Методическая разработка урока

1
0
Материал опубликован 6 February

Министерство образования Иркутской области

Управление образования МО «Эхирит-Булагатский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Идыгинская средняя общеобразовательная школа имени К. П. Борисова















Урок математики

6 класс

Тема урока «Отношения»




Выполнила:

Хандархаева Виктория Владимировна

учитель математики высшей категории






















Урок математики

«Отношения», 6 класс.


Цель урока:

Образовательные: Закрепление вычислительных навыков с десятичными и обыкновенными дробями. Формирование у учащихся математического понятия «отношения», применение данного понятия при решении примеров и задач.

Развивающие: Развитие умения анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей, развитие навыков смыслового чтения.

Воспитательные: Развитие познавательного интереса, умение слушать и вступать в диалог. Воспитание ответственности и аккуратности, умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимоотношения. Привитие любви и бережного отношения к природе.

Задачи урока: Ознакомить учащихся с понятием числового отношения, формировать у учащихся навыки применения полученной информации в практической деятельности, способствовать развитию логического мышления, умения выражать свои мысли.


Оборудование: ноутбук на каждого ученика, заготовки значков (домашнее задание), раздаточный материал - карточки, «Лист самооценки», фотографии с изображением природы.


Ход урока


Примечание

I.Организационный момент. Актуализация знаний.

1) Приветствие. Проверка домашнего задания «Изготовление значка». Для выполнения домашнего задания учащимся был предложен алгоритм изготовления значка:

1)Начертите окружность, радиус, которого равен 3 см. Обозначьте центр окружности точкой О.

2)Проведите диаметр окружности (горизонтально). Обозначьте диаметр АВ так, чтобы точка А была расположена левее.

3) Начертите треугольник ВОС так, чтобы точка С лежала на окружности и находилась в верхней части полуокружности.

4)В треугольнике ВОС нарисуйте сердечко.

5)В нижней части полуокружности начертите прямоугольник, длина которого равна 5 см, а ширина 1 см.

6)Разделите получившийся прямоугольник на 6 равный частей вертикальными линиями.


Учитель проверяет готовность учащихся к уроку: наличие значка, работу ноутбуков и т.д. Нужно раздать «Лист самооценки». Учащиеся, не выполнившие домашнее задание

«Изготовление значка» получают 0 баллов. Учителю необходимо иметь запас заготовок значков.

При выполнении домашней работы реализовывались следующие цели: развитие смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации.

2) Учитель просит учащихся пополнить «Корзину знаний» по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей». Учащиеся без наводящих вопросов учителя рассказывают правила, приводят примеры и т.п. по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей», заполняют «Лист самооценки» согласно критериям.

Данный приём «пополнить Корзину знаний» позволяет развивать у учащихся внимание, память, речь, умение слушать и слышать друг друга.

3) Учитель предлагает учащимся выполнить задание: решить онлайн - тест, открыв задание по ссылке «TestEdu.ru» Умножение дробей.

Тест, к которому учащиеся получат доступ по ссылке, состоит из следующих заданий:

1) правило умножения обыкновенных дробей с выбором ответа

2) правило деления обыкновенных дробей с выбором ответа

3) выполните умножение t1738856917aa.gif

t1738856917ab.gif4) найдите периметр квадрата, сторона которого равна t1738856917ac.gifсм

5) выполните умножение t1738856917ad.gif

6) найдите площадь прямоугольника, стороны которого равны t1738856917ae.gif метрам

7) выполните умножения t1738856917af.gif

Время на выполнение задания 5 минут. Учащиеся, выполнившие тест раньше времени, решают № 734.









После завершения работы с тестом программа выдаёт результат работы в процентном отношении: выполнено 90-100% -отлично, 70-80 %-хорошо, 50-60 %- удовлетворительно, меньше 50% - ещё подготовьтесь.


4) Учитель просит поднять руки учащихся, кто справился с тестом на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Проводится анализ ошибок.

Учащиеся заполняют «Лист самооценки»

5) Учитель предлагает учащимся раскодировать слово,

каждая буква соответствует верному ответу выполненного учащимися теста.

t1738856917ag.gif

t1738856917ah.gif

t1738856917ai.gif

t1738856917ag.gif


t1738856917aj.gif

t1738856917ak.gif

t1738856917ai.gif


t1738856917al.gif

t1738856917am.gif













О- t1738856917ag.gif Н- t1738856917an.gif Я- t1738856917am.gif Е- t1738856917ak.gif Т - t1738856917ah.gif Ш-2 И-1


Раскодированное слово: Отношения.

t1738856917ao.gif=t1738856917ag.gif ответ задания № 3 теста соответствует букве «О» и т.д.


Мотивация к изучению новой темы «Отношения», пункт 20.

II. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. Открытие новых знаний.

Учитель ведёт диалог с учащимися:

Как вы понимаете значение слова Отношения? Какие бывают отношения? (Предполагаемые ответы: отношения бывают между людьми, отношения бывают теплыми, взаимными и т.д.)

Устно разобрать решение №734: В классе 36 учащихся. Из них 15 мальчиков, а остальные – девочки. Какую часть составляют мальчики, а какую девочки? Чему равно отношение девочек к числу мальчиков и что оно показывает?

Итак, слово «отношение» многозначное. Найдите в учебнике математическое определение слова «отношение», пункт 20. Прочитайте определение: частное двух чисел называют отношением этих чисел. Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго или какую часть первое число составляет от второго.

Сформулируйте тему, цели и задачи урока. Запишите в тетрадь тему урока.

5) Прочитайте текст (запись текста на доске), вставляя пропущенные слова: В математике частное двух чисел называют __________этих чисел. ________чисел можно записать двумя способами: с помощью знака деления, либо с помощью дроби a : b = t1738856917ap.gif =а/b.

6) Запишите отношение числа девочек вашего класса к числу мальчиков, и наоборот. Что оно показывает?

Развитие коммуникативных навыков: умение вступать в диалог, умение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Развитие навыков смыслового чтения.

III. Первичное закрепление. Физминутка.

1) Учащиеся выполняют № 727: Найти отношение:

а) 124 к 3 б) 6 к 20 в)12,3 к 3 г) 9,1 к 0,07 д) 0,25 к 0,55 е) 8t1738856917aq.gif кt1738856917ar.gif ж) 6t1738856917as.gif к 8,2 з) 1,35 к 5t1738856917at.gif.

Задание можно выполнять выборочно, самостоятельно или парами. Решение на доске выполняют желающие.

2) После выполнения № 727 учащиеся получают следующие задания: I группа – раскодировать слово. Детям раздаются карточки с таблицей, верными ответами задания №727 и соответствующими буквами, в итоге получается раскодированное слово «хубунок».


7

41t1738856917au.gif

0,3

41t1738856917au.gif

130

4,1

t1738856917av.gif









У-41t1738856917au.gif Б-0,3 О-4,1 Н-130 К-t1738856917av.gif Х -7

II группа получает задание: найти значение слова «хубунок» в интернете.

III группа - отвечает на вопрос: как переводится с бурятского слово «хубун».

После выполнения заданий учащиеся сообщают (узнают, находят) информацию о том, что детёныша байкальской нерпы называют хубунком, от бурятского слова «хубун»- детёныш. Учитель демонстрирует фото с изображением байкальской нерпы.


Взаимопроверка. Дифференцированное задание.




Формирование умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимоотношения.

Смена статических поз (физминутка). Группы формируются по усмотрению учителя с учётом способностей и возможностей учащихся.

3) Учащиеся отвечают на вопросы учителя: Кто был на Байкале? Кто видел красоту нашего Байкала? Какие у вас впечатления об озере Байкал?

4) Учитель раздаёт учащимся текст:

а) Байкал (перевод с бурятского Байгал далай, Байгал нуур) – огромное древнее озеро в Сибири. Байкал самое глубокое озеро на планете и самое пресноводное по площади на континенте.

По официальным данным Байкал имеет 336 водотоков. В озеро впадает множество рек и ручьев. Но только одна река уносит с собой байкальскую воду, согласно легенде - единственная Дочь Байкала Ангара.

5) Учитель задаёт вопрос: Чему равно отношение количества рек и ручьев, вытекающих из озера Байкал к числу втекающих в озеро Байкал. ( Ответ: t1738856917aw.gif

Срываясь с высот, убегает прочь река Ангара, вытекающая из Байкала. В её истоке находится скала Шаман-Камень. Легенда гласит, что отец Байкал швырнул этот камень вслед сбежавшей дочери…

Не следует путать Шаман-Камень (скала в истоке реки Ангара) со скалой Шаманка (или мыс Бурхан), расположенный в средней части западного побережья острова Ольхон, на озере Байкал.

Привитие любви к родному краю, бережному отношению к природе.

Развитие смыслового чтения.

Учащиеся поочерёдно вслух читают текст.












Учитель демонстрирует фото с изображениями скалы Шаманка и Шаман - Камня.

Известно, что над водой видна лишь верхушка Шаман-Камня. Под водой кроется скальный массив, разделяющий реку на две части. Решив пример, определите, на сколько метров может выступать над водой «верхушка» Шаман-Камня: (⅛+⅞)∙(⅛−0,125)+1,5=

Ответ: 1,5 м

6) Учитель задаёт вопрос: Какой рациональный способ можно было использовать при решении данного примера?

