Методическая разработка урока истории в 9 классе "Чужой беды не бывает"

1
0
Материал опубликован 23 May

МБОУ «Вожегодская средняя школа»

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме: «Чужой беды не бывает» (посвящена 80 годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Разработчик: Николаева Ирина Владимировна, учитель истории МБОУ «Вожегодская средняя школа»

Идея урока: единство народа проявляется в годы бедствий.

Источники информации: материалы районной газеты «Борьба», книга «Памяти Вожегодского района», материалы сайта «Память народа», «Подвиг народа»



Этапы урока

Что делает учитель

Что делает ученик

Организационный

Разложить материалы на парты


Обучающиеся рассаживаются по группам путем вытаскивания номера группы из конверта:


1 – 3 гр. Путь героя

4 гр. – Трудящиеся района - фронту

5 гр. – Настоящие патриоты



Приветствие учителя: Добрый день, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен 80 годовщине полного снятия блокады Ленинграда.


Рассаживаются, готовятся к уроку.

Формулировка темы, цели и задач урока


Чтение стихотворения Елены Ивановой и предложение ребятам выбрать предложение для определения темы урока.

На доске тема урока «ЧУЖОЙ БЕДЫ НЕ БЫВАЕТ»

Титульный слайд

Прослушивание миниатюры, выбирают тему


Показать 2 слайд презентации и обратить внимание обучающихся на слайд.

Учитель: Ребята, на слайд вынесена цитата И.В. Сталина из заголовка нашей местной районной газеты «Борьба» от 16.11.1941 г. ( прочитать слова И. В. Сталина. )


Задать вопрос: «Какое ключевое слово из этой цитаты подходит для постановки цели урока?» (Ответ ЕДИНСТВО)


Ребята, сформулируйте, используя слова-подсказки, цель нашего урока.


НА ДОСКЕ СЛОВА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛИ:


СПОСОБЫ

ЕДИНСТВО

НАРОД

ВОЙНА



На доске предложение с пропусками

Выявление …… достижения …… советского ……. В годы ВОв


Цель урока: выявление способов достижения единства советского народа в годы Великой Отечественной войны

Верно, важными отличительными чертами Советского Союза являлись единство и дружба всех народов, проживавших на его территории. Вопреки ожиданиям профашистской Германии, с первых дней войны люди разных наций и народностей сплотились в борьбе за победу.


Действительно, ВОВ 1941/45 гг занимает значительное место в истории нашей страны, ребята, как и где советский народ проявил себя в эти трудные и страшные годы? (ОТВЕТЫ: воевал на фронте, трудился в тылу)



Для достижения поставленной цели какие задачи нам необходимо решить?

Изучить материалы о вожегодцах - участниках ВОв.

Составить справку о жителях Вожеги — защитниках Ленинграда, опираясь на архивные материалы.

Определить формы помощи тыла фронту.

Сделать вывод, почему не бывает чужой беды.


Слайды с целью урока и задачами

Находят и говорят слово: ЕДИНСТВО







Формулируют цель урока из слов, ставят задачи

Проблемная ситуация

Слайд Показ памятника воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны в центральном парке поселка. Вопрос обучающимся: Ребята, вам знаком этот памятник? Где он находится и чьи имена на нем высечены? (ОТВЕТЫ)


27 января мы отметим памятную дату – 80 годовщину полного снятия блокады Ленинграда. В дни войны Вологда была связующим звеном, через нее шла помощь в Ленинград, а обратно вывозили детей и женщин, раненых и больных защитников Ленинграда. Жители Вологды и Вологодской области спасали этих полумертвых людей теплом души, лаской добрых рук и смертельной надеждой хлеба.

Многих-спасли. Многие-погибли.

Всего выявлено умерших и захороненных в области более 17 тыс чел, 16 чел обрели вечный покой на станции Вожега, в т.ч. и капитан дальнего плавания, исследователь Арктики-АППОЛОНОВ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ.

Ребята, а вам известно, как и чем жили люди нашего поселка и района в военные годы? (ответы, скорее всего, НЕТ)


Ответы учащихся

Историческая канва (2 минуты)

слайд с цифрами

Учитель предлагает погрузиться в историческую канву тех лет, приводя статистические данные по Вожеге и Вожегодскому району:


К началу ВОВ в районе проживало около 59 тыс человек. Территория района – 5,1 тыс кв.км, раселение райцентра п. Вожега – 4,9 тыс чел. В районе имелось 134 колхоза, из числа промышленных предприятий того времени наибольшее значение имели Вожегодский леспромхоз, локомотивное депо и другие п/п железнодорожного узла, клепочный, спиртопорошковый заводы, 22 маслозавода, 5 водяных мельниц.

В состав Вожегодского района входило 18 сельсоветов, Кадниковский с/с относился к Харовскому р-ну.

Вожегодским райвоенкоматом непосредственно на ВОВ было призвано 12138 чел, с учетом вожегодцев, участвующих в советско-финляндской войне, всего в ВОВ было задействовано 13905 чел.

Именно эти люди помогли перечеркнуть планы Гитлера по ходу войны на севере СССР. Как и многим другим областям, гитлеровцы уготовили Вологодчине участь быть оккупированной уже в 1-ые месяцы войны. Известная под названием Плана Барбаросса директива №21 от 18.12.1940 г. подчеркивала: конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга-Архангельск. Заградительный барьер предполагался по линии Архангельск-Северная Двина-В Устюг-Котельнич-Казань-р.Волга до Астрахани.

ТО Вологодская область и Вожегодский р/н должны были оказаться в зоне оккупации.

О героизме вожегодцев можно слагать легенды, нет ни одного фронта или направления, где не было бы наших земляков! Они обороняли советское Заполярье, воевали в составе ВМФ и морской пехоте, участвовали в обороне Москвы и Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах, служили в пограничных войсках и партизанили, брали Берлин и освобождали Прагу , а как трудились в тылу!

Никто не забыт и ничто не забыто!


Работа в группах:




Учитель: Итак, вы объединены в пары и группы: Путь героя, Трудящиеся района-фронту, Настоящие патриоты.


Объяснить задание группам:

Каждая группа получает пакет с материалами, вы работаете с архивными материалами электронной базы данных ПАМЯТЬ НАРОДА, архивными выпусками районной газеты Борьба за 1941-45 гг.

2 пары ПУТЬ ГЕРОЯ – вам необходимо проанализировать архивные материалы и составить справку о героях-защитниках Ленинграда по плану: ФИО, дата и место рождения, год и место призыва, участие в боевых действиях (описание подвига), полученные награды) Работаете с эл базой данных «Память народа», «Подвиг народа».


Попов Василий Александрович

Самородов Василий Иванович


3 Группа ПУТЬ ГЕРОЯ- вам необходимо изучить архивные материалы, фото, газетные статьи и выполнить задание на карточке.(создание красочного постера с изображением своего героя, ключевыми датами, маршрутом передвижений, описаниями значимых эпизодов)

Шишов Александр Трифонович

Лебедев Александр Петрович.

Рыжков Дмитрий Павлович


Гр. Настоящие патриоты: вам необходимо познакомиться с газетными статьями и составить кластер, выделив различные формы помощи школьников тылу и фронту.


Гр. Трудящиеся района-фронту: проанализировать газетные статьи, ответить на вопрос: каким образом взрослое население в тылу оказывало помощь фронту?


По мере готовности группы поднимают речевое облако («Готов к труду и обороне», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы выстояли, мы победили» и т.д.)


Работают в группах


О готовности сообщают с помощью облака



Выступают с информацией

Подготовка к выступлению учащихся. Предварительный рассказ учителя о Базановой Валентине Васильевне– вожеглянке - регулировщице на Дороге жизни.




Перед рассказом учителя включить кадры кинохроники о регулировщицах на Дороге жизни.


Жители Вожеги проявили беспримерное мужество и героизм в суровые годы Великой Отечественной войны. Одни смело сражались на фронтах, защищая Родину ценой собственной жизни, другие самоотверженно трудились в тылу, вкладывая всю душу и энергию ради общего дела Победы. Стремления и силы всего народа объединились в тот тяжелый период, когда каждый вносил свой посильный вклад в великое дело освобождения страны от врага.


Особое место занимают женщины и дети, чьи имена навсегда останутся в благодарной памяти народа. Так, страницы районной газеты сохранили яркий след жизни уроженки Вожеги — Валентины Васильевны Базановой. В годы войны она служила регулировщицей на легендарной Дороге жизни, ежедневно рискуя жизнью ради спасения Ленинграда. Трудности, лишения и опасности не сломили волю Валентины Васильевны и сотен таких же стойких женщин, которые стояли на страже важнейшей артерии снабжения города, проявляя чудеса храбрости и выдержки.


Их бескорыстный труд и доблестные поступки — пример высочайшего гражданского долга и патриотизма, достойный подражания и глубокого уважения.


Итак, ребята, предлагаю вам презентовать нам итоги своей работы.

ВЫСТУПЛЕНИЯ обучающихся, микровыводы по итогам работы каждой группы/пары учащихся.



Слушают , готовятся к выступлению.

Формулировка выводов.

Рефлексия

Выводы по уроку: возврат к 1 слайду, словам И.В. Сталина.


Вопросы учащимся: Когда проявляется единство народа? (В исключительных ситуациях, трудных условиях, в годы бедствий.)


Каким образом вожегодцы, жители поселка и района достигли единства в годы войны? В чем оно проявилось? (формы помощи, единство тыла и фронта)


Показ слайда с выпуском газеты «Борьба» от 10.05.1945 г.

Учитель: Ребята, этот выпуск районки пестрел заголовками о Победе. Зачитать заголовок «Да здравствует великий праздник Победы советского народа!» и далее по тексту.


Вопрос учащимся: Почему именно сегодня необходимо говорить о важности единения людей? (чтобы сохранить историческую память и уроки прошлого, идет СВО, гибнут наши земляки, нужна победа, ведь чужой беды не бывает – завершающий слайд)


Отвечают на вопросы









Стихотворение Е. Ивановой «Чужой беды не бывает» 1999 г.



Эй, россиянин, постой на мгновенье,
Сердцем услышь ты земное волненье:
Горы, моря, и равнины, и реки -
Связаны вместе - и связь в человеке!

Мудрый учёный давно говорил:
Жизнь на планете зависит от сил
Каждого, кто здесь родился и жил,
Тонкой былинкой ли, колоссом был.

Буйство людское, безумства движенье-
Жди от природы беды, наводненья,
Кто-то жестокий войну развязал -
Вот уже смерча безудержный вал

Всё разрушает, сметает с пути,
Грешных и праведных - их не найти,
Этих - за то, что молчали, смирясь,
Тех, что готовили миру напасть!

Все мы равны перед общей бедой,
Бомба не спросит: ты русский - какой?
"Новый" ли, "старый", богатый ли, нет,
Всем по делам присудится ответ.

Крохою малой вдруг стала Земля:
Где-то стреляют - решетит в тебя,
Детства убитого слышится крик-
Сердце слезой омывается вмиг!

Нет посторонних, беды нет чужой!
Вместе ответим за всё мы с тобой!
Чтоб до последней черты не дойти,
К миру тропинку должны мы вести.

Вдумайся в это, простой человек,
Иль не простишь себе после вовек,
Что на развилке людского пути
Силы добра не сумел ты найти.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации