Методическая разработка «Тренинг эффективного чтения "Час тишины"» (5–6 класс)

6
0
Материал опубликован 29 March 2021
t1617013034aa.png



КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

(МАОУ «СОШ № 2»)







Методическая разработка по совершенствованию читательской компетентности школьников на основе

технологии смыслового чтения



Тренинг эффективного чтения «Час тишины»

( тренинг по формированию читательской компетентности учащихся во внеурочной работе)









Разработчик:

Кувшинова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МАОУ СОШ №2 г.Заводоуковска

Тюменской области;

Адрес электронной почты:

kuvshinovajelena@yandex.ru

Контактный телефон:89963048653

Заводоуковск, 2020









В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию и совершенствованию читательской компетентности школьников на основе технологии смыслового чтения.

Методическая разработка предназначена для педагогов, работающих над формированием читательской грамотности школьников и для повышения показателей достижения результатов.

Данный материал может быть использован для организации уроков и внеурочной деятельности .





































Пояснительная записка.

Качество образования по литературе в настоящее время определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями - способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе и повседневной жизни. Читательская грамотность(компетенция) - это определенная мера включения обучающегося в читательскую деятельность на основе его лингвистической, речевой и профессиональной готовности и способности к осуществлению этой деятельности.

Цель данной работы: поделиться опытом работы в данном направлении и оказать методическую помощь педагогам –практикам в формировании читательской культуры учащихся;

- систематизировать диагностические материалы для работы по сформированности читательской компетентности и задания для работы в данном направлении во внеурочной занятости учащихся.


Содержание



Формирование читательской грамотности (компетентности) невозможно без понимания текста.

А толкование процесса понимания текста зависит от подхода, в котором рассматривается данная проблема. Также характеристики и критерии понимания текста могут зависеть от типа текста, к которому обращается учащийся. Существуют ли общие закономерности понимания научного и художественного текста, или же понимание разных по стилистике текстов требует разных умений?

Результатом понимания художественного текста является формирование у каждого читателя( в нашем случае учащихся) своего художественного образа, своей читательской точки зрения, доказательство текстом, что не исключает, а, наоборот, предполагает индивидуальные прочтения. Это предполагает использование не просто традиционных школьных форм анализа теста, а постановку перед школьниками задач на интерпретацию текста, вычитывание, толкование.

Выделяют три основные ступени понимания тек­ста:

понимание предметного или фактического содержания текста, т.е. усвоение информации о предметах, фактах, событиях;

пони­мание подтекста, т.е. непрямо выраженной мысли;

понимание отношения читателя к содержанию.

Для понимания текста следует использовать раз­нообразные речевые показатели. Например, в качестве показателя правильного понимания прочитанного могут служить следу­ющие ответы и действия учащихся:

нахождение в тексте предложений, которые являются ответами на вопросы, поставленные к тексту учителем или другими учащимися, свободные ответы по прочитанно­му, ответы на вопросы к подтексту;

составление читающим вопросов к тексту или к отдельным его частям;

составление плана пересказа текста;

свободное воспроизведение содержания текста;

объяснение значений новых слов;

правильное интонирование отдельных предложений.

Читательская компетентность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе.

Отмечается, что главные причи­ны невысоких результатов школьников кроются в том, что они в процессе обучения почти не встречаются с заданиями междисциплинарного характера, с заданиями, направленными на анализ жизненных ситуаций, с текстами делового стиля. Все это еще раз указывает на то, что сам процесс обучения в школе недостаточно ориентирован, как бы отгорожен от ре­альной жизни.

Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Приведу некоторые из них:

Задания «множественного выбора»:

-выбор правильного ответа из предложен­ных вариантов;

-определение вариантов утверждений, со­ответствующих / не соответствующих со­держанию текста / не имеющих отношения к тексту;

-установление истинности / ложности ин­формации по отношению к содержанию текста.

Задания «на соотнесение»:

-нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами пла­на, картинками, знаками, схемами, диаграм­мами и частями текста (короткими текстами);

-нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, кар­тинок, схем и т. п.;

-соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синони­мов/ антонимов).

