Методическая разработка урока биологии по теме: «Кожа и ее производные. Строение и значение кожи. Роль кожи в теплорегуляции»
Кожа и ее производные
PPT / 7.58 Мб
Название: Методическая разработка урока биологии по теме: «Кожа и ее производные. Строение и значение кожи. Роль кожи в теплорегуляции»
Автор: Малюта Анна Михайловна, учитель биологии и химии МОУ «Основная школа №24 города Макеевки».
Описание работы: урок позволяет раскрыть понятие о коже и ее производных, детально изучить основные особенности ее строения, сформировать представление о значении кожи, исследовать механизмы терморегуляции в организме человека.
Аудитория: урок предназначен для учащихся 8 классов.
Цель: сформировать представление о коже и ее производных.
Задачи:
образовательные: изучить особенности строения кожи, рассмотреть ее производные, определить основные функции кожи, исследовать механизмы терморегуляции в организме человека.
воспитательные: воспитывать интерес к предмету и к научным знаниям.
развивающие: развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы, самостоятельность, внимание и познавательную активность.
Базовые понятия: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка, сальные, потовые, молочные железы, ногти, волосы, слизистые оболочки.
Методы: поисковые («Внимание, поиск!»), наглядне (презентация «Кожа. Значение и строение кожи. Роль кожи в теплорегуляции»), словесно - репродуктивные (игра «Угадай предмет», беседа, объяснение), практические (ситуационные задачи, самонаблюдение, определение типа кожи с помощью бумажной салфетки).
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: биология, химия, анатомия, физиология.
Оборудование и материалы: персональный компьютер, доска, мультимедийный проектор, презентация Power Point, учебник.
Методическая цель: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством применения инновационных технологий обучения.
Ход урока
І. Организационный момент (1 мин).
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин).
Ситуационные задачи
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин).
«Внимание, поиск!»
IV. Изучение нового учебного материала (26 мин).
Самонаблюдение.
Игра «Угадай предмет»
Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки
V. Обобщение и систематизация материала (7 мин).
Викторина «Верите ли вы, что…»
VI.Сообщение домашнего задания (1 мин).
І. Организационный момент.
Приветствие, отмечание отсутствующих.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Сейчас вам следует ненадолго представить себя врачом нефрологом. На основании анамнеза больного установите диагноз и предложите тактику лечения заболеваний мочевыделительной системы.
Ситуационные задачи.
Задача 1. Больной С., 65 лет, жалуется на частые мочеиспускания с болями внизу живота, чувство неполного опорожнения мочевого пузыря, повышение температуры.
1. Ваш предположительный диагноз?
2. Какую терапию предлагаете?
Цистит, лечение антибиотиками.
Задача 2. У больного К., 40 лет, в течение трех дней отмечаются боли в пояснице справа, сопровождающиеся повышением температуры тела до 39-40°С, ознобами, выделение мочи с гноем, отеки.
1. Ваш предположительный диагноз?
2. Какую терапию предлагаете?
Пиелонефрит, лечение антибиотиками.
Задача 3. У больной С., 27 лет, внезапно появились острые боли в поясничной области слева, иррадиирущие в бедро; поведение больной беспокойное, мочеиспускание учащено. Анализ мочи без патологических изменений.
1. Ваш предположительный диагноз?
2. Лечебная тактика.
Мочекаменная болезнь (камень левого мочеточника), почечная колика слева.
Цистолитотрипсия[1].
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека.
«Внимание, поиск!» Это самый большой орган человеческого тела. Его масса в среднем у взрослого человека составляет около 3 кг. Это сложный орган со многими функциями, его называют «зеркалом здоровья и болезни», этот орган отмирает и постоянно рождается вновь, в нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения. Этот орган ассоциируется с «одеждой» и «оболочкой Земли». Как вы думаете, о каком органе идет речь?[2]
Правильно. Это кожа!
IV. Изучение нового учебного материала.
Объяснение учителя с элементами беседы.
На уроке мы рассмотрим тему «Кожа. Значение и строение кожи. Роль кожи в теплорегуляции». Узнаем, что представляет собой кожа и ее производные, изучим основные особенности строения, рассмотрим значение, познакомимся с условиями терморегуляции в организме человека.
Наружные покровы человека-это кожа и ее производные (сальные, потовые, молочные железы, ногти, волосы), а также слизистые оболочки.
Площадь кожи человека составляет 1,5-2 м2, вес - около 3кг, толщина колеблется от 0,5мм до 5мм.
