Методическая разработка урока по физике для 7 класса «Исследование силы»
Методическая разработка урока по физике для 7 класса
Тема урока: Исследование силы…
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее
изученного.
Оборудование: динамометр, набор грузов, трибометр, полоска линолеума, по
лоска наждачной бумаги, два стеклышка, стакан с водой, реп
родукция картины Перова «Тройка».
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Урок сегодня начну со слов персидского поэта, обращаясь к вам, ребята.
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись
Лишь первых познаний
блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
- Ребят, мы с вами каждый урок открываем для себя что-то новое, изучая науку о природе, физику.
Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры!
А сколько еще непознанного вокруг.
Так что запускаем свой «двигатель», и вперед!
- Сегодня вы побываете в роли физиков-экспериментаторов.
Мы будем исследовать силу, а какую силу узнаем чуть позже.
Итак, давайте вспомним.
Какие силы вам известны? ( Fтяж, Fупр, , FА, P)
Что характеризует сила? (характеризует взаимодействие)
Назовите прибор для измерения силы. (динамометр)
Как измерить вес бруска? Продемонстрируйте.
Какие силы в данном положении измеряет динамометр?
(вес, силу тяжести, силу упругости)
Что является результатом действия силы?
(тела изменяют свою скорость или деформируются)
- Толкните брусок по столу. Почему он остановился?
Давайте проанализируем эту ситуацию поподробнее.
СЛАЙД «ПОЧЕМУ ОСТАНОВИЛСЯ БРУСОК»
-Тогда скажите , что это за сила, сила трения? Когда она возникает и какое имеет направление?
СЛАЙД «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ ТРЕНИЯ»
Цель урока: Сегодня мы будем исследовать силу трения, и выяснять, как сила трения зависит от других физических величин.
Какие виды сил трения вам известны? (Fтр скольжения,
Fтр качения, Fтр покоя)
Мы будем говорить сегодня о трении скольжения.
Вот вопрос, почему же возникает сила трения?
(выясняем причину трения)
Ну а теперь главный вопрос. От чего может зависеть Fтр ?
Посмотрите , пожалуйста , репродукцию картины В. Перова «Тройка»
- Как вы думаете, Почему у детей такие выражения лиц?
( им очень тяжело, большой груз)
- Вы хотите сказать, что если груза будет меньше, то им было бы легче тянуть сани? (Да)
А что с силой трения ? (Она стала меньше)
Кстати, скажите какой вид силы трения, имеет место быть?
(Fтр скольжения)
Предлагаю выдвинуть несколько гипотез,
т.е. предположений от чего может зависеть Fтр
От веса;
От рода трущихся поверхностей;
От площади соприкосновения
Ну что, господа ученые, составим план эксперимента
Что надо измерять в опытах
Что надо изменять в опытах
Что не надо изменять в опытах
Надо измерять Fтр. (Верно)
Как будем измерять? (при равномерном движении Fтр=Fтяги)
У вас на столах листы исследования, выполняя опыты, заносите данные в таблицы
Проверяем ГИПОТЕЗУ № 1 и по данным эксперимента делаем вывод.
ВЫВОД: Fтр пропорционально зависит от веса или силы нормального давления N
P = N
Проверяем ГИПОТЕЗУ № 2.
В предыдущем опыте мы выяснили что Fтр = N , а выполняется ли это условие для всех поверхностей ?
- Что в данном эксперименте будем менять, а что нет?
ВЫВОД: Чем больше шероховатостей тем больше сила трения.
Значит, чтобы уравнять данную зависимость надо умножить на коэффициент пропорциональности, который называется
Коэффициент трения - µ
Рассчитайте коэффициент трения в каждом случае.
Скажите, от чего зависит коэффициент трения?
(от трущихся поверхностей)
Проверяем ГИПОТЕЗУ № 2.
Что надо измерить в опыте (Fтр)
Что надо изменить в опыте (площадь поверхности бруска)
Что не надо изменять в опыте (силу нормального давления)
ВЫВОД: Fтр не зависит от площади поверхности.
Наши эксперименты на сегодня подошли к завершению.
Скажите, смогли мы найти ответы, на вопросы поставленные перед исследованием?
Что узнали?
Довольны ли вы своей работой?
Блажен, кто явственно узрел
Хотя бы скорлупу природы.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев
Благодарю вас за хорошую работу!
Молодцы ребята!
Домашнее задание
1.Написать сочинение-рассуждение в прозе или в стихах (комикс, рисунок) на тему:
«Ах уж эта сила трения…» или
«Ох уж эта сила трения…»
2. Определить значение силы трения для каждой пословицы (какую роль играет сила трения, положительную или отрицательную)
И еще на последок исторический факт «Железная дорога»
Отчет об исследованиях
Тема: «Исследование силы трения скольжения.
Измерение коэффициента трения скольжения»
ученика 7____ класса _______________________________
Оборудование: Динамометр, брусок, трибометр, набор грузов, две стеклянные пластинки, полоска линолеума, полоска наждачной бумаги, линза.
Ход работы:
Гипотеза №1: исследовать зависимость силы трения от силы нормального давления (от веса)
№ опыта | Сила нормального давления N, H | Сила трения Fтр, H |
1. Брусок без груза | ||
2. Брусок с одним грузом (m) | ||
3. Брусок с двумя грузами (2 m) | ||
4. Брусок с тремя грузами (3 m) |
Сделайте вывод о том, как зависит сила трения скольжения от силы нормального давления.
ВЫВОД:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Гипотеза №2: исследовать зависимость силы трения от рода
соприкасающихся поверхностей (измерить коэффициент трения)
№ опыта | Вид трущихся поверхностей | Сила трения Fтр, H | Сила нормального давления N, H | Коэффициент трения µ |
1 | Дерево по дереву | |||
2 | Дерево по линолеуму | |||
3 | Дерево по наждачной бумаге |
Сделайте вывод о том, как зависит сила трения скольжения от рода соприкосающихся поверхностей.
ВЫВОД:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Гипотеза №3: исследовать зависимость силы трения от площади соприкосновения с поверхностью
Сделайте вывод о том, как зависит сила трения скольжения от площади опоры соприкосновения с поверхностью
ВЫВОД:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------