Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Материки на карте полушарий» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Методическая разработка урока географии в 8 классе
на тему «Материки на карте полушарий»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Цель: знакомство с материками.
Задачи:
Образовательная: ввести понятие материка, дать представление о материках, научить узнавать и показывать их на карте полушарий.
Развивающая: развивать пространственное воображение, умение работать с картой полушарий, познавательный интерес, мышление, память, речь.
Воспитательная: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение).
Приём создания проблемной ситуации: вопрос, на который обучающиеся должны дать ответ после приобретения информации; практическое задание, которое должны выполнить обучающиеся самостоятельно.
Минимум: обучающиеся должны узнавать и называть материки, показывать их на карте полушарий.
Понятия: материк.
Оборудование: карта полушарий, атласы, раздаточный материал (конверт №1 - карточки с названиями океанов, №2 – карточки с буквами М, А, Т, Е, Р, И, К, №3 - карточки с названиями материков, №4 - карточки с контурами материков); наглядное магнитное мобильное пособие для работы у доски (контуры материков + названия материков).
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Доброе утро. Я рада видеть вас на уроке географии.
Проверяем готовность к уроку. На парте у каждого должно быть: дневник, учебник, тетрадь, пенал, атлас, конверты под №1, №2, №3, №4 (учитель называет – обучающиеся дотрагиваются).
К уроку всё готово, к уроку все готовы. Присаживайтесь.
Эмоциональный настрой на урок.
Сегодня к нам на урок я пригласила Солнце (учитель показывает Солнце).
Пусть каждый его лучик
заглянет к нам в класс
и не только обогреет нас,
но и улучшит настроение, придаст сил
и уверенности в знаниях.
Вот с таким солнечным настроением мы и начнем наш урок.
На уроке вас ждут открытия, много нового и интересного.
Проверка пройденного материал.
А начнём мы с повторения материала, изученного на прошлом уроке.
Назовите, с чем мы знакомились (с океанами).
Что такое океан? (огромные участки воды).
Каким цветом на карте обозначены океаны? (синим, голубым).
Сколько океанов на Земле? (4)
Назовите их (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый).
Откройте атлас на стр…. Возьмите конверт №1. Внутри карточки с названиями океанов, достаньте их и разложите перед собой. Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Самый-самый». Я задаю вопрос, а вы поднимаете карточку с названием того океана, который является ответом.
- Какой океан самый большой? (Тихий)
- Выйти к доске и показать Тихий океан на карте полушарий. Остальные ищут его на местах на карте полушарий в атласе.
- Какой океан самый холодный? (Северный Ледовитый).
- Выйти к доске и показать Северный Ледовитый океан на карте полушарий. Остальные ищут его на местах на карте полушарий в атласе.
- Какой океан самый солёный? (Индийский).
- Выйти к доске и показать Индийский океан на карте полушарий. Остальные ищут его на местах на карте полушарий в атласе.
- Какой океан самый судоходный? (Атлантический).
- Выйти к доске и показать Атлантический океан на карте полушарий. Остальные ищут его на местах на карте полушарий в атласе.
- Какой океан самый глубокий? (Тихий).
- Выйти к доске и показать Тихий океан на карте полушарий. Остальные ищут его на местах на карте полушарий в атласе.
- Какой океан самый маленький? (Северный Ледовитый).
- Выйти к доске и показать Северный Ледовитый океан на карте полушарий. Остальные ищут его на местах на карте полушарий в атласе.
4. Определение темы и постановка целей урока.
- Давайте ещё раз все вместе посмотрим на карту.
- Скажите, кроме синего цвета, какой ещё цвет вы видите? (зелёный, коричневый, жёлтый, белый).
- Синим цветом на карте изображена вода. А что показано остальными цветами? (суша).
- Посмотрите на карту. Вы видите огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой? А как они называются, вы узнаете, если составите слово из букв. Возьмите конверт №2 и достаньте карточки. Ваша задача составить слово. С таким же заданием к доске пойдёт ______.
- Какое получилось слово? (материк)
- Сегодня на уроке мы будем знакомится с материками.
- Цель нашего урока – 1) узнать, как они называются, 2) научиться узнавать их по контурам, 3) научиться находить и показывать материки на карте полушарий.
Возникновение проблемного вопроса. Самоопределение к деятельности.
- Раньше на Земле был один материк. И назывался он – Пангея. Омывался он одним океаном. Много – много миллионов лет назад Пангея раскололся на 2 материка, потом из 2-х материков образовалось ещё несколько материков, которые существуют по настоящее время.
- Давайте снова обратимся к карте и посчитаем, сколько же материков существует в настоящее время (считают самостоятельно).
- Сколько материков насчитали? (6)
- Выйти к доске и показать на карте полушарий 6 материков (ученик показывает).
Физкультминутка.
- Перед тем, как мы начнём знакомиться со материками, нам надо отдохнуть.
Путешествуя по странам
Утомились мы в пути
Предлагаю вам, ребята
Всем из парт своих уйти.
Посмотреть направо,
Посмотреть налево,
Потянуться к солнцу,
Удивиться «Где мы?»
Вдыхаем свежий воздух,
Как бабочки кружимся.
И на цветок чудесный
Спокойно мы садимся.
Первичное восприятие и усвоение новых знаний.
- Сейчас я предлагаю отправится в путешествие по материкам, во время которого ваша задача запоминать название материка, как он выглядит (его контур), где расположен на карте. Для нашего путешествия нам понадобится реквизит, который находится в конвертах №3 и №4. Откройте их и достаньте содержимое, положите перед собой на край парты.
- Итак, мы отправляемся к первому материку, который называется Евразия. Возьмите карточки со словами и найдите карточку с таким названием. Положите перед собой. А теперь внимание на экран (просмотр видеосюжета про Евразию).