Задания «на перенос информации»:

-заполнение таблиц на основе прочитанного;

-дополнение таблиц/схем на основе прочи­танного.

Задания «на восстановление деформирован­ного текста»:

- расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последова­тельности.

Задания с ответами на вопросы: могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. В зависимо­сти от цели и конкретного содержания вопро­сы можно разделить на три основные группы:

а) поиск и целенаправленное извлечение инфор­мации («общее понимание текста» и «выяв­ление информации»):

нахождение фактического материала — в основном вопросы «Кто (что)? Где? Когда? Что делал(а)?»; определение темы;

выявление информации, явно не выра­женной в тексте;

б) обобщение и интерпретация содержания текста («интерпретация текста»):

нахождение в тексте заданной информа­ции;

нахождение в тексте данных, иллюстри­рующих определенную мысль; использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;

установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;

определение основной мысли (идеи) текста;

соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;

выяснение намерений автора текста;

интерпретация (комментирование) назва­ния текста;

формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте;

в) оценка содержания и формы текста, рефлек­сия («рефлексия содержания» и «рефлексия формы подачи текста»):

сопоставление содержания текста с соб­ственным мнением;

соотнесение информации текста с соб­ственным опытом;

- оценка поступков (действий) героев текста;

- обоснование своей точки зрения на осно­ве ранее известной информации и сведе­ний из текста;

- «предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности собы­тий;

- «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации;

- определение жанра и стиля текста;

- нахождение средств художественной вы­разительности и определение их функ­ций.

Моя задача -учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательной ситуации становится одной из самых актуальных задач современной школы.

Смысловое (продуктивное) чтение — вид чте­ния, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для смыслового понимания недостаточно про­сто прочесть текст, необходимо дать оценку инфор­мации, откликнуться на содержание.

Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение на­выками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный мо­мент, в зависимости от его потребностей и способ­ностей. Оттого и разница в восприятии.

Как помочь ученику основной школы овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»?

Одним из главных путей развития читатель­ской грамотности является стратегиальный под­ход к обучению смысловому чтению.

«Стратегии смыслового чтения» — различ­ные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформлен­ной текстовой информации, а также ее переработ­ки в личностно-смысловые установки в соответ­ствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Таким образом, работа с книгой (с текстом) — это конкретная система умений, которой может и должен овладеть каждый. Индивидуальные разли­чия и способности играют важную роль, но основу работы с книгой составляют конкретные действия и операции, которые доступны каждому человеку.

К этим действиям и операциям отнесены:

операции смыслового восприятия элементов текста;

понимание слов, предложений, абзацев;

- понимание того, о чем (о каких субъектах) го­ворится в тексте (и умение составить на этой основе план), и того, что именно об этом гово­рится (и умение на этой основе делать выписки и составлять тезисы), т. е. понимание основных суждений текста;

понимание основного замысла текста и его подтекста;

понимание того, как связано содержание данно­го текста с содержанием других изученных тек­стов .

Эти операции лежат в основе владения смыс­ловым (изучающим) чтением — основным видом чтения в составе учебной деятельности, результа­том которого является глубокое, всестороннее по­нимание учебной информации (текста).

Чтобы овладеть этим видом чтения, нужно осво­ить приемы понимания (осмысления) учебного текста в нашей школе был введен такой метод как «Час тишины».Данная методика предполагает работу при переходе учащихся в среднее звено, т.е. для 5-6 классов. Как работает данная методика? Ребятам предлагается небольшой по объему текст для прочтения в классе в течение 5 минут, затем начинаем работать над пересказом данного текста, после чего предполагается обсуждение текста по вопросам на выявление проблематики, характеристике главных героев их поступков. Во втором полугодии работа усложняется, предполагается введение цитат и иные формы работы с введением цитаты в текст. Основной упор делается на прочтение текста, его смысловое понимание и пересказ.

Еще одной целью данной методики является работа над монологической речью.

Главное, чему учит этот прием, не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ. В этом большой развивающий эффект данного приема.

