Урок литературы в 6 классе «Темы войны и мира в рассказе М.А.Шолохова Жеребенок»
Тема урока: «Тема войны и мира в рассказе М.А.Шолохова «Жеребенок»
Цели:
Образовательная: создать условия для знакомства с личностью писателя, отдельными фактами биографии.
Развивающая: создать условия для развития навыков анализа художественного текста, творческого видения.
Воспитательная: создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя-земляка.
Ход урока
Знакомство с личностью писателя. (Показ презентации)
Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилином, Вешенской станицы, бывшей области Войска Донского (теперь Ростовская область). В самом центре этого хутора и теперь стоит небольшой, крытый чаканом курень, в котором прошли годы раннего детства. Здесь рождались, отсюда шли первые, еще детские, но особенно острые ощущения от восприятия Мира и Человека.
Невдалеке от хутора Кружилина находилось бывшее панское имение Ясеновка. Там много лет жила в услужении мать писателя, Анастасия Даниловна Черникова, дочь крепостного крестьянина из Черниговщины. Отец ее и после реформы 1861 года работал на помещика, был обременен большой семьей и никогда не выходил из нужды. Анастасия Даниловна рано лишилась родителей, с двенадцати лет пошла «в люди» и до самого замужества служила горничной у старой вдовой помещицы. Самобытная, малограмотная женщина (грамоте она выучилась тогда, когда Михаил поступил в гимназию, чтобы самостоятельно писать сыну и читать его письма) наделена была от природы острым умом, живой, образной речью, драгоценным даром творчества. Самое богатое, по словам А. С. Серафимовича, наследство — «наследство быть крупнейшим художником» — и подарила она своему сыну.
Отец писателя, Александр Михайлович Шолохов, выходец из Рязанской губернии. Еще подростком пришел из Зарайска дед писателя — Михаил Михайлович и осел в Вешенской, женившись на купеческой дочке Марии Васильевне Моховой, оброс большой семьей. В девичестве жила в Вешенской и Анастасия Даниловна, но ее насильно выдали замуж за пожилого казака-атаманца. Вскоре выделился из семьи отца Александр Михайлович и добился своего: женился на рано овдовевшей Анастасии Даниловне. С молодых лет пришлось ему работать по найму, разделяя участь всех «иногородних» на Дону. Не имея права на собственный надел земли, он пошел по торговой части, часто менял профессии и кочевал с семьей по донским хуторам и станицам, участвовал в коммерческих предприятиях хуторского масштаба, служил приказчиком, был управляющим на паровой мельнице, а в советское время — заведующим Каргинской заготовительной конторой Донпродкома.
Впечатления детства и юности оказали большое влияние на формирование Михаила Шолохова как писателя. Безграничные просторы донских степей, зеленеющие берега величавого Дона навсегда вошли в его сердце. Он впитывал в себя родной говор, задушевные казачьи песни. Озорные игры на пыльных, поросших травой улицах родного хутора с ровесниками-казачатами, росшими без присмотра занятых в поле родителей, дни, проведенные в степи и на рыбалке под палящим солнцем на Чиру, покосы в займище, пахота, сев, уборка пшеницы, будни донских станиц и хуторов, быт казаков с их каждодневным трудом на земле и тяжкой военной службой — вот атмосфера, которая с детства окружала писателя, которой он дышал и в которой рос.
Значительная часть детства будущего писателя прошла на хуторе Каргине, куда семья Шолоховых переехала в 1909 году в связи с началом службы отца приказчиком у купца Левочкина. В станице и теперь сохранился дом, где жили Шолоховы, на площади — школа, в которой учился писатель. Плотный мальчик со светло-русыми вихрами, с бронзовым от загара лицом, с ясными глазами, он выделялся среди друзей-сверстников смышленостью, острой наблюдательностью.
Анализ художественного произведения
-Какое событие усложнило жизнь Трофима? (Рождение жеребенка у его рыжей кобылицы во время войны)
- Какой разговор состоялся между Трофимом и командиром эскадрона? (О невнимании Трофима, о позоре его на всю Красную Армию, о распутстве, о выполнении строгого приказа). Природа не подчиняется военным законам.
- Почему жеребенок остался жить? (Трофим не смог уничтожить жеребенка, потому что это дитя, пусть даже природы, которое убить он не в силах)
- Что произошло с Трофимом в бою с казачьей сотней под станицей Усть-Хоперской? (Он не мог быть полноценным бойцом, так как его лошадь оберегала жеребенка)
- Почему эскадронный вновь принимает решение уничтожить жеребенка? (Потому что во время военных действий при виде жеребенка «сердце из камня обращается в мочалку»)
- Какая задача была поставлена перед эскадронным? (Переправа через Дон)
- Мог ли Трофим не попасть в жеребенка? Давайте зачитаем отрывок.
- Охарактеризуйте жеребенка. (Хвост разлопушил, дурашливо взбрыкнул ногами, игривый)
- Что заставило Трофима направить лодку против течения? (Обессилевший жеребенок, крутившийся в коловерти, издававший звуки, похожие на плач ребенка)
- Как Трофим пришел на помощь? (Прыгнул в воду)
- Что в это время происходило на правом берегу ? ( Офицер: «Прекратить стрельбу!»)
- Почему офицер сделал это? (Белый офицер похож на Трофима)
- Удалось ли Трофиму спасти жеребенка? (Да, Трофим спас жеребенка)
-Как вы думаете, о чем Шолохов заставляет задуматься нас, читателей? (О бессмысленности гражданской войны)
- Каким образом автор помогает нам постичь эту истину? Почему белый офицер не стреляет в Трофима? (Способен откликнуться на вечные заповеди божьи в отношении «меньшого брата».)
Но финал рассказа показывает, насколько Михаил Александрович далек от иллюзии скорого разрешения конфликта. Белый офицер вспоминает, что Трофим враг.
-Как Шолохов сталкивает в рассказе две стихии, войну и мир? (Весь рассказ построен на столкновении войны и мира. Военные действия, в которых принимает участие Трофим, не могут отменить основных принципов жизни. О мире, который так необходим, заставляет задуматься и появление на свет жеребенка, и любовь Трофима и других казаков к своей земле, желание жить).
3. Минута творчества.
Ребята, давайте представим на минуту, что нам выпала возможность стать авторами обложки к новому изданию книги Шолохова с рассказом «Жеребенок». У каждого из вас на столе есть чистый лист. Можете приступить к работе.
Итоги .
И в заключение урока мне хотелось бы вспомнить слова Л. Сатаровой: «Михаил Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, запечатленная рукой донского художника, но и предупреждение, пророчество на будущие времена».