- Итак, мы побывали на материке Евразия. Что запомнили о нём? (материк, на котором мы живём; это самый большой материк; здесь находятся самые высокие горы и самое глубокое озеро).
- Давайте найдём Евразию на карте полушарий (учитель показывает материк на карте полушарий).
- Теперь вы самостоятельно найдите Евразию на карте полушарий в атласе (находят).
- Возьмите карточки с изображениями контуров материков. Найдите контур Евразии. Расположите его правильно. Положите перед собой под карточкой с названием материка. Запомните название и как выглядит материк.
- Отправляемся ко второму материку, который называется Африка. Возьмите карточки со словами и найдите карточку с таким названием. Положите перед собой. И теперь внимание на экран (просмотр видеосюжета про Африку).
- Что запомнили про Африку? (второй по величине; самый жаркий; здесь находится самая длинная река; здесь обитает жираф и растёт баобаб).
- Давайте найдём Африку на карте полушарий (учитель показывает материк на карте полушарий).
- Теперь вы самостоятельно найдите Африку на карте полушарий в атласе (находят).
- Возьмите карточки с изображениями контуров материков. Найдите контур Африки. Расположите его правильно. Положите перед собой под карточкой с названием материка. Запомните название и как выглядит материк.
- Следующий материк, который мы посетим, это Северная Америка. Возьмите карточки со словами и найдите карточку с таким названием. Положите перед собой. И теперь внимание на экран (просмотр видеосюжета про Северную Америку).
- Чем запомнилась вам Северная Америка? (третий по величине материк; самый северный материк Земли; здесь находятся великие пять озёр; здесь растут самые высокие деревья; здесь обитает скунс).
- Давайте найдём Северную Америку на карте полушарий (учитель показывает материк на карте полушарий).
- Теперь вы самостоятельно найдите Северную Америку на карте полушарий в атласе (находят).
- Возьмите карточки с изображениями контуров материков. Найдите контур Северной Америки. Расположите его правильно. Положите перед собой под карточкой с названием материка. Запомните название и как выглядит материк.
- Далее мы отправляемся на материк Южная Америка. Возьмите карточки со словами и найдите карточку с таким названием. Положите перед собой. И теперь внимание на экран (просмотр видеосюжета про Южную Америку).
- Что узнали про Южную Америку? (третий по величине; самый влажный; здесь находится самый высокий водопад; здесь протекает самая большая по площади река, здесь обитает животное ленивец).
- Давайте найдём Южную Америку на карте полушарий (учитель показывает материк на карте полушарий).
- Теперь вы самостоятельно найдите Южную Америку на карте полушарий в атласе (находят).
- Возьмите карточки с изображениями контуров материков. Найдите контур Южной Америки. Расположите его правильно. Положите перед собой под карточкой с названием материка. Запомните название и как выглядит материк.
- Внимание на экран. Мы прибыли на материк под названием Австралия. Возьмите карточки со словами и найдите карточку с таким названием. Положите перед собой. И теперь внимание на экран (просмотр видеосюжета про Австралию).
- Чем запомнился материк Австралия? (самый маленький, материк-остров; самый засушливый; здесь обитают уникальные животные; здесь живёт кенгуру; материк-заповедник; здесь растёт эвкалипт).
- Давайте найдём Австралию на карте полушарий (учитель показывает материк на карте полушарий).
- Теперь вы самостоятельно найдите Австралию на карте полушарий в атласе (находят).
- Возьмите карточки с изображениями контуров материков. Найдите контур Австралии. Расположите его правильно. Положите перед собой под карточкой с названием материка. Запомните название и как выглядит материк.
- Нам осталось посетить один материк и это Антарктида. Возьмите карточку с таким названием. Положите перед собой. И внимание на экран (просмотр видеосюжета про Антарктиду).
- Что узнали про Антарктиду? (самый холодный; круглый год покрыт снегом и льдом; на карте изображён белым цветом; здесь обитают пингвины).
- Давайте найдём Антарктиду на карте полушарий (учитель показывает материк на карте полушарий).
- Теперь вы самостоятельно найдите Антарктиду на карте полушарий в атласе (находят).
- Возьмите карточку с изображением контура материка. Расположите его правильно. Положите перед собой под карточкой с названием. Запомните название и как выглядит материк.
- Итак наше путешествие закончилось. Мы побывали на всех материках и теперь знаем, как они называются, как выглядят и где расположены на карте.
Закрепление новых знаний и умений (работа у доски с наглядным магнитным мобильным пособием)
- И я предлагаю сейчас вам закрепить свои знания.
- Внимание на доску.
1) Перед вами контуры материков, но все они расположены неверно. Посмотрите внимательно и исправьте мою ошибку (работа у доски)
2) Расставьте к контурам материков соответствующие названия (работа у доски)
Северная Америка | Африка | Евразия | Австралия | Антарктида | Южная Америка |
3) Расположите материки в порядке уменьшения, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким (работа у доски)
Евразия | Африка | Северная Америка | Южная Америка | Антарктида | Австралия |
4) Назовите материк, на котором мы живём (Евразия)
5) Назовите самый жаркий материк (Африка)
6) Назовите самый засушливый материк (Австралия)
7) Назовите самый влажный материк (Южная Америка)
8) Назовите самый холодный материк (Антарктида)
9) Назовите самый северный материк Земли? (Северная Америка).
Рефлексия.
Домашнее задание.
- Составить мини-рассказ «Материк моей мечты». На каком материке ты хотел бы побывать и почему.
Подведение итогов.
Раздаточный материал (конверты №1, №2, №3, №4)DOCX / 286.03 Кб