Методическая разработка «Учимся говорить комплименты»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Русскошойская школа-интернат»
Методическая разработка внеклассного занятия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Разработала: Домрачева И.Г., воспитатель 5 класса
Проведено на м/о воспитателей
с. Русские Шои
апрель, 2022г.
Аннотация
В статье представлены стратегия и тактика работы по развитию культурного коммуникативного поведения, межличностных отношений, необходимых для социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями на основе знакомства с правилами комплиментов. Применение методических рекомендаций поможет педагогу показать детям, как важно уметь говорить комплименты, быть отзывчивым, добрым, проявлять заботу и теплое отношение к своим близким и ко всем окружающим людям, проводить занятие таким образом, чтобы оно обеспечивало необходимый баланс во всех компонентах моральных, когнитивных и коммуникативных компетенций. Это внеклассное занятие предназначено для учащихся 5-го класса VIII класса коррекционной школы (для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями). Материал может быть использован классными руководителями, воспитатели, педагоги-психологи при подготовке и проведении воспитательных мероприятий. Формат данного занятия помогает создать условия для развития познавательной активности детей, повысить общий культурный уровень, развить образованность, воспитать самоорганизацию, умение взаимодействовать друг с другом через работу в группах. Преподаватель создает условия для организации социально значимой деятельности, инициативности, которые способствуют вовлечению в работу максимального количества обучающихся. Ученики узнают, чем отличаются комплименты от лести, знакомятся с простыми приемами составления комплиментов и учатся их использовать
Содержание
1.Введение 4
2.Основная часть. Конспект занятия. 6
3.Заключение 11
4.Библиографический список 12
Приложение 13
1.Введение
На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения, стоят особенно остро. Дети с проблемами в психофизическом развитии не исключение. Коммуникативные навыки необходимы практически в любой жизненной ситуации: успешность в жизни большей частью связано с нашей способностью общаться, понимать других. Общество хочет видеть в выпускнике компетентного, со сформированными коммуникативными навыками, умеющего работать в коллективе, команде, ответственного за решение своих проблем, готового к самообразованию человека. Современный человек должен обладать развитым творческим мышлением, владеть искусством самоанализа, рефлексии и практической самооценки. Воспитание культуры поведения и общения является одним из составляющих в воспитании и развитии детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, которая позволяет обеспечить детям полноценную социальную адаптацию в обществе.
Данное занятие способствует развитию навыков коммуникативного поведения, межличностных отношений и сплоченности классного коллектива.
Новизна разработки заключается в том, что занятие предполагает высокий уровень взаимодействия (интерактивность) учеников непосредственно между собой, а воспитателю отводится роль организатора этого взаимодействия.
Модель организации внеклассного занятия:
- Введение в занятие (психологический настрой, разминочное упражнение, информация и вопросы, направленные на выявление уже имеющихся у учащихся знаний и опыта по данной теме и провоцирующие интерес)
– Основная интерактивная часть (раскрытие темы через представление новой информации, создание игровых ситуаций и заданий, направленные на осмысление новой информации и опыта)
– Обратная связь (вопросы и задания, позволяющие помочь учащимся подвести итоги занятия: что нового узнали, чему научились, как будут применять эти знания в своей повседневной жизни)
Форма проведения: час общения с элементами тренинга, драматизации, проблемными ситуациями
Цель: обогащение представлений обучающихся о комплиментах, как одном из способов эффективного коммуникативного воздействия с окружающими людьми.
Задачи: - познакомить детей с понятиями «комплимент», «лесть», рассмотреть разницу между ними;
- создать ситуации для отработки учащимися возможных способов похвалы в адрес другого человека;
- развивать коммуникативную компетентность, способность к межличностному общению, умение слушать и слышать другого человека, взаимодействовать друг с другом, умение видеть в человеке хорошее и делать ему комплименты;
- коррекция устной связной речи в ходе ответов, анализа и обсуждения проблемных ситуаций; учить детей находить главное, делать выводы, анализировать ситуации;
- воспитывать навыки культуры поведения и общения обучающихся, позитивное отношение к окружающим людям и к себе через комплименты.
