Календарно-тематический план учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподаватель Миронова Любовь Станиславовна
Учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Родники, 2018
Департамент образования Ивановской области
ОГБПОУ «Родниковский политехнический колледж»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель Миронова Любовь Станиславовна
Учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
(индекс, наименование учебной дисциплины)
Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утверждённой
директором ОГБПОУ «РПК»
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии
общеобразовательного цикла
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ________ /_____________
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ________ /_____________
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ________ /_____________
Протокол №____ от «__»___________20___г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии ________ /_____________
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи разработано на основе Рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи ОГБПОУ «Родниковский политехнический колледж», которая является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (вариативная часть) по специальности среднего профессионального образования (СПО) для студентов очного отделения специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Календарно-тематическое планирование предусматривает:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 84 часа,
в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 56 часов;
– самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающегося – 28 часов.
Календарно-тематическое планирование включает: календарные строки; названия тем; количество часов, отведённое на изучение темы; виды и типы уроков; задания по внеаудиторной работе; формы контроля; формируемые умения и навыки, а также информационное и техническое обеспечение занятий.
Программа нацеливает на более углубленное изучение возможностей русского языка, точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. Основное внимание уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения.
Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи – устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики.
Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Курс, семестр |
Учебная нагрузка обучающихся (час.) |
||||||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа обучающегося |
Обязательная аудиторная нагрузка |
|||||
Всего часов |
в т.ч. |
||||||
теоретические занятия |
лабораторные работы |
практические занятия |
курсовая работа (проект) (для СПО) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2 курс |
84 |
28 |
56 |
9 |
|||
3 семестр |
48 |
16 |
32 |
5 |
|||
4 семестр |
36 |
12 |
24 |
4 |
|||
Всего |
84 |
28 |
56 |
9 |
Содержание обучения по учебной дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
Таблица 2
№ занятия |
Календарные сроки |
Наименование тем, занятий |
Обязательная учебная нагрузка |
Материаль ное и информацион-ное обеспече-ние занятий (№ позиций из таблиц 2а, 2б, 2в |
Внеаудиторная самостоятельная работа |
Формы контроля |
Планируемые умения и навыки |
|||
Кол-во часов |
Форма и тип урока |
Содержание занятия |
Вид задания |
Кол-во часов |
||||||
56 |
28 |
|||||||||
3 семестр |
32 |
16 |
||||||||
1 |
сентябрь |
Введение |
1 |
лекция-диалог; актуализации знаний и умений |
Наука о русском языке; значение русского языка и культуры речи при освоении профессий СПО и специальностей СПО. |
ОИ 1 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.8,упр.4 |
уметь преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека. |
||
Тема 1. Язык и речь |
5 |
3 |
||||||||
2 |
сентябрь |
1. Язык и речь. |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Определение зыка и речи. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Практическое занятие: социальные аспекты культуры речи (обсуждение проблемы с использованием диалогической и монологической форм речи). |
ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 |
Работа по оформлению личного словаря правильного произношения и словоупотребления «Говорю и пишу правильно!» |
1 |
д/з ОИ 1 стр. 17 – 21; ОИ 2 стр.15, упр.17 (сочинение-миниатюра) |
