МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ Тема урока «Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Темы, образы, способы изображения»

2
2
Материал опубликован 13 September

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Миасский геологоразведочный колледж»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Тема урока
«Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Темы, образы, способы изображения»

Группа ГС 1-1 Специальность 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка полезных ископаемых»





Разработчик: Галиахметова Светлана Александровна,

преподаватель русского языка и

литературы

















Миасс, 2024


Пояснительная записка


Методическая разработка урока литературы для специальности 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка полезных ископаемых»
составлена на основе рабочей программы общеобразовательного учебного предмета «Литература» и предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Тема «Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Темы, образы, способы изображения» в соответствии с календарно-тематическим планированием находится в 2 разделе «Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века»


Тема: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Темы, образы, способы изображения.

Тип урока: урок изучения нового материала


Цели:

Образовательная: дать понятие новому жанру: стихотворения в прозе, создать условия для осмысления жанрового и тематического своеобразия стихотворений в прозе, научить определять лексические, синтаксические, стилистические особенности жанра, рассмотреть место стихотворений в творчестве писателя, обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка.


Развивающая: совершенствовать навыки работы с художественным текстом, продолжить формировать умения анализировать, обобщать, выражать свою точку зрения, способствовать развитию устной и письменной монологической речи

Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к творчеству И. С. Тургенева, воспитывать чувство сотрудничества в условиях работы в группах, воспитывать бережное отношение к литературному языку.



Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый


Форма: индивидуальная, фронтальная, групповая

Время проведения: 1 час 30 минут (2 урока по 45 минут)

Место проведения: кабинет русского языка и литературы ГБПОУ «МГРК»

Средства обучения: раздаточный материал, презентация, «Утро туманное» А. Абаза.


Структура урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний

Сообщение темы и целей урока.

Изложение нового материала

Анализ стихотворения в прозе

Самостоятельная работа обучающихся в группах

Контроль знаний по теме. Выступления групп

Подведение итога урока

Домашнее задание







































Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Отметить присутствующих на уроке

Проверить готовность к уроку

Актуализация знаний:

Слово преподавателя: итак, сегодня у нас заключительный урок по творчеству И. С. Тургенева, но на этом уроке известного русского классика мы откроем для себя по-новому.

Ответы на вопросы преподавателя:

Скажите, в каких жанрах работал И.С Тургенев?

Верно. Мы с вами знаем Ивана Сергеевича, как прозаика, автора знаменитых романов.

Назовите известные романы И. С. Тургенева?

(«Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и другие.

Сообщение темы и целей урока:

Сегодня урок мне хочется начать необычно, я прошу вас послушать известный романс «Утро туманное»

Автор слов – И.С.Тургенев, автор музыки – Эраст Аггевич Абаза.

Да, автор этого замечательного стихотворения И.С Тургенев. Иван Сергеевич писал не только стихотворения, но и открыл новый жанр в литературе: стихотворения в прозе, которые считаются заключительным аккордом литературной деятельности И.С Тургенева.

Хотя сам писатель считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений.

Сегодня мы познакомимся с новым для вас жанром литературы, поучимся анализировать стихотворения в прозе, а значит будем учиться определять лексические, синтаксические, стилистические особенности жанра.

Изложение нового материала

Сообщение обучающегося:

Сейчас мы послушаем сообщение о истории создания стихотворений в прозе.

Сообщение: Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым между 1871 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название, придуманное Иваном Сергеевичем «Senilia» («Старческое»).

Писатель пытался создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы зарисовки увиденного, воспоминания о прошедшем, мимолетные впечатления, размышления о жизни.

Темы стихотворений в прозе разнообразны: о жизни вселенной, о родине, о природе, о любви, о смерти, о подвиге, о дружбе.

Тургенев не хотел их печатать, но однажды он познакомился в Буживале с М.М.Стасюлевичем, и тот уговорил Ивана Сергеевича отдать их ему для напечатания в журнале «Вестник Европы».

Тургенев согласился, и 51 стихотворение было опубликовано в журнале в 1882 году. Еще 31 стихотворение будет опубликовано после смерти писателя. Позднее все стихотворения в прозе будут переведены на французский язык, а затем опубликованы и на других европейских языках.

Слово преподавателя:

Начинаются «Стихотворения в прозе» обращением к читателю: «добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно скучно станет - и книга вывалится из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, и какое-нибудь из них может быть заронит тебе что-нибудь в душу».

