12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарапова Мария Сергеевна575
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр дополнительного образования «Родник»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТРЕНИНГ: «ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО»















Составитель: Шарапова Мария Сергеевна,

педагог дополнительного образования
















Воронеж 2021 г.

Цель: сплочение детского коллектива, формирование и развитие навыков командной работы.

Задачи:

- помочь каждому члену команды найти для себя наиболее комфортное положение в ней,

- раскрыть межличностные симпатии и установить неформальные связи,

- помочь формированию навыков совместной работы и коллективного принятия решений,

- оптимизировать уровень эмоциональной и психологической совместимости учащихся.

Участники: учащиеся одного класса (6 класс)

Группа: 18-22 человека.

Место проведения: класс, аудитория

Ведущий: школьный психолог.

Методическое оборудование: воздушные шарики, скамья, мольберт, фломастеры, веревка (3 шт по 2,5м), диск, бутылка с водой, кубики-подставка, цветной скотч, теннисные мячи, корзина, обруч, листы бумаги с написанными буквами (зашифрованное послание), чистые карточки, ручки.

Матрица тренинга:

Время

Вид деятельности

Цель:

15 минут

Знакомство:

Упражнение «Снежный ком с ассоциацией»

(обсуждение), определение темы и правил тренинга.

Знакомство участников друг с другом, самопрезентация, создание непринужденной атмосферы.


20 минут

Разогрев:

Упражнение «Передаем предмет» и упражнение «Покоряем скалу».


Включение участников в процесс группового взаимодействия, создание положительного эмоционального фона, развитие познавательных процессов, творческого мышления, спонтанности.

активизация участников, поднятие настроения, повышение качества коммуникации, настройка на совместную работу.

25 минут

Лабилизация:

Упражнение «Гусеница»,

упражнение «Дружный хлопок»,

упражнение «Наскальная живопись».

Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе. Повышение качества невербальной коммуникации, улучшение навыка работы в команде, тренировка умения чувствовать другого

повышение качества невербальной коммуникации.

60 минут

Обучение:

Упражнение «Косичка»,

Игра «Сбор урожая»,

Игра «Перенос воды»,

Игра «Обруч»,

Упражнение «Зашифрованное послание».

Отработка и овладение навыками, которые помогут объединить группу, развить умение взаимодействовать в команде, находить общее между участниками. Реализация поставленных задач.



20 минут

Завершение:

Упражнение «В завершении, я хочу сказать…»

Упражнение «Пожелания», рефлексия


Создание ощущения завершенности и позитивного настроя.

Подведение итогов, снятие напряжения, оценка себя и других в процессе работы группы. Анализ общих и индивидуальных позитивных достижений. Рефлексия.



Содержание тренинга:

Знакомство (15 минут)

Цель: Знакомство участников друг с другом, самопрезентация, создание непринужденной атмосферы.

Ведущий:

- Здравствуйте ребята! Наш сегодняшний тренинг называется «Первобытное общество» не просто так. В далекие времена не было никаких благ цивилизации, первобытным людям угрожала опасность на каждом шагу: стихийные бедствия, дикие животные. Добыча пропитания тоже представляла не простую задачу, с которой не смог бы самостоятельно справиться никакой первобытный житель. Человек, не живущий в коллективе, не способный на совместное решение задач, мог погибнуть в любой момент. Поэтому умение сотрудничать было необходимым навыком для любого представителя общества с самого начала его появления. И умением этим часто овладевали путем взаимодействия через мимику, жесты, язык тела, потому что речь появилась среди людей не сразу. Вот и мы сегодня представим себя немного первобытными людьми, которым придется совместно решать непростые подчас задачи, иногда даже не используя для этого главное достижение человечества – речь. За каждое упражнение вы будете получать семена, количество которых и покажет, выживет ли в суровые времена ваше небольшое племя!».


Упражнение «Снежный ком с ассоциацией»

Ход упражнения: каждый участник должен придумать на начальную букву своего имени ассоциацию либо качество наиболее емко его характеризующую, например: «Маша - морская». Далее, каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя и характеристику, повторяет все предыдущие, которые были названы перед ним.

