Методическая разработка-тренинг на тему «Первобытное общество» (6 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Родник»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТРЕНИНГ: «ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»
Составитель: Шарапова Мария Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Воронеж 2021 г.
Цель: сплочение детского коллектива, формирование и развитие навыков командной работы.
Задачи:
- помочь каждому члену команды найти для себя наиболее комфортное положение в ней,
- раскрыть межличностные симпатии и установить неформальные связи,
- помочь формированию навыков совместной работы и коллективного принятия решений,
- оптимизировать уровень эмоциональной и психологической совместимости учащихся.
Участники: учащиеся одного класса (6 класс)
Группа: 18-22 человека.
Место проведения: класс, аудитория
Ведущий: школьный психолог.
Методическое оборудование: воздушные шарики, скамья, мольберт, фломастеры, веревка (3 шт по 2,5м), диск, бутылка с водой, кубики-подставка, цветной скотч, теннисные мячи, корзина, обруч, листы бумаги с написанными буквами (зашифрованное послание), чистые карточки, ручки.
Матрица тренинга:
Время | Вид деятельности | Цель: |
15 минут | Знакомство: Упражнение «Снежный ком с ассоциацией» (обсуждение), определение темы и правил тренинга. | Знакомство участников друг с другом, самопрезентация, создание непринужденной атмосферы. |
20 минут | Разогрев: Упражнение «Передаем предмет» и упражнение «Покоряем скалу». | Включение участников в процесс группового взаимодействия, создание положительного эмоционального фона, развитие познавательных процессов, творческого мышления, спонтанности. активизация участников, поднятие настроения, повышение качества коммуникации, настройка на совместную работу. |
25 минут | Лабилизация: Упражнение «Гусеница», упражнение «Дружный хлопок», упражнение «Наскальная живопись». | Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе. Повышение качества невербальной коммуникации, улучшение навыка работы в команде, тренировка умения чувствовать другого повышение качества невербальной коммуникации. |
60 минут | Обучение: Упражнение «Косичка», Игра «Сбор урожая», Игра «Перенос воды», Игра «Обруч», Упражнение «Зашифрованное послание». | Отработка и овладение навыками, которые помогут объединить группу, развить умение взаимодействовать в команде, находить общее между участниками. Реализация поставленных задач. |
20 минут | Завершение: Упражнение «В завершении, я хочу сказать…» Упражнение «Пожелания», рефлексия | Создание ощущения завершенности и позитивного настроя. Подведение итогов, снятие напряжения, оценка себя и других в процессе работы группы. Анализ общих и индивидуальных позитивных достижений. Рефлексия. |
Содержание тренинга:
Знакомство (15 минут)
Цель: Знакомство участников друг с другом, самопрезентация, создание непринужденной атмосферы.
Ведущий:
- Здравствуйте ребята! Наш сегодняшний тренинг называется «Первобытное общество» не просто так. В далекие времена не было никаких благ цивилизации, первобытным людям угрожала опасность на каждом шагу: стихийные бедствия, дикие животные. Добыча пропитания тоже представляла не простую задачу, с которой не смог бы самостоятельно справиться никакой первобытный житель. Человек, не живущий в коллективе, не способный на совместное решение задач, мог погибнуть в любой момент. Поэтому умение сотрудничать было необходимым навыком для любого представителя общества с самого начала его появления. И умением этим часто овладевали путем взаимодействия через мимику, жесты, язык тела, потому что речь появилась среди людей не сразу. Вот и мы сегодня представим себя немного первобытными людьми, которым придется совместно решать непростые подчас задачи, иногда даже не используя для этого главное достижение человечества – речь. За каждое упражнение вы будете получать семена, количество которых и покажет, выживет ли в суровые времена ваше небольшое племя!».
Упражнение «Снежный ком с ассоциацией»
Ход упражнения: каждый участник должен придумать на начальную букву своего имени ассоциацию либо качество наиболее емко его характеризующую, например: «Маша - морская». Далее, каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя и характеристику, повторяет все предыдущие, которые были названы перед ним.
