МБОУ «Вожегодская средняя школа»
 Методическая разработка  урока истории в 9 классе  по теме: «Чужой беды не бывает» (посвящена 80 годовщине полного снятия блокады Ленинграда)
 Разработчик: Николаева Ирина Владимировна, учитель истории МБОУ «Вожегодская средняя школа»
 Идея урока: единство народа проявляется в годы бедствий.
 Источники информации: материалы районной газеты «Борьба», книга «Памяти Вожегодского района», материалы сайта «Память народа», «Подвиг народа»
 
  			Этапы 			урока  		 |  		 			Что 			делает учитель  		 |  		 			Что 			делает ученик  		 |  	
|  			 Организационный 				 				  			 |  		 			Разложить 			материалы на 			парты  			
   			Обучающиеся 			рассаживаются 			 по группам 			путем вытаскивания 			номера группы 			из  конверта:  			
   			1 			– 3 гр.  Путь героя  			4 			гр.  – Трудящиеся 			района - фронту  			5 			гр.  – Настоящие 			патриоты  			
   			
   			Приветствие 			учителя: Добрый 			день, ребята! 			Сегодня наш 			урок будет 			посвящен 80 			годовщине 			полного снятия 			блокады Ленинграда.  			
   		 |  		 			Рассаживаются, 			готовятся к 			уроку.  		 |  	
|  			 Формулировка 				темы, цели и 				задач урока  			
   		 |  		 			Чтение 			стихотворения 			Елены Ивановой 			и предложение 			ребятам  выбрать 			предложение 			для  определения 			темы 			урока.  			На 			доске  тема 			урока «ЧУЖОЙ 			БЕДЫ НЕ БЫВАЕТ»  			 Титульный 			слайд 			 			  		 |  		 			Прослушивание 			миниатюры, 			выбирают тему  		 |  	
 			
   		 |  		 			Показать 			2 слайд презентации 			и обратить 			внимание 			обучающихся 			на слайд.  			Учитель: 			Ребята, на слайд 			вынесена цитата 			И.В. Сталина 			из заголовка 			нашей местной 			районной газеты 			«Борьба» от 			16.11.1941 г. ( прочитать 			слова И. В. Сталина. 			)  			
   			Задать 			вопрос: «Какое 			ключевое слово 			из этой цитаты 			подходит для 			постановки 			 цели урока?» 			(Ответ ЕДИНСТВО)  			
   			Ребята, 			сформулируйте, 			используя 			слова-подсказки, 			цель нашего 			урока.  			
   			НА 			ДОСКЕ СЛОВА 			ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ 			ЦЕЛИ:  			  			
   			СПОСОБЫ  			ЕДИНСТВО 			 			  			НАРОД 			 			  			ВОЙНА  			
   			
   			На 			доске предложение 			с пропусками 			 			  			 			Выявление 			…… достижения 			…… советского 			……. В годы ВОв  			
   			Цель 			урока: выявление 			способов 			достижения 			единства 			советского 			народа в годы 			Великой Отечественной 			войны  			Верно, 			важными отличительными 			чертами Советского 			Союза являлись 			единство и 			дружба всех народов, 			проживавших 			на его территории. 			Вопреки ожиданиям 			профашистской 			Германии, 			с 			первых дней 			войны люди разных 			наций и народностей 			сплотились 			в борьбе за 			победу.  			
   			Действительно, 			ВОВ 1941/45 гг занимает 			значительное 			место в истории 			нашей страны, 			ребята, 			как и где советский 			народ проявил 			себя в эти трудные 			и страшные 			годы? (ОТВЕТЫ: 			воевал на фронте, 			трудился в 			тылу)  			
   			
   			Для 			достижения 			поставленной 			цели какие 			задачи нам 			необходимо 			решить?  			Изучить 				материалы о 				вожегодцах 				-  участниках 				ВОв.  				Составить 				справку о жителях 				Вожеги — защитниках 				Ленинграда, 				опираясь на 				архивные 				материалы.  				Определить 				формы помощи 				тыла фронту.  				Сделать 				вывод, почему 				не бывает чужой 				беды.  			
   			Слайды 			с целью урока 			и задачами  		 |  		 			Находят 			и говорят слово: 			ЕДИНСТВО  			
   			
   			
   			
   			
   			
   			Формулируют 			цель урока 			из слов, ставят 			задачи  		 |  	
|  			 Проблемная 				ситуация  				  			 |  		 			Слайд 			Показ памятника 			воинам, павшим 			в годы Великой 			Отечественной 			войны в центральном 			парке поселка. 			Вопрос обучающимся: 			Ребята, 			вам знаком 			этот памятник? 			Где он находится 			и чьи имена 			на нем высечены? 			(ОТВЕТЫ)  			
   			 			 27 			января мы отметим 			памятную дату 			– 80 годовщину 			полного снятия 			блокады Ленинграда. 			В дни войны 			Вологда была 			связующим 			звеном, через 			нее шла помощь 			в Ленинград, 			а обратно вывозили 			детей и женщин, 			раненых и больных 			защитников 			Ленинграда. 			Жители Вологды 			и Вологодской 			области спасали 			этих полумертвых 			людей теплом 			души, лаской 			добрых рук и 			смертельной 			надеждой хлеба. 			 			  			Многих-спасли. 			Многие-погибли.  			Всего 			выявлено умерших 			и захороненных 			в области более 			17 тыс чел, 16 чел 			обрели вечный 			покой на станции 			Вожега, в т.ч. 			и капитан дальнего 			плавания, 			исследователь 			Арктики-АППОЛОНОВ 			ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ.  			Ребята, 			а вам известно, 			как и чем  жили 			люди нашего 			поселка и района 			в военные годы? 			(ответы, скорее 			всего, НЕТ)  			
   		 |  		 			Ответы 			учащихся  		 |  	
|  			 Историческая 				канва (2 минуты)  			 |  		 			слайд 			с цифрами 			 			  			Учитель 			предлагает 			погрузиться 			в историческую 			канву тех лет, 			приводя статистические 			данные по Вожеге 			и Вожегодскому 			району:  			
   			К 			началу ВОВ в 			районе проживало 			около 59 тыс 			человек. Территория 			района – 5,1 тыс 			кв.км, раселение 			райцентра п. 			Вожега – 4,9 тыс 			чел. В районе 			имелось 134 колхоза, 			из числа промышленных 			предприятий 			того времени 			наибольшее 			значение имели 			Вожегодский 			леспромхоз, 			локомотивное 			депо и другие 			п/п железнодорожного 			узла, клепочный, 			спиртопорошковый 			заводы, 22 маслозавода, 			5 водяных мельниц.  			В 			состав Вожегодского 			района входило 			18 сельсоветов, 			Кадниковский 			с/с относился 			к Харовскому 			р-ну.  			Вожегодским 			райвоенкоматом 			непосредственно 			на ВОВ было 			призвано 12138 			чел, с учетом 			вожегодцев, 			участвующих 			в советско-финляндской 			войне, всего 			в ВОВ было 			задействовано 			13905 чел.  			Именно 			эти люди помогли 			перечеркнуть 			планы Гитлера 			по ходу войны 			на севере СССР. 			Как и многим 			другим областям, 			гитлеровцы 			уготовили 			Вологодчине 			участь быть 			оккупированной 			уже в 1-ые месяцы 			войны. Известная 			под названием 			Плана Барбаросса 			директива 			№21 от 18.12.1940 г. подчеркивала: 			конечной целью 			операции является 			создание 			заградительного 			барьера против 			Азиатской 			России по общей 			линии Волга-Архангельск. 			Заградительный 			барьер предполагался 			по линии 			Архангельск-Северная 			Двина-В 			Устюг-Котельнич-Казань-р.Волга 			до Астрахани. 			 			  			ТО 			Вологодская 			область и 			Вожегодский 			р/н должны были 			оказаться в 			зоне оккупации.  			О 			героизме 			вожегодцев 			можно слагать 			легенды, нет 			ни одного фронта 			или  направления, 			где не было 			бы наших земляков! 			Они обороняли 			советское 			Заполярье, 			воевали в составе 			ВМФ и морской 			пехоте, участвовали 			в обороне Москвы 			и Ленинграда, 			в Сталинградской 			и Курской битвах, 			служили в 			пограничных 			войсках и 			партизанили, 			брали Берлин 			и освобождали 			Прагу , а как 			трудились в 			тылу!  			Никто 			не забыт и ничто 			не забыто!  		 |  		 			
   		 |  	
|  			 Работа 				в группах:  			
   			