Обсуждение: возникали ли у вас какие-либо затруднения?


Разогрев (20 минут)

Цель: Включение участников в процесс группового взаимодействия, создание положительного эмоционального фона, развитие познавательных процессов, творческого мышления, спонтанности.

активизация участников, поднятие настроения, повышение качества коммуникации, настройка на совместную работу.

Упражнение «Передаем предмет»

Ход упражнения :Участники встают/садятся в круг. Ведущий подходит к любому из участников и дает ему в руки при помощи жестов воображаемый предмет: «В первобытном обществе очень берегли огонь, потому что его не так легко было раздобыть. Я даю тебе уголек, который необходимо передавать дальше по кругу своим соплеменникам» (указывается направление). Первый передает воображаемый предмет второму и т.д. по кругу. В один момент ведущий произносит «Стоп!» и спрашивает, у кого уголек. Дальше игра усложняется.

Ведущий дает уже два воображаемых предмета (важно правдоподобно имитировать процесс передачи) игрокам из разных частей круга: уголек и мамонт. Предметы по команде начинаются передаваться в разных направлениях, ведущий может немного торопить участников для повышения азарта. Далее также следует команда «Стоп» и определение держателей предметов. В третьем раунде запускаются уголек, мамонт и дубинка. Самые сложные моменты возникают тогда, когда у одного игрока оказывается несколько предметов и ему нужно не запутаться, кому что передавать.


Упражнение «Покоряем скалу»

Ведущий: «В поисках безопасного убежища или пропитания первобытным людям иногда приходилось преодолевать сложные препятствия, например, двигаться по обрыву скалы».

Ход упражнения: Заранее должна быть подготовлена длинная скамья или бревно, где вся команда может уместиться достаточно плотно. Участники забираются на «обрыв» и пересчитываются по порядку. Их задача состоит в том, чтобы перебраться вдоль «скалы» и выстроиться в обратном порядке так, чтобы никто не упал в обрыв:

Ведущий: «Чтобы не спугнуть хищных птиц, которые сидят на соседнем уступке, перебираться по скале необходимо молча!».

Если кто-то из игроков падает или начинает говорить, игра начинается сначала.


Лабилизация (25 минут)

Цель: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе. Повышение качества невербальной коммуникации, улучшение навыка работы в команде, тренировка умения чувствовать другого, повышение качества невербальной коммуникации.

Упражнение «Гусеница»

Ведущий: «Тигра выгнали. Но вход в пещеру очень темный и длинный, чтобы не потерять друг друга вам нужно пройти его специальным способом». Участники команды встают в шеренгу и закрепляют между собой по одному надутому воздушному шарику. Задание: не касаясь друг друга руками, пройти из пункта А в пункт Б, не потерять ни одного шарика, и при этом хором напевая мотив любой веселой песни.


Упражнение «Дружный хлопок»

Ведущий: «Итак, вам удалось преодолеть скалу и вы добрались до пещеры, где могли бы устроить себе жилище. Но пока там спрятался саблезубый тигр, чтобы его выгнать, вам необходимо дружно хлопнуть в ладоши, как можно громче и самое главное одновременно. Не забывайте, что ваше племя еще не овладело искусством речи, поэтому вы не можете разговаривать».

Задача участников догадаться, что нужно встать в круг, чтобы все друг друга видели и путем невербального взаимодействия подготовиться и дружно хлопнуть в ладоши.


Упражнение «Наскальная живопись»

Ведущий: «Ваше племя стало уже достаточно взрослым и пришло время овладевать речью, учиться писать». Все дети встают друг за другом, так чтобы перед первым участником стоял мольберт и фломастеры (флипчарт). Разговаривать пока еще по-прежнему нельзя. Ведущий показывает человеку, стоящему последним, первую букву загаданного слова «наше племя» (каждую букву необходимо распечатать на отдельном листе бумаги), а он должен написать ее на спине впереди стоящего участника как можно понятнее, таким образом, буква передается к первому игроку, и он записывает ее на доске, после чего встает в самый конец команды. Также осуществляется передача всех остальных букв, пока загаданное слово не будет прочитано.


