Доклад «Технология построения современного урока для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 города Ельца»
Доклад по теме
«Технология построения современного урока
для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями»
Подготовили:
социальный педагог,
учитель математики
Клочкова Е.С.
педагог-психолог,
учитель начальных классов
Щербакова Н.Е.
Елец, 2021 г.
Уважаемые коллеги!
Конечно, совместное обучение нормотипичных школьников и детей с интеллектуальными нарушениями имеет ряд психологических трудностей для последних и требует огромного профессионализма и большей ответственности от учителя и от специалистов, сопровождающих ребенка.
У таких детей нарушены все познавательные процессы. Они плохо усваивают правила, не могут выделить существенные признаки предмета. Их внимание характеризуется неустойчивостью, нарушением концентрации, переключения и распределения. Они часто отвлекаются и не могут сосредоточиться на изучаемом материале. Объем всех видов памяти у школьников с интеллектуальными нарушениями обычно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Практически у всех детей с умственной отсталостью отмечается общее недоразвитие речи, проявляющееся в нарушении фонематического восприятия, грамматической стороны речи, бедности активного и пассивного словарного запаса. Отмечается низкая учебная мотивация, дети не проявляют интереса к учебной деятельности. Эмоционально умственно отсталые школьники незрелы, их реакции на события часто неадекватны.
Вместе с тем, своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
Поэтому педагогам осуществляющим обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно не только знать и понимать особенности их психофизического развития, но и владеть методикой организации образовательного процесса при их совместном обучении с нормотипичными школьниками.
При такой организации учебного процесса методика проведения самого урока будет отличаться от стандартного. Поэтому сегодня мы хотели бы вам рассказать о специфике организации урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для обучения школьников с умственной отсталостью используются следующие типы уроков:
Урок сообщения новых знаний
Урок закрепления изучаемого материала
Урок повторения изученного материала
Урок проверки и оценки знаний (контрольный урок)
Комбинированный урок
Нетрадиционные уроки
Работа на любом уроке предполагает ряд этапов: сообщения нового материла, закрепления, повторения, проверка и контроль, учебные домашние задания, обобщение и подведение итогов, оценка знаний и т.д. Каждый тип урока имеет свою только ему свойственную структуру. Однако она не является однообразной и зависит от того или иного типа урока, может изменяться в зависимости от учебного предмета, содержания учебного материала, возраста и подготовки обучающихся, особенностей оборудования урока и т.д.
Многолетняя практика работы со школьниками с умственной отсталостью показывает, что наиболее распространенным и эффективным является комбинированный урок. О важности использования именно данного типа урока говорил ещё Василий Маркович Мозговой, доктор педагогических наук, профессор, практик в работе с детьми с умственной отсталостью.
Комбинированный урок преследует несколько дидактических целей (объяснение нового материала, его закрепление, повторение ранее пройденного и учет знаний), соответствующих нескольким звеньям (этапам) процесса обучения. Каждая часть урока продолжается недолго (от 10 до 15 минут), и вид деятельности на уроке часто меняется. Небольшой объем знаний, сочетание разнообразных форм работы, возможность совмещения почти всех этапов процесса усвоения на одном уроке стимулируют и активизируют познавательную деятельность учащихся и делают его наиболее удобным в работе с учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Вот примерная структура комбинированного урока:
- организационный момент и подготовка к уроку;
- актуализация знаний, умений и навыков, проверка домашнего задания;
- постановка целей и задач урока;
- объяснение нового материала;
- закрепление и повторение нового материала;
- подведение итогов и оценка знаний;
- объявление домашнего задания;
- рефлексия.
Каждая часть комбинированного урока имеет равноценное значение для школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассмотрим технологию его построения на примере технологической карты урока математика.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Начинается построение технологической карты урока с общих сведений об уроке – его предмете, теме, типе, указании УМК и т.п.
Далее следует блок целеполагания. Его особенностью применительно к школьникам с интеллектуальными нарушениями является дидактическая триада, т.е. на каждом уроке решаются три задачи – обучающая, воспитательная и коррекционная. Образовательная и коррекционная сторона урока, его содержание, организация, методы создают определенную воспитывающую направленность учебной деятельности.
Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Образовательные задачи урока напрямую связаны с его темой и требованиями учебной программы. Воспитательные - направлены на содействие формированию положительных качеств личности.
