12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сбродова Наталья Александровна114
Россия, Курганская обл., Петухово

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»


Конспект урока русского языка в 7 классе

«Культура речи. Стили литературного языка»


Выполнил:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1

г. Петухово

Курганская обл.

Сбродова Наталья Александровна

Петухово 2016

 

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе.

Тема

«Культура речи. Стили литературного языка».

Тип урока

комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

повторить изученные стили речи;

закрепить умение делать комплексный анализ текста;

закрепление понятий «точность», «уместность» как основных критериев культурной речи.

формирование навыков правильной речи, непринуждённого общения, навыка работы со словарём;

развитие связной речи учащихся.

Воспитывать:

бережное отношение к родному языку, к культуре речи, к слову, умение видеть и ценить прекрасное;

формирование этических норм поведения в процессе общения и совместной деятельности.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Задачи

Формирование умения работать с новой информацией по теме (определять принадлежность текста к стилям по их характерным признакам, находить изобразительные средства языка, уметь обобщать и делать вывод);

Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);

Планируемый результат

Предметные:

Знать стили литературного языка, повторить, что такое текст, каковы средства связи предложений в нём.

Уметь анализировать текст, конструировать предложения, составлять связный устный рассказ.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

 

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Основные понятия

Стили литературного языка. Культура речи.

Межпредметные связи

Русский язык. Литература. История.

Ресурсы:

основные


 


 


 


 

дополнительные

Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2009..

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.-4-е изд., доп.-М.: Азбуковник,2000,-940с.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся.-М.:Просвещение,1980,448с.

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка.-М.:Русский язык,1994,-455с.

Распечатанные разноуровневые задания (карточки).

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Этап урока. Время.

Содержание деятельности

Метод обучения

Средства обучения

Формы обучения

Результат

ученика

учителя

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Чтение эпиграфа.

Готовятся к восприятию информации

Создание атмосферы сотрудничества

Уточняет тип урока


 

Уточняет тематические рамки.

Беседа

   

Готовность рабочего

места к работе.

II. Сообщение темы урока, постановка цели(3 мин)

Цели:

Через разные развивающие задания закрепить и обобщить материал о стилях речи, культуре речи.

Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Записывают тему в тетради

В начале урока учитель четко и конкретно объяснил учащимся целеполагание урока. Организовал работу с учебником.

Разные развивающие задания

     

III. Работа по теме урока.

Проверка домашнего задания.

1)Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания. Орфоэпическая разминка.(5мин

Цели:

Повторить сведения о тексте, видах связи в нём, стилях речи,

нормах орфоэпии , термины .

Ученики отвечают на вопросы, объясняют, приводят примеры, четырёх небольших текстов разных стилей из домашнего задания (разговорного, художественного, научного, делового), делают записи в рабочей тетради. Выполняют стилистический разбор художественного текста по плану.

Организует фронтальный опрос учащихся

Беседа

     

2)Составление словосочетаний с паронимами (5мин)

Составляют словосочетания. Работаю в парах, взаимопроверка.

Организует работу в парах.


 


 


 

     

3)Работа с текстами. Анализ текста.(7 мин)


 

Разноуровневые задания предусматривают самостоятельную работу, работу в группах.

Подготовить разноуровневые задания для каждой группы.

Работа с разноуровневыми заданиями позволяет осуществить обратную связь со всеми учащимися и проконтролировать уровень усвоения материала.

     

4) Работа по развитию речи. Из разрозненных предложений составить текст. Работа с учебником, упр. 48(3 мин)


 

Прочитают 2-3 работы.

Отвечают на вопросы.

Задает вопросы:

- Прочитайте выразительно, соблюдая правила орфоэпии. Какова основная мысль текста?Объясните лексическое значение слов.

 

     

5) Актуализация знаний.(7 мин).

 

Один ученик у доски объясняет знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, делает вывод. Второй ученик объясняет случаи, когда запятые не ставятся.

Учитель предлагает сначала одному, затем другому ученику поработать у доски, все остальные выполняют задание в рабочих тетрадях.


 


 

     

6) Игра «Редактор».


 

Работают со словарем, находят значение слова «редактор». Коллективная работа по исправлению грамматических ошибок, работают в тетрадях.

Учитель предлагает отредактировать предложения, записать в тетрадях правильный вариант.

       

IV.Итоги урока. (2мин.)


 

Обобщают информацию.

Вопрос:

-Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор?

       

V.Домашнее задание. (1мин.)

Сочинение-рассуждение «Почему надо говорить правильно»

         

VI.Рефлексия. (2мин.)

Отвечают на предложенные учителем вопросы

Что нового узнали о стилях ?

- Какова основная задача стиля?

- В чем важность и значимость этого стиля для современного человека?

-Какие задания показались сложными, почему?

       

ВЫВОД

Русский язык считается одним из самых замечательных и в то же время одним из самых трудных. Недостаточно освоить грамотное письмо, но необходимо овладеть высокой культурой речи.

Перед нами стояли задачи: научить детей определять стили речи по их признакам, принадлежность текста к определённым стилям, научить ребят работать в коллективе, уметь слушать товарищей, строить правильную монологическую речь, придерживаться нормам литературного языка.

Анализируя выразительно-изобразительных средства в художественном тексте, стало ясно, что некоторые из учащихся не видят разницы между определениями и эпитетами. Дети не различают паронимы. Монологические выступления не у всех получаются.

Со стилями речи обучающиеся знакомы с 5 класса. Заранее было дано домашнее задание на повторение. Ребята с ним хорошо справились, подобрали тексты всех стилей: разговорного, научного, делового, художественного. Подобранный материал соответствует выбранному стилю.

На уроке повторили правописание частей речи: местоимений, числительных.

Исправляли речевые ошибки. Повторили орфоэпические нормы.

Следует продолжать работу по развитию речи школьников. Обогащать словарный запас обучающихся.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Литература.

  1. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 кл. :учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» Углублённое изучение/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская.-М.: Дрофа,2013;
  2. Бабурина М.А. Русский язык.8 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ Т.В. Губернская, М.А. Бабурина.-М.:Эксмо, 2008;
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе :пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / -8-е изд. М.:Просвещение ,2012;
  4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват. Учреждений -3-е изд.-М. ООО ТИД «Русское слово»-РС,2006;
  5. Кружок русского языка в школе.Пособие для учителя М. Просвещение,1966;
  6. Львова С.И. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3-ч -М.: Мнемозина, 2012;
  7. Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум-справочник для 10-11 классов.-М.: Наука, 2004, 256с;
  8. Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров(7-8 кл.)Пособие для учащихся/ Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков.-М. Просвещение, 1982;
  9. Розенталь Д.Э., Голуб И. Б. Русский язык. Сочинения и экзамен на отлично. Стилистика и культура речи.-М.: Махаон,2005;
  10. Русский язык.7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений М.М.Разумовская, С И. Львова-М. Дрофа, 2013.

Интернет-ресурсы.

  1. http://nsportal.ru/
  2. http://infourok.ru/
Опубликовано


Комментарии (1)

Субботина Светлана Львовна, 28.04.16 в 14:58 1Ответить Пожаловаться
Таблица с этапами урока незаконченная.
Субботина Светлана Львовна
Комментарий был удалён пользователем 30 апр 2016 в 07:22
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.