Вопросы могут возникать примерно таких типов.

О чем здесь говорится?

Что мне уже известно об этом?

Что именно об этом сообщается?

Чем это можно объяснить?

Как это соотносится с тем, что я уже знаю?

С чем это нужно не перепутать?

Что из этого должно получиться?

Для чего это делается?

К чему это можно применить?

Когда и как применять?

Каким известным мне ранее фактам проти­воречит то, что я узнал из этого текста?

Кто из авторов, которых я читал ранее, яв­ляется единомышленником данного автора?

Что нового я узнал из этого текста?

Что меня особенно удивило? Заставило за­думаться?

На каком уровне подробности желатель­но запомнить информацию, извлеченную из этого текста?

Пути достижений планируемых результатов освоения учащимися стратегии смыслового чтения


1. Урочная деятельность

Возрастная группа

Чему учить

Предметы

Стратегии

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

5 – 6 классы

Ориентироваться в содержании

текста и понимать его целостный смысл:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий со­держанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- объяснять порядок частей / инструкций, содержащихся в тексте.

Находить в тексте требуемую информацию.

Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требую­щие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных

видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Литература, русский

язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, тех­нология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обще- ствознание.

упражнения, задания.

Развитие критического мышления через чте­ние и письмо , «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение с остановками».

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

5–6 классы

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление. Проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности, в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.

Интерпретировать текст:

сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;

обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

делать выводы из сформулированных посылок;

выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Литература, русский язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, тех­нология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обще- ствознание.

Развитие критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками).

«Список тем книги»,

«Черты характера», синквейн.

Работа с текстом: оценка информации

5 – 6 классы

Откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире.

Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения.

Литература, русский

язык, история, ОБЖ, природоведение, география, ИЗО, тех­нология, математика, биология, музыка, иностранный язык, информатика, обще- ствознание.

. Логические цепочки. . Тайм-аут. Вопросы после текста. Проверочный лист.


При сформированных приемах осмысления тек­ста учащиеся становятся способными оценить эф­фективность своей работы с текстом, отмечая про себя факты непонятности той или иной части текста, отсутствия в тексте объяснения или ответа на воз­никший вопрос, контролируют себя. У них лучше работают память, воображение. Интересно и то, что в этом случае обнаруживаются кроме познаватель­ных и мотивационные (т. е. побудительные) ком­поненты: переживаемое читателями желание найти решение вопроса; намерение читать более внима­тельно, чтобы выяснить непонятное; чувство удов­летворенности или неудовлетворенности от своей работы над текстом; уверенность, сомнение и пр.

По мере овладения приемами осмысления тек­ста у учащихся развивается способность глубоко осмысливать текст и без выполнения их в развер­нутом виде. По ходу чтения возникают «едва уловимые» мысли такого рода: «это следует понять, буду читать очень внимательно», «дальше должно быть объяснение, нужно хорошо разобраться», «это что-то важное», т. е. «состояние внутренней напря­женности и готовности», основанное на усвоении приемов понимания текста.




Предлагаю использовать «Час тишины» во внеурочной работе( тренинг по формированию читательской компетентности учащихся)

Тренинг эффективного чтения.

Цель тренинга - сформировать эффективные способы понимания текста.

Задачи:

Развитие умения выделять в тексте главное;

Развитие умение выделять структуру текста;

Обучение эффективным приемам работы с текстом;

Повышение скорости чтения.

Пример занятия. Занятие 1

Этап занятия

Содержание работы (описание упражнения)

Рефлексивный анализ работы

1. Приветствие.


Участникам раздаются небольшие листочки с текстом приветствия, у каждого участника приветствие отлично от других. Далее по кругу каждый участник читает свое приветствие.


2. Разминка

Инструкция«Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, т. е. если вам, например, досталась карточка, на которой написано"красный", то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным. Иногда я буду произносить названия предметов, которые не являются овощем или фруктом. В этом случае все остаются сидеть. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет».

В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у них цвет.

Упражнение предназначено для концентрации внимания, умения слушать других.

