Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе (для детей с ЗПР) на тему "Распространённые и нераспространённые предложения"

0
0
Материал опубликован 18 December в группе

ГКОУ РО Казанская школа-интернат

Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе


Класс: 4

Тема урока: Распространённые и нераспространённые предложения

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Жанр урока: тематический.

Технология: личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология; технология развивающего обучения.

Время проведения: 16.12.24

Участники: учитель, обучающиеся 4 класса (с ЗПР)

Методы и приёмы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы учебной работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Оборудование: лист самооценки, индивидуальная лента букв, карточки для работы в парах с предложениями, карточки групповые с текстами, тренажёр в learningapps.org , ИКТ, мишень с магнитами, учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», 4 класс (1 часть).


Цель урока: формирование понятия распространённые и нераспространённые предложения.

Задачи:

Образовательная : учить различать виды предложений по наличию второстепенных членов в предложении, преобразовывать предложения из одного вида в другой.

Развивающая: развивать умение составлять распространённые и нераспространённые предложения в соответствие с заданиями, находить в предложениях главные и второстепенные члены предложения; развивать речь, орфографическую зоркость, каллиграфические навыки.

Воспитывающая: воспитывать уважение друг к другу, взаимовыручку, любовь к русскому языку.


Планируемые результаты:

Личностные УУД: понимание причин успехов в учебе,  интерес к учебному материалу.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь ставить цель и планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои достижения;

Познавательные: уметь сравнивать и классифицировать изученные объекты, выбирать смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними, воспринимать смысл предъявляемого текста;

Коммуникативные: работать парами и группами, договариваться и приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты: распознавать предложения по наличию второстепенных членов предложения, определять их вид, распространять нераспространённые предложения.


Ход урока


I. Орг. момент. Мотивации к учебной деятельности. Психологический настрой. (2 мин.)

Цель: актуализация требований  к учебной деятельности, создание ситуации успеха

Приём «Песня»

Звучит «Песня о русском языке» Григория Гладкова

Слайд-1

- Как все поняли, у нас  урок русского языка. Ребята, как песня повлияла на вас?

(Песня зарядила нас позитивом, подняла настроение и настроила на активность, на внимательность, на продуктивность, на уверенность, на взаимопомощь, на терпение, на решительность, на сообразительность).

С таким настроем у нас всё получится!

- Подарите друг другу  улыбку и тихонечко садитесь.

Свою работу на уроке будем фиксировать в листах самооценки по этапам.

Критерии:

В смайлике добавляем улыбку, если задание выполнено без ошибок, вы довольны своей работой

В смайлике добавляем ротик в форме ровной горизонтальной палочки, если были затруднения в работе.

В смайлике добавляем грустный ротик, уголками губ вниз, когда задание не выполнено, работой не довольны.


II. Актуализация опорных знаний. Определение темы. Постановка целей. (8 мин.)

Цель: организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения, тренировка мыслительных операций: анализ, сравнение

1. Приём «Индивидуальные ленты букв».

й п з н - вычеркните звонкие согласные

х р е с д к л о - вычеркните все глухие согласные

ж е о н у и е ы - вычеркните гласные, обозначающие твёрдость согласных

- Соедините оставшиеся буквы. Что получилось? (Предложение).

- Что такое предложение? (Слова, связанные между собой по смыслу. Предложение содержит законченную мысль.)

- А о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Вывешивается на доску крупным форматом слово - Предложение.

2. Работа в паре. Приём «Карточки - предложения»

- Перед вами карточки. Разделите их на две группы.

Наступила зима. Тает утром тонкий. Скоро река покроется льдом. Ребята играют. Гудит резвый ветер. Идёт вчера ранний.

- По какому признаку разделили? (Предложения и набор слов)

- Уберите не предложения. В оставшихся предложениях подчеркните грамматическую основу. И разделите эти предложения на 2 группы. По какому признаку разделили на этот раз? (В одной группе только подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Во второй группе – и второстепенные члены)

- Предложения, в которых только главные члены, называются нераспространённые. А если вместе с главными членами предложения ещё и второстепенные, то поразмышляйте, как называются? (распространённые)

Вывешивается на доску крупным форматом слова –

Распространённые и нераспространённые.

- Теперь мы знаем, как звучит тема урока.

Предложения. Распространённые и нераспространённые.

- Какую цель перед собой поставим? (Научиться отличать эти два вида предложений и распространять нераспространённые)


III. Осуществление первого пробного действия при изучении нового материала. (10 мин.)

Цель: выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг

1. Приём «Графико-каллиграфическая разминка»

- Подготовим свои пальчики к письму. Проведём графико-каллиграфическую разминку.

Какая буква в слове предложение повторяется большее количество раз? (е)

Охарактеризуйте её. (Гласная, смягчает согласный и обозначает при этом звук э или обозначает Й и Э в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ.)

