по соседним деревням и в самом Каргополе. Благодаря им и живет народная каргопольская игрушка.

4 слайд

В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные: сирины, русалки, домовые, полканы.

5 слайд

Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.

Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан - полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо- кентавр пришедшее из народных легенд и преданий. В нём сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной. Полюбился народу образ доброго удалого человека, скачущего на коне Кентавра из греческой мифологии. На Руси он прижился под именем «Полкан».

Постукивают бородатенькие Полканы копытцами, трясут головами в заломленных шапках, а во всю грудь у каждого – солнце с яркими лучами.

6 слайд

Особо почитается медведь - « хозяюшко леса» то его с зеркальцем слепят, то с рыбой, а то медведь весело играет на гармони. «Поляночкой идёт медведь с тальяночкой. Он идёт, гармошку рвёт, баскую песенку поёт», – пела про него Ульяна Ивановна Бабкина.

7 слайд

Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу-идола, что до сих пор находят археологи в своих научных экспедициях. Женская фигурка с плоским, невозмутимым и спокойным «скифским» лицом, возможно, является олицетворением Матери сырой земли, главной боги. Если дымковские и филимоновские барыни – куклы городские, то каргопольские – это деревенские красавицы. Все они одеты скромно: сарафаны, кофты, юбки.

А на голове у них вместо кокошника шляпки или обыкновенный платок. Туалет барышни условен, занятые хозяйством или отдыхающие, одетые в местную народную одежду, приукрашенную игрушечниками. Очень разнообразны женские головные уборы: здесь и подобие цилиндров, и широкополые шляпы с острыми выступами, и шапочки, надвинутые на лоб, и какие-то колпаки. Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец.

8 слайд

Конь – символ – двигатель солнца. Олень – символ неба

 

9 слайд

Свистульки-утушки на Каргополье были самыми распространёнными и любимыми детворой игрушками. Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой немудрёный товар каргопольские гончары.

10 слайд

При лепке мастер почти не пользуется инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мнут, перемешивают, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служит своеобразным мерилом, эталоном пропорций — средний размер игрушки не превышает длины кисти руки. Вот почему игрушки получаются ровными,одинаковыми. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщённая образность. Формы предельно упрощены. Игрушки лепят из красной глины: сначала выполняют верхнюю часть туловища и крупную плосколицую голову на толстой шее, затем торс соединяют с юбкой женской фигурки (в мужской — с ногами), а потом уже прилепляют руки, головные уборы и разные предметы, сопровождающие игрушку. Обжиг игрушек производят в русской печи, затем их расписывают.

11 слайд

Роспись каргопольской игрушки очень проста и выразительна, стилизованна, напоминает северную вышивку. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Все элементы изображены в естественных тонах, приближённых к натуральным природным оттенкам. n В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают белый, зеленый, голубой, красный, черные цвета. Белый цвет в древности понимался как "сияющий белизной" и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри. А потому забеленные юбки "бобок", символизирующие землю, плодородие, воспринимались как светоносные, лучезарные. Красный, "жаркий" цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем. n Обычны краски в тройном соседстве - черная, красная, серебряная. В сочетании черной и белой, а также с малиновой получилась новая гамма - яркая, радостная. Как правило, рубашки у мужчин и кофты у женщин - зеленые, а брюки и юбки черные, иногда юбки красные - эта традиция была создана Ульяной Бабкиной, легендарным мастером глиняной игрушки.

 

12 слайд

Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине. На наш взгляд, просто необходимо хранить традиции нашего народа, чтобы знать историю своей страны, семьи.

Создать такое может только народ талантливый и душевный, много повидавший на свом веку, знающий и горе, и радость. Но каргопольцы не только работали, они любили играть.

Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру, записанную в Архангельской области.

«Горшок».

Ведущий назначает «покупателя», дети садятся по кругу на корточках, ведущий в центре круга:

Мой горшок такой блестящий,

Он из глины, настоящий,

Налетай, покупай: Убегает, догоняй!

«Покупатель» останавливается около любого ребенка « Я покупаю этот горшок»- становятся спиной друг к другу. Дети считают «1,2,3» оббегают круг, при этом «покупатель» старается занять место «горшка».

Практическая работа. Лепка «Конь»

-Ходит конь по бережку

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает,

Все колечушки-то бряк!бряк!бряк!