Планируемые результаты занятия
Личностные:
- осознать необходимость изучения темы занятия;
- учиться выражать свое мнение.
- следовать установке на культуру общения и ее реализации в реальном поведении;
Коммуникативные:
- развивать умение понимать вербальное и невербальное общение;
- развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе в группе;
- развивать умение принимать коллективное решение.
Познавательные:
- работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;
- уметь группировать объекты;
- анализировать и делать выводы в результате совместной работы.
Регулятивные:
- самостоятельно ставить перед собой цели и задачи;
- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
По окончании занятия воспитанники смогут
объяснить разницу между комплиментом и лестью;
применять простые модели для составления комплиментов;
аргументировать необходимость использования комплиментов в жизни.
Методы и приемы: Проблемные ситуации (проблемный метод), беседа, метод поощрений для одобрения положительных поступков; метод стимулирования и мотивации, выведение алгоритма действий (деятельностный метод), тренинговое упражнение, рефлексия, метод коррекции (коррекционно-развивающие задания), инсценировка, работа в группах, парах, метод «Куиз-куиз-трейд», ИКТ
Способы организации работы: фронтальный, групповой, индивидуальный
Оборудование и используемый материал: Мультимедийное оборудование, компьютер, Презентация к занятию, звукозапись отрывка из песни Булата Окуджавы «Пожелание друзьям» (используется в презентации к занятию), копии таблицы «Примеры комплиментов» (для составления примеров комплиментов по группам) (Приложение 1), карточки с коррекционным заданием для расшифровки «Правила комплиментов» (работа в парах) (Приложение 2), карточки с примерами комплиментов для каждого обучающегося для игры «Копилка комплиментов» (Приложение 3), карточки с вопросами и ответами на них (Приложение 4),
Предварительная работа: Инсценировка басни И.Крылова «Лисица и ворона» (Приложение 5)
2. Основная часть
Внеклассное занятие «Учимся говорить комплименты» (5 класс)Введение в занятие (7-8 минут)
- доклад дежурного
- настрой на занятие
- Я предлагаю вам пообщаться немного по-особенному: я буду говорить вам фразы, предложения с помощью речи, а вы мне должны отвечать без слов с помощью жестов и мимики.
-Доброе утро, ребята (дети должны помахать рукой)
- Сегодня прекрасное утро, вы согласны? (дети кивают головой в знак согласия)
- Вам хочется спать? (дети отрицательно качают головой)
- Как ваше настроение? (дети должны вытянуть руку с поднятым большим пальцем вверх)
- Какие вы сегодня красивые (дети улыбаются в ответ)
- Я вижу ваши улыбки в ответ и понимаю, что вам приятно это слышать, а значит и настроение ваше улучшилось. Надеюсь, что занятие наше пройдет в такой же доброжелательной обстановке и ваше настроение будет только лучше.
- корр.минутка: Игра «Отрицательное - положительное»
- Нужно назвать отрицательные и положительные моменты предложенных мною предметов, явлений или действий. Например, нож: отрицательное – им можно порезаться при неумелом обращении, положительное – он нужен для нарезки продуктов.
(Детям предлагаются следующие слова: солнце, дождь, огонь, пчела, сахар, телевизор, интернет, слово)
«Слово» должно быть в конце. После объяснения детьми: (варианты ответов: «-» - есть слова плохие, грубые; «+» - есть хорошие, вежливые слова. «-» - словом можно обидеть человека, «+» - словом можно и порадовать другого, поднять настроение и т.д.…)
- Правильно, не зря гласит поговорка «Слово лечит, слово и калечит». У каждого из нас в жизни бывали случаи, когда словами могли очень больно обидеть. А бывало и так, что пару приятных слов сказанных в наш адрес, и настроение хорошее на весь день обеспечено.
- Подведение к теме занятия. Целеполагание.
(Слайд 1)- Послушайте отрывок из песни Булата Окуджавы «Пожелание друзьям» и скажите, чему призывает автор?
(Звучит отрывок из песни Булата Окуджавы)
-Примерные ответы детей: Автор призывает восхищаться друг другом, говорить комплименты, любить людей.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? (О комплиментах)
- Прочитайте тему занятия, но сначала вам ее нужно расшифровать.
