Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему «Виды глагола»
Технологическая карта урок русского языка в 5 классе в соответствии с обновленным ФГОС ООО
Тема: «Виды глаголов»
Цель: дать представление о видах глагола; познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.
Задачи:
Образовательные: формировать умения распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать видовую пару.
Развивающие: развивать умения делать выводы и обобщения на основе наблюдений и сравнений.
Воспитательные: воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка;
Технологии: игровая, проблемная, дифференцированное обучение.
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата, осознанное построение речевого высказывания.
Предметные: повторение и закрепление знаний о глаголе; уметь определять вид глагола, отличать глаголы разных видов по вопросам, создавать видовую пару.
Метапредметные: умение анализировать, наблюдать.
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие. Включение в деловой ритм.
Солнце просыпается,
Урок наш начинается.
Будем дружно заниматься
И друг другу улыбаться.
II. Актуализация знаний.
- Какую связь с прошлым уроком вы услышали в моем приветствии?
- Объясните орфограмму.
Сейчас я предлагаю вам сыграть в небольшую игру Тест верю – не верю.
Верите ли вы, что
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы «что делать?» «что сделать?»
Глагол – это член предложения
Не с глаголами пишется раздельно.
Взаимная проверка. (верю, не верю, не верю). Объяснение (ученики объясняют почему они выбрали именно эти ответы).
III. Постановка учебной задачи. Обратите, пожалуйста, внимание на доске два ряда глаголов. Догадайтесь, по какому принцип глаголы разделены на две группы
Играть Бежать Судить Болеть Выигрывать Побеждать | Доиграть Прибежать Присудить Заболеть Выиграть Победить |
Ученики: В правой колонке действие еще не совершено до конца, в левой – доведено до конца, довершено, доделано.
Учитель: Обратите внимание, на какие вопросы отвечают глаголы из разных колонок?
Ученики: В правой колонке «что делать?», в левой – «что сделать?»
Учитель: Догадались какая тема нашего урока?
Ученики: Виды глагола.
Учитель: Молодцы, давайте запишем тему нашего сегодняшнего урока: «Виды глагола».
Работа с учебником. Найдите, пожалуйста, в учебнике, на какие вопросы отвечают глаголы разных видов. (дети читают правило стр. 110)
Перепишите, пожалуйста, глаголы к себе в тетрадь в таблицу, с одной колонке надпишите: совершенный вид, в другой – несовершенный.
Играть, доиграть, бежать, прибежать, судить, присудить, болеть, заболеть, выигрывать, выиграть, побеждать, победить
Учитель: А теперь, пожалуйста, найдите различия в строении этих глаголов. Что изменилось: играть-доиграть, выигрывать-выиграть, побеждать-победить. Выделите те морфемы, которые позволили образовать глаголы совершенного или несовершенного вида.
4. Изучение нового материала. Прочитайте, текст. У подчеркнутых глаголов определите вид. О чем это произведение? Каково его тема? Какие средства выразительности использует поэт?
И как вернуться ты не мог
С войны к жене -солдатке,
Так я не мог Весь этот срок
Вернуться к той тетрадке.
Но как ты помнил на войне
О том, что сердцу мило,
Так песня, начавшись во мне,
Жила, кипела, ныла.
А я ее в себе берег,
Про будущее прочил,
И боль и радость этих строк
Меж строк скрывая прочих.
Я нес ее и вез с собой
От стен родной столицы –
Вслед за тобой , Вслед за тобой –
До самой заграницы.
От рубежа до рубежа –
На каждом новом месте
Ждала с надеждою душа
Какой -то встречи, вести…
И где бы ни переступал
Каких домов пороги,
Я никогда не забывал
О доме у дороги,
О доме горестном, тобой
Покинутом когда -то .
И вот в пути, в стране чужой
Я встретил дом солдата.
5. Физминутка. Проведём физминутку.
Если я назову имя существительное – вы поднимаете руки вверх, а если имя прилагательное – в стороны. Глагол – выполняете действие соответствующее глаголу. Понятно?