Обсуждение: возникали ли у вас какие-либо затруднения?
Разогрев (20 минут)
Цель: Включение участников в процесс группового взаимодействия, создание положительного эмоционального фона, развитие познавательных процессов, творческого мышления, спонтанности.
активизация участников, поднятие настроения, повышение качества коммуникации, настройка на совместную работу.
Упражнение «Передаем предмет»
Ход упражнения :Участники встают/садятся в круг. Ведущий подходит к любому из участников и дает ему в руки при помощи жестов воображаемый предмет: «В первобытном обществе очень берегли огонь, потому что его не так легко было раздобыть. Я даю тебе уголек, который необходимо передавать дальше по кругу своим соплеменникам» (указывается направление). Первый передает воображаемый предмет второму и т.д. по кругу. В один момент ведущий произносит «Стоп!» и спрашивает, у кого уголек. Дальше игра усложняется.
Ведущий дает уже два воображаемых предмета (важно правдоподобно имитировать процесс передачи) игрокам из разных частей круга: уголек и мамонт. Предметы по команде начинаются передаваться в разных направлениях, ведущий может немного торопить участников для повышения азарта. Далее также следует команда «Стоп» и определение держателей предметов. В третьем раунде запускаются уголек, мамонт и дубинка. Самые сложные моменты возникают тогда, когда у одного игрока оказывается несколько предметов и ему нужно не запутаться, кому что передавать.
Упражнение «Покоряем скалу»
Ведущий: «В поисках безопасного убежища или пропитания первобытным людям иногда приходилось преодолевать сложные препятствия, например, двигаться по обрыву скалы».
Ход упражнения: Заранее должна быть подготовлена длинная скамья или бревно, где вся команда может уместиться достаточно плотно. Участники забираются на «обрыв» и пересчитываются по порядку. Их задача состоит в том, чтобы перебраться вдоль «скалы» и выстроиться в обратном порядке так, чтобы никто не упал в обрыв:
Ведущий: «Чтобы не спугнуть хищных птиц, которые сидят на соседнем уступке, перебираться по скале необходимо молча!».
Если кто-то из игроков падает или начинает говорить, игра начинается сначала.
Лабилизация (25 минут)
Цель: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе. Повышение качества невербальной коммуникации, улучшение навыка работы в команде, тренировка умения чувствовать другого, повышение качества невербальной коммуникации.
Упражнение «Гусеница»
Ведущий: «Тигра выгнали. Но вход в пещеру очень темный и длинный, чтобы не потерять друг друга вам нужно пройти его специальным способом». Участники команды встают в шеренгу и закрепляют между собой по одному надутому воздушному шарику. Задание: не касаясь друг друга руками, пройти из пункта А в пункт Б, не потерять ни одного шарика, и при этом хором напевая мотив любой веселой песни.
Упражнение «Дружный хлопок»
Ведущий: «Итак, вам удалось преодолеть скалу и вы добрались до пещеры, где могли бы устроить себе жилище. Но пока там спрятался саблезубый тигр, чтобы его выгнать, вам необходимо дружно хлопнуть в ладоши, как можно громче и самое главное одновременно. Не забывайте, что ваше племя еще не овладело искусством речи, поэтому вы не можете разговаривать».
Задача участников догадаться, что нужно встать в круг, чтобы все друг друга видели и путем невербального взаимодействия подготовиться и дружно хлопнуть в ладоши.
Упражнение «Наскальная живопись»
Ведущий: «Ваше племя стало уже достаточно взрослым и пришло время овладевать речью, учиться писать». Все дети встают друг за другом, так чтобы перед первым участником стоял мольберт и фломастеры (флипчарт). Разговаривать пока еще по-прежнему нельзя. Ведущий показывает человеку, стоящему последним, первую букву загаданного слова «наше племя» (каждую букву необходимо распечатать на отдельном листе бумаги), а он должен написать ее на спине впереди стоящего участника как можно понятнее, таким образом, буква передается к первому игроку, и он записывает ее на доске, после чего встает в самый конец команды. Также осуществляется передача всех остальных букв, пока загаданное слово не будет прочитано.