   			
   		 |  		 			Учитель: 			Итак, вы объединены 			в пары и группы: 			Путь героя, 			Трудящиеся 			района-фронту, 			Настоящие 			патриоты.  			
   			Объяснить 			задание группам:  			Каждая 			группа получает 			пакет с материалами, 			вы работаете 			с архивными 			материалами 			электронной 			базы данных 			ПАМЯТЬ НАРОДА, 			архивными 			выпусками 			районной газеты 			Борьба за 1941-45 			гг.  			2 			пары  ПУТЬ ГЕРОЯ 			– вам необходимо 			проанализировать 			архивные материалы 			и составить 			справку о 			героях-защитниках 			Ленинграда 			по плану: ФИО, 			дата и место 			рождения, год 			и место призыва, 			участие в боевых 			действиях 			(описание 			подвига), полученные 			награды) Работаете 			с эл базой данных 			«Память народа», 			«Подвиг народа».  			
   			Попов 			Василий Александрович  			Самородов 			Василий Иванович  			
   			3 			Группа ПУТЬ 			ГЕРОЯ- 			вам необходимо 			изучить архивные 			материалы, 			фото, газетные 			статьи и выполнить 			задание на 			карточке.(создание 			красочного 			постера с 			изображением 			своего героя, 			ключевыми 			датами,  маршрутом 			передвижений, 			описаниями 			значимых эпизодов)  			Шишов 			Александр 			Трифонович  			Лебедев 			Александр 			Петрович.  			Рыжков 			Дмитрий Павлович  			
   			Гр. 			Настоящие 			патриоты: 			вам необходимо 			познакомиться 			с газетными 			статьями и 			составить 			кластер, выделив 			различные 			формы помощи 			школьников 			 тылу и  фронту.  			
   			Гр. 			Трудящиеся 			района-фронту: 			проанализировать 			газетные статьи, 			ответить на 			вопрос: каким 			образом взрослое 			население в 			тылу оказывало 			помощь фронту?  			
   			 По 			мере готовности 			группы поднимают 			речевое облако 			(«Готов к труду 			и обороне», 			«Никто не забыт, 			ничто не забыто», 			«Мы выстояли, 			мы победили» 			и т.д.)  			
   		 |  		 			Работают 			в группах  			
   			О 			готовности 			сообщают с 			помощью облака  			
   			
   			Выступают 			с информацией  		 |  	
|  			 Подготовка 				к выступлению 				учащихся. 				Предварительный 				рассказ учителя 				о Базановой 				Валентине 				Васильевне– 				вожеглянке 				- регулировщице 				на Дороге жизни.  			 			
   			 			