Машина, учебник, красный, топать, цветок, весёлый, приседать, веселье, маленький, сильный, плыть, дерево, капуста, весенний, весна, нагнуться, чёрный, круглый, окно, золотая, потянуться.
Групповая работа
1 группа Подберите форму несовершенного вида к глаголам.
Закопать и закапать – закапывать
Заснуть и засыпать – засыпать
Засолить и засалить – засаливать
Отрыть и оторвать - отрывать
2 группа Образуйте глаголы совершенного вида.
Расти, касаться, брать, дуть, срезать, решать, рассыпать, беречь, замечать, говорить.
Расти – вырасти
Касаться – коснуться
Брать – взять
Решать – решить
Беречь – сберечь
Замечать – заметить
3. Лото «Антонимы» Закончите пословицы антонимами-глаголами. Объясните смысл пословиц. Определите вид у глаголов
Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Труд кормит, а лень……..(портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Лето припасает, а зима…….(подъедает).
4. Показать мимикой, жестами 7 глаголов с ться/тся, чтобы класс угадал
5 группа. На странице 112 есть иллюстрации, рассмотрите их, придумайте и запишите по 6-8 глаголов, которые рассказывают о том, что делали ребята. Как вы думаете, чем все закончилось? У вас получится небольшой устный рассказ.
6 группа. Исправьте грамматические ошибки в образовании глаголов
Устроивать, подточивать, одолживать,
Я всех победю
Недопустимы в литературном языке формы типа победю, побежу и т.п. При необходимости выражения этого значения надо использовать описательные конструкции: Я уверен, что смогу победить; Мне удастся победить.
При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе: утроить – утраивать, подточить – подтачивать, одолжить – одалживать.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
С каким новым морфологическим признаком глагола мы познакомились?
Как определить вид глагола?
Объяснение домашнего задания.
Сделайте упр. 641. Обратите внимание на образец. Вам предстоит подобрать к предложенным глаголам глаголы другого вида. В этом задании можно использовать только суффиксы и их надо выделить. Не забудьте указывать вид глагола в скобках. ИЛИ напишите сочинение в тетради по развитию речи на тему: «Дом, в котором я бы хотел жить»
И как вернуться ты не мог
С войны к жене -солдатке,
Так я не мог Весь этот срок
Вернуться к той тетрадке.
Но как ты помнил на войне
О том, что сердцу мило,
Так песня, начавшись во мне,
Жила, кипела, ныла.
А я ее в себе берег,
Про будущее прочил,
И боль и радость этих строк
Меж строк скрывая прочих.
Я нес ее и вез с собой
От стен родной столицы –
Вслед за тобой , Вслед за тобой –
До самой заграницы.
От рубежа до рубежа –
На каждом новом месте
Ждала с надеждою душа
Какой -то встречи, вести…
И где бы ни переступал
Каких домов пороги,
Я никогда не забывал
О доме у дороги,
О доме горестном, тобой
Покинутом когда -то .
И вот в пути, в стране чужой
Я встретил дом солдата.
1 группа Подберите форму несовершенного вида к глаголам.
Закопать и закапать
Заснуть и засыпать –
Засолить и засалить –
Отрыть и оторвать -
2 группа Образуйте глаголы совершенного вида.
Расти, касаться, брать, дуть, срезать, решать, рассыпать, беречь, замечать, говорить.
3 группа. Лото «Антонимы» Закончите пословицы антонимами-глаголами. Объясните смысл пословиц. Определите вид у глаголов
Мир строит, а война…….
Смелый побеждает, а трус…….
Труд кормит, а лень……..
Человек от лени болеет, а от труда……
Лето припасает, а зима……
4 группа . Показать мимикой, жестами 7 глаголов с ться/тся, чтобы класс угадал
5 группа. На странице 112 есть иллюстрации, рассмотрите их, придумайте и запишите по 6-8 глаголов, которые рассказывают о том, что делали ребята. Как вы думаете, чем все закончилось? У вас получится небольшой устный рассказ.
6 группа. Исправьте грамматические ошибки в образовании глаголов.
Устроивать, подточивать, одолживать, Я всех победю.