Золотые они звяк.звякя,звяк!

-Каргопольские игрушки – зверушки на высоких ногах, голова у них сравнительно небольшая, шея короткая, а туловище массивное.

Показ способов изготовления: комбинированный. Скатываем шар, затем прямыми движениями ладоней раскатываем овал. С обеих сторон стекой делаем надрезы и формируем ноги, отдельно лепим шею и голову, хвост. Соединяем детали с помощью шликера. (приложение 5)

Подведение итогов.

-закрепление полученных в ходе занятия знаний, умений, навыков;

-поощрение учащихся, успешно справившихся с заданием;

-исправление допущенных в работе ошибок.

Все игрушки собираются вместе на выставку. Педагог отмечает лучшие работы, разбирает допущенные ошибки и исправляет их.

Молодцы! Все справились с заданием. На следующем занятии после просушки, мы распишем игрушки.

Заключение

Образовательное и воспитательное значение лепки игрушек из глины огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и эстетическом развитии обучающихся. Занятия лепкой в объединении «Студия керамики Фантазия»» учат детей ценить такое национальное достояние как народная глиняная игрушка, способствуют сохранению национальных традиций.

Представленная методическая разработка занятий лепки из глины показывает важность повышения интереса у детей к традиционному декоративно-прикладному творчеству, необходимость получения навыков и знаний, позволяющих детям ориентироваться в окружающем их культурном пространстве, самостоятельно создавать из глины образцы народного творчества, сохраняя и приумножая при этом национальные традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература
1.Боголюбов Н.С.Лепка на занятиях в школьном кружке.- М.: Просвещение, 1979.- 143с.
2.Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Ярс.: Академия развития, 1998.-206с.
3. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. М.: Просвещение,1994.-286с.
4. Данилевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: Глина. СПб.: Кристалл,1998.-265с.
5. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1998.-78с.
6.Лыкова И.А. Дымковская игрушка. М.: Научно-методическое пособие
21
7.Поверин А.И. Русская народная глиняная игрушка: Учебно-методическое
пособие. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2017.-88с.: ил.
8.Рогов А.П.Чёрная роза. М.: Современник, 1978.-300с.
9.Рубцова Е.С. Фантазии из глины. М.: ЭКСМО, 2007.-64с.
10.Сергеева Н.Г. Татарское декоративное изобразительное искусство в системе образования, К.: Дом печати, 2004.-152с.
11.Сперанская Л.Л. Костюм казанских татар. Кзн.: Татарское книжное издательство,1972.-84с.
12.Федотов Г.Я. Послушная глина. М.: АСТ – Пресс, 1997.-141с.
13.Фишер Д. Расписываем керамику. М.: АСТ. Астрель,2005.-64с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Материалы и оборудование

t1668949372aa.gif

Способы лепки и приемы лепки

- Конструктивный способ – лепка предмета из отдельных частей.

- Пластический способ – детали предмета вытягиваются из целого куска.

- Комбинированный способ – сочетание в одном изделии разных способов

лепки.

- Рельефная лепка – объемное изображение, выступающее над плоскостью,

образующей его фон.

-Лепка из «жгута» – соединение глиняных валиков между собой по

спирали.

-Лепка из «пласта» – использование раскатанного пласта глины для

дальнейшего моделирования изделия.

Барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее

чем наполовину (монеты, медали)).

Горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать

над плоскостью (стены архитектурных сооружений)).

Контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).

Названия приемов лепки:

- Скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая

работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые

движения ладонями.

- Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке.

-Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями

шариков и столбиков.

-Прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин или глину между

двух или трех пальцев и слегка потянуть.

-Вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным

пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон.

-Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы.

-Приплющивание формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку

устойчивой. 22

 Самыми важными свойствами глины являются:

• способность соединяться с водой, образуя тонкие взвеси и вязкое тесто;

• способность набухать в воде;

• способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, т. е. пластичность материала;

• клейкость;

• связывающая способность;

• способность не пропускать влагу после насыщения определенным количеством воды.

 

t1668949372ab.jpg

конструктивный

t1668949372ac.jpg

пластический

t1668949372ad.jpg

Комбинированный

 

t1668949372ae.jpg

 

 

 

 

Приложение 2

Словарь терминов

Глина - мягкий природный материал.

Деформация - изменение формы глиняного изделия во время сушки.