Кожа человека состоит из 3 слоев: эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки.
Эпидермис (надкожица) - верхний наружный слой кожи. Состоит из многослойного плоского ороговевающего эпителия.
Верхний слой (роговой) состоит из мертвых клеток в виде чешуек, не имеющих ядер, почти непроницаем для микроорганизмов, жидкостей и газов. Клетки этого слоя отшелушиваются. Восполнение отмерших клеток происходит за счет деления клеток нижнего (базального) слоя.
Базальный слой (нижний) – состоит из живых цилиндрических клеток, расположенных на базальной мембране. В базальном слое располагаются меланоциты, производящие пигмент меланин, определяющий цвет кожи и защиту от УФ-лучей.
Дерма (собственно кожа)- состоит из волокнистой соединительной ткани, межклеточное вещество которой образовано коллагеновыми и эластическими волокнами, обеспечивающими упругость и эластичность кожи.
В дерме много кровеносных и лимфатических сосудов, обеспечивающих питание кожи и терморегуляцию за счет регуляции тонуса сосудов.
В этом слое сосредоточены рецепторы и нервы, отвечающие за чувствительность кожи. На 1 м2 кожи приходится 200 рецепторов.
Здесь находятся волосяные луковицы, принимающие участие в образовании волос[3,4,5]
Подкожная жировая клетчатка (гиподерма)- состоит из белой жировой ткани и рыхлой волокнистой соединительной ткани. Жировые клетки обеспечивают защиту от переохлаждения, смягчение ушибов и сотрясений, запас питательных веществ[4].
Мышцы кожи располагаются в дерме и подкожно-жировой клетчатке. Это гладкие и поперчно-полосатые мышцы. Пучки гладких мышц связаны с фолликулами волос. Поперечно-полосатые мышцы расположены на лице, обеспечивая мимику.
В дерме располагаются экзокринные железы (сальные и потовые железы)[4]
Сальные железы имеются на всех участках кожи, кроме ладоней и подошв. Больше всего их на волосистой части головы. Их протоки впадают в выводной фолликул волоса, открывающийся на поверхность кожи. Секрет сальных желез смягчает кожу и препятствует проникновению воды и вредных веществ в организм. В сутки сальные железы вырабатывают от 20-70гр кожного сала[6].
Потовые железы участвуют в терморегуляции, не давая коже перегреться, и обеспечивают выделение продуктов жизнедеятельности (токсинов, воды, солей). В среднем за сутки выделяется 600-900 мл пота[7].
Проведите самонаблюдение.
Рассмотрите под лупой тыльную поверхность кисти и кожу ладони. Изобразите верхний (роговой) слой эпидермиса.
Функции кожи:
защитная – предохраняет от механических повреждений, задерживает испарение воды из организма, препятствует проникновению микроорганизмов;
чувствительная - воспринимает раздражения из окружающей среды;
терморегуляционная – поддерживает постоянную температуру тела;
выделительная – выделяет продукты обмена веществ;
запасающая – накопление и хранение питательных веществ[4].
Игра «Угадай предмет»
Играют два учащихся одновременно. Им завязывают глаза и дают в руки различные предметы (гладкие, шероховатые, твердые, мягкие, холодные, теплые). Они должны назвать предмет (по возможности) и его поверхность.
Какую функцию кожи вы сейчас продемонстрировали?
Учащиеся: чувствительную функцию[8].
Терморегуляция
Терморегуляция — это процесс, который обеспечивает способность организма поддерживать температуру тела на определенном уровне вне зависимости от температуры окружающей среды.
Кожа выполняет одну из основных функций в терморегуляции, задача которой заключается в поддержании постоянной температуры тела -36,6С. Повышение температуры до 43С или ее падение до 25С могут оказаться смертельными[9].
Терморегуляция при гипертермии осуществляется за счет:
расширения периферических кровеносных сосудов
потоотделения
При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды расширяются, чтобы большее количество крови поступило к поверхности кожи, отдавая тепло, и выделяется пот, который при высыхании охлаждает поверхность кожи.
Терморегуляция при гипотермии осуществляется за счет:
сужения периферических кровеносных сосудов
повышения мышечного тонуса (дрожь)
При похолодании кровеносные сосуды сужаются, чтобы кровь, циркулирующая по поверхности кожи, не переохлаждалась, наблюдаются непроизвольные сокращения мышц, отдача тепла в окружающую среду уменьшается[10].
Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки
Промокните салфеткой лицо в 3 местах: на щеках, лбу и подбородке. По числу интенсивности оставленных на салфетке жирных отпечатков определите тип кожи лица.
Нормальная кожа - незначительные жировые отпечатки (возможно, в области лба и носа)
Сухая кожа - жирных пятен совсем нет
Жирная кожа - сильные жирные пятна по всему лицу
Комбинированная кожа - в области Т-зоны (подбородок, лоб, нос) жирные пятна, а на щеках отсутствуют [11]
V. Обобщение и систематизация материала.
Викторина «Верите ли вы, что…»
Поставьте возле каждого вопроса +, если согласны с утверджением и -, если не согласны.
Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся рецепторы, меланин, эпидермис, сальные железы;
Потоотделение происходит рефлекторно только под влиянием нервных импульсов;
При охлаждении организма кровеносные сосуды могут расшириться, а могут сузиться;
Под влиянием ультрафиолетовых лучей в организме человека синтезируются органические вещества для питания;
Функция сальных желез - уничтожение бактерий[12].
Ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+ | + | - | - | - |
Подведение итогов. Выставление оценок.
VI. Сообщение домашнего задания.
1. I вариант (облегченный) выучить §35 с 158-161, записать биологические термины в тетрадь.
2. II вариант (средней сложности) подготовить презентации или мини доклады по темам: «Anti-age уход за кожей лица», «Косметические маски», «Поверхностные химические пилинги и их использование в косметологии», «Аппаратная косметология на современном этапе».
Кожа – зеркало организма!
Красота – это здоровье!
Желаю вам быть здоровыми и красивыми.
Спасибо всем за урок[13].
Интернет ресурсы
1. Техника эндоскопической оптической цистолитотрипсии [Электронный ресурс], URL: https://helpiks.org/1-124329.html, (дата обращения 18.07.2020).
2. Подсказки: - это сложный орган со многими функциями; - масса этого[Электронный ресурс], URL: http://900igr.net/prezentacija/okruzhajuschij-mir/kozha-samyj-bolshoj-organ-chuvstv-210120/podskazki-eto-slozhnyj-organ-so-mnogimi-funktsijami-massa-etogo-2.html, (дата обращения 18.07.2020).
3. Кожа и ее призводные. Описание [Электронный ресурс], URL: https://helpiks.org/5-41957.html, (дата обращения 18.07.2020).
4. Кожа: строение и функции [Электронный ресурс], URL: https://foxford.ru/wiki/biologiya/kozha-stroenie-i-funktsii, (дата обращения 18.07.2020).
5. Строение кожи. Часть 2. Дерма [Электронный ресурс], URL: https://larabar.ru/blog/2014/08/15/stroenie-kozhi-chast-2-derma, (дата обращения 19.07.2020).
6. Придатки кожи [Электронный ресурс], URL: https://medqueen.com/medicina/fiziologiya/fiziologiya-statya/1028-pridatki-kozhi.html, (дата обращения 19.07.2020).
7. «Придатки» нашей кожи [Электронный ресурс], URL: http://www.discoverbiology.ru/unows-538-1.html, (дата обращения 19.07.2020).
8. Кожа: шедевр инженерной мысли [Электронный ресурс], URL: https://rosuchebnik.ru/material/kozha-shedevr-inzhenernoy-mysli/, (дата обращения 20.07.2020).
9. Механизмы терморегуляции тела [Электронный ресурс], URL: https://etiaxil.com.ua/polezno-znat/107-mehanizmy-termoreguljacii-tela.html, (дата обращения 20.07.2020).
10. Терморегуляция [Электронный ресурс], URL: https://studref.com/359780/pedagogika/termoregulyatsiya, (дата обращения 20.07.2020).
11. Определение типа кожи по косметичекой салфетке [Электронный ресурс], URL: https://videouroki.net/razrabotki/opriedielieniie-tipa-kozhi-po-kosmietichiekoi-salfietkie.html, (дата обращения 20.07.2020).
12. Гардашова Н. С. Проверочный тест для 8 класса по теме: «Кожно-мышечная чувствительность» [Электронный ресурс], URL: https://multiurok.ru/index.php/files/proverochnyi-test-dlia-8-klassa-po-teme-kozhno-mys.html, (дата обращения 20.07.2020).
13. Классный час: « Красота - это здоровье, здоровье – это красота» [Электронный ресурс], URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/98817-klassnyj-chas-krasota-jeto-zdorove, (дата обращения 20.07.2020).