12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Столбова Елена Святославовна59
Я работаю по призванию!!! :)
Россия, Иркутская обл., Иркутск
4

Методическая разработка урока на тему "Использование цветовых моделей для создания иллюстраций"

Учитель информатики Столбова Елена Святославовна

МОУ г.Иркутска СОШ №49 

электронный адрес: hohotushkins@rambler.ru

Номинация

«Методическая разработка урока»

Класс: 9 класса

Раздел программы:

    Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Тема: Использование цветовых моделей для создания иллюстраций

Тип: комбинированный урок (изучение нового материала с дальнейшим его закреплением)

Форма проведения: практическая работа

Цель: формирование первоначальных навыков работы с цветовыми моделями CMYK, RGB, HSB в среде графического редактора Gimp.

Задачи:

обучающие:

  • научить создавать различные цвета, используя цветовые модели CMYK, RGB, HSB;
  • научить работать с заливкой объектов различными цветами.

развивающие:

  • развить умение анализировать и обобщать теоретический материал.

воспитывающие:

  • формировать внимание, аккуратность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно по алгоритму.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал с практической работой.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Угринович, Николай Дмитриевич. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса/ Н. Д. Угринович. – 5-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 320 стр.: ил.
  2. Залогова, Любовь Алексеевна. Компьютерная графика. Элективный курс: учебное пособие /Л. А. Залогова. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2005. - 212стр., 16 стр. ил.: ил.
  3. Залогова, Любовь Алексеевна. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2005. - 245 стр., 16 стр. ил.: ил.
  4. GIMP (http://ru.wikipedia.org/wiki/GIMP). Проверено 14.09.2010.
  5. Растровая графика (http://ru.wikipedia.org/wiki/Растровая_графика). Проверено 14.03.2010.
  6. Уроки по GIMP (http://www.progimp.ru/articles/). Проверено 12.09.2010.
  7. Учебник по OpenOffice.org (http://openofficea.narod.ru/openofficebasics-08.html). Проверено 24.09.2010.

Ход урока:

Организационный этап

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

Учитель приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к уроку.

Этап усвоения новых знаний

Цель: дать учащимся представление о цветовых моделях RGB, CMYK и HSB.

Теоретический материал урока:

Цвета в природе редко являются простыми. Большинство цветовых оттенков образуется смешением основных цветов. Способ разделения цветового оттенка на составляющие компоненты называется цветовой моделью.

Существует много различных типов цветовых моделей, но в компьютерной графике, как правило, применяется не более трех. Эти модели известны под названиями: RGB, CMYK и HSB.

Цветовая модель RGB наиболее проста для понимания и очевидна. В этой модели работают мониторы и бытовые телевизоры. Любой цвет считается состоящим из трех основных компонентов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Эти цвета называются основными. Считается также, что при наложении одного компонента на другой яркость суммарного цвета увеличивается. Совмещение трех компонентов дает нейтральный цвет (серый), который при большой яркости стремится к белому цвету.

Метод получения нового оттенка суммированием яркостей составляющих компонентов называют аддитивным методом.

Цветовую модель CMYK используют для подготовки не экранных, а печатных изображений. Они отличаются тем, что их видят не в проходящем, а в отраженном свете. Чем больше краски положено на бумагу, тем больше света она поглощает и меньше отражает. Совмещение трех основных красок поглощает почти весь падающий свет, и со стороны изображение выглядит почти черным. В отличие от модели RGB увеличение количества краски приводит не к увеличению визуальной яркости, а наоборот, к ее уменьшению. Поэтому для подготовки печатных изображений используется не аддитивная (суммирующая) модель, а субтрактивная (вычитающая) модель.

Цветовыми компонентами этой модели являются не основные цвета, а те, которые получаются в результате вычитания основных цветов из белого:

    голубой (cyan) = белый – красный = зеленый + синий;

    пурпурный (magenta) = белый – зеленый = красный + синий;

    желтый (yellow) = белый – синий = красный + зеленый.

Некоторые графические редакторы позволяют работать с цветовой моделью HSB. Если модель RGB наиболее удобна для компьютера, а модель CMYK — для типографий, то модель HSB наиболее удобна для человека. Она проста и интуитивно понятна.

В модели HSB тоже три компонента: оттенок цвета (Hue), насыщенность цвета (Saturation) и яркость цвета (Brightness). Регулируя эти три компонента, можно получить столь же много произвольных цветов, как и при работе с другими моделями.

Цветовая модель HSB удобна для применения в тех графических редакторах, которые ориентированы не на обработку готовых изображений, а на их создание своими руками. Существуют такие программы, которые позволяют имитировать различные инструменты художника (кисти, перья, фломастеры, карандаши), материалы красок (акварель, гуашь, масло, тушь, уголь, пастель) и материалы полотна (холст, картон, рисовая бумага и пр.). Создавая собственное художественное произведение, удобно работать в модели HSB, а по окончании работы его можно преобразовать в модель RGB или CMYK, в зависимости от того, будет ли оно использоваться как экранная или печатная иллюстрация.

Цветовая палитра — это таблица данных, в которой хранится информация о том, каким кодом закодирован тот или иной цвет. Эта таблица создается и хранится вместе с графическим файлом.

В большинстве графических редакторов пользователь имеет возможность сформировать свой собственный цвет (в дополнение к предлагаемым палитрам), используя красную, зеленую и синюю компоненты. Как правило, графические редакторы позволяют комбинировать требуемый цвет из 256 оттенков красного, 256 оттенков зеленого и 256 оттенков синего цвета.

Этап закрепления новых знаний

Цель: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Практический материал урока:

Задание 1. Раскрасить рисунок, используя набор цветов из Основной палитры (Мои документы => Bytterfly.bmp):



Задание 2. Раскрасить картинку, используя заданные значение RGB-компонента.

  1. Открыть файл => Мои документы Bear.bmp
  2. Раскрасить части рисунка цветами, используя цветовую модель RGB (значения RGB- компонент указаны на частях рисунка)

Указание. Для раскраски части надо:

    1. Кликнуть два раза по цвету переднего плана.
    2. В появившемся окне ввести соответствующие значения компонентов:

        Инструментом заливка раскрасить выбранную часть.

  1. Сравнить полученное изображение с образцом

Задание 3. Используя собственные значения RGB-компонентов, раскрасить следующий рисунок (для открытия файла выполнить команду Мои документы=> Firefly.bmp):

Задание 4. Раскрасить цветик-семицветик, используя модель CMYK.

  1. Открыть файл Flowers.jpg:Мои документы => Заготовки => Flowers.jpg
  2. Два раза кликнуть мышью по пиктограмме цвета переднего плана.
  3. В открывшемся окне кликнуть по значку как показано на рисунке.

<span style="line-height: 1.4em;">

  1. Для закраски лепестков цветка ввести соответствующие значения цветов взятых из таблицы в поля C-Cyan, M-Magenta, Y-Yellow и K-Black.

Название цвета

Значения CMYK - компонентов

С

M

Y

K

Красный

0

100

100

0

Оранжевый

0

33

87

0

Желтый

0

0

100

0

Зеленый

49

0

100

54

Голубой

100

35

0

0

Синий

92

100

29

0

Фиолетовый

7

100

0

47

  1. Сохранить результат.

Задание 5. Используя цветовой круг в системе HSB, подобрать хорошо сочетаемые между собой три цвета и раскрасить ими одежду мальчика.

  1. Открыть файл Garmony1.jpg: Мои документы => Заготовки => Garmony1.jpg.
  2. Два раза кликнуть мышью по пиктограмме цвета переднего плана.
  3. В открывшемся окне ввести в поля Н (Hue), S(Saturation) и V(Brightness) значения 240, 100, 70 соответственно.
  4. Полученным синим цветом закрасить кофту мальчика.
  5. Оттенок следующего цвета должен отстоять от первого на 120°. Это число получилось путем деления 360° на три (поскольку оттенки, которые измеряются в градусах, должны отстоять друг от друга на одинаковый угол).
  6. Отнять от значения Hue число 120. Остальные параметры оставлять неизменными. Получится новый цвет – зеленый со значениями 120, 100 и 70 соответственно.
  7. Закрасить зеленым цветом штаны.
  8. Еще раз отнять 120 у значения Hue. Получится новый цвет – красный со значениями 0, 100, 70 соответственно.
  9. Закрасить красным цветом ботинки.
  10. Сохранить результат.
Упражнение для самостоятельной работы
  1. Раскрасить одежду (бант, кофта, брюки и ботинки) девочки из файла Garmony2.jpg (Мои документы => Заготовки => Garmony2.jpg), используя компоненты модели CMYK.
  2. Используя цветовой круг в системе HSB подобрать хорошо сочетаемые между собой четыре цвета и раскрасить ими одежду девочки из файла Garmony2.jpg.

Этап подведения итогов

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Учитель подводит итоги урока: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники.

Опубликовано

Комментарии (1)

Трифонова Надежда Вячеславовна, 27.03.17 в 22:36 0 Ответить Пожаловаться
Очень интересно! Никогда не думала таким образом строить урок по теме - спасибо за наводку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.