Урок с презентацией по биологии «Отдел Папоротниковидные» (7 класс)

12
0
Материал опубликован 15 November 2017 в группе

Файл размещен: https://yadi.sk/d/1ttQLfC53Nxoh4 (Содержит: Технологическую карту уроку урока, лист самооценивания, лист карты урока, карту-задания, презентацию с видео и flash-роликами, интерактивные задания).

 

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

7

Тема

 Отдел Папоротниковидные

Автор урока, должность

Томбасова Татьяна Сергеевна, учитель биологии

Образовательная организация

МКОУ Доволенская СОШ №2 им. С.И. Лазарева

Район

Доволенский

Город/поселение

с. Довольное

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Время реализации урока

45 минут

Цель

 Развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о папоротниковидных, как представителей высших споровых растений.

Задачи

Образовательные: Сформировать представление  об особенностях строения и жизнедеятельности папоротников, формирование понятия об усложнении и развитии растений;

 Развивающие: Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы проблемного обучения;
Воспитательные: Способствовать развитию интереса к изучению природы методами естественных наук;

УУД

Личностные УУД:   устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

 Регулятивные УУД: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; устанавливать целевые приоритеты;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

 Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи  

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 Познавательные УУД: осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; формирование научных понятий.

 Анализ объектов с целью выделения признаков строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать

— строение, особенности жизнедеятельности и многообразие папоротниковидных;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

  • Уметь

объяснять роль растений в биосфере — давать характеристику отдела папоротниковидные;

— объяснять происхождение папоротниковидных;

— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

Личностные:

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
— формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные:

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи.

— умение работать с разными источниками биологической информации.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно - популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы  в другую.

Основные понятия

 Корневище, вайи, споры, заросток, архегонии, антеридии,  

Дидактическая структура урока

На уроке формируются  на­выки самостоятельного и критического мышления, а также умение работать с информацией. Урок отвечает,  основным требования к результатам освое­ния основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивиду­альные, общественные и государственные потребности, и вклю­чают в себя предметные, метапредметные и личностные резуль­таты.
На уроке была организована деятель­ность детей через:

— по поиску и обработке информации;

— по обобщению способов деятельности;

— по постановке учебной задачи
 Основным результатом обучения на уроке является освоение обобщенных способов действий и дости­жение уровней развития личности учащихся.

Размер мультимедиа компонента

Презентация – 26Мб

Видеоролики (2 шт.) – 24Мб

flash ролики  (3 шт)– 2Мб

SCORM объекты (3 шт.) – 96Кб

Вид мультимедиа компонента

Презентация с видеороликами и flash роликами, SCORM объекты, выполненные на сайте https://learningapps.org/.

Ресурсы, оборудование, материал

Компьютерное оборудование: компьютер, видеопроектор, колонки, интерактивная доска.

Презентация, интерактивные задания, карта урока, лист самооценивания, тесты.

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник  Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. для 7 кл. общеобразовательных учреждений-М.: Дрофа, 2016  год издания.

Ссылки на используемые интернет- ресурсы

Шаблон презентации - http://goppt.ru/priroda/svet-skvoz-listya.html

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10621_c8fc747ef1aeb3f4f11360c1fd78fb90.jpg.jpg -

Единая коллекция цор - http://school-collection.edu.ru/,

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79201/?

Видео ролик «Разнообразие папоротниковидных» - DVD-диск. Систематика растений. Часть 1. Моховидные. Плауновидные. Хвощевидные. Папоротниковидные. – телекомпания СГУ Академия.

 Разработка тестовых заданий с помощью ресурса -   https://learningapps.org/

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

ИКТ, элементы тестовой технологии, здоровосберегающей технологии

Методы и приемы: рассказ, беседа, групповая работа, выполнение теста, ответы на вопросы, работа с видео роликами, индивидуальное выполнение заданий в рабочих картах, работа с интерактивными заданиями.

 

 

 

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

7

Тема

 Отдел Папоротниковидные

Автор урока, должность

Томбасова Татьяна Сергеевна, учитель биологии

Образовательная организация

МКОУ Доволенская СОШ №2 им. С.И. Лазарева

Район

Доволенский

Город/поселение

с. Довольное

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Время реализации урока

45 минут

Цель

 Развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о папоротниковидных, как представителей высших споровых растений.

Задачи

Образовательные: Сформировать представление  об особенностях строения и жизнедеятельности папоротников, формирование понятия об усложнении и развитии растений;

 Развивающие: Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы проблемного обучения;
Воспитательные: Способствовать развитию интереса к изучению природы методами естественных наук;

УУД

Личностные УУД:   устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

 Регулятивные УУД: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; устанавливать целевые приоритеты;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

 Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи  

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 Познавательные УУД: осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; формирование научных понятий.

 Анализ объектов с целью выделения признаков строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать

— строение, особенности жизнедеятельности и многообразие папоротниковидных;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

  • Уметь

объяснять роль растений в биосфере — давать характеристику отдела папоротниковидные;

— объяснять происхождение папоротниковидных;

— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

Личностные:

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
— формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные:

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи.

— умение работать с разными источниками биологической информации.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно - популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы  в другую.

Основные понятия

 Корневище, вайи, споры, заросток, архегонии, антеридии,  

Дидактическая структура урока

На уроке формируются  на­выки самостоятельного и критического мышления, а также умение работать с информацией. Урок отвечает,  основным требования к результатам освое­ния основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивиду­альные, общественные и государственные потребности, и вклю­чают в себя предметные, метапредметные и личностные резуль­таты.
На уроке была организована деятель­ность детей через:

— по поиску и обработке информации;

— по обобщению способов деятельности;

— по постановке учебной задачи
 Основным результатом обучения на уроке является освоение обобщенных способов действий и дости­жение уровней развития личности учащихся.

Размер мультимедиа компонента

Презентация – 26Мб

Видеоролики (2 шт.) – 24Мб

flash ролики  (3 шт)– 2Мб

SCORM объекты (3 шт.) – 96Кб

Вид мультимедиа компонента

Презентация с видеороликами и flash роликами, SCORM объекты, выполненные на сайте https://learningapps.org/.

Ресурсы, оборудование, материал

Компьютерное оборудование: компьютер, видеопроектор, колонки, интерактивная доска.

Презентация, интерактивные задания, карта урока, лист самооценивания, тесты.

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник  Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. для 7 кл. общеобразовательных учреждений-М.: Дрофа, 2016  год издания.

Ссылки на используемые интернет- ресурсы

Шаблон презентации - http://goppt.ru/priroda/svet-skvoz-listya.html

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10621_c8fc747ef1aeb3f4f11360c1fd78fb90.jpg.jpg -

Единая коллекция цор - http://school-collection.edu.ru/,

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79201/?

Видео ролик «Разнообразие папоротниковидных» - DVD-диск. Систематика растений. Часть 1. Моховидные. Плауновидные. Хвощевидные. Папоротниковидные. – телекомпания СГУ Академия.

 Разработка тестовых заданий с помощью ресурса -   https://learningapps.org/

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

ИКТ, элементы тестовой технологии, здоровосберегающей технологии

Методы и приемы: рассказ, беседа, групповая работа, выполнение теста, ответы на вопросы, работа с видео роликами, индивидуальное выполнение заданий в рабочих картах, работа с интерактивными заданиями.

 

 

 

 

Этап

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Формирование УДД

Дидактическая
структура 
урока.

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время: 2 мин.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места

 

Оформляют листы самооценки и карты урока

Приветствует учащихся, предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок.

 Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, присаживайтесь! У каждого из вас на парте должен быть учебник, карта урока, лист самооценки, гербарные экземпляры, ручка. Подпишите карты урока и листы самооценки. Все готовы к уроку? Приступим.

