Методическая разработка: Путешествие в страну «Пиши-читай»

1
0
Материал опубликован 16 March 2023

Путешествие в страну «Пиши-читай»

Как хорошо уметь читать!..

(Валентин Берестов)


Многие дети, достигая возраста пяти-шести лет, уже активно интересуются тем, как научится читать самостоятельно. Зачастую к достижению указанного возраста дошкольники могут опознавать некоторые буквы, могут записать их на бумаге, однако пока ещё не владеют навыками их соединения в слоги.

Развитию знаний в области обучения грамоте в практике работы воспитателя старшей и подготовительной групп отводится большая доля внимания. Однако коллектив воспитанников подчас оказывается неоднородным: одни дети уже знают начертание букв и обозначаемые ими звуков, другие – нет. Поэтому занятия с дошкольниками, неизменно происходящие в игровой форме, можно организовать посредством занимательного путешествия, в процессе которого дети знакомятся с буквенно-звуковым составом родного языка.

Мы предлагаем обратиться к одному из уроков целого цикла, который назван нами «Путешествие в страну Пиши-читай».

В самом начале занятия на демонстрационном экране или интерактивной доске демонстрируется слайд, где изображены буквы, приглашающие детей в гости в своё удивительное государство.

t1678965491aa.png

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в необычную страну. Как вы уже знаете, её населяют не девчонки и мальчишки, а буквы, которые так же как и мы умеют дружить и вместе играть. В прошлый раз мы с вами познакомились там с одной замечательной жительницей этого государства. Это буква А (дети находят изображение этой буквы на экране). Посмотрите, она уже приветствует вас! Сегодня она обращается к вам с просьбой. У неё есть подружка, буква «У», которую она никак не может отыскать. Как вы думаете, ребята? Что нам нужно сделать? (помогать).

Воспитатель транслирует дошкольникам изображение буквы У на экране или доске.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая буква. Она ещё и очень нужная. Без неё мы не сможем написать и прочитать такие слова, как улица (при перечислении воспитатель голосом выделяет звук «у»), ухо, утка (при подборе слов важно, чтобы буква стояла в начале слова и занимала ударную позицию). Без буквы «у» ваши мамы и папы не смогут похвалить вас и назвать «умница». Надо обязательно отыскать эту букву! А начать я предлагаю с волшебного леса, куда мы отправимся вместе с нашей знакомой буквой «А».

На слайде или экране воспитатель показывает детям изображение леса, где на его фоне ходит заблудившаяся девочка Маша из сказки «Три медведя».

t1678965491ab.png

После рассматривания картинки воспитатель предлагает детям вспомнить содержание сказки. А затем подумать, какое слово нужно кричать, когда теряешься в лесу (ау!). Воспитатель показывает на экране или доске изображение изученных букв, которые держатся за руки.

t1678965491ac.png

Воспитатель: Теперь ребята, вы уже можете сами прочитать коротенькое слово «ау» (дети повторяют данное слово несколько раз). Воспитатель может также предложить дошкольникам поменять буквы местами и подумать, где и от кого они могли слышать сочетание звуков «уа!» (плач младенца).

Буква «у» прячется не только в волшебной стране. Она может находиться и вокруг нас. Например, посмотрите на рогатку, веточку или улитку, которая сидит на стволе растения (картинки транслируются на экране или доске, а воспитатель маркером или компьютерными средствами выделения показывает детям очертания буквы).

В конце занятия воспитатель может попросить дошкольников самим поразмышлять, на что ещё может быть похожа буква «у», а также отработать навыки написания изучаемой буквы посредством творческого задания. Изображение буквы ребята могут вырезать из бумаги, приклеить к ней ножки, ручки и глаза. Теперь она как будто пришла к ним в гости из сказочного государства «Пиши-читай», чтобы продолжить вместе с детьми путешествие по увлекательной стране на следующих занятиях по формированию основ грамотности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации