Методическая разработка совместной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим миром на старшем дошкольном возрасте по теме: «Во поле береза стояла».
Методическая разработка совместной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим миром на старшем дошкольном возрасте по теме: «Во поле береза стояла».
Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, символы страны. Расширить представления детей об образе березы, как символа страны.
Образовательные задачи:
Дать представления о самом почитаемом дереве в России – березке и ее бесценной пользе для всего природного мира.
Развивающие задачи:
Развивать память, внимание, логическое мышление, умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
Воспитательные задачи:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к природе, уважение к русским традициям.
Оборудование: макет березы, ватман с рисунком дерева «береза», листочки-картинки «Березкина польза», листики с цифрами, прялка, веретено, кудель, клубок, дрова, банка с соком, лапти, лучина, природа, березовый гриб – чага, изделия из березы для выставки, книга «Времена года», черные мелки или карандаши,
Ход совместной деятельности с детьми:
Организационный момент. Мотивация детей на деятельность.
Сегодня мы вместе будем раскрывать тайны и загадки одного дерева, и находить его пользу.
Давайте угадаем, что это за дерево?
описание игра «Ты мой кусочек» (моделирование березы на экране) ( у дерева белый ствол, черные полоски «чечевички», кора называется «береста», веточки «кудрявые» тянутся вверх к солнышку, на ветках растут семена «сережки», листья имеют форму «сердечка», а корни мощные, длинные и сильные).
или Загадка: На ней висят, не свесив ножек,
Четыре тысячи сережек,
А белый ствол не от мороза.
Зовут красавицу… (береза)
Респондент 1: «В сердце ты каждого Родина – Россия.
Белые березки, колос налитой
Нет тебя привольней, нет тебя красивей.
Нет другой на свете Родины такой».
Мотивация:
Проблема: Заболела наша березка: листики все облетели, сережки потерялись, веточки поломались, с коры черные полоски исчезли (стерлись).
Решение проблемы:
Загрустила береза и решила у «Весны» попросить новые части («кусочки»).
А Весна сказала, чтобы «части» получить нужно все времена года навестить и подарила Книгу «Времена года».
Основная часть:
Нас ждет к себе в гости «Карельская изба»
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей русской красавице – символе нашей Родины - березке. У нас в России очень много берез. Вот они, полюбуйтесь на них – наши белоствольные красавицы. (Просмотр иллюстраций)
Это единственное в мире дерево с белой корой. Посмотрите, какая белоснежная кора у этих берез, поэтому березу называют белоснежной, белоствольной, стройной и часто сравнивают с красивой девушкой.
-) А на коре есть черные полосочки – их называют «чечевички».
Через них березка дышит (моделирование полосок на березке)
Педагог: Предлагаю вам вспомнить, в какое время года береза стоит «голым», без листьев? (Зимой)
Открываем книгу «Времена года», начинается «Зима».
Игровой момент: «Раз, два, повернись – и в зиме окажись!»
Березы всегда дружили с людьми и помогали. Раньше не было электричества, и избу освещали лучиной, когда становилось темно (огниво – кусок металла и камня, высекали искру, серные спички). Дольше всех горела березовая лучина (Показ лучины).
Найди листик под цифрой 1 и повесь на березу (на листике картинка лучина)
-) При лучине женщины пряли шерсть на прялке, шили, пели песни, а бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки.
Показ и демонстрация действий: Перед нами – «Прялка», это станок на подставке на котором пряли нитки, сделана из березы. Состоит прялка из донца, на котором сидели и ножки – стояка, к которому привязывали кудель. Верной спутницей такой прялки было веретено, этот предмет постоянно крутится, наматывая нить (показ веретена и процесса работы).
Физминутка:
«Прялица, прялица, сударыня – прялица.
Ниточка тянись, тянись!
Веретено крутись, крутись!» (произвольный показ движений)
-) Люлька в избе висит, кто в люльке качается? (ребенок, младенец)
-) А люльку, из какого дерева могли сделать? (из березы)
Вот и листик под цифрой 2, повесим на березку (картинка люлька, прялка)
Мозговой штурм: «Затопим печь»
-) Что-то стало холодно, зябко! Как согреться? (печку затопить)
-) А чем печку топят? (дровами)
-) Самые жаркие дрова у березы! (показ поленьев)
-) Как получить дрова из березы? (напилить, нарубить)
-) Какими инструментами пилят и рубят дрова? (пила, топор)
-) А какими дровами быстрее печку растопишь сырыми или мокрыми? (щепочки или бересту для розжига печи использовали)
«Вот и печка горит и тепло нам дарит»
-) Кора березы береста, ребята в Древней Руси писали на березовой коре - бересте. Береста – это прочный непромокаемый материал. Береста была дешевле бумаги, поэтому была доступна всем людям.
-) А как вы думаете, чем писали на бересте? (предположения детей)
Продуктивная деятельность: «Надпись на бересте»
Задание: нарисуй палочку, где удобнее на бересте или бумаге?
Следующий листик, под цифрой 3, повесь на березу (картинка дрова, береста)
Игровое упражнение «Идет матушка-весна»
«Идет матушка-Весна, отворяйте ворота!
Первым Март прошел, всех детей провел.
А за ним и Апрель, отворил нам дверь,
А за ним и Май – сколько хочешь, гуляй!
Сколько хочешь - гуляй – только не зевай!»
-) Какое время года наступает после зимы? (Весна)
Открываем в Книге страничку «Весна»
-) Ребята, как вы думаете, умеют березы плакать? (ответы детей)
Респондент 2: В лесу заплакали березы, примета верная – Весна.
И сок березовый, как слезы, тихонько каплет со ствола.
Еще мороз не отступает, и кое-где земля в снегу.
Стекает сок и замерзает сосулькой сладкой по стволу.
-) У человека по организму течет кровь, а у березы вместо крови – сок, он движется по стволу, и помогает дереву расти, быть здоровым. Весной, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро-быстро. Ранней весной люди собирают березовый сок.
Показ на березе: человек выбирает крепкое дерево, делает небольшой надрез, вставляет палочку и сок течет в банку. Когда банка наполнится, нужно замазать ранку глиной или мхом, чтобы остановить сок. Если береза потеряет много сока, то дерево погибнет.
Нашли листик под цифрой 4 и поместим на дерево, на картинке (банка с соком)
Игра на развитие образного мышления с элементами моделирования: «Кто без березки жить не может?» (картинный материал)
-) Прилетели к березе зажжужали, опылять сережки на березе, кто мог прилететь? (пчелы, осы)
-) У березы построен большой дом-муравейник, кто строители? (муравьи)
-) Под березой любят расти грибы, какие? (подберезовики)
-) Дерет когтями кору зверек, обгладывает веточки с листочками? Что за зверь? (заяц, лось, олень…)
-) Построил маленький колючий зверек норку под корнями березы и живет там, кто живет? (ежик, )
-) На ветвях березки сплели гнездышко и отложили яички, кто постарался? (птички)
Ищем листочек под цифрой 5, повесим на березу картинку (природа)
Физкультминутка:
«Весенняя березка».
Березка в белом сарафане (шаги на месте)
Весною водит хоровод (руки на поясе)
Звенит сережками тихонько (повороты в правую и левую сторону)
И птичек в гости все зовет (ритмичные взмахи руками к себе)
Раскроет свои руки - ветки, (разводят руки в стороны)
Опустит ветки – пальцы вниз, (сводят руки к центру вниз)
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис (покачивают руками вверх-вниз)