Имитационная группа упражнений.

Выполнение данное упражнение задает положительный настрой на дальнейшую работу, повышает концентрацию внимания.

3. Экспересс-диагностика

1)Упражнение «Какой я чтец». Участникам раздаются листы со шкалой грамотности чтения и понимания текста. Инструкция: На листе изображена линия. На одном её конце находится человек, который является грамотным чтецом он быстро читает, отлично понимает любой текст и умеет пересказывать текст другим, на другом- человек который является неграмотным чтецом он читает медленно, плохо понимает текст и не умеет пересказывать текст другим. Подумайте и оцените себя, какой вы чтец? Отметьте себя на линии крестиком. Теперь подумайте, а каким чтецом вы бы хотели быть? Отметьте себя на линии флажком.

2) Диагностика техники чтения. Участникам раздаются листы с текстом , измеряется количество прочитанных слов за 30 сек. Инструкция: Ребята, сейчас мы проверим, насколько быстро вы умеете читать текст. По моей команде вы начинаете читать текст вслух в полголоса. Когда я говорю стоп, вы ставите отметку на том слове, на котором остановились.

3) Диагностика умения выделять главное в тексте. Ребята, следующее умение, которое мы проверим, одно из основных в понимании текста- это умение выделять главное в тексте, а именно выделять главную мысль и главные слова. У каждого участника на руках текст с заданиями(приложение 1). Учитель читает текст вслух один раз. Затем каждый ученик работает самостоятельно, выполняя задания к тексту.


4.Упражнение на технику чтения

Инструкция: Сейчас каждому из вас я раздам текст. По моей команде вы начинаете читать текст на скорость в полголоса. После того, как я скажу «стоп» , отмечаете то слово на котором остановились. Далее участники ещё два раза читает этот же текст с начала за то же время и отмечают слова, на которых остановились. После третьего раза обсуждается: есть ли изменения в скорости чтения после первого и после третьего раза? Почему так получились? Что из этого следует?




Варианты упражнений для содержательной части занятия

Упражнение «доклад». Участникам раздается текст. После прочтения им необходимо передать содержание этого текста при помощи рисунков, знаков, символов. Получившуюся шпаргалку передают соседу, который должен будет воспроизвести текст по этой шпаргалке.

Упражнение «главные слова». Участникам раздается текст. После прочтения текста участникам необходимо выписать главные слова из этого текста. Количество главных слов задаётся ведущим. После того как участники выделили главные слова, ведущий зачитывает свой список слов, участники отмечают совпадения в своем списке. Побеждает тот, у кого получилось больше всего совпадений. Затем обсуждается, почему именно эти слова попали в список.

Упражнение «в двух словах». Участники делятся на две команды. Каждой команде предлагается текст, отличный от текста другой команды. Задача участников - передать смысл текста другой команде используя только несколько слов (количество устанавливается в зависимости от размера текста). Команды должны понять, о чем идет речь в тексте противоположной команды. После оценивается, какая команда лучше справилась со своей задачей.

Упражнение «Конспект». Участникам раздаётся текст из нескольких абзацев. Необходимо коротко законспектировать на отдельном листочке каждый абзац текста, выделяя в нем главную мысль, но не проставляя номер абзаца учебного текста, к котрому, по вашему мнению, относится конспект. Далее следует передать конспект правому соседу, который должен проставить номера абзацев, соответствующих главной мысли конспекта, затем конспекты опять передаются соседу с права и проставляются номера абзацев, так до тех пор пока конспект не вернется к тому, кто его написал.

Упражнение «Вы тоже думаете, что это главное?». Ученикам предлагается текст, после прочтения которого, они должны выделить главную мысль и главную тему текста (записать их на отдельном листочке). Далее листочки передаются по кругу, и каждый участник ставит плюс, если он согласен с выделением главной мысли или темы, ставит минус если не согласен. Затем каждый ученик подсчитывается сколько у получилось плюсов у главной мысли и сколько у главной темы. Побеждает участник, который набрал больше всего плюсиков

Упражнение «оцени план». Участникам раздается текст и два плана к тексту. Один план, условно, составила Таня, другой - Коля. Задача участников - прочитать текст и определить чей план правильнее, Тани или Коли. Правильный план выбирается голосованием. После обсуждается: почему один план правильный ъ, а другой нет, есть ли похожие пункты в планах, какие ошибки встречаются в неправильном плане.

