Урок биологии для 6 класса по теме «Отдел Папоротниковидные»

1
0
Материал опубликован 21 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Учитель биологии

МОУ "Гимназия №1" г.Воскресенска Московской области

Латушко Елена Вячеславовна

Модульный урок

Тема урока "Отдел Папоротниковидные"

Разделы ботаники рассматриваются как отдельные структуры науки. Полного понимания окружающего мира вызывают затруднения. При помощи модульной технологии несложно будет разобраться, изучить и обобщить изучающий материал. Модульная технология обучения направляет индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности, постоянно подкрепляет обучающихся собственными действиями по самоконтролю, последовательности и логичности этих действий. Обучение повышает интерес с изучаемой теме и позволяет выполнить все действия до конца. В модульном обучении (МО) интегрированы теоретико-практические наработки и обобщения проблемного обучения, принципов индивидуализации и дифференциации обучения.

УЭ (учебный элемент)

Задания

Источники информации

балл

УЭ 0

(слайд 3)

Цель урока: улучшения качества понимания предмета биологии раздела ботаники отдела папоротниковидные

Задачи:

1) Образовательная: изучение особенностей строения и жизнедеятельности папоротников, формирование понятия об усложнении и развитии растений;

2) Развивающая: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы проблемного обучения;

3) Воспитательная: Воспитывать самостоятельность к подведению итогов, подвести детей к выводу, что не стоит искать  клад с помощью цветка папоротника, а гораздо лучше заработать деньги честным трудом

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

УЭ №1

(слайд 4)

Отгадайте ребусы

1........; 2........; 3........

Запятая слева от слова означает количество букв, которые нужно удалить с начала слова. 

Для замены букв внутри используют равенство типа И=Е, которое означает, что следует заменить все буквы И на Е.

Буква "Х" содержатся в букве "О", получаем х-в-о, т.е. "ХВО".

3 балла

УЭ №2

(слайд 5)

Изучите особенности строения отдела

Заполните таблицу

признаки

папоротники

хвощи

плауны

Жизненная форма

     

Место обитание

     

Вегетативные органы:

Корень

Стебель

Лист(форма, размер)

     

https://murzim.ru/nauka/biologiya/9004-paporotniki.html

 

Учебники

В.В. Пасечник,

И.Н. Пономарева,

Сонин, Захаров

тема "Папоротниковидные"

10 баллов

УЭ №3

(слайд 6)

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. На живом растении рассмотрите внешнее строение папоротника. Найдите корневище с отходящими от него корнями. Какие это корни? Какую корневую систему они образуют?

2. Рассмотрите лист папоротника опишите его строение

3. На нижней стороне папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Каково значение спор в жизни папоротника.

4. Сравните папоротник со мхом. Найдите черты сходства и различия. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям

Учебники

В.В. Пасечник,

И.Н. Пономарева

Н.И. Сонин, В.Б. Захаров

5 баллов

УЭ №4

(слайд 7)

Развитие папоротниковидных

Рассмотрите схему развития и выполните задание

Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

А)   развитие заростка

Б)   оплодотворение

В) развитие спорофита

Г) образование архегониев и антеридиев

Д) образование спорангиев

Е)  прорастание споры

           

Учебники

В.В. Пасечник,

И.Н. Пономарева

Н.И. Сонин, В.Б. Захаров

http://fb.ru/article/252206/jiznennyiy-tsikl-paporotnika-stadii-etapyi-posledovatelnost-i-opisanie

 

Физкультминутка

УЭ №5

(слайд 9)

Проблемный вопрос: правда или ложь, что в ночь на Ивана Купалу расцветает папоротник и с помощью цветка можно найти клад?

Герой повести Николая Гоголя “Вечер накануне Ивана Купала” Петро - увидел цветение папоротника.

 

2 балла

Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется, и становиться все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся пред его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.

Теперь пора!” – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках”.

