Урок с презентацией по биологии «Отдел Папоротниковидные» (7 класс)
Файл размещен: https://yadi.sk/d/1ttQLfC53Nxoh4 (Содержит: Технологическую карту уроку урока, лист самооценивания, лист карты урока, карту-задания, презентацию с видео и flash-роликами, интерактивные задания).
Технологическая карта урока
Предмет |
Биология |
Класс |
7 |
Тема |
Отдел Папоротниковидные |
Автор урока, должность |
Томбасова Татьяна Сергеевна, учитель биологии |
Образовательная организация |
МКОУ Доволенская СОШ №2 им. С.И. Лазарева |
Район |
Доволенский |
Город/поселение |
с. Довольное |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Время реализации урока |
45 минут |
Цель |
Развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о папоротниковидных, как представителей высших споровых растений. |
Задачи |
Образовательные: Сформировать представление об особенностях строения и жизнедеятельности папоротников, формирование понятия об усложнении и развитии растений; Развивающие: Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы проблемного обучения; |
УУД |
Личностные УУД: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; Регулятивные УУД: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; устанавливать целевые приоритеты; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Познавательные УУД: осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; формирование научных понятий. Анализ объектов с целью выделения признаков строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; |
Планируемые результаты |
Предметные:
— строение, особенности жизнедеятельности и многообразие папоротниковидных; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
— объяснять роль растений в биосфере — давать характеристику отдела папоротниковидные; — объяснять происхождение папоротниковидных; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; Личностные: — формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию — формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, — умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи. — умение работать с разными источниками биологической информации. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно - популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. |
Основные понятия |
Корневище, вайи, споры, заросток, архегонии, антеридии, |
Дидактическая структура урока |
На уроке формируются навыки самостоятельного и критического мышления, а также умение работать с информацией. Урок отвечает, основным требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. — по поиску и обработке информации; — по обобщению способов деятельности; — по постановке учебной задачи |
Размер мультимедиа компонента |
Презентация – 26Мб Видеоролики (2 шт.) – 24Мб flash ролики (3 шт)– 2Мб SCORM объекты (3 шт.) – 96Кб |
Вид мультимедиа компонента |
Презентация с видеороликами и flash роликами, SCORM объекты, выполненные на сайте https://learningapps.org/. |
Ресурсы, оборудование, материал |
Компьютерное оборудование: компьютер, видеопроектор, колонки, интерактивная доска. Презентация, интерактивные задания, карта урока, лист самооценивания, тесты. |
Список учебной и дополнительной литературы |
Учебник Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. для 7 кл. общеобразовательных учреждений-М.: Дрофа, 2016 год издания. |
Ссылки на используемые интернет- ресурсы |
Шаблон презентации - http://goppt.ru/priroda/svet-skvoz-listya.html http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10621_c8fc747ef1aeb3f4f11360c1fd78fb90.jpg.jpg - Единая коллекция цор - http://school-collection.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79201/? Видео ролик «Разнообразие папоротниковидных» - DVD-диск. Систематика растений. Часть 1. Моховидные. Плауновидные. Хвощевидные. Папоротниковидные. – телекомпания СГУ Академия.Разработка тестовых заданий с помощью ресурса - https://learningapps.org/ |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
ИКТ, элементы тестовой технологии, здоровосберегающей технологии Методы и приемы: рассказ, беседа, групповая работа, выполнение теста, ответы на вопросы, работа с видео роликами, индивидуальное выполнение заданий в рабочих картах, работа с интерактивными заданиями. |
Технологическая карта урока
Предмет |
Биология |
Класс |
7 |
Тема |
Отдел Папоротниковидные |
Автор урока, должность |
Томбасова Татьяна Сергеевна, учитель биологии |
Образовательная организация |
МКОУ Доволенская СОШ №2 им. С.И. Лазарева |
Район |
Доволенский |
Город/поселение |
с. Довольное |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Время реализации урока |
45 минут |
Цель |
Развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о папоротниковидных, как представителей высших споровых растений. |
Задачи |
Образовательные: Сформировать представление об особенностях строения и жизнедеятельности папоротников, формирование понятия об усложнении и развитии растений; Развивающие: Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы проблемного обучения; |
УУД |
Личностные УУД: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; Регулятивные УУД: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; устанавливать целевые приоритеты; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Познавательные УУД: осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; формирование научных понятий. Анализ объектов с целью выделения признаков строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; |