Обучение (60 минут)

Цель: Отработка и овладение навыками, которые помогут объединить группу, развить умение взаимодействовать в команде, находить общее между участниками. Реализация поставленных задач.

Упражнение «Косичка».

Ход упражнения: На каждую группу из 4-5 человек, участникам дается три веревки длиной примерно 2,5 метра:

Ведущий: «Ваша задача сплести плотные веревки для ловли добычи. Не отрывая рук от веревок, каждая группа должна сплести ровную косичку путем перемещения. В плетении принимают участие все члены мини-групп».


Игра «Сбор урожая»

Ведущий: «Пришло время собирать урожай, деревья высокие, плоды мягкие, а корзина тяжелая».

Ход игры: На полу цветным скотчем заранее размещается траектория трубопровода (она должна быть длиннее, чем общая протяженность трубопровода), каждый участник берет кусок труды/желоба и все участники выстраиваются на разметке. Их задача перекатить как можно больше плодов (теннисных мячиков) в корзину, стоящую в конце, не уронив их по пути.


Игра «Перенос воды».

Ход игры: Для этого упражнения необходимо подготовленное заранее оборудование. Диск диаметром 25-30 см, к которому по кругу привязаны веревки (23 шт) длиной около 2,5 метром. Бутылка о,5 с водой (или стакан с водой), два небольших кубика-подставки.

Задача участников: взявшись за свободные края веревок, переместить диск, на котором стоит вода, с одной подставки, на другую. Задачу можно усложнить тем, что путь может быть проложен через какое-то отверстие.


Игра «Обруч»

Ход игры: Всем игрокам нужно взяться за руки и, не отпуская рук, по очереди пролезть через обруч, который ведущий одевает кому-то из участников на руку.


Упражнение «Зашифрованное послание».

Ведущий: «Похоже ваше племя далеко пойдет. Вы нашли себе убежище, добыли пропитание, овладели самым совершенным способом коммуникации – речью. Осталось последнее задание – разгадать послание более древней цивилизации».

Ход упражнения: Каждый игрок получает лист с написанной буквой, которую не должен выпускать из рук. Задача всей команды – расшифровать послание и выстроиться так, чтобы его можно было прочитать.

«ВМЕСТЕ - НЕ ОДИН, В ОБИДУ НЕ ДАДИМ!»


Завершающий этап (20 минут)

Цель: Создание ощущения завершенности и позитивного настроя.

Подведение итогов, снятие напряжения, оценка себя и других в процессе работы группы. Анализ общих и индивидуальных позитивных достижений. Рефлексия.

Упражнение «В завершении, я хочу сказать…»

Ход упражнения: Участники группы по кругу имеют возможность высказать мнение, насколько эффективным им показался тренинг, насколько он оправдал их ожидания, что нового открыл в области мотивации человеческого поведения и в межличностных отношениях, оказал ли влияние на субъективный уровень стресса конкретного участника; можно также обратиться с репликой непосредственно к кому-либо из группы или к ее руководителю.


Упражнение «Пожелания»

Ход упражнения: Раздайте каждому участнику достаточное количество карточек. На одной стороне карточки участник пишет имя адресата (кому относятся комментарии) и имя отправителя (свое). На другой стороне пишется позитивный и честный комментарий.

Каждый член команды пишет карточки для всех остальных участников. Когда все карточки написаны, они вручаются адресатам.


Ведущий: «Ребята, а давайте теперь посмотрим, сколько семян вам удалось собрать? Достаточно много! Эти семена символизируют плодородие и добрые всходы, ростки ваших добрых отношений! Вы собрали их сегодня достаточно много, чтобы показать самим себе, что вы можете быть командой, уважительно и бережно относиться друг к другу, вместе принимать решения и находить компромиссы».


Рефлексия

Ведущий:

- Что понравилось в тренинге?

- Что вызвало большие трудности?

- Какой момент был наиболее ярким, запомнилось из занятия?

-Чему научились в тренинге?








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.