Множество легенд сложено о “цветке папоротника”. Растение это казалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, а охраняет его нечистая сила, добыть его трудно. А цветет папоротник будто бы единственный раз в году – в ночь на 7 июля, накануне древнего языческого праздника Ивана Купала.

УЭ №6

(слайд 10)

Ознакомьтесь со значением папоротниковидных и составьте схему применения в природе и жизни человека

1.http://www.botanichka.ru/blog/2010/06/28/fern/

2. http://zhenskoe-mnenie.ru/themes/health/paporotnik-lechebnye-svojjstva-i-primenenie-v-meditsine/

3.http://polzaverd.ru/lekarstva/poleznye-svojstva-paporotnika.html

5 баллов

Итого баллов за работу

набрали

 
 

Должны были набрать

25 баллов

Подведите итоги своей работы. Оцените свои способности

Перевод баллов в отметку

25-21 - "5"

20-15 - "4"

14-10 - "3"

Менее 10 баллов отметка неудовлетворительная. Рекомендовано повысить результат при помощи повторения. Выполните еще раз учебные элементы.

(слайд 11)

1. Выберите три верных ответа из шести.

Папоротники относят к царству растений, так как

в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

их клетки содержат хлоропласты

их клетки содержат цитоплазму

выполняют роль консументов в экосистеме

клеточная стенка состоит из целлюлозы

2. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.

           ОСОБЕННОСТИ                                                                 ПРЕДСТАВИТЕЛИ

1)  в почве закрепляются ризоидами                                                   А)  Мхи

2)  в цикле развития преобладает спорофит                                       Б)  Папоротники

3)  споры образуются в коробочках

4)  споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев

5)  из споры развивается заросток

6)  из споры развивается зелёная нить


 

1

2

3

4

5

6

           


 

3. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак  характерен.

           ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ                                                             ОТДЕЛ

1)  отсутствие корней                                                                    А)  Моховидные

2)  развитая проводящая система                                                   Б)  Папоротниковидные

3)  наличие водоносных клеток

4)  недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены

5)  спорофит преобладает над гаметофитом

 

1

2

3

4

5

         

(слайд 12)

4. Заполните пропуски в тексте

В настоящее время папоротников насчитывается более ___________ видов. Распространены папоротники в зоне _________. Размножаются папоротники двумя способами _______ и ________. В жизненном цикле чередуются ________ и ________ поколения. Употребляют в _________. Применяют в ________ для изготовления лекарств. Выращивают в домах, как _________ растения. Добывают в виде ________ угля.

5. Правда или ложь, что в ночь на Ивана Купалу расцветает папоротник и с помощью цветка можно найти клад? Ответ обоснуйте и дайте два элемента ответа.

(слайд 13) Рефлексия.


Урок "Отдел папоротноковидные"
PPTX / 4.6 Мб


 

Предварительный просмотр презентации

Отдел папоротниковидные Учитель биологии Латушко Елена Вячеславовна

Разделы ботаники рассматриваются как отдельные структуры науки. Полного понимания окружающего мира вызывают затруднения. При помощи модульной технологии несложно будет разобраться, изучить и обобщить изучающий материал. Модульная технология обучения направляет индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности, постоянно подкрепляет обучающихся собственными действиями по самоконтролю, последовательности и логичности этих действий. Обучение повышает интерес с изучаемой теме и позволяет выполнить все действия до конца. В модульном обучении (МО) интегрированы теоретико-практические наработки и обобщения проблемного обучения, принципов индивидуализации и дифференциации обучения.