знать различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента); уметь создавать тексты в устной и письменной форме; вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); различать элементы нормированной и ненормированной речи; видеть речевые ошибки в своей речи и уметь исправлять их в соответствии с нормами литературного языка |
3 |
сентябрь |
2. Словари русского языка |
1 |
практикум; обобщение и систематизация |
Словари русского языка. Практическое занятие: анализ речевых структур с точки зрения использования нормированных и ненормированных средств языка (на примере литературных текстов и письменных речевых высказываний студентов). |
ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 |
д/з ОИ 2 стр.34, упр.65 |
|||
4 |
сентябрь |
3. Культуры речи; аспекты и критерии |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Культуры речи; аспекты и критерии. Практическое заня тие: построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи. |
ОИ 1 ОИ 2 ДИ 2 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 46 – 52; ОИ 2 стр. 9 упр. 5 |
|||
5 |
сентябрь |
4. Качества хорошей речи |
1 |
Урок-исследоваание; обобщение и систематизация |
Качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Практическое занятие: преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот (с одновременным привнесением в создаваемый текст соответственно элементов разговорного языка и строго нормированного литературного языка письменной речи). |
ОИ 1 ОИ 2 ДИ 2 2/4/5/6 |
Подготовить вопросы для участия в дискуссии «СМИ и культура речи» |
2 |
д/з устный ответ по вопросам лекции |
|
6 |
сентябрь |
5. Практическая работа. Нормы литературного языка |
1 |
практическая работа; комплексное применения ЗУН |
Типы норм литературного языка. Анализ чужой и собственной речи |
раздаточный материал |
д/з ОИ 1 стр. 17 – 60; стр.57 сравнить два текста |
|||
Тема 2. Фонетика |
8 |
4 |
||||||||
7 |
сентябрь |
1. Фонетические единицы языка. Транскрипция |
1 |
урок-конференция; обобщение и систематизация |
Фонетические единицы языка (фонемы). Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Транскрипция. Фонетический разбор слова |
ОИ 1 ОИ 3 |
д/з ОИ 1 стр. 89 – 94; ОИ 2 стр.41, упр.87 |
знать особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы; уметь владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае |
||
8 |
сентябрь |
2. Особенности русского ударения |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Особенности русского ударения. Основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. История родного края – традиционные ошибки местного произношения, связанного с ударением. |
ОИ 1 ОИ 3 |
Подготовить аргументированное объяснениефразам: языковой вкус, языковая норма, языковая агрессия. |
2 |
д/з ОИ 1 стр. 94 – 98; ОИ 2 стр.40, упр.83 |
|
9 |
октябрь |
3. Орфоэпические нормы |
1 |
урок-моделирование; коррекция ЗУН |
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения; орфоэпия грамматических форм и отдельных слов; построение ЛСМ (логикосмысловая модель) ответа. |
ОИ 1 ОИ 3 |
д/з ОИ 1 стр. 99 – 102; ОИ 2 стр.42, упр.89 |
|||
10 |
октябрь |
4. Варианты русского литературного произношения |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Использование орфоэпического словаря. Практическое занятие: определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. |
ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 |
Построить ЛСМ (логико-смысловую модель) «Нормы, которые я нарушаю» |
2 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.45, упр.99 |
|
11 |
октябрь |
5. Произношение заимствованных слов |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Произношение гласных и согласных звуков; заимствованных слов. Практическое занятие: работа со словарём иностранных слов. |
ОИ 1 ОИ 2 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.35, упр.66 |
|||
12 |
октябрь |
6. Благозвучие речи. |
1 |
урок-наблюдение; комбинированный |
Фонетические средства речевой выразительности: Звукопись как изобразительное средство, ассонанс, аллитерация. Практическое занятие: наблюдение над собственным произношением, учет и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении |
ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 106 – 110; стр.110, упр.8 |
|||
13 |
октябрь |
7. Интонационное богатство русской речи. |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Интонационное богатство русской речи. Практическое занятие: упражнения по определению ударения в слове. История родного края – традиционная интонация (нараспев) местной речи. |
ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 108 – 109; ОИ 2 стр.33, упр.63 |
|||
14 |
октябрь |
8. Практическая работа. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. |
1 |
практическая работа; комплексное применения ЗУН |
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. |
раздаточный материал |
д/з ОИ 1 стр. 109-110, задания для самопроверки |
|||
Тема 3. Лексикология и фразеология |
7 |
4 |
||||||||
15 |
октябрь |
1. Слово в лексической системе языка. |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Практическое занятие: словотворчество В.Маяковского, А. Вознесенского и других поэтов и прозаиков |
ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.23,у пр.33 |
знать лексические и фразеологические единицы языка; уметь владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям |
||
16 |
октябрь |
2. Лексические и фразеологические единицы русского языка. |
1 |
урок-исследование; комбинированный |
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Практическое занятие: происхождение и значение фразеологизмов. |
ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.32, упр.58 |
|||
17 |
ноябрь |
3. Лексико-фразеологическая норма, её варианты. |
1 |
урок-моделирование; обобщение и систематизация |
Лексические и фразеологические словари. Лексикофразеологический разбор; создание ЛСМ от вета. История родного края – фразеологизмы, традиционные для нашей местности. |
ОИ 1 ДИ 5 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.36, упр.70 |
|||
18 |
ноябрь |
4. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. |
1 |
урок-исследование; комбинированный |
Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Практическое заняте: лексические изобразительно-выразительные средства языка. |
ОИ 1 ОИ 2 ОИ 3 2/4/5/6 |
Создание презентации (по выбору). – «Многозначность слова», «Прямое и переносное значение слова», «Метафора, метонимия как выразительные средства языка». |
3 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.33, упр.63 |
|
19 |
ноябрь |
5. Употребление профессиональной лексики и научных терминов |
1 |
урок-проект; обобщение и систематизация |
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. |
ОИ 1 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; текст-рассуждение о своей профессии |
|||
20 |
ноябрь |
6. Лексические ошибки и их исправление. |
1 |
урок-исследование; коррекциия ЗУН |
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. Афоризмы. Практическое занятие: лексические ошибки и их исправление. |
ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.37, упр.75 |
|||
21 |
ноябрь |
7. Практическая работа. Лексический и фразеологический анализ слова. |
1 |
практическая работа; комплексное применения ЗУН |
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа. Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. Лексический и фразеологический анализ слова. |
раздаточный материал |
Подготовить сообщение (по выбору): «Особенности русского речевого этикета», «Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта», «Фольклорная лексика и фразеология», «Русские пословицы и поговорки», «Афоризмы», «Лексические и фразеологические словари». |
1 |
д/з ОИ 1 стр. 87-88, задания для самопроверки |
|
Тема 4. Морфемика и словообразование |
5 |
2 |
||||||||
22 |
ноябрь |
1. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Практическое занятие: анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. |
ОИ 1 |
д/з ОИ 1 стр. 111 – 114; ОИ 2 стр.48, упр.106 |
знать способы словообразования; уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях |
||
23 |
ноябрь |
2. Стилистические возможности словообразования |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Стилистические возможности словообразования. Практическое занятие: использование лексики со стилистически окрашенными морфемами в собственном тексте (учебно-научном, публицистическом), |
ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 115 – 116; ОИ 2 стр.51, упр.112 |
|||
24 |
ноябрь |
3. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов |
1 |
урок-исследование; комбинированный |
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Практическое занятие: словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики |
ОИ 1 ОИ 2 |
Подготовить развёрнутый план ответа: особенности словообразования профессиональной лексики и терминов по специальности Технология продукции общественного питания. |
2 |
д/з ОИ 1 стр. 117 – 119; ОИ 2 стр.51, упр.113 |
|
25 |
декабрь |
4. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. |
1 |
урок-исследование; коррекциия ЗУН |
Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. |
ОИ 1 |
д/з ОИ 1 стр. 121 – 122; ОИ 2 стр.53, упр.116 |
|||
26 |
декабрь |
5. Практическая работа. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ |
1 |
практическая работа; комплексное применения ЗУН |
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. |
раздаточный материал |
д/з ОИ 1 стр. 126, задания для самопроверки |
|||
Тема 5. Части речи |
6 |
3 |
||||||||
27 |
декабрь |
1. Знаменательные и незнаменательные части речи; их роль в построении текста. |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. Практическое занятие: морфологический разбор частей речи. |
ОИ 1 ОИ 2 |
д/з ОИ 1 стр. 130 – 142; ОИ 2 стр.57, упр.125 |
знать самостоятельные и служебные части речи; уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте |
||
28 |
декабрь |
2. Нормативное употребление форм слова |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Практическое занятие: использование заданных форм слова в предложении и тексте; использование грамматических синонмов. |
ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 |
Создать презентацию: технологическая карта приготовления эксклюзивного блюда(по выбору обучающегся). |
3 |
д/з ОИ 1 стр. 143– 153; ОИ 2 стр.65, упр.156 |
|
29 |
декабрь |
3. Синонимия частей речи. |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи. Практическое занятие: выявление ошибок на употребление форм слова в своих письменных работах и работах других авторов. |
ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 160 – 189; ОИ 2 стр.69, упр.170 |
|||
30 |
декабрь |
4. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. |
1 |
урок-исследование; коррекциия ЗУН |
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. |
ОИ 1 |
д/з ОИ 1 стр. 189-201; ОИ 2 стр.81, упр.206 |
|||
31 |
декабрь |
5. Основные выразительные средства морфологии. |
1 |
лекция-диалог; комбинированный |
Основные выразительные средства морфологии. Практическое занятие: составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. |
ОИ 1 |
д/з ОИ 1 стр. 201-216; ОИ 2 стр.85, упр.215 |
|||
32 |
декабрь |
6. Практическая работа . Стилистический анализ грамматических форм в тексте |
1 |
практическая работа; комплексное применения ЗУН |
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи; Стилистический анализ грамматических форм в тексте |
раздаточный материал |
д/з ОИ 1 стр.217-220, задания для самопроверки |
|||
4 семестр |
24 |
12 |
||||||||
Тема 6. Синтаксис |
7 |
4 |
||||||||
1 |
январь |
1. Основные единицы синтаксиса. |
1 |
лекция-диалог; актуализация знаний и умений |
Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Практическое занятие: синтаксический разбор |
ОИ 1 ОИ 2 ДИ 4 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 221 – 224; ОИ 2 стр.113, упр.290 |
знать синтаксический строй предложений; уметь различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов |
||
2 |
январь |
2. Виды предложений. Актуальное членение предложения. |
1 |
лекция-диалог; актуализация знаний и умений |
Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения. Практическое занятие: Сопоставление устной и письменной речи. |
ОИ 1 ОИ 2 ДИ 4 2/4/5/6 |
Выявить средства художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием произведения и его идейно-тематическим содержанием (тексты выдаются). |
2 |
д/з ОИ 1 стр. 224 – 230; ОИ 2 стр.127, упр.322 |
|
3 |
январь |
3. Выразительные возможности русского синтаксиса |
1 |
урок-исследование; комбинированный |
Основные выразительные средства синтаксиса. (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи). Литературное краеведение. Выразительные средства синтаксиса в стихах родниковской поэтессы Людмилы Горячевой. |
ОИ 1 ДИ 4 |
д/з ОИ 1 стр. 231 – 232; ОИ 2 стр.128, упр.324 |
|||
4 |
январь |
4. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. |
1 |
урок-исследование; проблемный |
Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. Практическое занятие: стилистический анализ синтаксических структур в тексте |
ОИ 1 ОИ 2 ДИ 4 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 233 – 252; ОИ 2 стр.133,у упр.337 |
|||
5 |
январь |
5. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности речи. |
1 |
урок-исследование; комбинированный |
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами, синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Практическое занятие: конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. |
ОИ 1 ОИ 2 ДИ 4 2/4/5/6 |
Спроектировать ситуации: виды делового общения в сфере деятельности по специальности Технология продукции общественного питания. |
2 |
д/з ОИ 1 стр. 253 – 264; ОИ 2 стр.134, упр.340 |
|
6 |
февраль |
6. Синонимика простых и сложных предложений. |
1 |
урок-исследование; комплексное применения ЗУН |
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. Практическое занятие: анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. |
ОИ 1 ОИ 2 ДИ 4 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 267 – 305; ОИ 2 стр.136, упр.344 |
|||
7 |
февраль |
7. Практическая работа. Синтаксис. |
1 |
практическая работа; комплексное применения ЗУН |
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. |
раздаточный материал |
д/з ОИ 1 стр. 310 – 313, задания для самопроверки |
|||
Тема 6. Нормы русского правописания |
6 |
3 |
||||||||
8 |
февраль |
1. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. |
1 |
лекция-диалог; актуализация знаний и умений |
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. |
ОИ 1 ОИ 3 |
д/з ОИ 1 стр. 102 – 106; ОИ 2 стр.105, упр.271 |
знать правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания; уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания. |
||
9 |
февраль |
Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения |
1 |
лекция-диалог; обобщение и систематизациия |
Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Практическое занятие: орфографический и пунктуационный разбор. |
ОИ 1 ОИ 2 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 128 – 130; ОИ 2 стр.79, упр.197 |
|||
10 |
февраль |
2. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. |
1 |
лекция-диалог; обобщение и систематизациия |
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. |
ОИ 1 ОИ 3 |
Подготовить тезисы для участия в дискуссии «Речевой портрет современника» |
3 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.137,у пр.345 |
|
11 |
февраль |
3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. |
1 |
урок-конференция; комплексное применения ЗУН |
Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Практическое занятие: диктант, выписки, составление тезисов, конспектирование, реферирование текстов по общим вопросам русского языка, литературе и специальным предметам. |
ОИ 1 ОИ 2 ОИ 4 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.63, упр.148 |
|||
12 |
март |
4. Пунктуация и интонация. |
1 |
урок-исследование; коррекциия ЗУН |
Пунктуация и интонация. Практическое занятие: проверка соблюдения орфографических и пунктуационных норм в своих письменных работах и в письменных работах других студентов. |
ОИ 1 ОИ 2 ОИ 4 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.110, упр.281 |
|||
13 |
март |
5. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. |
1 |
урок-исследование; проблемный |
Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку; выявление факультативных и альтернативных знаков препинания. |
ОИ 1 ОИ 4 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.8,упр.4 |
|||
14 |
март |
6. Практическая работа. Нормы русского правописания. |
1 |
практическая работа; комплексное применения ЗУН |
Учет и группировка правописных ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок. |
раздаточный материал |
д/з ОИ 2 стр.158, упр.378 |
|||
Тема 7. Текст. Стили речи |
9 |
5 |
||||||||
15 |
март |
1. Текст и его структура. |
1 |
лекция-диалог; актуализация знаний и умений |
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста. |
ОИ 1 ОИ 5 ДИ 1 |
д/з ОИ 1 стр. 21 – 26; ОИ 2 стр.9,упр.5 |
знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка; уметь различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов |
||
16 |
март |
2. Функционально-смысловые типы речи |
1 |
лекция-диалог; актуализация знаний и умений |
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое. |
ОИ 1 ОИ 5 |
д/з ОИ 1 стр. 26 – 28; ОИ 2 стр.11,упр.8 |
|||
17 |
март |
3. Стилистика. Функциональные стили литературного языка. |
1 |
урок-конференция; обобщение и систематизация |
Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. |
ОИ 1 ДИ 1 |
Подготовить образцы делового письма (заявление, доверенность и т.д.) |
2 |
д/з ОИ 1 стр. 29 – 46; ОИ 2 стр.19, упр.25 |
|
18 |
апрель |
4. Особенности построения текста разных стилей. |
1 |
урок-семинар; комплексное применениеЗУН |
Особенности построения текста разных стилей. Практическое занятие: стилистический разбор художественного, учебно-научного и официально-делового стилей. |
ОИ 1 ДИ 1 |
д/з ОИ 1 стр. 6 – 16; ОИ 2 стр.20, упр.28 |
|||
19 |
апрель |
5. Жанры деловой и учебно-научной речи. |
1 |
учёный совет; обобщение и систематизация |
Особенности деловой и учебно-научной речи. Практическое занятие: создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей. |
ОИ 1 ОИ 2 ДИ 1 2/4/5/6 |
Подготовить устное выступление «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в собственной речи». |
3 |
д/з ОИ 1 стр. 32 – 36; ОИ 2 стр.20, упр.27 |
|
20 |
апрель |
6. Основы ораторского искусства. Особенности построения публичного выступления. |
1 |
урок-трибуна; комбинированный |
Публичное выступление. Практическое занятие: составление связного высказывания на заданную. Выступления обучающихся с призывным текстом. |
ОИ 1 ОИ 2 ДИ 1 2/4/5/6 |
д/з ОИ 1 стр. 38 – 46; ОИ 2 стр.21, упр.30 |
|||
21 |
апрель |
7. Информационная переработка текста. |
1 |
практикум; комплексное применениеЗУН |
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Практическое занятие: освоение видов переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). |
ОИ 1 ДИ 1 |
д/з задания по вариантам –переработка текста |
|||
22 |
апрель |
8. Практическая работа. Лингвостлистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. |
1 |
практическая работа; комплексное применения ЗУН |
Выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления. |
раздаточный материал |
д/з ОИ 1 стр. 52 – 60, задания для самопроверки |
|||
23 24 |
апрель |
Зачёт |
2 |
зачёт; контрольный учёт и оценка ЗУН |
Вопросы по теме индивидуального проекта по выбранной теме. |
соблюдать нормы литературного языка в устной и письменной форме |
Материально-техническое обеспечение занятий
Таблица 2а
№ п/п |
Материально-техническое обеспечение занятий |
Кол-во единиц |
1 |
ЖК – телевизор «SAMSUNG» |
1 |
2 |
Компьютер (монитор LG , системный блок, колонки) преподавателя |
1 |
3 |
Компьютер (монитор ViewSonic, системный блок) обучающегося |
4 |
4 |
Мультимедийная акустическая система 2.0 «SVEN» |
1 |
5 |
Цифровая интерактивная доска «TRAGEBOARD» |
1 |
6 |
Проектор «BenQ» |
1 |
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
Таблица 2б
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
ОИ 1 |
«Русский язык и культура речи» - |
Е.С.Антонова, Т.М.Воителева |
Москва, ИЦ «Академия», 2013 г. |
ОИ 2 |
«Русский язык и культура речи» - |
Т.М.Воителева |
Москва, ИЦ «Академия», 2013 г. |
ОИ 3 |
«Русский язык», учебник, начальное и |
Е.С.Антонова, Т.М.Воителева |
Москва, ИЦ «Академия», 2013 г. |
ОИ 4 |
«Русский язык», сборник упражнений, |
Т.М.Воителева |
Москва, ИЦ «Академия», 2013 г. |
ОИ 5 |
«Русский язык», учебник 10-11 классы |
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова |
Москва, «Просвещение», 2010 г. |
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 2в
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
ДИ 1 |
«Практическая стилистика современного русского языка» - учебное пособие |
Ю.А.Бельчаков |
Москва, «ПрессКнига», 2008 г. |
ДИ 2 |
«Этикет русского языка» - |
А.А.Акишина, Н.И.Формановская |
Изд.: «Ленанд», 2008 г. |
ДИ 3 |
«Секреты хорошей речи» - |
И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь |
Москва, «Просвещение», 2007 г. |
ДИ 4 |
Дидактические материалы |
Н.Н. Алгазта |
Москва, «Академия», 2001 г. |
ДИ 5 |
«Крылатые слова. Литературные цитаты. |
Н.С.Ашукина |
Москва, «Просвещение», 2006 г. |
Интернет-ресурсы (И-Р)
1. Сайт Министерства образования и науки РФ, http://mon.gor.ru
2. Российский образовательный портал, www.edu.ru
3. Сайт ФГОУ. Федеральный институт развития образования, http://www.firo.ru
4. Сайт ФГОУ СПО Петровский колледж (г. Санкт-Петербург), www.petrocollege.ru
5. Электронный ресурс «Кабинет русского языка», www.slovari.ru