Методическая разработка урока по декоративно-прикладному творчеству «Народные промыслы»

9
0
Материал опубликован 20 February 2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образование

Центр детского и юношеского творчества

Солнечного муниципального района Хабаровского края

Методическая разработка урока на тему

«Народные промыслы России»

по изобразительному искусству

с практическим заданием

«Роспись Семеновской матрешки»

Для детей 7-8 лет.

НОМИНАЦИЯ - ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Автор разработки:

Токарева Анастасия Александровна

Педагог ДО

рп Солнечный

2019 г.

Методическая разработка урока «Народные промыслы России» рассматривает возможности систематизации знаний обучающихся первого класса о народных художественных росписях на примере урока ИЗО.

В учебный процесс начальной школы должно быть включено изучение богатства народной, в том числе и региональной, культуры. При ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством, народным промыслами, отражающими опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков и даже тысячелетий, исключительно важным является изучение народных традиций. Именно эти виды искусства, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавший в себя мудрость и талант многовекового коллективного творчества, позволяет открыть широкий простор для эстетического образования детей, делает их жизнь духовно богаче. Народные промыслы способствуют развитию местных самобытных культурных традиций, выражению народного художественного мировоззрения, эстетики коллективного труда. Традиции народной культуры имеют огромный воспитательный потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к эстетическим ценностям.

Практическая работа по росписи Семеновской матрешки закрепляет полученные знания ребят и приобщает к культуре наших предков. Ученики не только приобретают ценный опыт по росписи деревянных матрешек, но и учатся составлять орнамент, соблюдая все традиции.

 

Цель:

Систематизировать знания обучающихся о народных росписях (народных промыслах), о характерных особенностях росписи;

Обеспечить применение на практике   умения составлять из элементов орнамента росписи композиции, рисовать узор в определенной последовательности и украшать изготовленное объёмное изделие (матрешка); рисовать методом «тычка» ( используя нетрадиционное  средство – ватная палочка);

Пробудить интерес к русским народным промыслам и желание изучать их.

Оборудование:

  • Иллюстрации с изображением росписей народных промыслов.

    Выставка изделий дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписи.

    Элементы  Семеновской росписи.

    Расписные матрешки.

5. Кисти, краска-гуашь разного цвета.

6. Проектор, экран и ноутбук для показа фильмов;

8. Деревянные заготовки матрешек;

9. Готовые расписные матрешки;

 

Предшествующая  работа:

Рассматривание альбомов с образцами изделий дымковской, городецкой, гжельской, хохломской росписи, образцы матрешек расписанных в семеновском стиле;

Рисование узоров этих росписей;

Беседа  о мастерах  народных промыслов.

Ход урока.

Учитель: Вы любите путешествовать? А кто и в каких городах был?

Дети называют множество городов, стараются перебить друг друга, где они побывали. В этой четверти я вам предлагаю совершить путешествие по России, но оно будет не простым - это путешествие по промыслам, которые развивались на протяжении многих веков на территории нашей страны. Сейчас вы посмотрите небольшой фильм о ремеслах, которые появились еще на заре образования русского государства, подумайте и дополните, какие еще ремесла вы можете назвать.

 

Фильм о народных промыслах России.

 

Учитель: Да многие из этих ремесел были забыты в ХII веке, но история не стоит на месте, люди продолжают жить и совершенствуют свое мастерство. Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. (гончарное производство, резьба по дереву, художественная керамика, расписные глиняные игрушки, роспись по дереву и др.) А промысел–это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Мастерство изготовления того или иного видах художественных изделий в народных художественных промыслах передавалось из поколения в поколение. Множество разных промыслов развивали мастера на Руси: Гжель, Хохлома, Матрешки, расписные платки, кружева, Городецкая роспись, Жостовская роспись, Палех. Все эти изделия люди делали для украшения своего быта. Но каждый знает, что есть еще один промысел–Семеновская матрешка.

 

Фильм о расписной Семеновской матрешке:

Учитель: В конце XIX столетия русский художник Малютин Сергей Ефимович на волне интереса к Японии встретил ярко раскрашенную деревянную игрушку, которая называлась фукурума. В Абрамцево у С. Малютина родился интересный замысел. Он вспомнил о точеных деревянных яйцах, которые вкладывались друг в друга. Сергей Ефимович привлек к работе токаря Василия Звездочкина, и они вместе создали деревянную игрушку, которую теперь знает весь мир, – матрешку. Она была выточена в форме матери, внутрь которой вкладывалось еще семь дочек.

В 1900 году она поразила всех на Всемирной выставке в Париже. Мастера народных промыслов очень заинтересовались игрушкой. В России возникло несколько центров по ее изготовлению. Один из них – небольшой городок Семенов, которой находится в семидесяти километрах от Нижнего Новгорода.

В лесном дремучем краю нижегородского Заволжья возникло поселение старообрядцев, которое позже стало городом. Он прославился росписью по дереву, которую называют «золотая хохлома». Позже, примерно в 1924 году, в нем начали точить и расписывать деревянную игрушку, которая получила название «семеновская матрешка», так как она отличается от загорской и полх-майдановской.

Чтобы семеновская матрешка получилась на славу, сначала подбирается дерево. Это может быть береза, липа, осина, реже – ольха. Для спила выбирают ровные деревья, распиливают их на бревнышки, снимают часть коры, оставляя несколько ее колец, а концы обмазывают глиной, чтобы древесина не потрескалась. Дерево сушится не менее двух-трех лет в помещении, которое хорошо проветривают. Сначала из березы делают самую крошечную девчоночку, затем вытачивают донышки, их хорошо просушивают, после этого точат фигурку матрешки и надевают на донышко.

Вначале художники к росписи подходили с непривычки без особенных затей. Перед глазами стоял привычный хохломской узор. Но потом фантазия художников развилась. В процессе рисования стали приходить все более и более сложные узоры. Сначала матрешки делались для продажи в родных местах для крестьянских ребятишек. Мастерица гусиным пером начинала рисовать личико. На нем брови, глазки, носик – две точки, платочек с узелком и двумя кончиками, ручки. Прописывала сарафан. Яркими анилиновыми алыми, малиновыми, сиреневатыми, травяными, желтыми красками покрывалась семеновская матрешка. Раскраска была и осталась нарядной с крупными цветами на фартуке, с колокольчиками, ягодками рябины, зелеными листочками. Обычно они смещены влево. Особой приметой семеновской матрешки является большой белый не закрашенный фон. Затем игрушка покрывалась лаком.

 

Учитель: Сегодня, дети, я приглашаю вас в мастерскую художника (дети проходят и встают полукругом перед стендом с дымковскими игрушками). Рис.1

Учитель: С давних пор русские мастера создавали расписные глиняные игрушки. Как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские.

Учитель:  Да, эти игрушки появились в слободе Дымково, недалеко от г.Вятки. Жители занимались разными ремёслами, а изготовление игрушек было самым любимым. А вы что можете рассказать об изготовлении игрушек?

Дети: Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Но кроме игрушек, лепили ещё и свистульки, которые использовали на народном празднике, который назывался Свистопляской.

Учитель: Правильно, ребята. А каким орнаментом раскрашивали игрушки? Но прежде давайте вспомним, что означает слово «орнамент»?

Дети: Орнамент – это украшение, узор который состоит из ритмически неповторяющихся элементов.

Учитель: Так, какой же орнамент изображен на дымковских игрушках?

Дети:  Геометрический. Это – полоски прямые, волнистые, колечки, точки, кружочки, ромбы.

Учитель:  Правильно. А какие цвета приветствуют в росписи?

Дети: Красно-розовый, малиновый, синий, зелёный, золотисто-желтый, оранжевый, фиолетовый.

Учитель:  Правильно ребята. Дымковские мастера использовали только яркие праздничные цвета.

(ребенок читает стихотворение)

Мы игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны - как березки.

Кружочки, клеточки, полоски

Простой казалось бы узор,

Но оторвать не в силах взор.

(переходим к другому стенду)

Учитель:  В России много лесов и поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева. Посмотрите, какие красивые изделия с росписью изготавливают в г.Городце. Что же делают из дерева городецкие мастера?

Рис.2

Дети: Кухонные доски, солонки, деревянные ложки, коробочки для специй.

Учитель:   Но не только для кухни изготавливали городецкие мастера разные предметы. Они ещё делали расписные шкатулки для хранения разных мелких вещей: пуговиц, ниток, украшений.  Какие элементы орнамента городецкой росписи использовали мастера  при раскрашивании изделий?

Дети:  Розан, купавка, бубенчик, листок, а так же использовали фигуры птиц и животных.

Учитель:   Но мастера не забывали и о детях. Для детей они делали коня-качалку, украшенную узором из цветов и листьев. Эти цветы придумывали сами художники, они не похожи на настоящие. Такие цветы называются декоративными или сказочными. Мастера, расписывая свои изделия, словно сказку сказывали о том,  как солнце согревает своими лучами землю и даёт ей жизнь.

( ребёнок читает стихотворение)

Из липы доски сделаны

И прялки и лошадки.

Цветами разрисованы

Как-будто полушалки.

Там лихо скачут всадники

Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят

(переходим к другому стенду)

Учитель:   Ребята, посмотрите какой изумительной красоты стоит посуда. Раньше на Руси именно из такой деревянной посуды  ели. Большим спросом пользовались чашки, миски, ложки, ковши. Отличительная особенность посуды, да и не только посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева липы или осины. Какой росписью расписаны эти изделия?

Дети:  Хохломской

Рис.3

Учитель:   Правильно. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывали серебристым по цвету оловянным порошком, потом по нему писали красками , а  затем покрывали слоем специально сваренной оливы и ставили в печь прокаливать. И так несколько раз, так что серебристое уже казалось золотым и светилось. Неслучайно хохломскую роспись называют золотой. А какие основные цвета использовали художники в хохломской росписи?

Дети:  Основные - красный, черный, золотой. И добавляли зелёный  и желтый.

Учитель:   А какой орнамент изображен на изделиях?

Дети:  Растительный – цветы, ягоды смородины, крыжовника, ягоды и листья земляники,  литья винограда.

Учитель:   А ещё есть орнитоморфный  узор – где основным мотивом является изображение образа птицы. Воспроизводя мотивы родной природы в орнаменте, художники создавали поэтические повествования о величие и красоте русской земли.

(ребенок читает стихотворение)

Хохломская роспись

Алых ягод россыпь

Отголоски леса

В зелени травы

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома

(переходим к другому стенду)

Учитель:  В некотором царстве, в некотором государстве, среди полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно,  жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да всех людей порадовать. Думали, они думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную белую-белую и решили лепить из неё посуду разную. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской. Они любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали они на посуде разные узоры, изображали сказочных птиц. Всего одна краска, а какая нарядная праздничная получилась роспись. Какие изделия изготовляли гжельские мастера?

Рис.4

Дети:  Чайные сервизы, супницы, вазы для цветов, фруктов, различные фигурки.

Учитель:  А какие элементы гжельской росписи присутствуют в изделиях?

Дети: Цветы-розы, ромашки, астры, листья, штриховка - сеточка, завитки.

Учитель:  Правильно ребята. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

(ребёнок читает стихотворение)

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы.

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой

Не встретить на свете

Вы красоты такой

Учитель:  А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.                    (проводится физминутка)

Раз, два – спят цветы        (присаживаются)

Три – раскрыли лепестки.     (поднимаются, раскрывают руки)

Раз – сомкнулись         (присаживаются)

Два – проснулись          (поднимаются, раскрывают руки)

Дружно к солнцу потянулись.       (поднимаются на носочки)

(дети встают вокруг  стола,  и начинаю коллективный анализ работ).

Учитель: Сегодня, дети, мы с вами вместе станем Семеновскими мастерами и попробуем расписать матрешку (дети проходят и встают полукругом перед стендом с Семеновкой матрешкой).

Рис.5

Учитель: С давних пор русские мастера создавали расписные деревянные куколки. Как они называются?

Дети: Матрешки!

Учитель:  Да, эти игрушки очень любили дети, так как в одной матрешке (маме) вмещалось около семи маленьких матрешек (деток).

Дети: Деревянные матрешки были и украшением дома.

Учитель: Правильно, ребята. А каким орнаментом раскрашивали матрешки? Но прежде давайте вспомним, что означает слово «орнамент»?

Дети: Орнамент – это украшение, узор который состоит из ритмически неповторяющихся элементов.

Учитель:  Правильно. А какие цвета приветствуют в росписи?

Дети: Красно-розовый, малиновый, синий, зелёный, желтый, оранжевый, черный.

Учитель:  Начинаем практическую работу. У нас на столах есть все необходимое для росписи. Матрешки уже покрыты белой краской. Начинаем карандашом наносить орнамент. После того как рисунок нанесен, начинаем работать тонкой кисточкой и красками.

Практическая работа.

Практическая работа длится около 20-25мин.

Раздаются всем детям образцы расписных матрешек. (Рис № 1, 2)

Этапы росписи:

Нанесение рисунка на матрешку твердым острым простым карандашом;

Нанесение орнамента синтетической кисточкой № 1гуашевыми красками;

Перед тем как ребята приступят к работе, еще раз напомнить о том, чтобы они не раскрашивали, а украшали свои матрешки, сохраняя белизну основы. Именно белый цвет в сочетании с другими придает матрешке праздничность и нарядность.

Учитель:   Посмотрите, какие красивые изделия у вас получились, как у настоящих мастеров. У каждого получился свой, неповторимый узор. А какое изделие вам понравилось? (вызываю 2-3 детей для анализа)

Учитель:   

У многих из вас получились красиво расписанные изделия. На этой росписи удачно выполнены цветы, капельки, на этой – сеточка. Не у всех ещё красиво  получились  замечательные  Семеновские   узоры. Но я уверена, что в будущем у вас при желании всё получится

Учитель:  На этом наша экскурсия в мастерскую художника завершилась. Большое всем спасибо!


 

Список Литературы:

5. Каплан, Н.И.; Митлянская, Т.Б. Народные художественные промыслы; М.: Высшая школа - Москва, 1980. - 175 c.

2. Клиентов А.Народные промыслы; Белый город - Москва, 2007. - 813 c.

3. Лужков Ю. М., Линович С. М. Искусство, которое нельзя потерять! Народные художественные промыслы России. Расцвет, упадок, перспективы возрождения; Московские учебники и картолитография, Народные промыслы - , 2009. - 176 c.

4. Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла. История и современность; О-Краткое - Москва, 2010. - 192 c.

5. Миловский А. Народные промыслы; Мысль - Москва, 1994. - 400 c.

6. Попова Э. Художественные промыслы Подмосковья; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 201 c.

7. Смолицкий В.Г. Народные художественные промыслы РСФСР; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 236 c.

8. Соболевский, Н. Художественные промыслы Подмосковья; М.: Московский рабочий - Москва, 2010. - 152 c.

9. ред. Газарян, С.С. Прекрасное - своими руками. Народные художественные ремесла; М.: Детская литература - Москва, 1987. - 158 c.

10. ред. Купцов, И. Родина Жар - птицы. Народные художественные промыслы России; М.: Советская Россия - Москва, 1984. - 182 c.

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис. 5

Рис. 6

Рис.7

Рис.8

Рис. 9

Рис. 10

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации