12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондратюк Надежда Николаевна1070
Россия, Ростовская обл., Донецк



Методическая разработка урока по литературе для 5 класса


Тема урока: - К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб»: герои и поступки

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока: познакомить учащихся с биографией писателя; формировать понятия о нравственности, добре, зле; показать необходимость для человека отвечать за свои поступки; способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения; воспитывать нравственные качества обучающихся.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор

Учебник: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - 6-е издание, Москва «Просвещение» 2016


п/п

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап, мотивация к учебной деятельности


Приветствие учащихся

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2.

Актуализация знаний


 - Ребята, скажите, что общего в названиях следующих произведений?: «Дремучий медведь», «Заячьи лапы», «Лисичкин хлеб», «Стальное колечко», «Похождение жука-носорога», « Квакша», «Растрепанный воробей»

-Правильно, все эти произведения написал известный русский писатель Константин Паустовский.

Вспоминают прочитанные ранее произведения, отвечают на вопрос


3.

Введение в тему


- Скажите, какое мы можем дать понятие слову «тёплый»?

-Молодцы, а сейчас предлагаю вам прослушать определение понятия «тёплый», которой нам даёт толковый словарь русского языка:

1.Нагретый, дающий тепло, содержащий тепло (теплый луч солнца)

2. Хорошо защищающий тело от холода (тёплые чулки)

3. Имеющий отопление (тёплая изба)

4. Ласковый, приветливый- переносное значение

(тёплое чувство)

5. Приятный для слуха, зрения (тёплые тона)

Кто может мне сформулировать тему нашего урока сейчас? Верно, тема урока сегодня- К. Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Реальные и фантастические события, персонажи сказки, роль явлений природы в произведении»

Пытаются объяснить смысл слова «тёплый», слушают значение слова из толкового словаря, формулируют тему урока

4.

Работа по теме урока:


-краткий рассказ о писателе








-игра «Снежный ком»








-Фронтальная беседа по содержанию






Слушает сообщение учащихся творческой группы. При необходимости дополняет, исправляет их.


На экране портрет К. Паустовского, личные фото, иллюстрации к произведениям




Проверяет правильность ответов учащихся








-Ребята, откройте свои учебники на странице 82 («Размышляем о прочитанном ») и давайте поработаем над вопросами №1,3,4 с использованием цитирования текста сказки

- А сейчас переходим к разделу «Обогащаем свою речь». Давайте дадим определение выражениям.

Учащиеся творческой группы зачитывают сообщения о писателе. Каждый участник творческой группы подготовил краткий рассказ по отдельной тематике (семья, обучение, творческий путь)


Учащиеся по очереди задают вопросы друг другу по содержанию сказки, которые они подготовили дома. За правильный ответ ставят себе баллы. По окончанию игры подводят итоги.


Отвечают на вопросы учебника, используя цитаты из текста

Дети по очереди (или по желанию) зачитывают выражение и объясняют его значение.

5.

Практическая деятельность в группах


Следит за правильным выполнением задания.

Группа 1 (выразительное чтение)
С 
начала сказки до слов «...конь — раненый, пострадал от врага».
Группа 2 (выразительное чтение)
Со 
слов «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька...» до слов «Иди копай».
Группа 3 (пересказ)
Со 
слов «И вот после этого злорадного окрика...» до слов «...весь трясся и слушал причитания бабки».
Группа 4 (инсценировка)
Со 
слов «Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз...» до слов «...убранная, как невеста, розовыми венцами».

Группа 5 (инсценировка)
Со 
слов «Филька запахнул тулупчик...» до слов «...и старики натянут рукавицы и возьмутся за ломы».
Группа 6 (пересказ)

Со слов «В морозные дни солнце восходит багровое...» до слов «Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись...».
Группа  7 (выразительное чтение)
Со слов «По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова...» до конца сказки.

-Помогает учащимся озаглавить эти отрывки

Дети разбиваются на группы и выполняют задания







6.

Физминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Выполняют физические упражнения.

7.

Работа в группах

Помогает заполнить цитатные характеристики героев (Филька, Бабка, Панкрат, конь)


Составляют краткие характеристики героев сказки, используя цитаты из текста, заполняют цитатную таблицу

8.

Рефлексия. Оценивание

Осуществляет контроль и коррекцию.

- Какую ставили учебную задачу? Удалось ли ее решить? Что понравилось на уроке?

- Для того, чтобы лучше понять, каким вы видите Фильку, предлагаю составить синквейн «Филька».

Напоминает, что такое синквейн.

Оценивает работу учащихся во время урока, дает разъяснения о его объективности.

Работают с синквейном, затем зачитывают их.

9.

Домашнее задание (дифференцированное).

Инструктирует обучающихся по выполнению дифференцированного домашнего задания.

обязательное: читать рассказ «Заячьи лапы»

–по желанию: написать мини – сочинение «Совершали ли Вы в своей жизни поступок, за который потом раскаивались?»

Записывают домашнее задание.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.