(Зашифрованное название темы занятия. Нужно читать слоги определенных цветов. Из полученных слов составить предложение.)
(Слайд 2) КОМУГОПЛИЧИМВОМЕНСЯРИТЬТЫ
(Дети разгадывают и называют тему занятия (Слайд 3))
Тема вывешивается на доску.
- Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать? (Мы должны узнать, что такое комплимент)
- А чему должны научиться? (Мы должны научиться говорить комплименты)
– Правильно, сегодня вы узнаете, что такое комплимент, лесть и чем они различаются. Так же будем учиться говорить друг другу приятные слова, по-другому комплименты, а также обсудим, как влияют комплименты на взаимоотношения между людьми. Наше занятие поможет вам быть вежливыми, добрыми и дружелюбными.
Основная интерактивная часть (25-30 минут)
1. Понятие комплимента.
-Ребята, как вы думаете, что такое комплимент?
(Обучающиеся накидывают варианты ответов, с чем ассоциируется у них понятие комплимента)
Словарная работа: (Слайд 4) Комплимент - это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения человеком, любезные, приятные слова.
- Как вы думаете, важно ли человеку слышать красивые слова и для чего? (Примерные ответы детей: Я думаю, что человеку важно слышать красивые слова, потому что на душе становится приятно, поднимается настроение…).
- Не зря в определении указано, что комплимент - это особая форма похвалы.
Комплименты – это добрые, приветливые и обязательно правдивые слова, сказанные другому человеку. Они поднимают настроение. Достаточно одного доброжелательного слова и начинаешь иначе смотреть на мир.
- Скажите, а за что можно похвалить человека? (Примерные ответы детей: за то, как человек учится, трудится, за какие-то черты характера, за его способности, как выглядит и т.д.)
- Да, вы правы. Все ваши ответы я сгруппировала в основные 4 группы: хвалить можно внешность, способности, умения и знания, работу человека, черты характера.
(Слайд с таблицей с заполненной первой колонкой)
(Слайд 5)
| Пример комплиментов |
Внешний вид | «…, ты хорошо выглядишь» |
Способности, знания, умения | «…, не переживай, ты очень красиво поешь, и у тебя все получится…» |
Работа человека | «…, спасибо тебе за пирог, у тебя всегда вкусно получается…» |
Качества характера | «…, я восхищаюсь твоей добротой и отзывчивостью, я рад, что ты мой друг…» |
2. Составление комплиментов по заданной ситуации. (Работа в группах)
(Приложение 1)
- Сейчас вы в группах обсудите предложенные ситуации и попробуйте привести примеры, какими могут быть комплименты в каждой ситуации. К какому параметру из первой колонки в таблице вы отнесете свой комплимент?
(Обучающиеся в группах обсуждают ситуации. На предложенные ситуации дети приводят свои примеры комплиментов и записывают в таблицу, соотнося свой пример в соответствующую группу.)
Ситуации для обсуждения:
1. Твоя сестра участвует в конкурсе с песней и очень волнуется перед выступлением. Подбодри ее и скажи приятные слова. (Способности, знания, умения)
2. После каникул ты встретил своего друга и обратил внимание, что он загорел, вырос, повзрослел, и на нем была красивая модная футболка. Ты приветствуешь друга и говоришь ему комплимент. (Внешний вид)
3. Во время прогулки с другом вы заметили бездомного котенка. Твой друг пожалел его и забрал котенка к себе домой. Оцени поступок друга и вырази свои чувства с помощью комплимента (Качества характера)
4. Твоя подруга принесла на твой день рождения пирог, который сама испекла. Поблагодари подругу за вкусный пирог и скажи комплимент. (Работа человека)
Далее идет фронтальное обсуждение. Группы представляют свои примеры по каждой группе комплиментов.
Далее рефлексивная дискуссия: чьи комплименты больше понравились?
Вывод: Мы на примере ситуаций убедились, что комплименты говорят при приветствии, благодарности, прощании, или просто когда хотят поддержать, утешить, поднять настроение. Комплименты помогают сделать общение более успешным и приятным. Так же комплименты могут быть хорошим началом разговора, беседы.
3. Игра-тренинг «Комплименты»
- Давайте мы с вами попробуем сделать комплименты друг другу в игре. Предлагаю всех выйти ко мне и встать в круг.
Инструкция к действию: Тот, у кого находится мяч, должен кинуть его стоящему третьим справа от него и сказать комплимент, что ему нравится в товарище.
(Дети встают в круг. Первый ученик кидает мяч третьему участнику по кругу справа и говорит ему комплимент. А тот бросает мяч следующему, стоящему третьим от него. И так они говорят комплименты товарищу по игре, либо то, что нравится в товарище (особенности внешнего вида, способностей, характера) пока каждый участник игры не получит комплимент).
Упражнение-рефлексия «Поменяйтесь местами»
После завершение игры «Комплименты»:
- А теперь поменяйтесь местами те, кому было приятно принимать комплименты
- Поменяйтесь местами те, кому было легко говорить комплименты
- А теперь, те, кому было трудно
- Да, говорить комплименты – это не всегда просто и порой бывает сложно выразить свое восхищение людьми. Давайте продолжим этому учиться.
4. Понятие лести. Инсценировка басни И.Крылова «Лисица и ворона»
- Напомню, что комплименты – это правдивые и искренние слова, сказанные от души. Но существует понятие, противоположное комплименту, хотя тоже считается похвалой.
- Посмотрите инсценировку басни И.А.Крылова и скажите, какими словами лиса хвалила ворону?
(Ребята инсценируют басню «Лисица и ворона» И.Крылова)
(Ответы детей на поставленный вопрос)
- Почему лиса начала хвалить ворону? (чтобы получить сыр)
- Можно ли назвать похвалу лисы комплиментом и почему? (Примерные ответы детей: Нельзя, потому что комплименты говорят искренне, по-доброму, от души, а здесь лиса говорила неискренне, она обманывала и хитрила, чтобы получить сыр от вороны)
- Правильно. Такие слова, когда говорят неискренне, хвалят, чтобы получить какую-то выгоду от собеседника, называют лестью.
(Слайд 6) Словарная работа. Лесть – неискренние слова, неправдивая похвала, которая произносится из каких-то корыстных целей.
5. Правила комплимента (работа в парах)
Чтобы не слыть льстецом, чтоб вас считали добрым и честным человеком, а также общение с вами было приятным, давайте вместе составим правила, как нужно делать комплименты.
(На каждой парте по одному зашифрованному предложению-правилу. Дети в парах должны расшифровать предложение и назвать правило) (Приложение 2)
(Слайд 7) Пункты памятки появляются по очереди, по мере называния правил детьми.
1. Делая комплимент, обращайся по имени.
2. Комплимент говорят с улыбкой, глядя в глаза.
3. Говоря комплимент, будь вежлив и приветлив.
4. Комплимент должен быть искренним, правдивым. (т.е. хвалите в человеке то, что вам действительно нравится)
5.Не смейся и не подшучивай над какими-то качествами.
6. Делай комплименты человеку, а не его вещам. (Вместо того, чтобы сказать «Мне нравится твое платье», скажи «Ты очень красива в этом платье)
- Вы всегда должны хорошо представлять, каким тоном нужно говорить слова. Даже самый лучший комплимент не будет успешным, если его говорить с хмурым видом. Выражение лица должно совпадать с произносимыми словами. И не забывайте подчеркивать не только, что вам нравится в собеседнике, но и почему. Делая комплимент, всегда обращайтесь по имени.
- Важно уметь не только говорить комплименты, но и благодарить, когда вам их говорят. Как можно ответить на комплимент? (Примерные ответы детей: Спасибо за добрые слова. Мне очень приятно это слышать. От твоих слов у меня поднялось настроение. Спасибо. Ты тоже сегодня прекрасно выглядишь. И т.д.)
6. Игра «Копилка комплиментов»
- Ребята, у меня в руках копилка с комплиментами. Вы по очереди будете подходить ко мне и вытаскивать карточку, где записаны комплименты. Вы должны будете прочитать его про себя, хорошо подумать, кому бы вы хотели адресовать этот комплимент.
