Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе (для детей с ЗПР) на тему "Распространённые и нераспространённые предложения"
ГКОУ РО Казанская школа-интернат
Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе
Класс: 4
Тема урока: Распространённые и нераспространённые предложения
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Жанр урока: тематический.
Технология: личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология; технология развивающего обучения.
Время проведения: 16.12.24
Участники: учитель, обучающиеся 4 класса (с ЗПР)
Методы и приёмы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Формы учебной работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Оборудование: лист самооценки, индивидуальная лента букв, карточки для работы в парах с предложениями, карточки групповые с текстами, тренажёр в learningapps.org , ИКТ, мишень с магнитами, учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», 4 класс (1 часть).
Цель урока: формирование понятия распространённые и нераспространённые предложения.
Задачи:
Образовательная : учить различать виды предложений по наличию второстепенных членов в предложении, преобразовывать предложения из одного вида в другой.
Развивающая: развивать умение составлять распространённые и нераспространённые предложения в соответствие с заданиями, находить в предложениях главные и второстепенные члены предложения; развивать речь, орфографическую зоркость, каллиграфические навыки.
Воспитывающая: воспитывать уважение друг к другу, взаимовыручку, любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: понимание причин успехов в учебе, интерес к учебному материалу.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь ставить цель и планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои достижения;
Познавательные: уметь сравнивать и классифицировать изученные объекты, выбирать смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними, воспринимать смысл предъявляемого текста;
Коммуникативные: работать парами и группами, договариваться и приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты: распознавать предложения по наличию второстепенных членов предложения, определять их вид, распространять нераспространённые предложения.
Ход урока
I. Орг. момент. Мотивации к учебной деятельности. Психологический настрой. (2 мин.)
Цель: актуализация требований к учебной деятельности, создание ситуации успеха
Приём «Песня»
Звучит «Песня о русском языке» Григория Гладкова
Слайд-1
- Как все поняли, у нас урок русского языка. Ребята, как песня повлияла на вас?
(Песня зарядила нас позитивом, подняла настроение и настроила на активность, на внимательность, на продуктивность, на уверенность, на взаимопомощь, на терпение, на решительность, на сообразительность).
С таким настроем у нас всё получится!
- Подарите друг другу улыбку и тихонечко садитесь.
Свою работу на уроке будем фиксировать в листах самооценки по этапам.
Критерии:
В смайлике добавляем улыбку, если задание выполнено без ошибок, вы довольны своей работой
В смайлике добавляем ротик в форме ровной горизонтальной палочки, если были затруднения в работе.
В смайлике добавляем грустный ротик, уголками губ вниз, когда задание не выполнено, работой не довольны.
II. Актуализация опорных знаний. Определение темы. Постановка целей. (8 мин.)
Цель: организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения, тренировка мыслительных операций: анализ, сравнение
1. Приём «Индивидуальные ленты букв».
й п з н - вычеркните звонкие согласные
х р е с д к л о - вычеркните все глухие согласные
ж е о н у и е ы - вычеркните гласные, обозначающие твёрдость согласных
- Соедините оставшиеся буквы. Что получилось? (Предложение).
- Что такое предложение? (Слова, связанные между собой по смыслу. Предложение содержит законченную мысль.)
- А о чём мы с вами будем говорить на уроке?
Вывешивается на доску крупным форматом слово - Предложение.
2. Работа в паре. Приём «Карточки - предложения»
- Перед вами карточки. Разделите их на две группы.
Наступила зима. Тает утром тонкий. Скоро река покроется льдом. Ребята играют. Гудит резвый ветер. Идёт вчера ранний.
- По какому признаку разделили? (Предложения и набор слов)
- Уберите не предложения. В оставшихся предложениях подчеркните грамматическую основу. И разделите эти предложения на 2 группы. По какому признаку разделили на этот раз? (В одной группе только подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Во второй группе – и второстепенные члены)
- Предложения, в которых только главные члены, называются нераспространённые. А если вместе с главными членами предложения ещё и второстепенные, то поразмышляйте, как называются? (распространённые)
Вывешивается на доску крупным форматом слова –
Распространённые и нераспространённые.
- Теперь мы знаем, как звучит тема урока.
Предложения. Распространённые и нераспространённые.
- Какую цель перед собой поставим? (Научиться отличать эти два вида предложений и распространять нераспространённые)
III. Осуществление первого пробного действия при изучении нового материала. (10 мин.)
Цель: выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг
1. Приём «Графико-каллиграфическая разминка»
- Подготовим свои пальчики к письму. Проведём графико-каллиграфическую разминку.
Какая буква в слове предложение повторяется большее количество раз? (е)
Охарактеризуйте её. (Гласная, смягчает согласный и обозначает при этом звук э или обозначает Й и Э в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ.)
- Напишем эту букву в соединении всю строчку. Все буквы должны быть одинаковой высоты и ширины.