Цель урока:  Улучшение качества понимания предмета биологии раздела ботаники отдела папоротниковидные Задачи 1) Образовательная: изучение особенностей строения и жизнедеятельности папоротников, формирование понятия об усложнении и развитии растений; 2) Развивающая: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы проблемного обучения; 3) Воспитательная: Воспитывать самостоятельность к подведению итогов, подвести детей к выводу, что не стоит искать  клад с помощью цветка папоротника, а гораздо лучше заработать деньги честным трудом

УЭ (учебный элемент) №1

УЭ (учебный элемент) №2 признаки папоротники хвощи плауны Жизненная форма Место обитание Вегетативные органы: Корень Стебель Лист(форма, размер) Корневище-горизонтально растущий стебель Молодой побег Листья-вайи Придаточные корни Сорус со спорангием

УЭ (учебный элемент) №3 Проведите эксперимент и ответьте на вопросы: 1. На живом растении рассмотрите внешнее строение папоротника. Найдите корневище с отходящими от него корнями. Какие это корни? Какую корневую систему они образуют? 2. Рассмотрите лист папоротника опишите его строение 3. На нижней стороне папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Каково значение спор в жизни папоротника. 4. Сравните папоротник со мхом. Найдите черты сходства и различия. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям

УЭ (учебный элемент) №4 Развитие папоротниковидных

Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения. А)   развитие заростка Б)   оплодотворение В) развитие спорофита Г) образование архегониев и антеридиев Д) образование спорангиев Е)  прорастание споры Физкульминутка

УЭ (учебный элемент) №5 Проблема «Правда или ложь» В ночь на Ивана Купалу расцветает папоротник и с помощью цветка можно найти клад?

УЭ (учебный элемент) №6 Значение папоротниковидных Являются средой обитания и пищей для микроорганизмов и беспозвоночных животных. Участвуют в круговороте веществ и энергии в биогеценозах. Принимают участие в образовании кислорода. Отрицательное значение: некоторых виды папоротника относятся к сорнякам, например, папоротник сальвиния, который быстро размножается вегетативным способом и может стать настоящей угрозой жизни водоемов, в частности их растительному и животному миру. Листья папоротников часто используют с декоративной целью. Их длинные стержневые части листьев, благодаря своей жесткости и прочности, популярны в различного рода поделках. В основном используют для этих целей лигодиум и анелию. Аквариумы и водоемы отлично украсит сальвиния и азолла каролинская.

Подведем итоги 1. Выберите три верных ответа из шести. Папоротники относят к царству растений, так как 1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ 2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород 3) их клетки содержат хлоропласты 4) их клетки содержат цитоплазму 5) выполняют роль консументов в экосистеме 6) клеточная стенка состоит из целлюлозы 2. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.            ОСОБЕННОСТИ                                             ПРЕДСТАВИТЕЛИ 1)  в почве закрепляются ризоидами                           А)  Мхи 2)  в цикле развития преобладает спорофит                                       Б)  Папоротники 3)  споры образуются в коробочках 4)  споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев 5)  из споры развивается заросток 6)  из споры развивается зелёная нить 3. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак  характерен.            ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ                                                             ОТДЕЛ 1)  отсутствие корней                                                                    А)  Моховидные 2)  развитая проводящая система                                                   Б)  Папоротниковидные 3)  наличие водоносных клеток 4)  недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены 5)  спорофит преобладает над гаметофитом

  4. Заполните пропуски в тексте В настоящее время папоротников насчитывается более ___________ видов. Распространены папоротники в зоне _________. Размножаются папоротники двумя способами _______ и ________. В жизненном цикле чередуются ________ и ________ поколения. Употребляют в _________. Применяют в ________ для изготовления лекарств. Выращивают в домах, как _________ растения. Добывают в виде ________ угля. 5. Правда или ложь, что в ночь на Ивана Купалу расцветает папоротник и с помощью цветка можно найти клад? Ответ обоснуйте и дайте два элемента ответа. Проверим 1. 2 3 6 2. 1А, 2 Б, 3 А, 4 Б, 5 Б, 6 А 3. 1 А, 2 Б, 3 А, 4 А, 5 Б 4. 10 тыс. Леса севера средней полосы до тропиков. Вегетативным и половым. Спорофит и гаметофит. Пищу. Медицине. Комнатное. Каменного угля. 5. Ложь. Папоротниковидные споровые растения и не образуют генеративного органа цветок

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.