- Говорите искренне, с радостью, вспоминая нашу памятку. Не забудьте благодарить товарища за комплименты.
(Приложение 3)
- Молодцы. Получать комплименты очень приятно каждому. Они приносят положительные эмоции, ведь вы замечаете в человеке то, чем человек гордится в глубине души. Умение говорить комплименты показывает вашу воспитанность, культуру, уверенность в себе.
Обратная связь (6-7 минут)
Закрепление темы.
Ответы на вопросы, с использованием приема Куиз-Куиз-Трейд.
(Заранее делаются карточки с вопросами и ответами. Карточки раздаются детям.)
- А теперь возьмите карточки. На одних написаны вопросы, на других ответы на них. У кого-то вопрос, а у кого-то ответ. Вам нужно найти свою пару, то есть соедините правильно вопрос и ответ к нему. (Приложение 4)
Вопрос 1: Что такое комплимент?
Ответ на вопрос 1: Комплимент – это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения человеком
Вопрос 2: Когда говорят комплименты?
Ответ на вопрос 2: Комплименты говорят при приветствии, благодарности, прощании, просьбе, поддержке.
Вопрос 3: В чем помогают комплименты?
Ответ на вопрос 3: Комплименты помогают сделать общение более успешным, поднимают настроение
Вопрос 4: За что можно сказать комплимент?
Ответ на вопрос 4: Хвалить можно внешность, черты характера, способности, работу человека
Вопрос 5: Как можно ответить на комплимент?
Ответ на вопрос 5: На комплимент можно ответить так: «Спасибо за добрые слова», «Мне приятно это слышать» и т.д.
Вопрос 6: Что такое лесть?
Ответ на вопрос 6: Лесть – это неискренние слова, неправдивая похвала, которая произносится из каких-то корыстных целей
Проверка правильности выбора.
- Молодцы, вы все отлично справились с заданием.
Рефлексия.
- Итак, поднимите руки те, кто считает, что занятие было полезным?
- Что именно было полезным?
Оценка деятельности детей. Заключительное слово воспитателя.
Ребята, учитесь видеть в людях хорошее. Ведь искусство комплимента в том и состоит, чтобы найти хорошее и открыто выразить свое одобрение.
- Спасибо за занятие. Вы умницы и замечательные ребята. Я рада, что работаю с вами и думаю, что теперь вы будете говорить друг другу комплименты.
Использование предложенных в занятии методов и приемов, форм воспитания коммуникативного поведения и межличностных отношений решает следующие задачи:
- побуждение интереса к себе, окружающему социальному миру;
- развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости);
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов);
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Подобного рода занятия помогают педагогу построить процесс воспитания таким образом, что повышается уровень мотивации, сотрудничества и критического мышления детей. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.
Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
Галяпина В., Лысенко С., Молодикова И. 35 классных часов / - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. – 186 с.
Интернет-ресурсы:
Приложение 1. Ситуации и примеры комплиментов
В группе обсудите предложенные ситуации и попробуйте привести примеры, какими могут быть комплименты в каждой ситуации. К какому параметру из первой колонки в таблице вы отнесете свой комплимент?
Ситуации для обсуждения:
1. Твоя сестра участвует в конкурсе с песней и очень волнуется перед выступлением. Подбодри ее и скажи приятные слова.
2. После каникул ты встретил своего друга и обратил внимание, что он загорел, вырос, повзрослел, и на нем была красивая модная футболка. Ты приветствуешь друга и говоришь ему комплимент.
3. Во время прогулки с другом вы заметили бездомного котенка. Твой друг пожалел его и забрал котенка к себе домой. Оцени поступок друга и вырази свои чувства с помощью комплимента
4. Твоя подруга принесла на твой день рождения пирог, который сама испекла. Поблагодари подругу за вкусный пирог и скажи комплимент.
| Пример комплиментов |
Внешний вид | |
Способности, знания, умения | |
Работа человека | |
Качества характера | |
Для работы в парах (можно дать индивидуально). Дети расшифровывают предложение – правило комплимента.
1 правило.