Почему Тургенев посчитал важным так обратиться к читателю?

Действительно, прочесть все стихотворения «сподряд» можно очень скоро. Но взгляд скользнет только по поверхности; может остаться непонятным глубинный смысл.

Последуем совету И.С. Тургенева и почитаем его стихотворения, подумаем над ними.

Давайте попробуем разобраться, в чем особенность стихотворений в прозе.

4.3 Анализ произведений разных жанров с целью выделить их сходство и различие.

Задание: перед вами произведения разных жанров: стихотворение, рассказ и стихотворение в прозе. Сравните данные произведения разных жанров и назовите отличительные особенности жанра стихотворений в прозе. (работа по карточке. Приложение 1)

(Ответы учащихся: сходство и отличие жанров)

Запишите в тетрадь:

Стихотворение в прозе — это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра и рифмы:

- небольшой объем, частое членение на мелкие абзацы, подобные строфам

- повышенная эмоциональность стиля

- обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания

- некоторые стихотворения в прозе повествовательны, имеют сюжет

5. Анализ стихотворения в прозе

5.1 А сейчас мы обратимся к стихотворению в прозе

Сейчас мы послушаем стихотворение в прозе «Близнецы», написанное в 1878 году. К концу жизни Иван Сергеевич стал нетерпимым к человеческим порокам.

(Просмотр видео. Приложение 2)

Опрос по содержанию стихотворения в прозе «Близнецы»

Определите тему

(Разочарование в человеке, ненависть, люди не могут примириться.

Определите главную мысль

(Люди, близнецы, которые должны любить, помогать, чувствовать друг друга, могут быть агрессивны и исполнены ненависти. В слусае с близнецами эта идея доводится до абсурда)

Определите особенности композиции:

(Композиция трехчастная. Завязка: рассказывается о том, что повествователь стал свидетелем спора двух близнецов. Вторая часть – акцент как они сильно походи друг на друга, ненавидят друг друга.

Кульминация: близнецы горячо ссорятся, не обращая внимания, что их жесты, мимика, слова просто идентичны.

Развязка: повествователь подводит одного к зеркалу и просит браниться с ним.

Что хотел И.С Тургенев сказать читателям?

(Ему больно видеть ненависть людей друг к другу)

Определите средства выразительности, используемые в данном стихотворении в прозе:

Эпитеты – “схожие глаза”, “бранные слова”, “одинаковый голос”, “искривленные губы”.

Сравнение – “как две капли воды”

Лексический повтор: слово «одинаково». Близнецы ведут себя омерзительно.

Чему учит нас это произведение?

Самостоятельная работа обучающихся в группах:

Мы с вами поделимся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получит для анализа свое стихотворение. Вам нужно будет внимательно прочитать стихотворение в прозе и ответить на вопросы.

1 группа: «Старуха» (смотри приложение 3)

1. Кого олицетворяет Старуха? Опишите её.

2. Какие мысли возникают у рассказчика при виде Старухи?

3. Определите тему и идею

4. Проследите за глаголами и прилагательными. Как при помощи них создается общее настроение?

5. На что указывают многоточия и восклицательные предложения?

5. Прокомментируйте конец стихотворения. Над чем заставляет он нас задуматься?


2 группа «Собака» (смотри приложение 3)

Определите тему стихотворения

Определите основные мотивы

Найдите стилистические средства выразительности и определите их роль в тексте

Прокомментируйте конец стихотворения

. Над чем заставляет он нас задуматься?


3 группа «Воробей» (смотри приложение 3)

Какими мы видим воробья и собаку?

Как автор передает из чувства и состояние?

Какие чувства испытывает сам рассказчик?

Определите тему и идею стихотворения

Что хотел донести до нас автор, наблюдая за участниками этой сцены-битвы?

Контроль знаний по теме. Выступление групп

(От каждой группы слушаем представителей. Выразительнее чтение стихотворения в прозе. Ответы на вопросы)

Подведение итога урока

Выставление оценок обучающимся за работу на уроке

Анализ достижения поставленных целей урока

Слово преподавателя:

Какие вопросы ставит автор в своих стихотворениях?

