Конспект ООД (организованной образовательной деятельности) по ознакомлению с окружающим миром на старшем дошкольном возрасте по теме «Посуда»
Конспект ООД (организованной образовательной деятельности) по ознакомлению с окружающим миром на старшем дошкольном возрасте.
Тема: «Посуда»
Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием посуды.
Образовательные задачи:
Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды. Учить выделять существенные признаки посуды.
Упражнять в умении классифицировать посуду по одному признаку – «материалу»: железная, деревянная, пластмассовая.
Обучать детей умению работать в парах: учиться задавать друг другу вопросы и находить подходящие ответы.
Учить детей быть внимательными к ответам своих товарищей.
Развивающие задачи:
Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать умение быть доброжелательными друг к другу.
Материал: Коробочка с признаками и объектами, поясок с картинками посуды, трехъярусная подставка и ящик с посудой из разных материалов.
ОТСМ-ТРИЗ-РТВ: «Чудесная коробочка», «Да-нетка» - прием «ди-хотомиии» (деление целого на части).
Ход НОД:
I. Организационный момент:
Игровое упражнение: «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!
Здравствуй мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте гости!
Мотивация к деятельности: Ребята вы любите ходить в гости?
А к кому мы пойдем в гости давайте узнаем из считалки:
«Шла посуда через поле и грибы несла в подоле:
Сыроежку, боровик, по-до-си-но-вик,
Груздь, опенок, шампиньон,
Кто не верит – выйди вон!»
- Кто нес грибы в подоле? (Посуда)
Дополнительно, если дети затрудняются ответить на поставленный вопрос, можно использовать «закодированный» вариант загадки про посуду:
«Рукотворный мир, громко звенит, бьется, дружит с едой, но перед едой ее помой. Что это?»
II. Основная часть:
Посуда предлагает поиграть в игру: «Чудесная коробочка» (внутри коробки лежат признаки в одном отделении, в другом мелкие предметы посуды).
Описание игры: Ребенок достает признак (цвет, форма, размер, рельеф, материал, части и др.) и предмет посуды, подходит к кому-то из детей и задает вопрос «какая тарелка по форме?», ребенок должен ответить на вопрос, далее игра продолжается уже с другими детьми.
-Ребята, а почему в коробочке такая маленькая посуда по размеру? Кто ей помог стать такой маленькой? Ну, конечно Волшебник «Кроха».
Давайте с ним поиграем в игру «Большой-маленький», с показом действий изображаем посуду:
-Был чайник – а стал чайничек, была чашка – а стала чашечка, была ложка – а стала ложечка, была кастрюля – а стала кастрюлька, и т.д.
А кто спрятался в волшебном пояске, узнаем из игры «Да-нетка»
(горизонтальная игра, на доске 5 предметов посуды)
Я загадала предмет посуды, угадайте какой с помощью вопросов.
-Какое главное правило игры «Да-нетка»: Найди серединку-отдели половинку!
-Как можно отделить половинку? (при помощи хлопка, ребенок разводит руки в стороны, захватив в обхват все картинки, и соединив их перед собой определяет серединку). Что в серединке? (Тарелка)
Первый правильный вопрос: Это серединка? (нет).
- Эта посуда справа от тарелки? (нет). Какие картинки можно закрыть? (те, что слева).
Далее снова определяется серединка, и далее вопросы будут касаться ориентировки относительно серединки, пока не будет найден ответ.
-В какую игру мы играли? («Да-нетка»).
Пальчиковая гимнастика: «Магазин посуды»
Мы с мамой в магазине посуду покупали:
Тарелки, блюдца, чашки, и ложки выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, шумовку и масленку.
(сжать пальцы в кулачки).
Игра «Магазин»
Мы пришли в магазин, где вся посуда перепуталась. Нужно расставить посуду на полки в соответствии со значками. По какому признаку нужно расставить посуду? (по материалу).
3 значка (Деревянная посуда – «Дерево», железная посуда – «Ножик»
Пластмассовая посуда – «Стаканчик»).
Задание: Разложи посуду на разные полки в зависимости от материала, можно использовать работу детей в парах.
III. Заключительная часть
Рефлексия, при помощи фищек: если на занятии было интересно положи в поясок веселого смайлика, если что-то не понравилось, положи грустного смайлика и объясни свой выбор.