Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Физика в профессиях»
Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Физика в профессиях».
Самсонова Луиза Нефалимовна,
МБОУ «Янтиковская СОШ»
имени Героя Советского Союза
П.Х.Бухтулова.
Аннотация.
Данная методическая разработка посвящается проблеме выбора учениками профессий. Разработка показывает, какую профориентационную работу можно провести на уроке физики на предметном содержании. Она может быть полезна для педагогов общеобразовательных организаций.
Введение.
Как сложится дальнейшая жизнь ребенка после окончания школы, во многом зависит от того, какую профессию он себе выбрал. Ведь большую часть своей жизни мы проводим на работе. И от того нравится ли нам выбранная профессия, зависит качество нашей жизни. Бывают случаи, когда ученик выбирает профессию без должного обдумывания, без оценки своих способностей или даже иногда под давлением родителей. Все это происходит из-за того, что он в целом слабо представляет о выбранной специальности.
Почти на каждом уроке физики можно говорить с учениками о профессиях. А в конце учебного года я провожу в разных классах урок-соревнование «Физика и профессии». Это урок обобщения и систематизации знаний по всему курсу физики за учебный год. На этом уроке ученики отвечают на вопросы по следующим темам: «Физические приборы и профессии», «Механизмы и профессии», «Физические аппараты и профессии»; знакомятся с некоторыми профессиями; выполняют практические задания, которые связаны с профессиями. Привожу описание урока в 7 классе.
Основная часть.
План урока.
Образовательная цель: Расширение знаний о профессиях.
Воспитательная цель: Воспитание интереса к своей будущей профессии.
Развивающая цель: Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнение, делать необходимые выводы.
Оборудования: весы, куски минералов, подвижный блок, груз, нить, привязанная к штативу, линейка, карандаш, куски провода,
Организационный момент.
Задания по теме «Физические приборы и профессии».
О профессии геолога.
Практическое задание на определение массы куска минерала.
Задания по теме «Механизмы и профессии».
О профессии крановщика.
Практическое задание на определение высоты подъема груза с помощью подвижного блока.
Задания по теме «Физические аппараты и профессии».
О профессии электрика.
Практическое задание на определение диаметра проволоки.
Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
Домашнее задание
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1 | Организационный момент. | Подготовить учеников к уроку. | Приветствие, определение готовности класса к уроку | Приветствие |
2 | Определение темы и цели урока | Довести до учеников тему и цель урока | Задает загадки, связанные с профессиями | Отгадывают загадки, предполагают тему и цель урока. |
3 | Знакомство учеников со структурой урока | Довести до учеников структуру урока | Сообщает структуру урока | Получают информацию |
4 | Выполнения заданий «Физические приборы и профессии». | Показать, с какими профессиями связаны физические приборы | Знакомит с заданием. | Дают ответы на задания. |
5 | Знакомство с профессией геолога | Познакомить, чем занимается геолог | Предлагает посмотреть видеофрагмент | Смотрят видеофрагмент |
6 | Практическая работа | Вспомнить и закрепить навыки работы с весами | Предлагает определить массу куска минерала. | Выполняют практическую работу |
7 | Выполнение заданий «Механизмы и профессии». | Показать, с какими профессиями связаны механизмы | Знакомит с заданием. | Дают ответы на задания. |
8 | Знакомство с профессией крановщика | Познакомить, чем занимается крановщик | Предлагает посмотреть видеофрагмент | Смотрят видеофрагмент |
9 | Практическая работа | Вспомнить и закрепить навыки работы с блоками | Предлагает определить высоту поднятия груза | Выполняют практическую работу |
10 | Выполнение заданий «Физические аппараты и профессии». | Показать, с какими профессиями связаны аппараты | Знакомит с заданием. | Дают ответы на задания. |
11 | Знакомство с профессией электрика | Познакомить, чем занимается электрик | Предлагает посмотреть видеофрагмент | Смотрят видеофрагмент |
12 | Практическая работа | Вспомнить и закрепить метод определения размеров малых тел. | Предлагает определить диаметр проволоки | Выполняют практическую работу |
13 | Подведение итогов урока, оценка работ учащихся. | Важность выбора профессии. | Оценивает работу учеников на уроке | Приходят к выводу о важности выбора профессии |
14 | Домашнее задание | Закрепление полученных знаний. | Знакомит с домашним заданием | Получают информацию |
Конспект урока.
Начнем урок с загадок. Попробуйте их угадать.
Перед кем все снимают шляпы? (парикмахер)
Кто погружается в работу с головой? (водолаз)
Какой водитель смотрит на землю свысока? (летчик, пилот, космонавт)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Сегодня мы будем говорить о профессиях. Ведь выбор профессии – это очень важный этап в жизни каждого.
В ходе урока вы будете отвечать на вопросы, знакомиться с профессиями и выполнять практические задания.
Задания по теме «Физические приборы и профессии».
С какими профессиями связаны физические приборы, с которыми мы сталкивались при изучении физики 7 класса?
Названия приборов: термометр, тонометр, весы, шагомер, мензурка, линейка, рулетка, секундомер, динамометр, манометр, барометр, высотометры, микроскоп.
Видеофрагмент.
Теперь послушаем информацию, чем занимается геолог. (Просмотр видеофрагмента о профессии геолога)
Практическая работа.
Представьте, что вы геолог. Вам нужно определить массу найденного куска минерала. В вашем распоряжении рычажные весы. Определите массу минерала.
Задания по теме «Механизмы и профессии».
Какие механизмы вы знаете, и в каких профессиях они могут быть применены?
Названия механизмов: подшипники, сообщающиеся сосуды, поршневой жидкостный насос, гидравлический пресс, блок, ворот, рычаг, наклонная плоскость, гидравлический тормоз.
Видеофрагмент.
Есть очень интересная профессия – крановщик. Послушайте видеофрагмент о профессии крановщика на стройке.
Практическая работа.
Представьте, что вы крановщик. Определите на практике, на какое расстояние поднимется груз, подвешенный на подвижный блок, если свободный конец нити поднимется на 30 см. У вас есть подвижный блок, груз, линейка, нить, привязанная к штативу.
Задания по теме «Физические аппараты и профессии».
В каких профессиях используются аппараты, с которыми мы знакомились в 7 классе.
Аппараты: стратостаты, аэростаты, дирижабли; акваланг, батисфера, скафандр.
Видеофрагмент.
В 8 классе мы будем изучать электрические явления. Нашу жизнь нельзя представить без электричества и людей, которые умеют с ним работать. Профессия электрик всегда востребована и в то же время крайне опасна. Посмотрим, чем занимаются люди этой профессии. (Просмотр видеофрагмента).
Практическая работа.
Представьте, что вы электрик и для проведения электричества вам нужно узнать диаметр провода. Используя карандаш, линейку и провод, определите как можно точнее диаметр провода.
Подведение итогов урока, оценка работ учащихся.
Оценивается работа учеников на уроке, подводится итог урока.
Мы на уроке познакомились с некоторыми профессиями. Профессий в мире много. При выборе их, нужно знать как можно больше профессий и определиться в своих интересах.
Домашнее задание.
Подготовить информацию об одной профессии, в которой необходимы физические знания.
Список использованных источников.
http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_3.htm
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-oformleniyu-razrabotki-uroka-teoreticheskogo-obucheniya-i-uchebnoj-praktiki-4498280.html
https://shkola14.ucoz.ru/Portfolio_AP/NMD/SHMO/vystuplenie_tekh_karta.pdf
https://konspekteka.ru/istochniki-sveta-rasprostranenie-sveta/
9