Динамика – изображение предмета в движении.

Композиция – построение художественного произведения, его структура, соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.

Контур – внешние очертания предмета. В технике рисования контуром называют совокупность внешних линий, обозначающих важнейшие очертания изображаемого.

Орнамент - живописное, графическое, рельефное украшение, узор из сочетания элементов.

Пропорция – это определённая соразмерность частей произведения между собой и целым. Пропорционально верное решение помогает точно выразить замысел произведения.

Разглаживание - выравнивание поверхности изделия при помощи соответствующих инструментов.

Размешивание - работа с глиной руками, пока она не достигнет нужной консистенции.

Раскатывание - процесс приготовления пласта глины раскатывания скалкой.

Рельеф - любое выпуклое скульптурное изображение, возвышающееся над поверхностью черепка, вогнутое - контррельеф. Барельеф - низкий рельеф, в котором выпуклая часть изображения выступает над поверхностью не более чем на половину своего объема, т.е. не вполне округла. Горельеф - высокий рельеф, значительно выступающий над поверхностью.

Ручная лепка - использование пластичных материалов с целью придания изделию определенной формы.

Стека - металлический или деревянный инструмент для ручной лепки. Используется для придания изделию формы, объединения частей, укрепления швов, разглаживания поверхностей и т.д.

Фактура – характер поверхности предмета, его обработки. Ощущается зрительно и осязательно. Фактура как метод позволяет передать материальность изображаемого предмета.

Шликер - концентрированная водная сиспензия, содержащая мелкие частицы керамической массы, не оседающие в течении длительного времени.

Штампованный орнамент - орнамент на керамике, полученный путем вдавливания мягкой поверхности глины каким - либо предметом.

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Лепка птицы по мотивам дымковской игрушки:

 

t1668949372af.jpg

Лепим птичку основу скульптурным способом - из одного куска глины, не разделяя его на части, или же конструктивным способом - из нескольких отдельных кусочков

t1668949372ag.jpg

 

 

 

 

 

Приложение 4

Лепка петушка по мотивам филимоновской игрушки:


t1668949372ah.jpg

Технологическая карта


 


 


 

Этапы работы

Графическое изображение (фото)

Материалы, инструменты

 

 

 

 


 

1.

Возьмите кусок глины, согните эту заготовку посередине. Там где часть потолще, будет хвост, а из другой части необходимо сформировать головку.

Если на месте сгибов появились трещинки, загладьте их мокрыми пальцами.

 


 

t1668949372ai.jpg

 

 

 


 

глина, вода

 

 

 

 

2.

Для подставки слепите цилиндр из глины.

 

t1668949372aj.jpg

 

 

 

глина, вода

 

 

 

 

3.

Когда будет готово, прикрепите сверху фигурку, хорошенечко, примазывая.


 

t1668949372ak.jpg

 

 

 

глина, вода

 

 

 

 

4.

Гребешок сделайте из небольшого кусочка глины Нужно сделать брусок и из него сформировать гребешок.


 

t1668949372al.jpg

 

 

 

глина, вода

 

 

 

 

 


 

5.

Смажьте головку фигурки шликером (это жидкая глина, которая

используется для

скрепления деталей вылепите мисочку из глины, налейте туда немного воды и

помешивайте кисточкой)


 

t1668949372am.jpg

 

 

 


 

шликер

 

 

 

 

6.

Взяв немного глины,

сделайте клюв. Это будет небольшой конус.


 

t1668949372an.jpg

 

 

 

глина, вода

 

 

 

 

 

 


 

7.

С помощью шликера,

закрепить клюв на голове.


 

t1668949372ao.jpg

 

 

 

 

 


 

шликер

 

 

 

 

8.

Бородку скатайте из небольшого шарика и прикрепите под клювом.


 

t1668949372ap.jpg

 

 

 

глина, шликер

 

 

 

 

9.

Из бруска глины

сформируйте хвост.


 

t1668949372aq.jpg

 

 

 

глина, вода

 

 

 

 

 

10.

Закрепите хвост на туловище петуха.


 

t1668949372ar.jpg

 

 

 

вода

 

 

11.Оставить готовую фигурку высыхать примерно на сутки при комнатной температуре.

 

t1668949372as.pngt1668949372at.jpg

t1668949372au.jpg

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за содержательный, интересный и полезный материал!

20 November 2022

Похожие публикации