Постарайтесь, чтобы узоры получились красивыми и вам понравились. А на второй строчке напишем слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ, выделяя -е- петелькой.
2. Приём “Аукцион”
- Добавьте к нераспространённому предложению как можно больше второстепенных членов по одному.
Падают снежинки.
Дети добавляют по одному второстепенному слову, выходя по очереди к доске, например:
Зимой падают снежинки.
Зимой падают лёгкие снежинки.
Зимой медленно падают лёгкие снежинки.
Зимой медленно и красиво падают лёгкие снежинки.
- Запишем последнее предложение с комментированием, выделяя и проверяя изученные орфограммы.
- Чем являются подлежащее и сказуемое в предложении? (грамматической основой, главными членами предложения).
- Что можно добавить в предложение? (второстепенные члены предложения).
- Что значит добавить? (распространить) . Какое предложение у вас получилось?(распространённое)
- Сделайте вывод: (предложения, в которых есть второстепенные члены предложения, называются – распространенными, предложения которые состоят только из грамматической основы – нераспространенными)
- Давайте сравним первое и последнее предложение. (В последнем понятнее представляется картина)
- Где в жизни пригодятся знания о распространённых предложениях? (Красивее говорить, быть интересным собеседником, писать сочинения, изложения.)
Слайд-2
IV. Физминутка. (2 мин.)
Цель: снятие физического, психического перенапряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой, предотвращение переутомляемости.
Приём “Да-нетка”
Если согласны с утверждением - прыгаем. Если не согласны – садимся на корточки.
- Приставка – это часть речи.
- В русском языке 10 гласных звуков.
- Глагол обозначает действие предмета.
- Красота – это прилагательное.
- Звуки Ж, Ш, Ц всегда мягкие.
- Звуки Ч, Щ, Й всегда мягкие.
- Сказуемое – главный член предложения.
- Существительное – часть слова.
V. Этап включения изученного в систему знаний. (10 мин.)
Цель: выбор способа и средств действий в реализации поставленных учебных задач, использование приобретённых знаний и умений при выполнении задания, представление результата своей деятельности.
1. Фронтальная работа. Приём «Тренажёр в learningapps.org»
- Выходя по очереди, цепочкой к экрану, разместите по порядку предложения в две группы: распространённые и нераспространённые.
https://learningapps.org/view26798390
https://learningapps.org/35318052
Слайд-3
2. Работа в группах. Приём «Карточки – тексты»
- Перед вами тексты: по 5 предложений каждой группе.
1-я группа: Пожаловала зима. Выпал снег. Воздух пахнет. Светит солнце. Снег сверкает.
2-я группа: Замёрзла река. Лёд сверкает. Кружатся снежинки. Плывут облака. Трещат деревья.
- Что в предложениях общего? (Все нераспространённые).
- Интересны ли эти тексты? Нет. Как же сделать их красивыми, более понятными? (Добавить второстепенные члены предложения).
VI. Проверка усвоенных новых знаний. Подведение итога урока. (4 мин.)
Цель: анализ, оценка успешности достижения цели и перспектива на будущее.
1. Приём «Тест»
- А теперь выполним тест. Проверим, как вы усвоили материал урока. Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет -.
Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль. (+)
По наличию второстепенных членов в предложении, они могут быть распространёнными и нераспространёнными. (+)
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются распространенными.(-)
Предложение: На уроке ребята читали интересный рассказ, является распространённым. (+)
Предложения, которые кроме главных членов, имеют хотя бы один второстепенный член, называются нераспространёнными. (-)
Предложение Ребята читали. – нераспространённое (+)
- Проверим тест.
Слайд - 4
- Ребята, над какой темой урока мы сегодня с вами работали?
- Достигли поставленных целей? Разбираемся, где распространённые и нераспространённые предложения? Можем сделать предложения распространёнными? Это, значит, какими? (с второстепенными членами предложения, более красивым и понятным).
2. Выставление оценок. Приём «Самооценка»
Слайд - 5
- А теперь выставим оценки, анализируя работу на уроке по листу самооценки.
Все улыбающиеся смайлики – 5
Все с горизонтальным ротиком – 4
С грустными смайликами (до 4 штук) - 3
С грустными смайликами (больше 4) – 2
VII. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. (2 мин.)
Цель: оценивание собственной деятельности на уроке и определение уровня полученных знаний.
Приём «Мишень»
- Сколько баллов вам удалось набрать за урок? Отразите свою собственную оценку работы на «Мишени» (обучающиеся размещают магниты на «Мишени»)
- Все знаете, что пока не удалось? Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
VIII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 мин.)
Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.
Запишите в дневники д.з. с.19 упр.24
Учитель объясняет задание.
Слайд – 6
- Урок окончен. Спасибо за урок.
Раздаточный материал к уроку.DOCX / 908.99 Кб