Как и в своих романах, автор ставит самые сложные и разнообразные социальные, нравственные и эстетические проблемы. (жизнь и смерть, любовь и страдание, смена поколений, настоящее и будущее и многие другие вечные проблемы). Возраст и болезнь Тургенева, конечно, наложили отпечаток на стихотворения в прозе, но печаль здесь светлая. Общая философская доминанта -жизнеутвержнение.

Продолжите фразу:

Я узнал…

Я научился…


8. Домашнее задание

Попробуйте вспомнить самые острые чувства, самые сильные впечатления от услышанного и попытайтесь написать свое стихотворение в прозе. Для этого обязательно продумайте образ.

Вот вам примерные темы стихотворений в прозе:

раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы;

размышления писателя о русском народе;

гуманность человеческих отношений;

торжествующая любовь;

противопоставление добра и зла;

размышления о неотвратимости смерти;

счастье и красота;

воспоминания о давней любви;

о подвиге и трусости;

о русском языке, его роли.



Технологическая карта занятия


Этапы

Дидактические

моменты уроков

Время

слайд

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационный момент, сообщение темы

Готовность студентов к занятию

2 мин

Приветствие. Отмечает отсутствующих

1 слайд

Готовятся к уроку

2

Актуализация знаний

Ответы на вопросы

3 мин

Презентация слайд № 1

Задает вопросы:

1.Скажите, в каких жанрах работал И.С Тургенев?

2.Назовите известные романы И. С. Тургенева?


Отвечают на заданные вопросы

3

Сообщение цели урока

Сообщение цели и задач

5 мин

Слайд № 2









1.Прослушивание романса «Утро туманное»

2 слайд

2.Сообщение цели урока.



Слушают романс.

Осмысление целей урока






4

Изложение нового материала

1.Сообщение о истории создания стихотворений в прозе


2. Задание: сравнить произведения разных жанров

4 мин

Слайд № 3

Слайд № 4





10 мин

Слайд № 5

Слайд №6

Слайд № 7















1.Я просила подготовить (студент) сообщение о том, как создавались стихотворения в прозе И.С Тургеневым

2. Задание для студентов: перед вами произведения разных жанров: стихотворение, рассказ и стихотворение в прозе. Сравните данные произведения разных жанров и назовите отличительные особенности жанра стихотворений в прозе.

Слушают сообщение







Студенты анализируют отрывки, делают вывод. Записывают в тетрадь особенности стихотворений в прозе




5.

Анализ стихотворения в прозе

Анализируем под руководством преподавателя

Видео. Стихотворение «Близнецы читает Павел Березин

21 мин

Слайд № 8


Опрос по содержанию стихотворения в прозе «Близнецы»

1.Определите тему

2.Определите главную мысль

3.Определите особенности композиции:

4.Определите средства

5.Чему учит нас это произведение?


Студенты слушают чтение стихотворения в прозе.

Делают анализ стихотворения, отвечая на вопросы преподавателя, делают вывод

6

Самостоятельная работа обучающихся в группах

Анализ стихотворений

(ответы на вопросы)

15 минут

Мы с вами поделимся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получит для анализа свое стихотворение. Вам нужно будет внимательно прочитать стихотворение в прозе и ответить на вопросы.


Студенты получают карточку с заданием и отвечают на вопросы

(самостоятельная работа)



7

Контроль знаний по теме. Выступление групп

Выступление от каждой группы

20 минут


Слайд № 9,10,11

От каждой подгруппы выходят по 2 выступающих. Остальные внимательно слушают, дополняют ответы. Задают вопросы отвечающим

От каждой группы по 2 выступающих: выразительное чтение стихотворения и ответы на вопросы


8

Подведение итога

Выставление оценок

Анализ достижения поставленных целей урока


5 минуты

Слайд № 12,13

Преподаватель оценивает ответы обучающихся

Итоговый вопрос: Какие вопросы ставит автор в своих стихотворениях?

Продолжите фразу

Я узнал…

Я научился


Отвечают на итоговый вопрос

9

Домашнее задание

Анализ предложенных тем для написания стихотворения в прозе

5 минут

Слайд 14

Выберите тему (из предложенных) и напишите дома свое стихотворение в прозе. Вспомните особенности жанра, продумайте образ

Записывают домашнее задание


























Приложение 1


Ф.И.Тютчев

Последняя любовь

0, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный  свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний  день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.


Отрывок из рассказа «Бирюк» И.С.Тургенева

Мы вышли вместе. Дождик перестал. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака. Мы стали прислушиваться. Лесник снял шапку и потупился. «Во… вот, — проговорил он вдруг и протянул руку, — вишь какую ночку выбрал». Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Бирюк вывел лошадь из-под навеса. «А этак я, пожалуй, — прибавил он вслух, — и прозеваю его». — «Я с тобой пойду… хочешь?» — «Ладно, — отвечал он и попятил лошадь назад, — мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте».

Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он останавливался только изредка, и то для того чтобы прислушиваться к стуку топора. «Вишь, — бормотал он сквозь зубы, — слышите? слышите?» — «Да где?» Бирюк пожимал плечами. Мы спустились в овраг, ветер затих на мгновенье — мерные удары ясно достигли до моего слуха. Бирюк глянул на меня и качнул головой. Мы пошли далее по мокрому папоротнику и крапиве. Глухой и продолжительный гул раздался.


Стихотворение в прозе И.С.Тургенева

Стой!

Стой! Какою я теперь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти!
С губ сорвался последний вдохновенный звук - глаза не блестят и не сверкают - они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки!
Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твой одежды?
Какой бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри?
Его лобзание горит на твоем, как мрамор, побледневшем челе!
Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет - и не надо. В это мгновение ты бессмертна.
Оно пройдет - и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя... Но что тебе за дело! В это мгновенье - ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда.
Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!
Ноябрь 1879











Приложение 2

Близнецы (Стихотворение в прозе)


Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.
Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко.


Приложение 3

Собака

 Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
       Собака сидит предо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
       И я тоже гляжу ей в глаза.
       Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.
       Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
       Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...
       И конец!
       Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
       Нет! это не животное и не человек меняются взглядами...
       Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на Друга.
       И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль 1878




Старуха

Я шел по широкому полю, один.

И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною... Кто-то шел по моему следу.

Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.

Я подошел к ней... Она остановилась.

Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?

Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.

Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц... из чего я заключил, что она слепая.

Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос. — Зачем ты идешь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.

Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.

И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.

«Опять эта женщина! — подумалось мне. — Что она ко мне пристала? — Но я тут же мысленно прибавил: — Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».

Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.

Однако я продолжаю идти... Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится... какая-то яма... «Могила! — сверкнуло у меня в голове. — Вот куда она толкает меня!»

Я круто поворачиваю назад... Старуха опять передо мною... но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами... глазами хищной птицы... Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам... Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик...

«Ах! — думаю я... — эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»

«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.

Я иду проворно... Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко... И впереди опять темнеет яма.

Я опять поворачиваю в другую сторону... И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.

И куда я ни мечусь, как заяц на угонках... всё то же, то же!

«Стой! — думаю я. — Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» — и я мгновенно сажусь на землю.

Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.

И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!

Боже! Я оглядываюсь назад... Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой...

Не уйдешь!

Февраль, 1878


Воробей

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1879











































Приложение 3

Анализ стихотворения « Старуха»

Стихотворение пронизано ощущением смерти. Рассказчик подробно описывает Старуху: её лицо, одежду, особенно глаза. Постепенно напряжение увеличивается через ряд глаголов (причудилось ,оглянулся, пристала, направляет, надвигаюсь , бросаюсь в сторону, мечусь…). Через прилагательные (морщинистое, беззубое, злыми, зловещими, хищной, слепой, грозное….).

Естественно меняется настроение и интонация: от удивления и недоумения к беспокойству, испугу, ужасу, панике.

Заканчивается стихотворение репликой «Не уйдешь!». Но автор реплики не назвал. Кто это? Старуха?! Судьба!? Герой!? Загадка остается не решена.

Анализ стихотворения «Собака»

Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Скрытая тема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Интересны стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает — но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Для усиления интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.» незавершенность фразы (многоточие), восклицательные предложения усиливают напряженность.

«И конец!» - подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» — восклицательный знак используется для усиления отрицания.

Анализ стихотворения «Воробей»

Миниатюра посвящена героической птице, воробью, сумевшему преодолеть страх и ужас смерти ради спасения воробышка: «Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!» Автор ещё раз убеждается, что «любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею движется жизнь. Последний абзац – апофеоз счастья, счастья от сделанного открытия, от справедливости закона, которому подчиняется мир.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

спасибо,коллега! Презентацию я уже видела. Она к этому уроку?

16 September

Здравствуйте. Презентация к уроку "Стихотворения в прозе ИС Тургенева"

17 September

Похожие публикации