   			
   		 |  		 			Перед 			рассказом 			учителя  включить 			кадры кинохроники 			о регулировщицах 			на Дороге жизни.  			
   			Жители 			Вожеги проявили 			беспримерное 			мужество и 			героизм в суровые 			годы Великой 			Отечественной 			войны. Одни 			смело сражались 			на фронтах, 			защищая Родину 			ценой собственной 			жизни, другие 			самоотверженно 			трудились в 			тылу, вкладывая 			всю душу и энергию 			ради общего 			дела Победы. 			Стремления 			и силы всего 			народа объединились 			в тот тяжелый 			период, когда 			каждый вносил 			свой посильный 			вклад в великое 			дело освобождения 			страны от врага.  			
   			Особое 			место занимают 			женщины и дети, 			чьи имена навсегда 			останутся в 			благодарной 			памяти народа. 			Так, страницы 			районной газеты 			сохранили 			яркий след 			жизни уроженки 			Вожеги — Валентины 			Васильевны 			Базановой. В 			годы войны 			она служила 			регулировщицей 			на легендарной 			Дороге жизни, 			ежедневно 			рискуя жизнью 			ради спасения 			Ленинграда. 			Трудности, 			лишения и 			опасности не 			сломили волю 			Валентины 			Васильевны 			и сотен таких 			же стойких 			женщин, которые 			стояли на страже 			важнейшей 			артерии снабжения 			города, проявляя 			чудеса храбрости 			и выдержки.  			
   			Их 			бескорыстный 			труд и доблестные 			поступки — 			пример высочайшего 			гражданского 			долга и патриотизма, 			достойный 			подражания 			и глубокого 			уважения.  			
   			Итак, 			ребята, предлагаю 			вам презентовать 			нам итоги своей 			работы.  			ВЫСТУПЛЕНИЯ 			обучающихся, 			микровыводы 			по итогам работы 			 каждой группы/пары 			учащихся.  			
   			
   		 |  		 			Слушают 			, готовятся 			к выступлению.  		 |  	
|  			 Формулировка 				выводов.  				Рефлексия  			 |  		 			Выводы 			по уроку: возврат 			к 1 слайду, словам 			И.В. Сталина.  			
   			Вопросы 			учащимся: Когда 			проявляется 			единство народа? 			(В исключительных 			ситуациях, 			трудных условиях, 			в годы бедствий.) 			 			  			
   			Каким 			образом вожегодцы, 			жители поселка 			и района достигли 			единства в 			годы войны? 			В чем оно проявилось? 			(формы помощи, 			единство тыла 			и фронта)  			
   			Показ 			слайда с выпуском 			газеты «Борьба» 			от 10.05.1945 г.  			  			Учитель: 			Ребята, 			этот выпуск 			районки пестрел 			заголовками 			о Победе. Зачитать 			заголовок 			«Да здравствует 			 великий праздник 			Победы советского 			народа!» и далее 			по тексту.  			
   			Вопрос 			учащимся: Почему 			именно сегодня 			 необходимо 			говорить о 			важности единения 			людей? (чтобы 			сохранить 			историческую 			память и уроки 			прошлого, идет 			СВО, гибнут 			наши земляки, 			нужна победа, 			ведь чужой 			беды не бывает 			– завершающий 			слайд)  			
   		 |  		 			Отвечают 			на вопросы  		 |  	
  
 
 
 
 Стихотворение Е. Ивановой «Чужой беды не бывает» 1999 г.
 
 Эй, россиянин, постой на мгновенье,
Сердцем услышь ты земное волненье:
Горы, моря, и равнины, и реки -
Связаны вместе - и связь в человеке!
Мудрый учёный давно говорил:
Жизнь на планете зависит от сил
Каждого, кто здесь родился и жил,
Тонкой былинкой ли, колоссом был.
Буйство людское, безумства движенье-
Жди от природы беды, наводненья,
Кто-то жестокий войну развязал -
Вот уже смерча безудержный вал
Всё разрушает, сметает с пути,
Грешных и праведных - их не найти,
Этих - за то, что молчали, смирясь,
Тех, что готовили миру напасть!
Все мы равны перед общей бедой,
Бомба не спросит: ты русский - какой?
"Новый" ли, "старый", богатый ли, нет,
Всем по делам присудится ответ.
Крохою малой вдруг стала Земля:
Где-то стреляют - решетит в тебя,
Детства убитого слышится крик-
Сердце слезой омывается вмиг!
Нет посторонних, беды нет чужой!
Вместе ответим за всё мы с тобой!
Чтоб до последней черты не дойти,
К миру тропинку должны мы вести.
Вдумайся в это, простой человек,
Иль не простишь себе после вовек,
Что на развилке людского пути
Силы добра не сумел ты найти.