Методическая разработка учебного занятия по теме «Великие географические открытия и их последствия»
Долгушин Михаил Сергеевич
преподаватель истории
ГАПОУ ТО «Тобольский
многопрофильный техникум»
г. Тобольск, Тюменская область
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ».
Аннотация: В данной методической разработке учебного занятия описан поэтапный ход проведения урока по теме «Великие географические открытия и их последствия» определены его цели и задачи. На занятии применялись групповая форма организации учебной деятельности, активные методы обучения, проектная технология, практико-ориентированный подход. Обучающиеся в ходе урока работали группах над созданием постерной презентации, которая оформлялась на ватмане.
Ключевые слова: групповая работа, активные методы обучения, проектная технология, практико-ориентированный подход, постерная презентация.
Тема: «Великие географические открытия и их последствия»
Цель учебного занятия: сформировать представление об эпохе Великих географических открытий и колониальной экспансии Западной Европы
Задачи учебного занятия:
Обучающие:
выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику;
ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;
выявить последствия и значение Великих географических открытий (ВГО)
Развивающие:
развивать логические умения учащихся через выделения причинно-следственных связей, моделирование и конструирование учебного материала
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, не только индивидуально, но и в составе исследовательской группы.
формировать навыки проектной и исследовательской работы
Воспитательные:
воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности, умение находить консенсус.
побуждать проявление гражданской позиции
развивать творческие способности
способствовать умению сообща, продуктивно работать в команде
Формы организации учебной деятельности
групповая, фронтальная
Ожидаемые результаты обучения на учебном занятии:
Знания:
причины и предпосылки ВГО
первооткрывателей и маршруты их путешествий
последствия и значение ВГО
Умения:
выделять главное
анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи
структурировать материал
умение эстетически оформлять творческий продукт
давать оценку значимым событиям
эффективно работать в команде
Тип урока: комбинированный
Педагогическая технология (её элементы): информационно-коммуникативная технология, проектная технология
Методы обучения, используемые на учебном занятии
информационно-поисковый
проектный
поисковый
активный и интерактивный
Приёмы обучения: работа с учебным текстом, контурной картой, демонстрация презентации, оформление постерной презентации.
Методическое обеспечение: учебник, презентация, раздаточный материал, инструкции к выполнению заданий
Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация, учебники, карточки задания, цветные карандаши, ватман, ножницы, клей.
Основные источники:
Артёмов В.В, Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Учебник для студ. сред. проф.образования: в 2 ч. Ч.1.— М.; Издательский центр «Академия» 2013.
Загладин Н.В., Симония Н.А. "Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений" - М., Русское слово, 2012 г
План урока:
1. Оргмомент, приветствие, целеполагание
2. Причины и предпосылки Великих географических открытий
3. Великие географические открытия и первооткрыватели
4. Завоевание Америки, образование колоний
5. Последствия Великих географических открытий
6. Подведение итогов урока
Ход урока
1. На первом этапе занятия, при помощи наводящих вопросов преподавателя, обучающиеся формулируют тему и цель урока. Преподаватель выводит на экран цели и задачи урока и озвучивает их.
Преподаватель объясняет обучающимся, что работа на уроке будет проходить в группах. Каждая группа в ходе урока должна будет, выполняя задания подготовить постерную презентацию и представить её.
2. Причины и предпосылки Великих географических открытий.
На данном этапе обучающиеся изучают текст учебника, раздаточный материал и из приведенного списка (приложение 1) выбирают, что относилось к причинам ВГО, а что к предпосылкам. Наклеивают на ватман в две колонки, используют также иллюстрации (картинки).
3. В ходе изучения третьего пункта плана обучающиеся выполняют следующие задания: заполняют таблицу «Великие географические открытия и первооткрыватели» (приложение 2). На контурной карте (приложение 3.) подписывают маршруты экспедиций первооткрывателей. Готовую таблицу и контурную карту приклеивают на ватман.
Отвечают на вопрос, когда был подписан Тордесильясский договор, каковы его условия.
4. Завоевание Америки, образование колоний
Используя раздаточный материал и текст учебника обучающиеся заполняют таблицу «Завоевание в Америке, образование колоний» (приложение 4.)
Отвечают на вопросы:
Кто такие конкистадоры?
Почему европейцам (испанцам) достаточно легко удалось сокрушить индейские империи?
Что такое колонии? Укажите на контурной карте завоевания испанцев в Америке.
Какую политику проводили европейцы в Америке, какие цели преследовали?
При оформлении презентации используют иллюстрации.
5. Последствия Великих географических открытий
Используя раздаточный материал и текст учебника обучающиеся заполняют таблицу «Положительные и отрицательные последствия Великих географических открытий» приложение (приложение 5.)
6. Обучающиеся презентуют готовые работы. Преподаватель подводит итог урока, озвучивает оценки, задаёт домашнее задание.
Приложение 1.
Причины и предпосылки Великих географических отрытий |
Появление новых типов морских кораблей каракка, каравелла, галеон |
Стремление купцов и мореплавателей западноевропейских стран найти новые морские пути на Восток, чтобы вести торговлю без посредников |
Новые и усовершенствованные навигационные приборы (морской компас, астролябия) |
В связи с ростом городов, развитием ремесла и торговли увеличивалась потребность европейцев в золоте и серебре |
Специальные навигационные карты, которые облегчали прокладку курсов в открытом море или океане |
Европе образовались централизованные государства. Они имели средства для снаряжения и финансирования заокеанских путешествий (Испания, Англия, Португалия) |
Потребность в новых товарах, сырье, (пряностях) |
Распространение идеи о шарообразности земли и возможность достигнуть Индии через Атлантический океан |
Католическая церковь приветствовала покорение новых земель. Цель – обращение в христианскую веру. |
Приложение 2.
Великие географические открытия и первооткрыватели | ||
Даты | Мореплаватель, страна которую он представлял | Открытие |
1492-1493, 1493-1496 1498-1500, 1502-1504 | Христофор Колумб Испания | Открыл новый материк - Америка |
1487-1488 | Бартоломеу Диаш Португалия | В ходе экспедиции первым обогнул Африку, выйдя в Индийский океан, открыл мыс Доброй надежды |
1499-1501 | Америго Веспуччи Португалия, Испания | Первый кто доказал, что Колумб открыл Новый свет |
1497-1499 | Васко да Гама Португалия | В ходе экспедиции первым достиг Индии |
1519-1522 | Фернандо Магеллан Испания | Первое кругосветное плавание, открытие Филиппинских, Молуккских островов |
Приложение 3.
Контурная карта «Великие географические открытия»
Приложение 4.
Завоевание Америки, образование колоний | ||
Даты | Предводитель конкистадоров | Захваченные территории |
1513 | Васко Нуньес де Бальбоа | Через панамский перешеек вышел к Тихому океану, основал первый европейский город в Новом свете |
1519-1521 | Эрнан Кортес | Завоевание центральной Америки, цивилизации Ацтеков |
1532 | Франсиско Писарро | Завоевание западной части Южной Америки цивилизации Инков |
Приложение 5.
Последствия Великих географических открытий | |
Положительные | Отрицательные |
Литература
Артёмов В.В, Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Учебник для студ. сред. проф.образования: в 2 ч. Ч.1.— М.; Издательский центр «Академия» 2013г.
Загладин Н.В., Симония Н.А. "Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений" - М., Русское слово, 2012 г.