ШИФР: (1;5) (3;4) (2;6) (1;4) (3;5)
КЛЮЧ:
4 | 5 | 6 | |
1 | ПО | ДЕЛАЯ | ВЫЙТИ |
2 | НАД | СКОРО | ОБРАЩАЙСЯ |
3 | КОМПЛИМЕНТ | ИМЕНИ | НАДО |
ОТВЕТ:
2 правило
ШИФР: (3;4) (2;5) (1;6) (3;6) (1;4) (1;5) (2;4)
КЛЮЧ:
4 | 5 | 6 | |
1 | ГЛЯДЯ | В | С |
2 | ГЛАЗА | ГОВОРЯТ | ОБРАЩАЙСЯ |
3 | КОМПЛИМЕНТ | ИМЕНИ | УЛЫБКОЙ |
ОТВЕТ:
3 правило
ШИФР: (1;6) (3;4) (1;5) (1;4) (3;5) (2;6)
КЛЮЧ:
4 | 5 | 6 | |
1 | ВЕЖЛИВ | БУДЬ | ГОВОРЯ |
2 | ГЛАЗА | ГОВОРЯТ | ПРИВЕТЛИВ |
3 | КОМПЛИМЕНТ | И | УЛЫБКОЙ |
ОТВЕТ:
4 правило
ШИФР: (3;4) (2;5) (1;4) (3;6) (1;6)
КЛЮЧ:
4 | 5 | 6 | |
1 | БЫТЬ | ДЕЛАЯ | ПРАВДИВЫМ |
2 | НАД | ДОЛЖЕН | ОБРАЩАЙСЯ |
3 | КОМПЛИМЕНТ | ИМЕНИ | ИСКРЕННИМ |
ОТВЕТ:
5 правило
ШИФР: (1;4) (3;5) (1;5) (1;4) (1;6) (2;4) (3;4) (2;6)
КЛЮЧ:
4 | 5 | 6 | |
1 | НЕ | И | ПОДШУЧИВАЙ |
2 | НАД | ГОВОРЯТ | КАЧЕСТВАМИ |
3 | КАКИМИ-ТО | СМЕЙСЯ | УЛЫБКОЙ |
ОТВЕТ:
6 правило
ШИФР: (2;6) (3;4) (1;5) (2;4) (1;6) (3;5) (1;4)
КЛЮЧ:
4 | 5 | 6 | |
1 | ВЕЩАМ | ЧЕЛОВЕКУ | НЕ |
2 | А | ГОВОРЯТ | ДЕЛАЙ |
3 | КОМПЛИМЕНТЫ | ЕГО | УЛЫБКОЙ |
ОТВЕТ:
…(имя), мне всегда нравилось, как ты быстро решаешь задачи
…(имя), ты очень хорошо выглядишь
…(имя), ты хороший собеседник, потому что умеешь слушать
…(имя), мне нравится твоя улыбка
…(имя), я восхищаюсь, как ты рисуешь
...(имя), тебе эта прическа очень идёт
...(имя), слушая тебя, я в восторге от того, как ты читаешь стихи
...(имя), меня поражает твое трудолюбие
...(имя), ты умеешь быть внимательным
...(имя), мне нравится твое чувство юмора, ты умеешь поднять настроение
…(имя), ты такой старательный, поэтому у тебя получаются красивые поделки
…(имя), ты очень добрый и хороший друг
Карточки разрезаются по линии и раздаются обучающимся в произвольном порядке. (Метод Куиз-куиз-трейд)
Что такое комплимент? | Комплимент – это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения человеком |
Когда говорят комплименты? | Комплименты говорят при приветствии, благодарности, прощании, просьбе, поддержке. |
В чем помогают комплименты? | Комплименты помогают сделать общение более успешным, поднимают настроение |
За что можно сказать комплимент? | Хвалить можно внешность, черты характера, способности, работу человека |
Как можно ответить на комплимент? | На комплимент можно ответить так: «Спасибо за добрые слова», «Мне приятно это слышать» и т.д. |
Что такое лесть? | Лесть – это неискренние слова, неправдивая похвала, которая произносится из каких-то корыстных целей |
16