Обучение (60 минут)
Цель: Отработка и овладение навыками, которые помогут объединить группу, развить умение взаимодействовать в команде, находить общее между участниками. Реализация поставленных задач.
Упражнение «Косичка».
Ход упражнения: На каждую группу из 4-5 человек, участникам дается три веревки длиной примерно 2,5 метра:
Ведущий: «Ваша задача сплести плотные веревки для ловли добычи. Не отрывая рук от веревок, каждая группа должна сплести ровную косичку путем перемещения. В плетении принимают участие все члены мини-групп».
Игра «Сбор урожая»
Ведущий: «Пришло время собирать урожай, деревья высокие, плоды мягкие, а корзина тяжелая».
Ход игры: На полу цветным скотчем заранее размещается траектория трубопровода (она должна быть длиннее, чем общая протяженность трубопровода), каждый участник берет кусок труды/желоба и все участники выстраиваются на разметке. Их задача перекатить как можно больше плодов (теннисных мячиков) в корзину, стоящую в конце, не уронив их по пути.
Игра «Перенос воды».
Ход игры: Для этого упражнения необходимо подготовленное заранее оборудование. Диск диаметром 25-30 см, к которому по кругу привязаны веревки (23 шт) длиной около 2,5 метром. Бутылка о,5 с водой (или стакан с водой), два небольших кубика-подставки.
Задача участников: взявшись за свободные края веревок, переместить диск, на котором стоит вода, с одной подставки, на другую. Задачу можно усложнить тем, что путь может быть проложен через какое-то отверстие.
Игра «Обруч»
Ход игры: Всем игрокам нужно взяться за руки и, не отпуская рук, по очереди пролезть через обруч, который ведущий одевает кому-то из участников на руку.
Упражнение «Зашифрованное послание».
Ведущий: «Похоже ваше племя далеко пойдет. Вы нашли себе убежище, добыли пропитание, овладели самым совершенным способом коммуникации – речью. Осталось последнее задание – разгадать послание более древней цивилизации».
Ход упражнения: Каждый игрок получает лист с написанной буквой, которую не должен выпускать из рук. Задача всей команды – расшифровать послание и выстроиться так, чтобы его можно было прочитать.
«ВМЕСТЕ - НЕ ОДИН, В ОБИДУ НЕ ДАДИМ!»
Завершающий этап (20 минут)
Цель: Создание ощущения завершенности и позитивного настроя.
Подведение итогов, снятие напряжения, оценка себя и других в процессе работы группы. Анализ общих и индивидуальных позитивных достижений. Рефлексия.
Упражнение «В завершении, я хочу сказать…»
Ход упражнения: Участники группы по кругу имеют возможность высказать мнение, насколько эффективным им показался тренинг, насколько он оправдал их ожидания, что нового открыл в области мотивации человеческого поведения и в межличностных отношениях, оказал ли влияние на субъективный уровень стресса конкретного участника; можно также обратиться с репликой непосредственно к кому-либо из группы или к ее руководителю.
Упражнение «Пожелания»
Ход упражнения: Раздайте каждому участнику достаточное количество карточек. На одной стороне карточки участник пишет имя адресата (кому относятся комментарии) и имя отправителя (свое). На другой стороне пишется позитивный и честный комментарий.
Каждый член команды пишет карточки для всех остальных участников. Когда все карточки написаны, они вручаются адресатам.
Ведущий: «Ребята, а давайте теперь посмотрим, сколько семян вам удалось собрать? Достаточно много! Эти семена символизируют плодородие и добрые всходы, ростки ваших добрых отношений! Вы собрали их сегодня достаточно много, чтобы показать самим себе, что вы можете быть командой, уважительно и бережно относиться друг к другу, вместе принимать решения и находить компромиссы».
Рефлексия
Ведущий:
- Что понравилось в тренинге?
- Что вызвало большие трудности?
- Какой момент был наиболее ярким, запомнилось из занятия?
-Чему научились в тренинге?