Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе «Прямая речь»

4
0
Материал опубликован 26 November 2020

Тема: Прямая речь

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода

Метод: частично-поисковый.

Цели урока: дать понятие о предложении с прямой речью, учить находить слова автора и прямую речь, развивать умения правильно оформлять предложения с прямой речью.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия «прямая речь» и «слова автора», уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью.

Метапредметные: анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Формы работы учащихся: парная, , групповая, коллективная, фронтальная

Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, схема, раздаточный материал

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Слово учителя.

- Добрый день, ребята!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к учебе надо.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

2.Актуализация знаний

повторение темы «Сложное предложение», выявление пробелов в знаниях

Верификатор  Веришь – не веришь

Верите ли вы, что сложное предложение состоит из двух частей?

Верите ли вы, что сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные?

Верите ли вы, что предложение Поредел над сопками туман – сложное?

Верите ли вы, что в предложении Замолкнут и заснут дневные птицы нужна запятая?

Верите ли вы, что в предложении Ученые считают что зима наступает 22 декабря есть ошибка?

Озвучивание результатов: Кто набрал 5 баллов? 4? 3? Меньше 3 баллов?



3. Определение темы, целей и задач урока. 

РБелка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить Отпусти меня. Волк сказал Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы.

Прочитайте текст по ролям (в парах)

Легко ли было читать? Почему?

Как можно помочь себе?

Прочитайте предложение, где говорит белка.

Запишите его в тетрадь.

Что необычного в этом предложении? (2 части)

Кто произносит первую часть? Как ее можно назвать?

Что они показывают? Как можно назвать вторую часть?

Вывод: Какова же тема нашего урока? Что мы должны узнать?

Работа с текстом, подводящий диалог.

2. Формулирование темы, цели урока. 

Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» 

-Какова же цель нашего урока? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью)

3 Составление алгоритма изучения темы:

1. Что такое прямая речь?

2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

3. Где в предложении может стоять прямая речь?

4. Какие знаки препинания используются для выделения прямой речи?

4. Усвоение новых знаний

Установка на самостоятельную работу с учебником (стр. 113 – 114 – теор.материал, выделен.красным цветом):

Прочитать, составить лингвистический рассказ о прямой речи, используя алгоритм, рассказать товарищу.

5. Устно выполняется задание на карточках:

Учащиеся называют слова автора и прямую речь. (Работа в парах: один ученик произносит слова автора, другой слова говорящего – прямую речь)

Бежал ежик по дорожке и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу». (Н. Сладков)

А котенок думал целый день: «Вот зима настала, и пора настала мне босым по снегу бегать целый день». (С. Козлов)

Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти». (К. Ибряев)

- Где в предложении может стоять прямая речь?

- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

А: «П».   А: «П!»   А: «П?»                      «П», — а.      «П!» — а.      «П?» — а.

6. Первичный контроль. (Самостоятельная работа)

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

В траве что-то ползло. (Ползет ) спросила Мартышка. (Ползет) вздохнул Удав. Мартышка спросила (А что ползет?) (Это я ползу) сказал Удав.

7. Закрепление учебного материала.

1. работа с учебником (выполнение упр.249)

Вывод: При записи прямой речи возникают трудности при постановке знаков препинания. Но эти  трудности можно преодолеть, разграничив в предложении прямую речь и слова автора. В это нам поможет графическая запись предложений (в виде схемы).

Вывод: Мы отработали расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение составлять схемы.


8. Самостоятельная работа (на листочках).

ТЕСТ

1. Укажите схему предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка

1) «П», - а.

2) А – «П?»

3) «П!» -а.

4) А: «П».

2. Какое предложении соответствует схеме  «П,» - а.  

1) Старший     молвил     Что за диво!

2) Вы  у     меня    в    гостях     сказал    дедушка.


9. Подведение итогов урока.


-Какие цели урока мы реализовали?

-Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

-Сможете ли вы теперь выполнить домашнее упражнение?

Домашнее задание. Правила на стр. 170; упр. 462 (устно), на выбор: упр.463 или 460


10.Рефлексия.


Как вы себя чувствовали на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Выходя из класса, не забудьте поделиться своим хорошим настроением с окружающими.


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.