Методическая разработка урока по математике в 5 классе «Решение практических задач с процентами»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 г.Амурска
Амурского муниципального района
Хабаровского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 Б КЛАССЕ
РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПРОЦЕНТАМИ
Автор: Соловьева Зинаида Владимировна
учитель математики высшей категории
Пояснительная записка
Данная тема актуальна, так как понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Поэтому учителю необходимо формировать у детей умения и навыки применять в решение практических задач с процентами, с помощью современных методов и приемов обучения.
Новизна методической разработки урока состоит в том, что урок соответствует требованиям ФГОС:
Ориентация на новые образовательные результаты.
Нацеленная деятельность на формирование УУД.
Целевая группа: ученики 5 классов.
Урок проводился согласно тематическому планированию. Тема урока «Решение упражнений с процентами» входит в раздел «Инструменты для вычислений и измерений», который занимает восьмое место в курсе математике 5-ого класса и отводится на весь раздел 15 часа. По программе на тему «Проценты» запланировано 3 часов, данный урок третий по счету.
Технологическая карта
Общая часть | |||||||||
Предмет: математика. Класс 5 Б | |||||||||
Тема урока: Решение практических задач с процентами | |||||||||
Цель урока: ученик научится применять проценты в решении практических задач | |||||||||
Задачи урока: 1. Постановка, темы, цели и задач урока. 2. Актуализация знаний. 3. Применение знаний и умений в новой ситуации. | |||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Ученик научиться применять проценты в решении практических задачи. Ученик получит возможность научиться участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать. | Ученик научится: в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы, развивать способность к познанию; проверять, исправлять действия в предлагаемых заданиях; развивать память, мышление, сообразительность, работать в группах, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе. | Ученик научится положительному отношению к школе, к изучению математики, уважению к мыслям и настроениям других учащихся, стремлению прийти на помощь в трудную минуту. | |||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения | Десятичные дроби, процент. | ||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, проектор | ||||||||
Методическое назначение средств ИКТ | Демонстрационные | ||||||||
Аппаратное и программное обеспечение | Компьютер с установленной операционной системой Windows. | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
ЭТАП 1. Организационный этап Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся. | Ход урока | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученик | ||||||||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Пробуждение у учащихся интереса к получению информации, Коррекция и проверка своей работы. | -Добрый день! Я рада Вас видеть! Сегодня мы начнем урок с пословицы: «Тяжело в учении-легко в бою». - Дети как Вы думаете, что она означает? -Дети обратите внимания, у каждого есть оценочный лист, после каждого задания на урока вы будете себя оценивать. Критерии оценивания по каждому заданию перед Вами. (приложение 1). В конце подсчитаете общее количество баллов и выставите за урок оценки. -Дети давайте проверим домашнее задания. -Скажите, пожалуйста, какие задания у вас были в домашней работе! -У кого возникли проблемы с решением домашнего задания. На перемени девочки написали ответы на примеры из домашних номеров. Давайте вместе проверим и выставим им оценки. Возьмите оценочные листы и поставьте свои баллы задание за примеры -О, дети к нам пришло письмо. Интересно от кого оно пришло! Обратимся к слайду. - Все ли в ней правильно? - Скажите, пожалуйста, правильные ответы! -Возьмите оценочные листы и поставьте количество баллов соответственно критериям задания. | Ученики обдумывают значения пословицы Дети знакомятся с оценочным листом и критериями оценивания каждого задания, изучают названия заданий урока. -Решить 10 примеров и задачу. Ученики проверяют задания Выставляют баллы за задания Смотрят на слайд Оценивают свою работу | ||||||
Длительность этапа | 8 мин | ||||||||
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. | ||||||||
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Индивидуальная, групповая, презентация | ||||||||
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Учитель-координатор Учитель-эксперт | ||||||||
Методы обучения, приемы, техники | Начало урока с пословицы Критариальное оценивание Подводящий диалог, Лови ошибку. | ||||||||
