Методическая разработка урока - образовательного квеста «Испокон веков книга растит человека»
Методическая разработка урока - образовательного квеста
«Испокон веков книга растит человека»
Автор: учитель русского языка и литературы Зигангирова Ю.Ф.
Пояснительная записка
Данная разработка урока – квеста предполагает участие небольшой группы учащихся 5-ого класса, так как необходимо мобильно передвигаться по кабинету от стола к столу.
Урок интегрированный, включает в себя различные задания, связанные с предметами литература, русский язык, изобразительное искусство, математика, технология. За каждое выполненное задание начисляются бонусы (раздаточный материал в виде картинок с изображением книг). В конце занятия бонусы подсчитываются и выявляются победители и лауреаты.
Цель урока – квеста – формирование у учащихся интереса к книге.
Задачи:
Образовательная: развить навыки устной и письменной речи, обогащать словарный запас;
Развивающая: развить навыки умения решать поставленные задачи в группе;
Воспитательная: сформировать интерес к книге, воспитать уважение к книгам.
Личностные УДД: развитие мышления, умение быстро переключаться при выполнении заданий из разных областей, развитие самостоятельности при выполнении заданий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: иметь способность самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные: формировать умение сознавать необходимость книги для развития мышления;
Коммуникативные: формировать умение работать в группе, способность к убеждению и уступкам при совместной работе.
Методы: эвристический, репродуктивный.
План урока:
Организационный момент, постановка цели и задач – 2 минуты;
Актуализация знаний – 3 минуты;
Прохождение квеста – выполнение заданий – 30 минут;
Рефлексия, подведение итогов урока – 5 минут.
Ход урока:
Организационный момент, постановка цели и задач
«Книга – наш советчик и друг», «Одна книга тысячи людей учит», «Книга –
твой друг, без нее, как без рук» - с ранних лет мы слышим о пользе книги, о ее необходимости в нашей жизни. Сегодня нас ждет увлекательное приключение, связанное с миром книги.
Актуализация знаний
Ко мне попало письмо от мистера Икса. Давайте прочитаем его послание:
«Приветствую вас, книголюбы!
Знаете ли вы, что раньше книги ставились на полку наоборот: корешком к стене и переднем обрезом наружу. А в общественных библиотеках Европы книги приковывались к полкам цепями. Длина цепи позволяла прочесть книгу, но не давала вынести из зала. Вы знаете, что некоторых людей называют «книжный червь»? Этот термин происходит от крошечных насекомых, которые питаются корешками книг. Книги хранят много тайн и загадок. Некоторые вам придется раскрыть прямо сейчас.
Надеюсь, вы готовы к игре, которую я приготовил? Я очень люблю читать и интересуюсь всем, что связано с книгами. Поэтому вас ждут самые разные задания. Удачи!
Знаток книжных тайн, мистер Икс»
Прохождение квеста – выполнение заданий
1 задание. О необходимости книг и важности чтения задумывались уже в глубокой древности. Ребята, отгадайте загадки.
1.У бумажных птиц
Сто крылышек – страниц.
2.Белое поле,
Черное семя,
Кто его сеет-
Тот и радуется.
3. Языка не имеет, а у кого побывает – тот много знает.
2 задание. Продолжите пословицы
1.Золото добывают из земли, а … - из книги.
2.Книга – лучший…
3.Хлеб питает тело, а книга питает …
4.Пишут не пером, а …
5.Ленивому Микишке всё не до …
6.Книга для … - что теплый дождь для всходов.
7.Много …, да мало учел.
3 задание. Отгадайте, что изображено на отсутствующих фрагментах картин.
4 задание. Разминка для ума.
Книга в переплете стоит два рубля пятьдесят копеек. Книга на два рубля дороже переплета. Сколько стоит переплет? [1:20]
5 задание. Книги бывают разные. Давайте подберем как можно больше прилагательных к слову «книга».
6 задание. Разгадайте кроссворд. Определите, какое слово спряталось в нем.
1. |
|||||||||
2. |
|||||||||
3. |
|||||||||
4. |
|||||||||
5. |
1. Текст, написанный от руки
2. То, что дают нам книги
3. Автор произведений
4. Кем является для каждого человека книга
5. Художественное произведение небольшого размера
7 задание. Каждый любит получать подарки. Давайте сделаем подарок для вашей любимой книги – закладку. (Заранее нужно приготовить заготовки для закладок, карандаши, наклейки, небольшие рисунки, клей и т.д.)
Рефлексия, подведение итогов урока, подсчет полученных бонусов, награждение победителей и участников.
Список использованной литературы:
1. Головоломки и задачи/Я.И. Перельман. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 223 с. – (Простая наука для детей)
2. https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2014/05/29/samye-lyubopytnye-fakty-o-knigax/
3. http://fb.ru/article/249476/kartinyi-bogdanova-belskogo-nikolaya-petrovicha-nazvaniya-opisanie
4. https://my-calend.ru/folklor/zagadki-pro-knigu
5. https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/poslovitsy/303-knigi
Приложение
Ответы:
1 задание.
1. книга
2. письмо
3. книга, журнал, газета
2 задание.
1.Золото добывают из земли, а знания - из книги.
2.Книга – лучший друг.
3.Хлеб питает тело, а книга питает разум.
4.Пишут не пером, а умом.
5.Ленивому Микишке всё не до книжки.
6.Книга для ума - что теплый дождь для всходов.
7.Много прочел, да мало учел.
3 задание.
Н. Богданов-Бельский «Ученицы»
Н. Терпсихоров «Письмо с фронта»
Н. Богданов-Бельский «Новая сказка»
4 задание. Обычно, не подумав, отвечают: переплет стоит 50 копеек. Но ведь тогда книга стоила бы два рубля, то есть была всего на один рубль пятьдесят копеек дороже переплета. Верный ответ такой: цена переплета – двадцать пять копеек, цена книги – два рубля двадцать пять копеек. [1: 25]
5 задание. Книга бывает мудрая, интересная, любопытная, любимая, современная, старинная, гениальная, умная, полезная, редкая, содержательная, рукописная и т.д.
6 задание.
1.р |
у |
к |
о |
п |
и |
с |
ь |
||
2.з |
н |
а |
н |
и |
е |
||||
3.п |
и |
с |
а |
т |
е |
л |
ь |
||
4.д |
р |
у |
г |
||||||
5.р |
а |
с |
с |
к |
а |
з |