Особое значение на каждом уроке имеет его коррекционная направленность. Остановимся поподробнее на коррекционно-развивающих задачах.
Коррекционная задача урока обычно направлена на коррекцию речи, памяти, внимания, мышления. При постановке задач, необходимо понимать, что невозможно в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы. Сам по себе учебный предмет, содержание урока определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке, что, в свою очередь, и должно ориентировать учителя на активизацию конкретных высших психических функций.
Например, на уроке математики от учащихся требуется умение логически рассуждать, то есть наиболее активно будет работать мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификации и сравнения. Во время занятий изобразительным искусством от учащихся требуется развитое воображение, цветовосприятие, пространственное восприятие. Значит, на уроке целесообразней корригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику. На уроке чтения от учащихся требуется умение проанализировать текст, ответить на вопросы, запомнить текст и воспроизвести его. Значит, здесь нужно активизировать процессы запоминания и воспроизведения информации, развивать процессы анализа и синтеза, стимулировать речевое развитие, обогащать активный и пассивный словарь школьников.
Таким образом, коррекционная задача должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного урока, то есть через их активную работу будет поступать и отрабатываться учебная информация.
На слайде вы можете увидеть, какими могут быть коррекционно-развивающие задачи:
корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
коррекция и развитие зрительных восприятий…;
развитие слухового восприятия…;
коррекция и развитие тактильного восприятия…;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…
Учителю необходимо не только правильно поставить цель и задачи урока, но и уметь прогнозировать его предполагаемые результаты. Поэтому следующим разделом технологической карты урока является блок «Предполагаемые результаты по формированию базовых учебных действий».
В отношении школьников с интеллектуальными нарушениями выделяют личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные и предметные базовые учебные действия, которые напрямую зависят от темы и содержания урока. Надо отметить, что одни и те же БУДы могут формироваться на разных этапах урока. В блоке «Предполагаемые результаты по формированию БУД» отражаются все запланированные для развития на данном уроке базовые учебные действия. Возникает закономерный вопрос «От куда же взять эти БУДы?» Формируемые БУД отражены в АООП.
Далее следует инструментальный блок, в котором отражены основные понятия, формируемые на данном уроке, межпредметные связи, формы организации деятельности, используемые технологии, ресурсы.
Затем мы переходим к выстраиванию структуры и хода урока, которые отражены в организационно - деятельностном блоке. Каждый этап урока отражает определенный набор методов и приемов, содержание непосредственной деятельности учителя, планируемая работа ученика, коррекционно-развивающие задания и формируемые БУД.
Традиционно урок начинается с организационного момента.
Ему на уроке для школьников с умственной отсталостью уделяется особое внимание, т.к. от его результатов во многом зависит эффективность последующих частей урока. Это очень важный этап, позволяющий создать положительный настрой на учебную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся, предупредить проблемы дисциплинарного характера. Коррекционная направленность данного этапа заключается в развитии речи, произвольного внимания, памяти и отдельных процессов мышления.
Следующим этапом урока математики для школьников с умственной отсталостью традиционно выступает устный счёт. Он призван возбуждать в детях интерес к вычислениям, развивать логическое мышление, воспитывать сообразительность и находчивость, развивать внимание, укреплять память.
Далее следует этап повторения или актуализации знаний. Его цель помочь школьнику вспомнить ранее изученный материал, который будет необходим ему на данном уроке. Этот этап способствует стимулированию познавательной активности учащихся, развитию связной и понятийной речи.
При этом необходимо учитывать особенность работы с детьми с интеллектуальными нарушениями - словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными упражнениями. Они должны быть связаны с предстоящей работой. По содержанию эти упражнения могут быть проверкой домашнего задания, арифметической игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с картинками, конструированием, составлением мозаики, грамматическим разбором, просмотром диафильмов, физическими упражнениями, игрой в лото и т. д.
Следующий этап - постановка цели и задач урока, имеющий большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету.
Здесь обучающиеся подводятся к осознанию и формулировке цели и задач урока. Это достигается путём ответов на вопросы, выполнения коррекционно-развивающих заданий, решения проблемных ситуации и т.д.
Затем, следует основная часть урока, включающая в себя изложение содержания учебного материала.
