Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Культура речи. Стили литературного языка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока русского языка в 7 классе
«Культура речи. Стили литературного языка»
Выполнил:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1
г. Петухово
Курганская обл.
Сбродова Наталья Александровна
Петухово 2016
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе.
Тема |
«Культура речи. Стили литературного языка». |
||||||
Тип урока |
комбинированный |
||||||
Цели урока: |
Образовательные: повторить изученные стили речи; закрепить умение делать комплексный анализ текста; закрепление понятий «точность», «уместность» как основных критериев культурной речи. формирование навыков правильной речи, непринуждённого общения, навыка работы со словарём; развитие связной речи учащихся. |
||||||
Воспитывать: бережное отношение к родному языку, к культуре речи, к слову, умение видеть и ценить прекрасное; формирование этических норм поведения в процессе общения и совместной деятельности. |
|||||||
Формировать УУД: Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем Коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями. |
|||||||
Задачи |
Формирование умения работать с новой информацией по теме (определять принадлежность текста к стилям по их характерным признакам, находить изобразительные средства языка, уметь обобщать и делать вывод); Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД); |
||||||
Планируемый результат |
Предметные: Знать стили литературного языка, повторить, что такое текст, каковы средства связи предложений в нём. Уметь анализировать текст, конструировать предложения, составлять связный устный рассказ. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности |
||||||
Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями. |
|||||||
Основные понятия |
Стили литературного языка. Культура речи. |
||||||
Межпредметные связи |
Русский язык. Литература. История. |
||||||
Ресурсы: основные
дополнительные |
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2009.. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.-4-е изд., доп.-М.: Азбуковник,2000,-940с. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся.-М.:Просвещение,1980,448с. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка.-М.:Русский язык,1994,-455с. Распечатанные разноуровневые задания (карточки). |
||||||
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа |
||||||
Этап урока. Время. |
Содержание деятельности |
Метод обучения |
Средства обучения |
Формы обучения |
Результат |
||
ученика |
учителя |
||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Чтение эпиграфа. |
Готовятся к восприятию информации |
Создание атмосферы сотрудничества Уточняет тип урока
Уточняет тематические рамки. |
Беседа |
Готовность рабочего места к работе. |
|||
II. Сообщение темы урока, постановка цели(3 мин) Цели: Через разные развивающие задания закрепить и обобщить материал о стилях речи, культуре речи. |
Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему в тетради |
В начале урока учитель четко и конкретно объяснил учащимся целеполагание урока. Организовал работу с учебником. |
Разные развивающие задания |
||||
III. Работа по теме урока. Проверка домашнего задания. 1)Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания. Орфоэпическая разминка.(5мин Цели: Повторить сведения о тексте, видах связи в нём, стилях речи, нормах орфоэпии , термины . |
Ученики отвечают на вопросы, объясняют, приводят примеры, четырёх небольших текстов разных стилей из домашнего задания (разговорного, художественного, научного, делового), делают записи в рабочей тетради. Выполняют стилистический разбор художественного текста по плану. |
Организует фронтальный опрос учащихся |
Беседа |
||||
2)Составление словосочетаний с паронимами (5мин) |
Составляют словосочетания. Работаю в парах, взаимопроверка. |
Организует работу в парах. |
|
||||
3)Работа с текстами. Анализ текста.(7 мин)
|
Разноуровневые задания предусматривают самостоятельную работу, работу в группах. |
Подготовить разноуровневые задания для каждой группы. |
Работа с разноуровневыми заданиями позволяет осуществить обратную связь со всеми учащимися и проконтролировать уровень усвоения материала. |
||||
4) Работа по развитию речи. Из разрозненных предложений составить текст. Работа с учебником, упр. 48(3 мин)
|
Прочитают 2-3 работы. Отвечают на вопросы. |
Задает вопросы: - Прочитайте выразительно, соблюдая правила орфоэпии. Какова основная мысль текста?Объясните лексическое значение слов. |
|
||||
5) Актуализация знаний.(7 мин).
|
Один ученик у доски объясняет знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, делает вывод. Второй ученик объясняет случаи, когда запятые не ставятся. |
Учитель предлагает сначала одному, затем другому ученику поработать у доски, все остальные выполняют задание в рабочих тетрадях. |
|
||||
6) Игра «Редактор».
|
Работают со словарем, находят значение слова «редактор». Коллективная работа по исправлению грамматических ошибок, работают в тетрадях. |
Учитель предлагает отредактировать предложения, записать в тетрадях правильный вариант. |
|||||
IV.Итоги урока. (2мин.)
|
Обобщают информацию. |
Вопрос: -Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор? |
|||||
V.Домашнее задание. (1мин.) |
Сочинение-рассуждение «Почему надо говорить правильно» |
||||||
VI.Рефлексия. (2мин.) |
Отвечают на предложенные учителем вопросы |
Что нового узнали о стилях ? - Какова основная задача стиля? - В чем важность и значимость этого стиля для современного человека? -Какие задания показались сложными, почему? |
ВЫВОД
Русский язык считается одним из самых замечательных и в то же время одним из самых трудных. Недостаточно освоить грамотное письмо, но необходимо овладеть высокой культурой речи.
Перед нами стояли задачи: научить детей определять стили речи по их признакам, принадлежность текста к определённым стилям, научить ребят работать в коллективе, уметь слушать товарищей, строить правильную монологическую речь, придерживаться нормам литературного языка.
Анализируя выразительно-изобразительных средства в художественном тексте, стало ясно, что некоторые из учащихся не видят разницы между определениями и эпитетами. Дети не различают паронимы. Монологические выступления не у всех получаются.
Со стилями речи обучающиеся знакомы с 5 класса. Заранее было дано домашнее задание на повторение. Ребята с ним хорошо справились, подобрали тексты всех стилей: разговорного, научного, делового, художественного. Подобранный материал соответствует выбранному стилю.
На уроке повторили правописание частей речи: местоимений, числительных.
Исправляли речевые ошибки. Повторили орфоэпические нормы.
Следует продолжать работу по развитию речи школьников. Обогащать словарный запас обучающихся.
БИБЛИОГРАФИЯ
Литература.
- Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 кл. :учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» Углублённое изучение/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская.-М.: Дрофа,2013;
- Бабурина М.А. Русский язык.8 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ Т.В. Губернская, М.А. Бабурина.-М.:Эксмо, 2008;
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе :пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / -8-е изд. М.:Просвещение ,2012;
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват. Учреждений -3-е изд.-М. ООО ТИД «Русское слово»-РС,2006;
- Кружок русского языка в школе.Пособие для учителя М. Просвещение,1966;
- Львова С.И. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3-ч -М.: Мнемозина, 2012;
- Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум-справочник для 10-11 классов.-М.: Наука, 2004, 256с;
- Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров(7-8 кл.)Пособие для учащихся/ Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков.-М. Просвещение, 1982;
- Розенталь Д.Э., Голуб И. Б. Русский язык. Сочинения и экзамен на отлично. Стилистика и культура речи.-М.: Махаон,2005;
- Русский язык.7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений М.М.Разумовская, С И. Львова-М. Дрофа, 2013.
Интернет-ресурсы.
Субботина Светлана Львовна