 

Регулятивные

уметь самостоятельно контролировать своё время, осуществлять контроль своей деятельности в процессе  

Коммуникативные

планирование сотрудничества с учителем и другими учащимися.

Проверка домашнего задания
Время: 5 мин
Этапы: беседа

Оценивают уровень подготовки домашнего задания

 

Отвечают на вопросы

 

Организует работу

 

 

 

 

Организует беседу

В листе самооценки оцените уровень своей домашней подготовки по критериям. (Приложение №1) (слайд 1)

       Почему хвощи, и плауны относят к высшим растениям?
 

       Каково внешнее строение хвощевидных?
 

       Объясните появление сосудов у споровых растений.
 

       Какие черты представителей отдела моховидных сходны с чертами плауновидных и хвощевидных?
 

       Как человек использует хвощи и плауны?

 

Предметные:

  • Знать

— строение, особенности жизнедеятельности хвощевидных, плауновидных,

— роль растений в биосфере и жизни человека;

  • Уметь

объяснять роль растений в биосфере — давать характеристику основных групп растений

Регулятивные

уметь самостоятельно контролировать своё время

Познавательные

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

 Коммуникативные

 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её.

Изучение нового материала
Время: 25 мин
Этапы:

Целеполагание,

Индивидуальная работа,

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают предположения о каком растении идет речь.

 

Формулируют тему и задачи урока.

 

Записывают тему и цель урока

 

 

Ребята просматривают видео, делая записи в карте урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

Оценивают свою работу

 

 

 

 

 

Ребята просматривают видео и выполняют работу

 

 

 

Один из учащихся у интерактивной доски выполняет задание, остальные ребята проверяют, верно ли они выполнили задание.

 

Оценивают свою работу

 

 

Учащиеся работают в группе по два человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляют работу

 

 

Оценивают свою работу

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята просматривают видео и выполняют работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желающие ученики отвечают.

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

Ребята просматривают видео и выполняют работу

 

 

 

 

 

 

Ребята выполняю работу по учебнику.

 

 

 

 

 

 

Самооценка

Учащиеся формулируют вывод урока, согласно задачам, которые были прописаны

 Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель просит записать тему и задачи урока в карту урока.

 

 

 

Организует работу,

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует отпечатки растений на камнях.

 

 

 

Организует контроль, через беседу

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу

 

 

 

 

 

 

Организует контроль, через интерактивное задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу

Учитель оказывает индивидуальную помощь в выполнении заданий, корректирует выполнения заданий

 

 

 

Организует контроль, через беседу

 

 

 

 

 

 

Проводит физкультминутку

 

 

 

Организует работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует беседу по проверки и корректировке задания

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу

 

 

 

 

 

Организует беседу

 

 

 

Просит сформулировать вывод урока, согласно задачам урока

  Согласно легенде,  это растении, в полночь перед Ивановым днем на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из его листьев внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветшие растение и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем. (слайд №2)

 

Как вы думаете, о каком растении идет речь?

 

 

 

Сформулируйте тему и задачи нашего урока.

(слайд №3, №4 – примерные цели урок)

 

 

 

 

 

 

После просмотра видео о древних папоротникообразных, ответьте на вопросы. В карте урока можете сделать необходимые записи. (слайд №5)
1) В каких лесах процветали древние папоротникообразные?
2)Как образовался каменный уголь?
3) Какой высотой были древние папоротникообразные?

4) Какую роль в изучении растений выполняют отпечатки растений на камнях?

 

 

 

 

 

 

 

В листе самооценки оцените уровень выполнения работы. (Приложение №1)

 

 

 

 

 

Ребята, просмотрев следующий ролик, подпишите рисунок «Строение папоротника»  в карте урока. (слайд №6)

 

 

 

 

(слайд №7)

 

 

 

 

 

 

 

 

В листе самооценки оцените выполнение работы (Приложение №1)

 

 

Используя гербарные экземпляры папоротника и мха, выполните лабораторную работу по плану, представленному в задании №3. На выполнение работы отводится 5 мин. (слайд №8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В листе самооценки оцените выполнение работы (Приложение №1).