Основами хорошего понимания и усвоения учащимися с умственной отсталостью учебного материала выступает доступная логика научных доказательств, опирающаяся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения. Для достижения большей эффективности при объяснении учебного материала необходимо задействовать максимальное число анализаторов. Это требует более детальной и тщательной подготовки к уроку.
Более глубокому усвоению полученных знаний способствует этап закрепления и повторения изученного материала в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий.
В процессе закрепления и повторения сосредотачивается внимание на сочетании теоретических положений с практической деятельностью и опытом учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе урока особенно важны дифференцированный подход к учащимся и разнообразие используемых педагогом форм закрепления изученного в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников. Сложность этого этапа урока заключается в том, что школьникам с интеллектуальными нарушениями в силу особенностей их познавательной деятельности трудно самостоятельно выделять основные идеи и положения изученного материала. Поэтому учитель заранее должен наметить план повторения: какие вопросы буду заданы ученику, какой материал он будет воспроизводить по памяти, а какой - пользуясь учебником, какие тренировочные упражнения и на отработку каких навыков буду им даны. Для повышения эффективности процесса повторения рекомендуется разнообразить его формы (слайды, игры, рассказы по картинке и т.п.).
Нельзя недооценивать и заключительный этап урока – подведение итогов и рефлексия.
Здесь учитель кратко напоминает основное содержание урока, помогает школьнику с умственной отсталостью правильно оценить результаты своей деятельности, выделяет положительные моменты и недостатки в работе учащихся, выставляет отметки. При оценивании знаний учащихся с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать требования адаптированной программы обучения и психофизические особенности учащихся, состояние их эмоционально-волевой сферы, т.к. для них отметка имеет большое воспитывающее и активизирующее значение. Например, при оценке письменных работ учащихся с нарушением моторики (которая часто сопутсвует интеллектуальным отклонениям) не следует снижать отметку за плохой почерк, неакураттность письма.
Домашнее задание. Главная задача этого этапа урока в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд.
Роль учителя на данном этапе заключается не только в сообщении домашнего задания, но и в разъяснении основных положений и способов его выполнения.
И еще хочется отметить один очень важный момент - организуя и проводя уроки для школьников с умственной отсталостью, следует учитывать необходимость включения в их структуру одной, а лучше двух физминуток.
Это может быть стандартная физминтука, офтальмопауза, пальчиковая или артикуляционная гимнастика. Физкультминутка даёт разгрузку учащимся во время урока и решает задачи повышения работоспособности, предупреждение утомляемости, нормализации учебной деятельности.
Таковы требования к структуре построения комбинированного урока. Вне зависимости от типа урока к каждому из них предъявляются следующие общедидактические требования:
Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
На каждом уроке должна осуществляться смена видов деятельности учащихся (не менее трех).
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
Урок должен быть оснащен:
техническими средствами обучения;
дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, т.п.);
весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
На уроке должны осуществляться инновационные процессы и технологии: технология разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве, технология проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, компьютерные (новые информационные) технологии.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
соответствие мебели возрасту детей;
соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
В связи с охранительным режимом длительность урока в подготовительном классе – 25 минут, в 1 классе – 35 минут, 2 - 4 класс – 40 минут и старшая школа – 45 минут.
10. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Таковы требования к технологии построения современного урока со школьниками с умственной отсталостью. Однако, возникает закономерный вопрос «Как же реализовать его в рамках массовой школы, когда в одном классе с таким учеником обучаются до 30 нормотипичных детей?». Ведь невозможно качественно провести урок в классе где занимаются дети с разным уровнем развития без помощника, т.к. во-первых обучение ведется по разным программам, во-вторых дети работают в разном темпе.
Выход есть! Это организация тьюторского сопровождения данному ученику.
Тьютор - это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы. Педагоги и администрация школы должны понимать, что даже если тьютор не прописан в протоколе ЦПМПК, образовательное учреждение вправе самостоятельно принять решение о необходимости введения данного специалиста школьным ППк. Данная возможность отражена в Письме Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”.
Таким образом, создание необходимых условий для комфортного пребывания и эффективного обучения для школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях массовой общеобразовательной школы возможно только при учете вышеизложенных требований к построению современного урока для детей с особыми образовательными потребностями и обязательном использовании дополнительной помощи тьютора!!!