Ответ:t1738856917ax.gif−0,125=0, т.к. 0,125=t1738856917ay.gif=t1738856917az.gifПри умножении любого выражения на нуль результат равен нулю. Следовательно, 0 + 1,5= 1,5.

7)Учитель задаёт следующее задание: Скала Шаманка (мыс Бурхан) оканчивается двухвершинной скалой. Найдите в интернете информацию о высотах этих скал, используя данные, составьте задачу.

Предполагаемый ответ: Скала Шаманка (мыс Бурхан) оканчивается двухвершинной скалой. Высота ближней к берегу части скалы равна 30 метров, высота дальней части- 42 метра. Найдите отношение высот этих скал. Что оно показывает?

8) Предлагаю вашему вниманию фото озера. Вам знакома окружающая природа этого озера?

А какое отношение у вас, у жителей нашего села к нашему прекрасному озеру?

Решение примера учащиеся выполняют в тетради самостоятельно.






Развитие логического мышления.



Учитель демонстрирует фото Скалы Шаманка. Работу по составлению задачи ребята выполняют парами.




Учитель демонстрирует фото с изображением озера нашего села. Экологическое воспитание.

IV. Самостоятельная работа.

Учащиеся работу могут выполнять на ноутбуках, можно раздать задания на карточках. Время на выполнение работы 3-5 минут. Тест «Отношения»:

Отношение t1738856917ba.gif, что число 1….. числа 4 в четыре раза.

Отношение чисел 40 и 10 равно…..

Если отношение числа Х к числу 8 равно 2, то Х

равен…..

Частное чисел 3 и 17 называют по-другому…..

Отношение 300 грамм к 1 килограмму равно…..

После завершения самостоятельной работы учащиеся сверяют свои ответы с верными ответами, подсчитывают количество верных ответов (5 заданий- 5 баллов, 4 задания- 4 балла и т.д.)

Ответ:

1) Отношение t1738856917bb.gif означает, что число 1меньше числа 4 в четыре раза.

2) Отношение чисел 40 и 10 равно 4.

3) Если отношение числа Х к числу 8 равно 2, то Х

равен 16.

4)Частное чисел 3 и 17 называют по-другому отношением.

5) Отношение 300 грамм к 1 килограмму равно t1738856917bc.gif0,3.


Проверка усвоения нового понятия.










Взаимопроверка.





Учащиеся вслух проговаривают ответы.

Заполняется

«Лист самооценки»

VI. Рефлексия.

Учитель ведет диалог с учащимися с помощью наводящих вопросов: что нового узнали на уроке, достиг ли урок цели, какие были затруднения, оцените свою деятельность на уроке (используя «Лист самооценки»), работу класса и т.д.

Учащиеся высказывают своё мнение по данному уроку. Выставляются оценки за урок.

VII. Домашнее задание. Итог урока.

Учитель подводит итог урока:

Вы выразили своё «Я», своё отношение, своё мнение об уроке.

Запишите на заготовках вашего значка в левом верхнем углу букву «Я».

Что означает, по вашему мнению «сердечко», которое изображено у нас на значке? (предполагаемый ответ: любовь)

Итак, закончите предложение: Я люблю… запишите в клеточки слово, состоящее из 6 букв.

Я предполагала, что вы запишете слово «Байкал». Я люблю озеро Байкал, каждое лето стараюсь побывать в этих прекрасных местах. Хочу, чтобы вы также испытывали чувство гордости, что живёте рядом с Байкалом. Призываю вас бережно и с любовью относиться к родной природе, к нашему уникальному озеру Байкал.

Домашнее задание: № 731, 764а

Для желающих: Изготовить свою версию значка


«Лист самооценки»:

Форма работы


Баллы

Домашнее задание «Изготовление значка», максимальный балл -3 балла.


«Корзина знаний», каждое правило (верный ответ) оценивается 1 баллом.


Онлайн-тест, оценка: «2», «3», «4», «5»



Тест «Отношения», верный ответ 1 балл (от 1 до 5 баллов)


Итого



Критерии оценок:

10-15 баллов «5», 8-10 баллов «4», 5-7 баллов «3»


Развитие коммуникативных навыков, умения оценивать свою деятельность и работу класса.



Завершение работы: продукт деятельности

значок. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.







Учащиеся могут записать: родину, друзей и т.п.






Развитие творческих способностей.





















Использованные материалы:

Учебник « Математика 6 класс» Н.Я Виленкин, В.И. Жохов и др. М: МНЕМОЗИНА, 2020 г.

Интернет- ресурсы.







































\





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.