Упражнение «Отличные планы». Участникам раздается текст, после прочтения которого необходимо составить план. Участники делятся на три группы. Первая группа составляет вопросный план к тексту. Вторая- тезисный план к тексту. Третья- назывной.

Упражнение «исправляем ошибки».

Участники читают текст в среднем темпе и отмечают все места на которых они запнулись, затем такие места и слова участники проговаривают вслух по 3-5 раз пока они не будут четкими. Затем участники читают текст второй раз и отмечают сколько запинок получилось. Так до тех пор пока текст не будет прочтен без запинок и ошибок.

Упражнение «игра со словарем»У каждого участника и ведущего на руках толковый словарь (словари должны быть одинаковые). Ведущий задаёт участникам слово, а они должны найти значение в словаре как можно быстрее, то участник, который первым нашел заданное слово, зачитывает его значение. Таким образом, задаётся 10-15 слов. Затем можно обсудить устройство словаря: в каком порядке идут буквы, как лучше искать слово, что из себя представляет описание слова и т.д.

Упражнение «непонятный текст»Участникам раздается текст, в котором много сложный для понимания терминов. Участники читают текст и обнаруживают, что им сложно понять суть текста, После этого участники выделяют в тексте все сложные слова, из-за которых не понятен смысл текста. Список сложных слов нужно обсудить, чтобы у всех он был одинаковый. Затем ведущий распределяет участников на две команды. В командах участники должны найти значение всех сложный слов и по возможно подобрать более простые слова синонимы. Та команда, которая первой справится с заданием, получает возможность прочитать текст с заменёнными сложными словами на слова-синонимы. Далее можно обсудить: стало ли легче понять текст, почему так получилось, для чего нужна такая работа со словарём.

Игра в прятки”Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

«Поиск в тексте заданных слов»Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Чтение в темпе скороговорки Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.













































Приложение 1.

Примеры текстов.

Эффект бумеранга


В автобусе было душно и очень тесно. Его зажали со всех сторон, и он уже сто раз пожалел о том, что решил поехать на очередной прием к врачу ранним утром. Он ехал и думал о том, что совсем, казалось бы, недавно, а на самом деле семьдесят лет тому назад, он ездил на автобусе в школу. А потом началась война. Он не любил вспоминать то, что он пережил там, зачем ворошить прошлое. Но каждый год двадцать второго июня он запирался в своей квартире, не отвечал на звонки и никуда не ходил. Он вспоминал тех, кто ушёл с ним добровольцем на фронт и не вернулся. Война была для него и личной трагедией: во время боев под Москвой и Сталинградом погибли его отец и старший брат.

 

Сейчас это казалось таким далёким, что будто бы и не было совсем этой проклятой войны. Но рана была слишком глубокой, чтобы забыть об этом так быстро.

Был в его жизни один случай, который он тоже не мог забыть и простить себе. Он ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем классе), был теплый весенний день, он сел на последнее свободное место, отвернувшись от старика, который беспомощно облокотился о поручень у дверей. Он не видел, где сошёл старик, но почему-то весь день потом вспоминал о нём, и острая поздняя боль раскаяния пронзила его душу. «Почему я не уступил ему место?» – этот вопрос терзал его день изо дня. Потом постепенно это постыдное воспоминание ушло на задний план, но время от времени возвращалось как укол совести, как руководство к правильному поведению, к уважению старших и поклону их опыту и седине.

Теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до слез обидно, если он видел неуважительное отношение к людям пожилого возраста, к ветеранам, которые потом и кровью заслужили победу и право на жизнь и свободу для своих потомков.

Автобус остановился на остановке, пассажиры начали выходить, стоять стало свободнее. Вдруг к нему подошел мальчик лет десяти и сказал: «Садитесь, дедушка, на мое место, я вижу, как Вам тяжело стоять». У старика навернулись слёзы на глаза. Это были одновременно и горькие, и сладкие слёзы. Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай семидесятилетней давности, они радовали и согревали сердце потому, что он, глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского человека.


Тоже живая


Несмотря на то, что была только середина марта, снег уже почти растаял. По улицам деревни бежали ручьи, в которых, обгоняя друг друга, весело плыли бумажные кораблики. Их запускали местные мальчишки, возвращаясь домой после школы.

 

- Вы же все промокли с головы до ног, идите скорее домой, - сердилась мама одного из мальчиков, встретившись им на дороге. Мальчишки решили идти пить чай и сушиться к Петьке, у него дома никого не было, кроме старого деда, да и тот почти всегда дремал на печке.

Напившись чаю и немного согревшись, мальчики снова собрались на улицу. Кто-то из них предложил идти за березовым соком.

- Березовый сок, он самый полезный, - сказал с печки дед. Мальчики подняли головы.
- Это почему это? – не растерялся бойкий Ваня.
- А в нем и витамины, и вещества другие полезные, не то, что в вашем покупном соке. Он и для живота хорош, и для укрепления организма. Только надо секрет знать, как правильно собирать березовый сок, а то ведь можно и дерево погубить, а оно тоже живое. Оно тебе сок, а ты что взамен? Оно тоже жить хочет! Так-то!
- Дедушка, ну, дедушка, а расскажите секрет? – взмолились ребята.
- Расскажу, что ж не рассказать-то! Перво-наперво нужно березу правильную выбрать: чтоб не молодая была, но и не сильно старая. Потом сверлом просверлить в дереве небольшое отверстие, да не низко к земле, а то зайцы разгрызут кору. Потом вставить в лунку трубочку, ну или на худой конец, небольшой пучок чистой травы, и можно собирать сок. Да смотреть, чтобы не весь сок из березы вытек, а то она засохнет. После этого лунку в коре нужно замазать глиной или вдолбить туда чистую щепку, чтобы рана на дереве быстрее заросла. Вот и весь секрет!
- Спасибо, дедушка! Мы побежали! – ответили ребята и начали собираться в лес.

Подойдя к опушке леса, они увидели две березы. Одна из них была почти сухой и низко наклонилась над землей. На ее стволе были видны следы топора, а рядом лежал мусор, и были раскиданы пустые пластиковые бутылки.

- Наверное, это сделали те, кто не знал дедушкиного секрета. А береза ведь тоже живая, - сказал Ваня и заплакал.


Теперь я не жадный


Маленький Женя был очень жадным мальчиком, бывало, принесёт в садик конфеты и ни с кем не делится. А на все замечания воспитателя Женины родители отвечали так: «Женя еще слишком маленький, чтобы с кем-то делиться, вот пусть немного подрастет, тогда и поймет».

Однажды мама забрала Женю из садика пораньше, и они пошли домой. По дороге заглянули в магазин, где Женина мама всегда покупала хлеб. Стоя в очереди, Женя молча рассматривал витрину и думал, как хорошо, когда мама каждый день покупает ему конфеты. Перед ними стояла старушка и скрупулезно считала мелочь, перебирая ее на ладони. Когда подошла ее очередь, она сказала продавщице: «Доченька, у меня рубля не хватает на пшено, можно я занесу завтра?» «Много вас тут таких ходит, - огрызнулась та в ответ. – У кого рубля не хватает, у кого два, всё завтраками кормят, а у меня потом недостача». Женина мама молча протянула рубль, а Жене шепнула на ухо: «Жалко бабушку». Старушка сказала: «Спасибо, это ведь я не для себя пшено покупаю, а голубей подкармливаю, мерзнут они зимой сильно, сама-то уж я как-нибудь проживу». Когда Женя с мамой вышли из магазина, мальчик увидел, как бабушка высыпала весь пакет пшена на тротуар, а голуби тут как тут, да столько много их прилетело! Они совсем не боялись старушку: садились к ней на плечи, клевали пшено прямо из ладони, было сразу видно, как они ее ждали.

Когда Женя с мамой вернулись домой, то Женя первым делом, даже не успев раздеться, поставил стул к кухонному гарнитуру, открыл ящик и достал пакет с конфетами. Смерив его взглядом, громко сказал: «Как раз!» «Что как раз? Ты же не съешь столько конфет», – удивилась мама. «А это я не себе, это я для ребят в группе, как раз всем хватит, теперь я не жадный», - ответил мальчик.

Звери

Когда-то, давным-давно, все звери были одного цвета – серого: медведи, волки, лисицы, белки, кошки, собаки и, даже, тигры и львы. И вот, лесная фея – веселая выдумщица, решила, что гораздо красивее и веселее станет, если каждый зверь будет иметь свой цвет. Она принесла на лесную поляну банки и кисточки. В банках были красивые краски разных цветов. Фея объявила всем зверям, что тот, кто хочет поменять цвет своей шубки, пусть приходит, и фея его покрасит в тот цвет, который он сам выберет. Это не больно, а весело. Пришли звери и ждут. Первым осмелился медведь:

-покрась меня, фея, в бурый цвет, а моего брата в белый – он на севере живет и ему будет хорошо, а то снег белый, а он серый.

Взяла фея бурую краску и покрасила медведя, а брата его белой краской выкрасила. И они остались довольны. Затем подошел лев. Ему, ведь, надо было показать, что он тоже не боится:

-я хочу быть желтым, под цвет песка и сухой травы.

И тигр, тоже, решил быть желтым. Фея сказала:

-хорошо, но чтобы вы друг от друга отличались, я тигру нарисую темные полоски.

Все оказались довольны. Но, тут подбежал бурундук и сказал, что он, тоже, хочет полоски, он хочет быть похож на тигра. Фея нарисовала и ему полоски, только не поперек, как у тигра, а вдоль. Лисицу она сделала огненно-рыжей, песца - голубым, белочку – рыжеватой, но потемнее, чем лиса. Соболя покрасила в шоколадный цвет. Всех, кто пришел на поляну, фея не обидела. Даже волка покрасила, хоть он сам так и не выбрал себе цвет. Ему она брюхо сделала светло-серым, а спину потемнее. Пока все красили свои шубки, кошки не было на поляне. Она была дома, потому что очень долго готовила свою шубку к покраске: вылизывала и расчесывала ее. Когда кошка, наконец, пришла на поляну, все уже разошлись и, даже, фея ушла, отдохнуть от трудной работы. А банки с красками остались на поляне. Кошка нисколько не огорчилась. Она была очень игрива, любила побаловаться, да еще и была большой модницей. И, кошка, стала пробовать, какая краска ей больше идет. Попробовала кошка белую краску – неплохо! Черную краску – еще лучше! Рыжую – ах, как красиво! А что, если еще полосок добавить? Так кошка перепробовала все краски, но не смогла выбрать, какой же цвет ей по душе. Утомившись, кошка убежала домой – попить молока. Когда фея вернулась на поляну, она сразу догадалась, кто это похозяйничал. Фея улыбнулась и сказала:

-ну, что же, пусть, отныне, кошки будут всякими, разноцветными. А, так как собаки, вообще, не пришли, то и они тоже, пусть будут разноцветными.

С тех пор шубки у кошек и собак не одинаковые, а самых разных цветов.

А. Как бы вы озаглавили текст? Выберите один из вариантов.

1) Почему шубки зверей разноцветные?

2) Кошка – модница.

3)Мир животных.

Б) Найдите утверждение, которое не соответствует содержанию текста:

1) Медведь покрасился в бурый цвет.

2) Лев выкрасил лису в огненно-рыжий цвет, а белочку в рыжеватый.

3) Кошка стала пробовать краситься в разные цвета.

В) Прочитав текст, вы узнали, что

1) кошка пришла позже, потому что вылизывала и расчесывала свою шубку

2) все звери остались довольны цветом своих шубок.

3) Фея улыбнулась и сказала: « Пусть все звери будут разноцветными»




16



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.