- Напишем эту букву в соединении всю строчку. Все буквы должны быть одинаковой высоты и ширины.

Постарайтесь, чтобы узоры получились красивыми и вам понравились. А на второй строчке напишем слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ, выделяя -е- петелькой.

2. Приём “Аукцион”

- Добавьте к нераспространённому предложению как можно больше второстепенных членов по одному.

Падают снежинки.

Дети добавляют по одному второстепенному слову, выходя по очереди к доске, например:

Зимой падают снежинки.

Зимой падают лёгкие снежинки.

Зимой медленно падают лёгкие снежинки.

Зимой медленно и красиво падают лёгкие снежинки.

- Запишем последнее предложение с комментированием, выделяя и проверяя изученные орфограммы.

- Чем являются подлежащее и сказуемое в предложении? (грамматической основой, главными членами предложения).

- Что можно добавить в предложение? (второстепенные члены предложения).

- Что значит добавить? (распространить) . Какое предложение у вас получилось?(распространённое)

- Сделайте вывод: (предложения, в которых есть второстепенные члены предложения, называются – распространенными, предложения которые состоят только из грамматической основы – нераспространенными)

- Давайте сравним первое и последнее предложение. (В последнем понятнее представляется картина)

- Где в жизни пригодятся знания о распространённых предложениях? (Красивее говорить, быть интересным собеседником, писать сочинения, изложения.)

Слайд-2

IV. Физминутка. (2 мин.)

Цель: снятие физического, психического перенапряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой, предотвращение переутомляемости.

Приём “Да-нетка”

Если согласны с утверждением - прыгаем. Если не согласны – садимся на корточки.

- Приставка – это часть речи.

- В русском языке 10 гласных звуков.

- Глагол обозначает действие предмета.

- Красота – это прилагательное.

- Звуки Ж, Ш, Ц всегда мягкие.

- Звуки Ч, Щ, Й всегда мягкие.

- Сказуемое – главный член предложения.

- Существительное – часть слова.


V. Этап включения изученного в систему знаний. (10 мин.)

Цель: выбор способа и средств действий в реализации поставленных учебных задач, использование приобретённых знаний и умений при выполнении задания, представление результата своей деятельности.

1. Фронтальная работа. Приём «Тренажёр в learningapps.org»

- Выходя по очереди, цепочкой к экрану, разместите по порядку предложения в две группы: распространённые и нераспространённые.

https://learningapps.org/view26798390

https://learningapps.org/35318052

Слайд-3

2. Работа в группах. Приём «Карточки – тексты»

- Перед вами тексты: по 5 предложений каждой группе.

1-я группа: Пожаловала зима. Выпал снег. Воздух пахнет. Светит солнце. Снег сверкает.

2-я группа: Замёрзла река. Лёд сверкает. Кружатся снежинки. Плывут облака. Трещат деревья.

- Что в предложениях общего? (Все нераспространённые).

- Интересны ли эти тексты? Нет. Как же сделать их красивыми, более понятными? (Добавить второстепенные члены предложения).


VI. Проверка усвоенных новых знаний. Подведение итога урока. (4 мин.)

Цель: анализ, оценка успешности достижения цели и перспектива на будущее. 

1. Приём «Тест»

- А теперь выполним тест. Проверим, как вы усвоили материал урока. Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет -.

Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль. (+)

По наличию второстепенных членов в предложении, они могут быть распространёнными и нераспространёнными. (+)

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются распространенными.(-)

Предложение: На уроке ребята читали интересный рассказ, является распространённым. (+)

Предложения, которые кроме главных членов, имеют хотя бы один второстепенный член, называются нераспространёнными. (-)

Предложение Ребята читали. – нераспространённое (+)

- Проверим тест.

Слайд - 4

- Ребята, над какой темой урока мы сегодня с вами работали?

- Достигли поставленных целей? Разбираемся, где распространённые и нераспространённые предложения? Можем сделать предложения распространёнными? Это, значит, какими? (с второстепенными членами предложения, более красивым и понятным).

2. Выставление оценок. Приём «Самооценка»

Слайд - 5

- А теперь выставим оценки, анализируя работу на уроке по листу самооценки.

Все улыбающиеся смайлики – 5

Все с горизонтальным ротиком – 4

С грустными смайликами (до 4 штук) - 3

С грустными смайликами (больше 4) – 2


VII. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. (2 мин.)

Цель: оценивание собственной деятельности на уроке и определение уровня полученных знаний.

Приём «Мишень»

- Сколько баллов вам удалось набрать за урок? Отразите свою собственную оценку работы на «Мишени» (обучающиеся размещают магниты на «Мишени»)

- Все знаете, что пока не удалось? Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?


VIII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин.)

Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.

Запишите в дневники д.з. с.19 упр.24

Учитель объясняет задание.

Слайд – 6

- Урок окончен. Спасибо за урок. ​​​​​​​


Раздаточный материал к уроку.DOCX / 908.99 Кб



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации