12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Курочева Маргарита Владимировна427 Россия, Ставропольский край, с. Пелагиада |
Технологическая карта урока музыки в 3 классе на тему «Колокольные звоны на Руси»
Дата: 3 класс
Учитель: Ивлева Маргарита Владимировна
Кабинет: №14 «Музыка»
Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»
Цель: Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Задачи:
Образовательные:
сформировать первоначальные знания о колоколах и истории их возникновения на Руси
познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов
установить присутствие "колокольной тематики" в литературе, живописи и музыке
сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в главной и сопровождающей роли
Воспитательные:
способствовать патриотическому воспитанию детей
воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли
формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства
пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины
Развивающие:
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях
развивать мышление и умение, слушая, слышать
расширить представления о значимости колокольных звонов в жизни людей.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Учиться анализировать услышанную музыку;
2. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.
3. Развивать музыкальные способности.
Метапредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Воспитание положительного отношения к классической музыки.
Методы и приемы, используемые на уроке: наглядный, творческий, словесный.
Оборудование: Компьютер, доска, музыкальный центр, фортепиано.
Ход урока
№ | Этап урока | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
| Организационный момент. | 2 мин | Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» Запись в журнале отсутствующих. | Подготовиться к уроку, | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
| Актуализация знаний | 3 мин | Звучит колокольный звон. Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? (ответ: Это колокольный звон) Правильно. А где можно услышать колокола? (ответ: на улице, в церкви, по ТВ и т.д.). Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать? Правильно, наш сегодняшний урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону и его значению в жизни русского человека. | Слушают. Отвечают на вопросы. |
М/П: Умение строить речевые высказывания о музыке. |
| Постановка цели урока | 2 мин | Тема нашего урока: «Колокольные звоны на Руси». Что нам предстоит узнать? Какие цели мы поставим? | Ставят цель. | |
| Изучение нового материала | 13 мин | Сегодня я расскажу вам одну легенду о том, как появились настоящие колокола. Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце IV века Епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Колокол – это ударный музыкальный инструмент. Как вы думаете, отчего зависит звук колокола? Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса. Руси появились колокола очень давно – в 9 веке с принятием христианства на Руси, и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Людей, которые звонили в колокола, называли звонарями. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон – это целая наука. Благовест – (то есть Благая весть) – церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале Богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Его называют «музыкальной проповедью, вынесенной за порог церкви». Трезвон – звон во все колокола (в отличие от благовеста). Набат – оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол; Колокола и сами были словно живыми: им, как и людям, давали собственные имена – Гаврила, Георгий, Лебедь, Медведь. Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники. Самый большой колокол – Царь-Колокол. Он весит 200 тонн. Он никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит он сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России. | Внимательно слушают, запоминают и отвечают на вопросы. | Л: Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству Познавательные: - учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. - Формирование умения излагать свою точку зрения. - Развитие умения глубже понимать смысл произведения. - Учатся понимать особенности музыкального языка. |
| Закрепление изученного материала | 6 мин | Многие русские композиторы воспроизводили звучание колоколов в музыкальных произведениях. Одно из таких произведений – опера Н.А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Пытаясь спасти от нашествия татар Великий Китеж, дева Феврония сотворила молитву. Свершилось чудо: густой туман окутал Китеж, город погрузился под воды озера, став невидимым. Страх охватил татар, увидевших отражение Китежа в светлых водах озера. В ужасе враг отступил назад. Постепенно туман рассеялся. Под праздничный звон колоколов Китеж предстал чудесно преображённым. Сейчас мы их послушаем, обратите внимание на звучание колокола. Как звучит колокол? | Слушают. Анализируют. Отвечают на вопросы. | Метапредметные: - Уметь определять характер произведения; Личностные: - Воспитание культуры слушания; - Воспитание положительного отношения к классической музыки. |
| Вокально-хоровая работа | 10 мин | - Дыхательная гимнастика. - Артикуляционная гимнастика. - Распевание. Работа над произведением: Д. Тухманов «Колокольчик мой хрустальный». | Разучивание произведения. | П: Развитие певческих и слушательских способностей. |
| Домашнее задание и инструктаж по его выполнению | 2 мин | Групповое: Выучить слова песни. Индивидуальное: Нарисовать в тетради колокол и красиво его разукрасить. | Записывают задание в дневник. | |
| Подведение итогов. Рефлексия | 3 мин | Ребята, какая у нас была тема урока? Кто запомнил легенду о происхождении колокола? Как отливались колокола? Значение колокола в жизни людей? А теперь давайте оценим как вы усвоили новый материал. Если вам было все понятно, то поднимите веселую нотку. Если нет, то грустную. Я рада что всем все понятно. До свидания! | Обобщить изученное, ответив на вопросы. | Регулятивные: Осмысляют учебный Материал. |