Методическая разработка урока по теме «Индустриализация и коллективизация в СССР»
Презентация ИндустриализацияPPTX / 3.13 Мб
/data/files/l1714385410.pptx (Презентация Индустриализация)
Презентация КоллективизацияPPTX / 6.82 Мб
/data/files/q1714385437.pptx (Презентация Коллективизация)Методическая разработка урока по теме
«Индустриализация и коллективизация в СССР»
ОУП.05 История
Тема методической разработки
Раздел 2. Межвоенный период (1918–1939). СССР в 1920–1930-е годы
Тема 2.1 «Индустриализация и коллективизация в СССР»
Цели учебного занятия:
сформировать представление о причинах, целях, источниках индустриализации в СССР в 1928-1937 гг.; рассмотреть ход и итоги индустриализации; сформировать представление о причинах, содержании, итогах, и последствиях сплошной коллективизации
Задачи учебного занятия:
Развивающие:
развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составлять опорный схему и таблицу
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;
извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (диаграмма, карта, иллюстрация, текст) передавать её развернуто и доказательно;
способствовать работы с документами;
формирование умения аргументировано высказывать свою точку зрения;
давать оценку историческим событиям, проводить исторические параллели;
формирование навыков организации коллективной, групповой и самостоятельной деятельности.
Воспитательные:
способствовать становлению активной гражданской позиции;
воспитывать адекватное отношение к историческим событиям страны.
воспитание интереса к истории своего Отечества;
уважения к соотечественникам, людям труда;
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
формировать мотивацию к проявлению ситуации успеха.
Формы организации учебной деятельности:
- групповая, фронтальная, самостоятельная работа
Ожидаемые результаты обучения на учебном занятии:
Знания:
- причины, цели, содержание, итоги индустриализации и последствиях сплошной коллективизации;
Умения:
анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;
сопоставлять и систематизировать исторический материал;
работать с документами;
давать оценку значимым событиям;
эффективно работать в команде;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, не только индивидуально, но и в составе исследовательской группы;
Компетенции:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок формирования знаний
Педагогическая технология (её элементы): информационно-коммуникативная технология, технология проблемного диалога, технология развития критического мышления
Методы обучения, используемые на учебном занятии
информационно-поисковый;
критического мышления;
активный и интерактивный;
Приёмы обучения: работа с учебным текстом, презентацией, историческими источниками, анализ: исторических документов, таблиц, диаграмм, беседа
Методическое обеспечение: учебники, презентация, раздаточный материал, бланки с заданиями
Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация, учебники, карточки задания
Используемая литература:
Основные источники:
- Артёмов В.В, Лубченков Ю.Н. История для всех специальностей СПО: Учебник для студ. сред. проф. образования: — М. издательский центр «Академия», 2018г.
Межпредметные связи учебной дисциплины с другими дисциплинами, междисциплинарными курсам основной профессиональной образовательной программы по специальности: Обществознание, география, экономика
План урока
Оргмомент, приветствие |
Актуализация, мотивация |
Целеполагание |
Изучение нового материала |
1.Причины и цели индустриализации; |
2.Источники средств на индустриализацию; |
3. Методы проведения индустриализации; 4. Итоги индустриализации; 5. Причины коллективизации. |
6. Начало сплошной коллективизации1929г.; Раскулачивание; |
7. Устройство колхозов |
8.Результаты коллективизации. |
Закрепление. |
Подведение итогов урока, рефлексии |
Домашнее задание |
Ход урока
Литература
В Артёмов В.В, Лубченков Ю.Н. История для всех специальностей СПО: Учебник для студ. сред. проф. образования: — М. издательский центр «Академия», 2018г.
https://урок.рф/library/kollektivizatciya_selskogo_hozyajstva_144310.html?ysclid=lvks3qvgyi349418815
Приложение №1
Задания для актуализации
1. Как расшифровывается НЭП?
2. Назовите причины перехода к НЭПу (каждый может указать по одной причине)
3. Когда был провозглашен переход к НЭПу?
4. Какие пять из перечисленных явлений относятся к «НЕПу»?
Аренда мелких и средних предприятий
продразвёрстка
продналог
всеобщая трудовая повинность
концессии иностранным предпринимателям
бесплатные коммунальные услуги
перевод предприятий на самофинансирование и хозрасчёт
Золотой червонец
Ответ: __________________
5. Укажите цели НЭПа (2 верных ответа)
Догнать и перегнать передовые страны по основным экономическим показателям
Самоизолироваться от других стран
Стимулировать через рыночные механизмы промышленное и сельскохозяйственное производство
Восстановить экономику поле Первой мировой и Гражданской войн
Ответ: __________________
6. Укажите итоги НЭПа (2 верных ответа)
Темпы экономического роста были минимальны
Усилилось социальное расслоение (деление на богатых и бедных)
Уровень жизни населения ухудшался
Не удалось достичь поставленных целей, хозяйство не было восстановлено
Сельское хозяйство и промышленность достигли до военного уровня
Ответ: __________________
Приложение №2
Приложение №3
ИКНОДРУЕСДТЬРУИЙАШЛДИХЗБАЖЦРИХЯ И КЗОРЛУЛГЕМКПТСИЫВТИЯЗФАМЦВИСЯ |
риложение №4
Приложение №5
Для лучшего понимания, что относится к тяжёлой и лёгкой промышленности, выполните задание
Напротив, названий отраслей промышленности и примеров предприятий поставьте большие буквы: «Т» -означающую тяжёлую промышленности, буквы «Л» означающую - Лёгкую промышленность, «П» означающую пищевую промышленность.
1 энергетика Т 2 текстильная Л 3 рыбная П 4 металлургия Т 5 кожевенно-обувная Л 6 меховая Л 7 машиностроение Т 8 мукомольно-крупяная П 9 химическая промышленность Т | 10 мясная, молочная П 11 лесная и деревообрабатывающая промышленность Т 12 сахарная П 13 хлебопекарная П 14 добывающая П 14 швейная Л 15 тракторостроение и автомобилестроение Т |
Приложение №6
Приложение №7
Социальный состав деревни в период НЭПа
Приложение № 8
«кулаки» | «середняки» | «бедняки» | «батраки» |
5 - 20 десятин пахотной, разработанной земли Покосы и выпасы Наёмные работники Тягловый скот (3 лошади) Домашний скот (коровы, козы, овцы, куры) Зерновой фонд Сельскохозяйственная техника (сеялки, веялки, молотилки) Крепкая усадьба (жилой дом, хозяйственные постройки) Орудия сельхоз труда (косы, грабли и пр.) Огород | 5 десятин пахотной земли 5 десятин целинной земли (не обработанной) Покосы и выпасы Одна лошадь Домашний скот (куры, овцы и корова с телёнком) Орудия труда (косы, грабли, мотыги и пр.) Усадьба средних размеров (дом и не большие хозяйственные постройки) Огород | 1 десятина пахотной земли 6 десятин заброшенной земли Орудия труда (косы, грабли, мотыги и пр.) Домашний скот (куры, овцы) Небольшая усадьба (дом и пара сараев) Огород | Огород Куры Дом с сараем Рабочие руки Заброшенная и заросшая сорняком земля |
№ 265
Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства. Перелом этот шел и продолжает идти под знаком решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни. Характерная особенность этого наступления состоит в том, что оно уже дало нам ряд решающих успехов в основных областях социалистической перестройки (реконструкции) нашего народного хозяйства.
Из этого следует, что партия сумела целесообразно использовать наше отступление на первых стадиях новой экономической политики для того, чтобы потом, на последующих ее стадиях, организовать перелом и повести успешное наступление на капиталистические элементы...
III. В области строительства сельского хозяйства
Наконец, о третьем достижении партии за истекший год... Речь идет о коренном переломе в развитии нашего земледелия и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооруженным сотнями тракторов и комбайнов.
Достижение партии состоит здесь в том, что нам удалось повернуть основные массы крестьянства в целом ряде районов от старого, капиталистического пути развития, от которого выигрывает лишь кучка богатеев-капиталистов, а громадное большинство крестьян вынуждено разоряться и прозябать в нищете, — к новому, социалистическому пути развития, который вытесняет богатеев-капиталистов, а середняков и бедноту перевооружает по-новому, вооружает новыми орудиями, вооружает тракторами и сельскохозяйственными машинами, для того, чтобы дать им выбраться из нищеты и кулацкой кабалы на широкий путь товарищеской, коллективной обработки земли.
Достижение партии состоит в том, что нам удалось организовать этот коренной перелом в недрах самого крестьянства и повести за собой широкие массы бедноты и середняков, несмотря на неимоверные трудности, несмотря на отчаянное противодействие всех и всяких темных сил, от кулаков и попов до филистеров и правых оппортунистов...
Рухнули и рассеялись в прах утверждения правых оппортунистов (группа Бухарина) насчет того, что:
а) крестьяне не пойдут в колхоз,
б) усиленный темп развития колхозов может вызвать лишь массовое недовольство и размычку крестьянства с рабочим классом,
в) «столбовой дорогой» социалистического развития в деревне являются не колхозы, а кооперация,
г) развитие колхозов и наступление на капиталистические элементы деревни может оставить страну без хлеба.
Все это рухнуло и рассеялось в прах, как старый буржуазно-либеральный хлам.
Во-первых, крестьяне пошли в колхозы, пошли целыми деревнями, волостями, районами.
Во-вторых, массовое колхозное движение не ослабляет, а укрепляет смычку, давая ей новую, производственную базу. Теперь даже слепые видят, что если и есть какое-либо серьезное недовольство у основных масс крестьянства, то оно касается не колхозной политики Советской власти, а того, что Советская власть не может угнаться за ростом колхозного движения в деле снабжения крестьян машинами и тракторами.
В-третьих, спор о «столбовой дороге» социалистического развития деревни есть спор схоластический, достойный молодых мелкобуржуазных либералов типа Айхенвальда и Слепкова. Ясно, что, пока не было массового колхозного движения, «столбовой дорогой» являлись низшие формы кооперации, снабженческая и сбытовая кооперация, а когда выступила на сцену высшая форма кооперации, ее колхозная форма, последняя стала «столбовой дорогой» развития...
В-четвертых, теперь даже слепые видят, что без наступления на капиталистические элементы деревни и без развития колхозного и совхозного движения мы не имели бы теперь ни решающих успехов в деле хлебозаготовок, одержанных в текущем году, ни тех десятков миллионов пудов неприкосновенных хлебных запасов, которые уже накопились в руках у государства.
Более того, можно с уверенностью сказать, что благодаря росту колхозно-совхозного движения мы окончательно выходим или уже вышли из хлебного кризиса. И если развитие колхозов и совхозов пойдет усиленным темпом, то нет оснований сомневаться в том, что наша страна через каких-нибудь три года станет одной из самых хлебных стран, если не самой хлебной страной в мире.
В чем состоит новое в нынешнем колхозном движении? Новое и решающее в нынешнем колхозном движении состоит в том, что в колхозы идут крестьяне не отдельными группами, как это имело место раньше, а целыми селами, волостями, районами, даже округами.
А что это значит? Это значит, что в колхозы пошел середняк. В этом основа того коренного перелома в развитии сельского хозяйства, который составляет важнейшее достижение Советской власти за истекший год...
Изучите выдержки из статьи И. Сталина «Год великого перелома» ноябрь 1929 года.
Ответьте на вопросы:
О каком переломе говорит Сталин?
Как характеризуется коллективное хозяйство по сравнению единоличным?
Исходя из содержания статьи, с какой целью необходимо проводить коллективизацию?
Как данная статья могла повлиять на темпы коллективизации?
Приложение 10
Выдержки из постановления ЦК ВКПб от 5 января 1930 ЦК ВКПб «о темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»
1.В последние месяцы коллективное движение сделало новый шаг вперед, охватив не только отдельные группы индивидуальных хозяйств, но и целые районы, округа и даже области и края. В основе движения лежит коллективизация средств производства бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств.
Таким образом мы имеем материальную базу для замены крупного кулацкого производства крупным производством колхозов, мощного продвижения вперед по созданию социалистического земледелия, не говоря уже о совхозах, рост которых значительно обгоняет все плановые предположения.
Это обстоятельство, имеющее решающее значение для всего народного хозяйства СССР, дало партии полное основание перейти в своей практической работе от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса.
2. На основании всего этого можно с несомненностью установить, что в пределах пятилетия вместо коллективизации 20% посевной площади, намеченной пяти летним планом, мы сможем решить задачу коллективизации огромного большинства крестьянских хозяйств, причем коллективизация таких важнейших зерновых районов, как Нижняя Волга, Средняя Волга и Северный Кавказ, может быть в основном закончена осенью 1930 г. или, во всяком случае, весной 1931 г.; коллективизация же других зерновых районов может быть в основном закончена осенью 1931 г. или, во всяком случае, весной 1932 г.
9. Поскольку опыт сплошной коллективизации на данной стадии колхозного развития в качестве наиболее распространенной формы колхозов вместо товарищества по общественной обработке земли, в котором при наличии обобществленного труда сохранялась частная собственность на средства производства, выдвигает с/х артель, в которой коллективизированы основные средства производства (мертвый и живой инвентарь, хозяйственные постройки, товарно-продуктовый скот), Центральный Комитет ВКП(б) поручает Наркомзему Союза с широким привлечением колхозных организаций в кратчайший срок выработать примерный Устав с/х колхозной артели, как переходной к коммуне формы колхоза, учтя при этом недопустимость приема кулаков в колхозы.
Изучите выдержки Постановления, ответьте на вопросы
К какому времени планировалось провести коллективизацию?
В каких формах должна проходить коллективизация?
Какая категория крестьян, должна быть ликвидирована и не могла войти в колхозы и совхозы?
Приложение 11
Выдержки из Постановления политбюро цк вкп(б) о мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации. 30.1.1930 г. IИсходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с этим из необходимости провести наиболее организованным путем начавшийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации кулацких хозяйств, решительно подавить попытки контрреволюционного противодействия кулачества колхозному движению крестьянских масс, признавая срочность этих мероприятий в связи с приближающейся с.х. кампанией, ЦК постановляет:
В районах сплошной коллективизации провести немедленно, а в остальных районах по мере действительного массового развертывания коллективизации следующие мероприятия:
1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наемного труда в сельском хозяйстве (разд. 7 и 8 Общих начал землепользования и землеустройства). Исключения из этого правила в отношении середняцких хозяйств должны регулироваться райисполкомами под руководством и контролем окрисполкома.
2. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.
3. В целях решительного подрыва влияния кулачества на отдельные прослойки бедняцко-середняцкого крестьянства и безусловного подавления всяких попыток контрреволюционного противодействия со стороны кулаков проводимым советской властью и колхозами мероприятиям, принять в отношении кулаков следующие меры:
а) первая категория – контрреволюционный кулацкий актив – немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии;
б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;
в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.
4. Количество ликвидируемых по каждой из трех категорий кулацких хозяйств должно строго дифференцироваться по районам, в зависимости от фактического числа кулацких хозяйств в районе с тем, чтобы общее число ликвидируемых хозяйств по всем основным районам составляло в среднем примерно 3-5 %.
Настоящее указание (3-5 %) имеет целью сосредоточить удар по действительно кулацким хозяйствам и безусловно предупредить распространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств.
1 . Исходя из содержания постановления дайте определение понятию - Раскулачивание
2. Какие меры предпринимались при раскулачивании?
3. Заполните таблицу «Категории, подлежащие раскулачиванию»
Категории кулаков | Меры, применяемые к ним |
1-я категория контрреволюционный кулацкий актив, организаторы бунтов | – немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, высшей меры репрессии |
2-я категория наиболее богатых кулаков и полупомещиков | подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края; |
3-я категория остальные кулаки, менее зажиточные | которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках. |
4. Какой процент крестьян подлежал раскулачиванию? Какие цели преследовало раскулачивание?
Приложение 12
Приложение №13
Результаты коллективизации.
Показатели оценки | Накануне коллективизации (1929 г) 50-55 млн крестьян единоличников | В конце 30-х гг 30-35 млн колхозников |
Производства зерна | 72-73 млн тонн | 75-80 млн тонн |
Производство Мясо | 5 млн тонн | 4,5 млн тонн |
Производства Молока | 30 млн тонн | 30 млн тонн |
Ирина Владимировна Казарцева
Калягина Ирина Владимировна
Долгушин Михаил Сергеевич
Долгушин Михаил Сергеевич