За весной спешит к нам (лето) яркой зеленью одето.
Открываем нашу книгу «Времена года» на страничке «Лето»
Респондент 3: Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую…
-) Мы корзиночки возьмем и в лесок с тобой пойдем! Что в лесу мы наберем? (ягодки, грибочки, травки-муравки, корешки и шишки)
-) А что с березы в корзинку соберем? Береза лечит, дерево замечательно тем, что в ней все полезно для человека. Если вы оказались в лесу, подойдите к березе, прислонитесь к ней и немного постойте. Вы почувствуете себя лучше.
-Лечат березовые почки.
-Лечат листья.
-Лечат даже сережки (березовые цветы)
- Очень хорошим лекарством является березовый гриб – чага.
- Нарвем березовые веники, чтобы парится в бане.
Шестая картинка листик (красный крест), размести на березке.
Хороводная игра «Во поле береза стояла»

Украсим деревце ленточками и загадаем желание.
-) А чтобы дальше нам пойти, надо лапти нам сплести!
Лапти плели из липы или березовой бересты, плели обувь на ножки и носили летом и осенью (в лапти можно было надеть шерстяные носки), показ экспоната – «Лапти», (примерка лаптей на удобство)
-) А чтобы лапти сплясали надо на балалайке сыграть, этот инструмент тоже мог быть изготовлен из березы.
Седьмой листик, картинка (лапти, балалайка)

Это из бересты. Из бересты получают тысячи вещей: плетут корзинки, делают туеса, бадейки, бочонки, панно, картины, даже головные уборы, а еще посуду, игрушки, сувениры.
Снова листья опадают, какое время года наступает? (осень)
Вот и осень к нам пришла – урожай нам принесла!
Посмотрите на березку, все части у нее появились?
-) Кто помогал березе искать ее части? (Времена года)
Заключительная часть.
-) Ребята, а что мы поместим в наш сундучок, что вам сегодня запомнилось? (береза, лапти, корзина, лучина, прялка, береста, балалайка)

Дополнительный материал:
У лесочка, на опушке, раскрасавица – подружка.
Раз – березка порастает, Два – листочки распскает.
Три – она зазеленела, а Четыре – зашумела.
Пять – и соком налилась, Шесть – и к солнцу поднялась.
Семь – сережки распустила, Восемь- всех заворожила.
Девять – золотом покрылась, Десять – снегом принакрылась.
Кто не видел выходи, на березку погляди.