Методическая разработка «Урок математики на основе ТРИЗ в 1 классе»
Методическая разработка «Урок математики на основе ТРИЗ в 1 классе»
Дата проведения: 12.02.2020
Место проведения: МОУ СОШ №24, г. о. Павловский Посад
1 класс
Цели занятия:
- развитие интереса к процессу получения новых знаний, развитие мотивации учения;
- развитие психических процессов, обеспечивающих формирование творческой личности (восприятие, творческое воображение);
- развитие навыков творческого, продуктивного мышления на уровне способностей рассуждать, объяснять, анализировать;
- понимать, что такое ресурс системы.
Оборудование: линейка, доска, мел; таблички с изображениями человечков из геометрических фигур, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь в клетку, цветные карандаши, простой карандаш.
Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.
Ход урока
1. Организация начала урока. Приветствие учителя, друг друга.
-Доброе утро, дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок. Нас ждем очень много нового и интересного. Давайте настроимся на хорошее настроение и хорошую работу и начнем урок:
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем мы урок
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись, тихо сели.
Постановка целей занятия.
-Ребята, я уверена, что каждый из вас может быть изобретателем. Только не каждый об этом знает. Иногда изобретение – это озарение, догадка. Но чаще это результат длительной планомерной работы. Иногда для изобретений нужно уметь строить аналогии, уметь использовать ресурсы, которые есть у изобретателя. Сегодня мы потренируемся в использовании ресурсов, сделаем нерабочий инструмент рабочим и построить аналогию
2. Разминка. Отгадайте загадку:
-Есть друзья такая птица:
Если сядет на страницу
Очень рад бываю я
А со мною – вся семья
(пятерка)
-Внимательно посмотрите на эту цифру, кого она вам напоминает? Как ее удобнее всего написать, чтобы было красиво и аккуратно и быстро?
5 5 5
-Пропишите в своей тетради.
3. Теоретическая часть. Введение в тему:
-Возьмите в руки линейку. Посмотрите на нее, для чего она может быть нужна? Что с помощью нее можно сделать. Подумайте, чему будет посвящен наш урок?
Ответы детей.
-Вы правы, с помощью линейки мы можем что-нибудь начертить.
-Представьте, что перед вами не открытая тетрадь, а одна из улиц страны под названием «Геометрия». Нарисуйте на ней дома, в которых могли бы жить жители и самих жителей этой улице. Какими они могли бы быть? Чем бы могли заниматься? Куда могли бы пойти? На чем поехать? Нарисуйте.
-Расскажите о своих жителях соседу по парте.
Открыть на доске изображение человечков из геометрических фигур:
1 слайд "Изображение волшебных человечков, составленных из геометрических фигур"
– Посмотрите на экран. К вам пришли необычные человечки. Чем они необычны? (Они состоят из геометрических фигур.)
-Я вот так представляю человечков из страны Геометрии.
– Назовите фигуры, из которых состоят человечки. (Туловище девочки – треугольник, мальчика – четырёхугольник; руки – отрезки, волосы – лучи, глазки – точки..)
– Эти человечки приглашают вас сегодня вновь побывать в стране Геометрии.
Отгадайте загадки про геометрические фигуры:
-Отгадайте загадки. Хлопайте в ладошки 1 раз, если отгадка является многоугольником. Если нет, то покачайте головой.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны,
— Ну, пожалуй, и довольно!
— Что ты видишь?
— … (Треугольник)
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность —
Очень странная наружность. (Круг)
Круг приплюснутым стал. Получился вдруг… (овал)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!
(Круг)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат)
– Вспомните, что еще помогло вам нарисовать страну Геометрию?
(Простой и цветные карандаши)
– Верно. А как еще вы могли бы сделать человечков?
(Слепить из пластилина, соленого теста, склеить из бумаги и т.д.)
-Молодцы! А еще вы могли бы сами прекратиться в этих человечков!
-Давайте с вами поиграем и проведем волшебную физ.минутку:
-Изобразите квадратного (круглого/треугольного/пятиугольного и т.д.) жителя. Можно обратиться за помощью к соседу, взяться за руки, например, для получения нужной фигуры.
4. Практическая часть.
Игра ассоциации
-Выберите геометрическую фигуру и посмотрите по сторонам, какие предметы похожи на эту фигуру?
Запишите название геометрической фигуры и рядом названия предметов, имеющие такую же форму.
-Подумайте, из каких фигур получились бы самые устойчивые домики? Почему? Найдите такие домики на вашей улице в тетради и обведите красным карандашом.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
-Молодцы! Сегодня мы окунулись в мир волшебства и фантазий, придумали и построили улицы страны Геометрии. Каждый из вас создал и узнал что-то новое и необычное на уроке.
-Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали?
-Наше путешествие подходит к концу. И в завершении, дайте оценку своей работы на уроке.
Дети по очереди выходят к шкале достижений и рисуют смайлик на соответствующей ступеньке.
Ковалева Галина Валентиновна
Моткова Юлия