Планируемые результаты |
Предметные:
— строение, особенности жизнедеятельности и многообразие папоротниковидных; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
— объяснять роль растений в биосфере — давать характеристику отдела папоротниковидные; — объяснять происхождение папоротниковидных; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; Личностные: — формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию — формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, — умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи. — умение работать с разными источниками биологической информации. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно - популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. |
Основные понятия |
Корневище, вайи, споры, заросток, архегонии, антеридии, |
Дидактическая структура урока |
На уроке формируются навыки самостоятельного и критического мышления, а также умение работать с информацией. Урок отвечает, основным требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. — по поиску и обработке информации; — по обобщению способов деятельности; — по постановке учебной задачи |
Размер мультимедиа компонента |
Презентация – 26Мб Видеоролики (2 шт.) – 24Мб flash ролики (3 шт)– 2Мб SCORM объекты (3 шт.) – 96Кб |
Вид мультимедиа компонента |
Презентация с видеороликами и flash роликами, SCORM объекты, выполненные на сайте https://learningapps.org/. |
Ресурсы, оборудование, материал |
Компьютерное оборудование: компьютер, видеопроектор, колонки, интерактивная доска. Презентация, интерактивные задания, карта урока, лист самооценивания, тесты. |
Список учебной и дополнительной литературы |
Учебник Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. для 7 кл. общеобразовательных учреждений-М.: Дрофа, 2016 год издания. |
Ссылки на используемые интернет- ресурсы |
Шаблон презентации - http://goppt.ru/priroda/svet-skvoz-listya.html http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/10621_c8fc747ef1aeb3f4f11360c1fd78fb90.jpg.jpg - Единая коллекция цор - http://school-collection.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79201/? Видео ролик «Разнообразие папоротниковидных» - DVD-диск. Систематика растений. Часть 1. Моховидные. Плауновидные. Хвощевидные. Папоротниковидные. – телекомпания СГУ Академия.Разработка тестовых заданий с помощью ресурса - https://learningapps.org/ |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
ИКТ, элементы тестовой технологии, здоровосберегающей технологии Методы и приемы: рассказ, беседа, групповая работа, выполнение теста, ответы на вопросы, работа с видео роликами, индивидуальное выполнение заданий в рабочих картах, работа с интерактивными заданиями. |
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
Формирование УДД |
||
Дидактическая |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места
Оформляют листы самооценки и карты урока |
Приветствует учащихся, предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой на урок. |
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, присаживайтесь! У каждого из вас на парте должен быть учебник, карта урока, лист самооценки, гербарные экземпляры, ручка. Подпишите карты урока и листы самооценки. Все готовы к уроку? Приступим. |
|
Регулятивные уметь самостоятельно контролировать своё время, осуществлять контроль своей деятельности в процессе Коммуникативные планирование сотрудничества с учителем и другими учащимися. |
Проверка домашнего задания |
Оценивают уровень подготовки домашнего задания
Отвечают на вопросы
|
Организует работу
Организует беседу |
В листе самооценки оцените уровень своей домашней подготовки по критериям. (Приложение №1) (слайд 1) • Почему хвощи, и плауны относят к высшим растениям? • Каково внешнее строение хвощевидных? • Объясните появление сосудов у споровых растений. • Какие черты представителей отдела моховидных сходны с чертами плауновидных и хвощевидных? • Как человек использует хвощи и плауны?
|
Предметные:
— строение, особенности жизнедеятельности хвощевидных, плауновидных, — роль растений в биосфере и жизни человека;
объяснять роль растений в биосфере — давать характеристику основных групп растений |
Регулятивные уметь самостоятельно контролировать своё время Познавательные давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её. |
Изучение нового материала Целеполагание, Индивидуальная работа, Групповая работа |
Выдвигают предположения о каком растении идет речь.
Формулируют тему и задачи урока.
Записывают тему и цель урока
Ребята просматривают видео, делая записи в карте урока.
Отвечают на вопросы
Оценивают свою работу
Ребята просматривают видео и выполняют работу
Один из учащихся у интерактивной доски выполняет задание, остальные ребята проверяют, верно ли они выполнили задание.
Оценивают свою работу
Учащиеся работают в группе по два человека
Представляют работу
Оценивают свою работу
Ребята просматривают видео и выполняют работу
Желающие ученики отвечают.
Самооценка
Ребята просматривают видео и выполняют работу
Ребята выполняю работу по учебнику.
Самооценка Учащиеся формулируют вывод урока, согласно задачам, которые были прописаны |
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию успеха
Учитель просит записать тему и задачи урока в карту урока.
Организует работу,
Демонстрирует отпечатки растений на камнях.