ЭТАП 2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. | Ход урока | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Выдвигают предположения о теме урока. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Выявлять отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль | Задание: за 30 секунд запомнить слова на слайде, затем записать их в тетрадь, через минуту, поменяться с соседом и дописать ему слова которых не хватает. - Дети, как Вы думаете с каким понятием связанны данные слова? - Нужно ли нам изучать проценты? Почему? Какое практическое применение процентов? Как Вы думаете какая тема сегодняшнего урока. -Откройте тетради запишите дату урока, Классная работа и тему урока. - Дети подумайте и скажите цель урока - Что Вам нужно, чтоб достичь этой темы? Возьмете оценочные листы в этап постановка темы, определения цели и задачи урока поставьте баллы. Задание 1: на каждый ряд запускаю лист с заданием, каждая парта решает один пример и передает на следующую парту. (Приложение 2) Выставите баллы в оценочный лист. Задание 2: В парах работа с рисунок. Закрасите 25 % площади каждого рисунка. (Приложение 3) Свертись с эталоном. Молодцы давайте поставим баллы в оценочный лист. Подвижные игры. | Ученики внимательно смотрят на слайд и запоминают слова, записывают в тетрадь, проверяют у соседа по парте. - с процентом Отвечают на вопросы - Применение процентов в решении практических задач Научится решать практические задачи с процентами. -Повторить как обратить десятичную дробь в проценты, как перевести проценты в десятичную дробь. Вспомнить что означает решить задачу. Ученики выполняют задания по рядам, проверяя ответ за предыдущей партой. Оценивают. Работают в парах. Оценивают работу. Играют в подвижные игры. | ||||||
Длительность этапа | 18 минут | ||||||||
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Работа в парах Фронтальная | ||||||||
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Работа в тетради | ||||||||
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Учитель-навигатор Учитель-координатор Учитель-эксперт | ||||||||
Методы обучения, приемы, техники | Подводящий диалог Критериальное оценивание Видимо-невидимо Кто быстрей? Артист и зрители. | ||||||||
ЭТАП 3. Применение знаний и умений в новой ситуации | Ход урока | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Доказывать, аргументировать свою точку зрения. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | -Дети, мы с Вами много говорили, о том где применяются проценты в жизни. Поэтому мы сейчас на немного погрузимся в решение практических задач с процентами. Сейчас я предлагаю Вам поиграть в игру «Самый, самый…». Поделитесь на 6 команд, выберете капитана, секретаря и спикера. Правила игры: На слайдах будут появляться задачи из разных областей в решении которых применяются проценты (приложение4). Цель: решить задачу за 2-3 минуты. По окончании времени написать ответ на отдельном листе, на правильный ответ дается медаль (приложение 5). Выигрывает та команда которая больше всех решит правильно задачи. Оцените свою работу в группах. | Слушают внимательно правила и цель игры. Класс делить на группы. Каждая группа выбирает капитана, секретаря. Оценивают. | ||||||
Длительность этапа | 10 мин | ||||||||
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Предметные: формирование основных понятий; Метапредметные: умение строить логическое рассуждение, делать выводы; Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание. | ||||||||
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Работа в группах | ||||||||
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Учитель-координатор, учитель-эксперт | ||||||||
Методы обучения, приемы, техники | Практический, мозговой штурм. | ||||||||
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание. | Ход урока | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Проводят рефлексию способов и условий своих действий. Проводят самооценку. Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений. Инструкция. Солнышко и тучка Благодарю | -Откройте дневники! Решите задачу. Выполните творческое задание: Придумайте задачу с процентами оформите на листе А4(альбомный), на обратной стороне решение. Дети давайте вспомним нашу цель урока? Выполнили мы ее? Чему Вы сегодня научились на уроке? Что больше всего понравилось на уроке? Подсчитайте количество баллов за урок. 47-40 баллов оценка «5»,39-30 баллов оценка «4+», 29-7 баллов оценка «3+», Менее 7 баллов не огорчайся, у тебя все получиться!!! Возьмите солнышко или тучку и оцените свою работу на уроке (Приложение 6) - Кто хотел бы рассказать о своем выборе? Дети большое спасибо за урок, желаю удачи на других предметах. Вы сегодня молодцы! | Открывают дневники. Переписывают задачу со слайда Записывают задание Считают количество баллов И ставят оценки. Оценивают свою работу на уроке. До свидание!! |
Список литературы.
1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Щварцбурд Математика 5 класс, издательство «Мнемозина», 2013.-280 с.
2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.-3- изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения).
Приложение 1.
Оценочный лист Ф.И__________________________
НАЗВАНИЕ ЗАДАНИЙ | Критерии оценивания | Баллы | |
10 примеров | Количество правильно решенных примеров соответствует количеству баллов | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Найди ошибку «Задача» | Если нашли ошибки и правильно решили домашнее задание | 3 | |
Если не нашли ошибки, но сделали домашнее задание | 2 | ||
Если не до решали домашнее задание | 1 | ||
Видимо-невидимо | Количество написанных слов соответствует количеству баллов | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Постановка темы, цели и задачи. | Если Вы определили тему, поставили цели и задачи урока | 3 | |
Если определи тему, поставили цель или задачи урока | 2 | ||
Если определили или тему, или определи цель или задачи урока | 1 | ||
Если не получилось ничего- | НЕ ОГОРЧАЙСЯ:) | ||
Задание по рядам | Задание1. | Если Ваш ряд справился первым | 1 |
Количество правильно решенных примеров соответствует количеству баллов | 1 2 3 4 5 | ||
Задание 2 | Если Ваш ряд справился первым | 1 | |
Количество правильно решенных примеров соответствует количеству баллов | 1 2 3 4 5 | ||
Работа в парах | Правильно 4 рисунка | 4 | |
Правильно 3 рисунка | 3 | ||
Правильно 2 рисунка | 2 | ||
Правильно 1 рисунок | 1 | ||
Работа в группах Игра «Самый, самый …» | Количество баллов соответствует количеству медалек. | 1 2 3 4 5 | |
Итого | | |
Приложение 2.
Задание 1. | Задание 2 |
Запишите числа в виде десятичной дроби: 1. 8%= 2. 34% 3. 15,6%= 4. 25%= 5. 148%= | Запишите десятичные дроби в процентах: 1. 0,45= 2. 0,37= 3. 3,25= 4. 45,65= 5. 0,16= |
Приложение 3
Приложение 4
Задача 1
Цена сканера, стоившего 1200 руб., понизилась на 8,5%. На сколько рублей подешевел сканер?
Решение
1200:100=12руб 1% от цены
12*8,5=102 руб.
Ответ: на 102 руб подешевел сканер.
Задача 2
На ремонт мебели в школе затрачено 1 200 руб. 45% этой суммы пошло на оплату труда столярам, а остальная часть — на материалы. Сколько было израсходовано на оплату труда и сколько на материалы?
Решение
1) 1200:100=12руб 1% от потраченного
2) 12*45=540руб пошла на оплату столярам
3) 1200-540=660 руб.
Ответ: 540руб на оплату труда, 660руб на материалы.
Задача 3
При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько пшеницы нужно смолоть, чтобы получить 480 кг пшеничной муки?
Решение
1) 480:80=6 кг 1% от муки
2)6 * 100=600 кг
Ответ: 600 кг пшеницы.
Задача 4
В 200 г воды растворили 50 г соли. Какова концентрация полученного раствора?
Решение: Концентрация раствора – это процент, который составляет масса вещества в растворе от массы раствора.
1) 50:250=0,2 г
2) 0,2∙100=20%.
Ответ: 20%.
Задача 5
Завод должен был изготовить по месячному плану некоторое число моторов. За месяц он выполнил план на 116% и дал 1 740 моторов. Каков был месячный план?
Решение:
1) 1740 : 116 = 15 моторов 1%
2) 15 ∙ 100 = 1500.
Ответ: плану надо было изготовить 1 500 моторов.
Приложение 5
Приложение 6