Методическая разработка урока по физике для 7 класса «Исследование силы»

1
0
Материал опубликован 23 November 2021

Методическая разработка урока по физике для 7 класса



Тема урока: Исследование силы…

Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее

изученного.

Оборудование: динамометр, набор грузов, трибометр, полоска линолеума, по

лоска наждачной бумаги, два стеклышка, стакан с водой, реп

родукция картины Перова «Тройка».


Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Урок сегодня начну со слов персидского поэта, обращаясь к вам, ребята.


Науку все глубже постигнуть стремись, 
Познанием вечного жаждой томись
Лишь первых познаний

блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

- Ребят, мы с вами каждый урок открываем для себя что-то новое, изучая науку о природе, физику.

Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры!

А сколько еще непознанного вокруг.

Так что запускаем свой «двигатель», и вперед!

- Сегодня вы побываете в роли физиков-экспериментаторов.

Мы будем исследовать силу, а какую силу узнаем чуть позже.


Итак, давайте вспомним.

Какие силы вам известны? ( Fтяж, Fупр, , FА, P)

Что характеризует сила? (характеризует взаимодействие)

Назовите прибор для измерения силы. (динамометр)

Как измерить вес бруска? Продемонстрируйте.

Какие силы в данном положении измеряет динамометр?

(вес, силу тяжести, силу упругости)

Что является результатом действия силы?

(тела изменяют свою скорость или деформируются)

- Толкните брусок по столу. Почему он остановился?

Давайте проанализируем эту ситуацию поподробнее.


СЛАЙД «ПОЧЕМУ ОСТАНОВИЛСЯ БРУСОК»


-Тогда скажите , что это за сила, сила трения? Когда она возникает и какое имеет направление?

СЛАЙД «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ ТРЕНИЯ»

Цель урока: Сегодня мы будем исследовать силу трения, и выяснять, как сила трения зависит от других физических величин.


Какие виды сил трения вам известны? (Fтр скольжения,

Fтр качения, Fтр покоя)

Мы будем говорить сегодня о трении скольжения.

Вот вопрос, почему же возникает сила трения?

(выясняем причину трения)


Ну а теперь главный вопрос. От чего может зависеть Fтр ?

Посмотрите , пожалуйста , репродукцию картины В. Перова «Тройка»

- Как вы думаете, Почему у детей такие выражения лиц?

( им очень тяжело, большой груз)


- Вы хотите сказать, что если груза будет меньше, то им было бы легче тянуть сани? (Да)

А что с силой трения ? (Она стала меньше)

Кстати, скажите какой вид силы трения, имеет место быть?

(Fтр скольжения)

Предлагаю выдвинуть несколько гипотез,

т.е. предположений от чего может зависеть Fтр

От веса;

От рода трущихся поверхностей;

От площади соприкосновения


Ну что, господа ученые, составим план эксперимента


Что надо измерять в опытах

Что надо изменять в опытах

Что не надо изменять в опытах

Надо измерять Fтр. (Верно)

Как будем измерять? (при равномерном движении Fтр=Fтяги)



У вас на столах листы исследования, выполняя опыты, заносите данные в таблицы


Проверяем ГИПОТЕЗУ № 1 и по данным эксперимента делаем вывод.

ВЫВОД: Fтр пропорционально зависит от веса или силы нормального давления N

P = N



Проверяем ГИПОТЕЗУ № 2.

В предыдущем опыте мы выяснили что Fтр = N , а выполняется ли это условие для всех поверхностей ?

- Что в данном эксперименте будем менять, а что нет?


ВЫВОД: Чем больше шероховатостей тем больше сила трения.

Значит, чтобы уравнять данную зависимость надо умножить на коэффициент пропорциональности, который называется

Коэффициент трения - µ

Рассчитайте коэффициент трения в каждом случае.

Скажите, от чего зависит коэффициент трения?

(от трущихся поверхностей)


Проверяем ГИПОТЕЗУ № 2.

Что надо измерить в опыте (Fтр)

Что надо изменить в опыте (площадь поверхности бруска)

Что не надо изменять в опыте (силу нормального давления)


ВЫВОД: Fтр не зависит от площади поверхности.


Наши эксперименты на сегодня подошли к завершению.

Скажите, смогли мы найти ответы, на вопросы поставленные перед исследованием?

Что узнали?

Довольны ли вы своей работой?




Блажен, кто явственно узрел

Хотя бы скорлупу природы.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев


Благодарю вас за хорошую работу!

Молодцы ребята!


Домашнее задание

1.Написать сочинение-рассуждение в прозе или в стихах (комикс, рисунок) на тему:

«Ах уж эта сила трения…» или

«Ох уж эта сила трения…»

2. Определить значение силы трения для каждой пословицы (какую роль играет сила трения, положительную или отрицательную)




И еще на последок исторический факт «Железная дорога»




Отчет об исследованиях


Тема: «Исследование силы трения скольжения.

Измерение коэффициента трения скольжения»


ученика 7____ класса _______________________________


Оборудование: Динамометр, брусок, трибометр, набор грузов, две стеклянные пластинки, полоска линолеума, полоска наждачной бумаги, линза.

Ход работы:

Гипотеза №1: исследовать зависимость силы трения от силы нормального давления (от веса)


опыта

Сила нормального

давления

N, H

Сила трения

Fтр, H

1. Брусок без груза



2. Брусок с одним грузом (m)



3. Брусок с двумя грузами (2 m)



4. Брусок с тремя грузами (3 m)




Сделайте вывод о том, как зависит сила трения скольжения от силы нормального давления.

ВЫВОД:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Гипотеза №2: исследовать зависимость силы трения от рода

соприкасающихся поверхностей (измерить коэффициент трения)

опыта

Вид трущихся поверхностей

Сила трения

Fтр, H

Сила нормального давления

N, H

Коэффициент трения

µ

1

Дерево по дереву




2

Дерево по линолеуму




3

Дерево по наждачной бумаге





Сделайте вывод о том, как зависит сила трения скольжения от рода соприкосающихся поверхностей.

ВЫВОД:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Гипотеза №3: исследовать зависимость силы трения от площади соприкосновения с поверхностью



Сделайте вывод о том, как зависит сила трения скольжения от площади опоры соприкосновения с поверхностью

ВЫВОД:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Сила трения
PPTX / 910.95 Кб



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.