Организует контроль, через беседу
Организует работу
Организует контроль, через интерактивное задание
Организует работу Учитель оказывает индивидуальную помощь в выполнении заданий, корректирует выполнения заданий
Организует контроль, через беседу
Проводит физкультминутку
Организует работу
Организует беседу по проверки и корректировке задания
Организует работу
Организует работу
Организует беседу
Просит сформулировать вывод урока, согласно задачам урока |
Согласно легенде, это растении, в полночь перед Ивановым днем на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из его листьев внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветшие растение и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем. (слайд №2)
Как вы думаете, о каком растении идет речь?
Сформулируйте тему и задачи нашего урока. (слайд №3, №4 – примерные цели урок)
После просмотра видео о древних папоротникообразных, ответьте на вопросы. В карте урока можете сделать необходимые записи. (слайд №5) 4) Какую роль в изучении растений выполняют отпечатки растений на камнях?
В листе самооценки оцените уровень выполнения работы. (Приложение №1)
Ребята, просмотрев следующий ролик, подпишите рисунок «Строение папоротника» в карте урока. (слайд №6)
(слайд №7)
В листе самооценки оцените выполнение работы (Приложение №1)
Используя гербарные экземпляры папоротника и мха, выполните лабораторную работу по плану, представленному в задании №3. На выполнение работы отводится 5 мин. (слайд №8)
В листе самооценки оцените выполнение работы (Приложение №1).
(слайд №9)
Папоротники – это высшие растения, которые имеют вегетативные органы – стебли, листья, корни, так и органы полового размножения. В жизненном цикле папоротников наблюдается чередование стадий гаметофита и спорофита, причем преобладает спорофит. Оплодотворение возможно, только при наличии воды. По ходу просмотра видео «Размножение папоротников», выполните задание №4, подписав названия циклов развития. (слайд №10)
Давайте проверим и если необходимо откорректируем выполненное задание.
Не забудьте оценить себя в листе оценивания.
При выполнении задания №5, будьте внимательны при заполнении пропусков в таблице по просмотру ролика. (слайд №11)
Дополните таблицу, указав жизненные формы и представителей (слайд №12)
Какое же значение имеют папоротники в природе и жизни человека. Выполните задание №6 по учебнику. Прочитав раздел параграфа «Значение папоротников» на стр. 62.
Давайте проверим. (слайд 13)
Оцените свою работу
Вернёмся к задачам урока. Достигли ли мы её? Какие можно сделать выводы по уроку? |
Предметные:
— строение, особенности жизнедеятельности и многообразие папоротниковидных; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
— объяснять роль растений в биосфере — давать характеристику отдела папоротниковидные; — объяснять происхождение папоротниковидных; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
Метапредметные: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; |
Регулятивные целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Познавательные строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи |
Закрепление и контроль нового материала |
Выполняют работу
Проверяют и оценивают выполнения заданий
В листе самооценки каждый ученик оценивает свою работу по критериям и выводит оценку за урок |
Организует работу
После выполнения работы, желающие ученики, выполняют задания у интерактивной доски.
Организует предварительное оценивание учащихся. |
Откройте карты - заданий и выполните задания. (Приложение №3) После проверки оцените себя в листах самооценки. (слайд 14, 15)
Ребята, давайте проверим какие предварительные отметки, вы получили за работу на уроке?
|
Предметные:
— строение, особенности жизнедеятельности и многообразие папоротниковидных; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
— объяснять роль растений в биосфере — давать характеристику отдела папоротниковидные; — объяснять происхождение папоротниковидных; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; |
Регулятивные уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; Познавательные обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; Коммуникативные устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей |
Домашняя работа |
Записывают домашнюю работу |
Объясняет выполнения домашнего задания |
Учебник: стр. 61-65. Ответить устно на вопросы стр. 65 №1,2,4. Дополнительное задание - составить кроссворд по теме «Отдел папоротниковидные» . Кроссворд состоит из 10 слов. (слайд 16) |
Метапредметные: находить информацию о растениях, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую |
Регулятивные устанавливать целевые приоритеты; Познавательные структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Коммуникативные задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи |
Рефлексия |
Отвечают на вопрос
Сдают карты урока и листы оценивания. |
Организует беседу с классом по вопросам: |
«Рефлексивный экран» - Что было главным на уроке? -Какие затруднения у вас возникли на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересно? Чему научились? (слайд 17)
(Учитель просит сдать карты урока и листы самооценки деятельности на уроке, для проверки и выставления отметки за урок). |
|
Регулятивные самостоятельно анализировать условия достижения цели адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия Познавательные осуществлять логическую операцию Коммуникативные основы коммуникативной рефлексии отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей |