Методическая разработка урока
Министерство образования Иркутской области
Управление образования МО «Эхирит-Булагатский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Идыгинская средняя общеобразовательная школа имени К. П. Борисова
Урок математики
6 класс
Тема урока «Отношения»
Хандархаева Виктория Владимировна
учитель математики высшей категории
Урок математики
«Отношения», 6 класс.
Цель урока:
Образовательные: Закрепление вычислительных навыков с десятичными и обыкновенными дробями. Формирование у учащихся математического понятия «отношения», применение данного понятия при решении примеров и задач.
Развивающие: Развитие умения анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей, развитие навыков смыслового чтения.
Воспитательные: Развитие познавательного интереса, умение слушать и вступать в диалог. Воспитание ответственности и аккуратности, умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимоотношения. Привитие любви и бережного отношения к природе.
Задачи урока: Ознакомить учащихся с понятием числового отношения, формировать у учащихся навыки применения полученной информации в практической деятельности, способствовать развитию логического мышления, умения выражать свои мысли.
Оборудование: ноутбук на каждого ученика, заготовки значков (домашнее задание), раздаточный материал - карточки, «Лист самооценки», фотографии с изображением природы.
Ход урока | Примечание | ||||||||||||||||||
I.Организационный момент. Актуализация знаний. 1) Приветствие. Проверка домашнего задания «Изготовление значка». Для выполнения домашнего задания учащимся был предложен алгоритм изготовления значка: 1)Начертите окружность, радиус, которого равен 3 см. Обозначьте центр окружности точкой О. 2)Проведите диаметр окружности (горизонтально). Обозначьте диаметр АВ так, чтобы точка А была расположена левее. 3) Начертите треугольник ВОС так, чтобы точка С лежала на окружности и находилась в верхней части полуокружности. 4)В треугольнике ВОС нарисуйте сердечко. 5)В нижней части полуокружности начертите прямоугольник, длина которого равна 5 см, а ширина 1 см. 6)Разделите получившийся прямоугольник на 6 равный частей вертикальными линиями. | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку: наличие значка, работу ноутбуков и т.д. Нужно раздать «Лист самооценки». Учащиеся, не выполнившие домашнее задание «Изготовление значка» получают 0 баллов. Учителю необходимо иметь запас заготовок значков. При выполнении домашней работы реализовывались следующие цели: развитие смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации. | ||||||||||||||||||
2) Учитель просит учащихся пополнить «Корзину знаний» по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей». Учащиеся без наводящих вопросов учителя рассказывают правила, приводят примеры и т.п. по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей», заполняют «Лист самооценки» согласно критериям. | Данный приём «пополнить Корзину знаний» позволяет развивать у учащихся внимание, память, речь, умение слушать и слышать друг друга. | ||||||||||||||||||
3) Учитель предлагает учащимся выполнить задание: решить онлайн - тест, открыв задание по ссылке «TestEdu.ru» Умножение дробей. Тест, к которому учащиеся получат доступ по ссылке, состоит из следующих заданий: 1) правило умножения обыкновенных дробей с выбором ответа 2) правило деления обыкновенных дробей с выбором ответа 3) выполните умножение 5) выполните умножение 6) найдите площадь прямоугольника, стороны которого равны 7) выполните умножения Время на выполнение задания 5 минут. Учащиеся, выполнившие тест раньше времени, решают № 734. | После завершения работы с тестом программа выдаёт результат работы в процентном отношении: выполнено 90-100% -отлично, 70-80 %-хорошо, 50-60 %- удовлетворительно, меньше 50% - ещё подготовьтесь. | ||||||||||||||||||
4) Учитель просит поднять руки учащихся, кто справился с тестом на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Проводится анализ ошибок. | Учащиеся заполняют «Лист самооценки» | ||||||||||||||||||
5) Учитель предлагает учащимся раскодировать слово, каждая буква соответствует верному ответу выполненного учащимися теста.
О- Раскодированное слово: Отношения. | Мотивация к изучению новой темы «Отношения», пункт 20. | ||||||||||||||||||
II. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. Открытие новых знаний. Учитель ведёт диалог с учащимися: Как вы понимаете значение слова Отношения? Какие бывают отношения? (Предполагаемые ответы: отношения бывают между людьми, отношения бывают теплыми, взаимными и т.д.) Устно разобрать решение №734: В классе 36 учащихся. Из них 15 мальчиков, а остальные – девочки. Какую часть составляют мальчики, а какую девочки? Чему равно отношение девочек к числу мальчиков и что оно показывает? Итак, слово «отношение» многозначное. Найдите в учебнике математическое определение слова «отношение», пункт 20. Прочитайте определение: частное двух чисел называют отношением этих чисел. Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго или какую часть первое число составляет от второго. Сформулируйте тему, цели и задачи урока. Запишите в тетрадь тему урока. 5) Прочитайте текст (запись текста на доске), вставляя пропущенные слова: В математике частное двух чисел называют __________этих чисел. ________чисел можно записать двумя способами: с помощью знака деления, либо с помощью дроби a : b = 6) Запишите отношение числа девочек вашего класса к числу мальчиков, и наоборот. Что оно показывает? | Развитие коммуникативных навыков: умение вступать в диалог, умение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. Развитие навыков смыслового чтения. | ||||||||||||||||||
III. Первичное закрепление. Физминутка. 1) Учащиеся выполняют № 727: Найти отношение: а) 124 к 3 б) 6 к 20 в)12,3 к 3 г) 9,1 к 0,07 д) 0,25 к 0,55 е) 8 Задание можно выполнять выборочно, самостоятельно или парами. Решение на доске выполняют желающие. 2) После выполнения № 727 учащиеся получают следующие задания: I группа – раскодировать слово. Детям раздаются карточки с таблицей, верными ответами задания №727 и соответствующими буквами, в итоге получается раскодированное слово «хубунок».
У-41 II группа получает задание: найти значение слова «хубунок» в интернете. III группа - отвечает на вопрос: как переводится с бурятского слово «хубун». После выполнения заданий учащиеся сообщают (узнают, находят) информацию о том, что детёныша байкальской нерпы называют хубунком, от бурятского слова «хубун»- детёныш. Учитель демонстрирует фото с изображением байкальской нерпы. | Взаимопроверка. Дифференцированное задание. Формирование умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимоотношения. Смена статических поз (физминутка). Группы формируются по усмотрению учителя с учётом способностей и возможностей учащихся. | ||||||||||||||||||
3) Учащиеся отвечают на вопросы учителя: Кто был на Байкале? Кто видел красоту нашего Байкала? Какие у вас впечатления об озере Байкал? 4) Учитель раздаёт учащимся текст: а) Байкал (перевод с бурятского Байгал далай, Байгал нуур) – огромное древнее озеро в Сибири. Байкал самое глубокое озеро на планете и самое пресноводное по площади на континенте. По официальным данным Байкал имеет 336 водотоков. В озеро впадает множество рек и ручьев. Но только одна река уносит с собой байкальскую воду, согласно легенде - единственная Дочь Байкала Ангара. 5) Учитель задаёт вопрос: Чему равно отношение количества рек и ручьев, вытекающих из озера Байкал к числу втекающих в озеро Байкал. ( Ответ: Срываясь с высот, убегает прочь река Ангара, вытекающая из Байкала. В её истоке находится скала Шаман-Камень. Легенда гласит, что отец Байкал швырнул этот камень вслед сбежавшей дочери… Не следует путать Шаман-Камень (скала в истоке реки Ангара) со скалой Шаманка (или мыс Бурхан), расположенный в средней части западного побережья острова Ольхон, на озере Байкал. | Привитие любви к родному краю, бережному отношению к природе. Развитие смыслового чтения. Учащиеся поочерёдно вслух читают текст. Учитель демонстрирует фото с изображениями скалы Шаманка и Шаман - Камня. | ||||||||||||||||||
Известно, что над водой видна лишь верхушка Шаман-Камня. Под водой кроется скальный массив, разделяющий реку на две части. Решив пример, определите, на сколько метров может выступать над водой «верхушка» Шаман-Камня: (⅛+⅞)∙(⅛−0,125)+1,5= Ответ: 1,5 м 6) Учитель задаёт вопрос: Какой рациональный способ можно было использовать при решении данного примера? Ответ: 7)Учитель задаёт следующее задание: Скала Шаманка (мыс Бурхан) оканчивается двухвершинной скалой. Найдите в интернете информацию о высотах этих скал, используя данные, составьте задачу. Предполагаемый ответ: Скала Шаманка (мыс Бурхан) оканчивается двухвершинной скалой. Высота ближней к берегу части скалы равна 30 метров, высота дальней части- 42 метра. Найдите отношение высот этих скал. Что оно показывает? 8) Предлагаю вашему вниманию фото озера. Вам знакома окружающая природа этого озера? А какое отношение у вас, у жителей нашего села к нашему прекрасному озеру? | Решение примера учащиеся выполняют в тетради самостоятельно. Развитие логического мышления. Учитель демонстрирует фото Скалы Шаманка. Работу по составлению задачи ребята выполняют парами. Учитель демонстрирует фото с изображением озера нашего села. Экологическое воспитание. | ||||||||||||||||||
IV. Самостоятельная работа. Учащиеся работу могут выполнять на ноутбуках, можно раздать задания на карточках. Время на выполнение работы 3-5 минут. Тест «Отношения»: Отношение Отношение чисел 40 и 10 равно….. Если отношение числа Х к числу 8 равно 2, то Х равен….. Частное чисел 3 и 17 называют по-другому….. Отношение 300 грамм к 1 килограмму равно….. После завершения самостоятельной работы учащиеся сверяют свои ответы с верными ответами, подсчитывают количество верных ответов (5 заданий- 5 баллов, 4 задания- 4 балла и т.д.) Ответ: 1) Отношение 2) Отношение чисел 40 и 10 равно 4. 3) Если отношение числа Х к числу 8 равно 2, то Х равен 16. 4)Частное чисел 3 и 17 называют по-другому отношением. 5) Отношение 300 грамм к 1 килограмму равно | Проверка усвоения нового понятия. Взаимопроверка. Учащиеся вслух проговаривают ответы. Заполняется «Лист самооценки» | ||||||||||||||||||
VI. Рефлексия. Учитель ведет диалог с учащимися с помощью наводящих вопросов: что нового узнали на уроке, достиг ли урок цели, какие были затруднения, оцените свою деятельность на уроке (используя «Лист самооценки»), работу класса и т.д. Учащиеся высказывают своё мнение по данному уроку. Выставляются оценки за урок. VII. Домашнее задание. Итог урока. Учитель подводит итог урока: Вы выразили своё «Я», своё отношение, своё мнение об уроке. Запишите на заготовках вашего значка в левом верхнем углу букву «Я». Что означает, по вашему мнению «сердечко», которое изображено у нас на значке? (предполагаемый ответ: любовь) Итак, закончите предложение: Я люблю… запишите в клеточки слово, состоящее из 6 букв. Я предполагала, что вы запишете слово «Байкал». Я люблю озеро Байкал, каждое лето стараюсь побывать в этих прекрасных местах. Хочу, чтобы вы также испытывали чувство гордости, что живёте рядом с Байкалом. Призываю вас бережно и с любовью относиться к родной природе, к нашему уникальному озеру Байкал. Домашнее задание: № 731, 764а Для желающих: Изготовить свою версию значка «Лист самооценки»:
| Развитие коммуникативных навыков, умения оценивать свою деятельность и работу класса. Завершение работы: продукт деятельности –значок. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе. Учащиеся могут записать: родину, друзей и т.п. Развитие творческих способностей. |
Использованные материалы:
Учебник « Математика 6 класс» Н.Я Виленкин, В.И. Жохов и др. М: МНЕМОЗИНА, 2020 г.
Интернет- ресурсы.
\