 

 

 

(слайд №9)

 

 

 

 

Папоротники – это высшие растения, которые имеют вегетативные органы – стебли, листья, корни, так и органы полового размножения. В жизненном цикле папоротников наблюдается чередование стадий гаметофита и спорофита, причем преобладает спорофит.

Оплодотворение возможно, только при наличии воды.

По ходу просмотра видео «Размножение папоротников», выполните задание №4, подписав названия циклов развития. (слайд №10)

 

 

Давайте проверим и если необходимо откорректируем выполненное задание.

 

 

 

 

Не забудьте оценить себя в листе оценивания.

 

 

При выполнении задания №5, будьте внимательны при заполнении пропусков в таблице по просмотру ролика. (слайд №11)

 

Дополните таблицу, указав жизненные формы и представителей (слайд №12)

 

 

 

 

Какое же значение имеют папоротники в природе и жизни человека. Выполните задание №6 по учебнику. Прочитав раздел параграфа «Значение папоротников» на стр. 62.  

 

Давайте проверим. (слайд 13)

 

Оцените свою работу

 

Вернёмся к задачам урока. Достигли ли мы её? Какие можно сделать выводы по уроку?

 Предметные:

  • Знать

— строение, особенности жизнедеятельности и многообразие папоротниковидных;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

 

  • Уметь

— объяснять роль растений в биосфере — давать характеристику отдела папоротниковидные;

— объяснять происхождение папоротниковидных;

— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

 

Метапредметные:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

 Регулятивные

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Познавательные

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи

Закрепление  и контроль нового материала
 Время: 8 мин
Этапы: тестовая работа

 Выполняют работу

 

 

Проверяют и оценивают выполнения заданий

 

 

 

 

 

 

 

 В листе самооценки каждый ученик оценивает свою работу по критериям и выводит оценку за урок

 Организует работу

 

После выполнения работы, желающие ученики, выполняют задания у интерактивной доски.

 

 

 

 

 

 

 

 Организует предварительное оценивание учащихся.

 Откройте карты - заданий и выполните задания. (Приложение №3) После проверки оцените себя в листах самооценки.

(слайд 14, 15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, давайте проверим какие предварительные отметки, вы получили за работу на уроке?

 

 

 

 

 Предметные:

  • Знать

— строение, особенности жизнедеятельности и многообразие папоротниковидных;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

 

  • Уметь

— объяснять роль растений в биосфере — давать характеристику отдела папоротниковидные;

— объяснять происхождение папоротниковидных;

— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

 Регулятивные

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

Познавательные

  обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

Коммуникативные

 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Домашняя работа
Время: 2 мин.
Этапы: инструктаж

Записывают домашнюю работу

Объясняет выполнения домашнего задания

 Учебник: стр. 61-65. Ответить устно на вопросы стр. 65 №1,2,4.

Дополнительное задание -  составить кроссворд по теме «Отдел папоротниковидные» . Кроссворд состоит из 10 слов. (слайд 16)

Метапредметные:

находить информацию о растениях, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы  в другую

Регулятивные

устанавливать целевые приоритеты;

Познавательные

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Коммуникативные

 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи

Рефлексия 
Время: 3 мин.
Этапы: беседа

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

Сдают карты урока и листы оценивания.

 Организует  беседу с классом по вопросам:

«Рефлексивный экран»

- Что было главным на уроке?

-Какие затруднения у вас возникли на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересно?

Чему научились? (слайд 17)

 

 

(Учитель просит сдать карты урока и листы самооценки  деятельности на уроке, для проверки и выставления отметки за урок).

 

 Регулятивные

самостоятельно анализировать условия достижения цели

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

Познавательные

осуществлять логическую операцию

Коммуникативные

основы коммуникативной рефлексии

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

 

 

       
     
   
           
           
Комментарии
Комментариев пока нет.