Методическая разработка урока по теме «Индустриализация и коллективизация в СССР»

4
4
Материал опубликован 29 April в группе

Презентация ИндустриализацияPPTX / 3.13 Мб

/data/files/l1714385410.pptx (Презентация Индустриализация)


Презентация КоллективизацияPPTX / 6.82 Мб

/data/files/q1714385437.pptx (Презентация Коллективизация)Методическая разработка урока по теме

«Индустриализация и коллективизация в СССР»

ОУП.05 История

Тема методической разработки

Раздел 2. Межвоенный период (1918–1939). СССР в 1920–1930-е годы

Тема 2.1 «Индустриализация и коллективизация в СССР»

Цели учебного занятия:

сформировать представление о причинах, целях, источниках индустриализации в СССР в 1928-1937 гг.; рассмотреть ход и итоги индустриализации; сформировать представление о причинах, содержании, итогах, и последствиях сплошной коллективизации

Задачи учебного занятия:

Развивающие:

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составлять опорный схему и таблицу

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;

извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (диаграмма, карта, иллюстрация, текст) передавать её развернуто и доказательно;

способствовать работы с документами;

формирование умения аргументировано высказывать свою точку зрения;

давать оценку историческим событиям, проводить исторические параллели;

формирование навыков организации коллективной, групповой и самостоятельной деятельности.

Воспитательные:

способствовать становлению активной гражданской позиции;

воспитывать адекватное отношение к историческим событиям страны.

воспитание интереса к истории своего Отечества;

уважения к соотечественникам, людям труда;

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

формировать мотивацию к проявлению ситуации успеха.

Формы организации учебной деятельности:

- групповая, фронтальная, самостоятельная работа

Ожидаемые результаты обучения на учебном занятии:

Знания:

- причины, цели, содержание, итоги индустриализации и последствиях сплошной коллективизации;

Умения:

анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;

сопоставлять и систематизировать исторический материал;

работать с документами;

давать оценку значимым событиям;

эффективно работать в команде;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, не только индивидуально, но и в составе исследовательской группы;

Компетенции:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок формирования знаний

Педагогическая технология (её элементы): информационно-коммуникативная технология, технология проблемного диалога, технология развития критического мышления

Методы обучения, используемые на учебном занятии

информационно-поисковый;

критического мышления;

активный и интерактивный;

Приёмы обучения: работа с учебным текстом, презентацией, историческими источниками, анализ: исторических документов, таблиц, диаграмм, беседа

Методическое обеспечение: учебники, презентация, раздаточный материал, бланки с заданиями

Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация, учебники, карточки задания

Используемая литература:

Основные источники:

- Артёмов В.В, Лубченков Ю.Н. История для всех специальностей СПО: Учебник для студ. сред. проф. образования: — М. издательский центр «Академия», 2018г.

Межпредметные связи учебной дисциплины с другими дисциплинами, междисциплинарными курсам основной профессиональной образовательной программы по специальности: Обществознание, география, экономика

План урока

Оргмомент, приветствие

Актуализация, мотивация

Целеполагание

Изучение нового материала

1.Причины и цели индустриализации;

2.Источники средств на индустриализацию;

3. Методы проведения индустриализации;

4. Итоги индустриализации;

5. Причины коллективизации.

6. Начало сплошной коллективизации1929г.; Раскулачивание;

7. Устройство колхозов

8.Результаты коллективизации.

Закрепление.

Подведение итогов урока, рефлексии

Домашнее задание



Ход урока



п\п

Ход урока

Цель этапа

Средства

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Результат

Формируемые ОК, ПК

1

Организационный момент

Подготовить студентов к работе.

Делит обучающихся на группы

Листы с названиями групп: Стахановцы, Передовики, Ударники, Комсомольцы-добровольцы

Приветствует студентов;

Проверяет готовность студентов к уроку;

Предлагает выбрать названия команд. Обращает внимания, что названия групп связаны с новой темой урока.

Приветствуют преподавателя.

Выбирают названия группе

Все студенты включились в работу.

ОК 2, ОК 04

2

Актуализация Мотивация

Вспомнить материал прошлого урока, заинтересовать обучающиеся, подвести к новой теме.


Ноутбук

проектор, экран, приложение №1,2

Задаёт вопросы:

Как расшифровывается НЭП?

Назовите причины перехода к НЭПу?

Когда был провозглашен переход к НЭПу?

Нужно поработать с раздаточным материалом, выполнить задание (Приложение 1)

Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»?


За счёт рыночных механизмов стимулировал развитие сельского хозяйства и промышленности, по итогу экономика СССР достигла довоенных показателей ……… какому году. (Показывает график развития экономики, приложение 2, слайд презентации)


За то время, когда экономика Росси восстанавливалась из пепла, передовые страны Запада вырвались далеко вперёд. Чем это было опасно для нашей страны?


Если затрудняются ответить, можно задать наводящие вопросы: СССР шёл по пути построения социализма или капитализма (подумайте подсказка в названии страны). А в остальных странах был социализм или капитализм? Поэтому Страны запада считали СССР опасным для себя государством, они боялись распространения идей социализма на другие страны

Можно провести параллели с современной ситуацией




Отвечают на вопросы, работают с раздаточным материалом (приложение 1)












Изучают, анализируют график











Отвечают на вопросы
























Проводят параллели с современной ситуацией

Вспомнили, что такое Новая экономическая политика, Политика военного коммунизма










Приходят к выводу, что экономика достигла до военного уровня к 1927, 1928 годам. Понимают, что это произошло довольно быстро.



Приходят к выводу, что СССР был единственной страной с социалистическим строем. Страны Запада были капиталистическими и считали СССР опасным для себя, боялись распространения идей социализма.

Поэтому, они не хотели усиления Советского Союза.






Называют схожесть международной остановки для СССР в 1920-е гг. и России на современном этапе



ОК2, ОК 4,

ОК 5, ОК 6


3

Целеполагание


Определение темы, цели и задач урока

Эффективно работать в команде, излагать свою точку зрения

Ноутбук

проектор, экран, презентация: Индустриализация, приложение №3

Приложение №4 (рабочий лист)

Смогла ли наша страна отстоять свою независимость тогда?

Как вы думайте, чему будет посвящён наш урок?






Предлагает расшифровать

тему урока, раздаёт зашифрованные темы уроков

Демонстрация слайдов презентации 6,7

Какая будет цель урока?

Объяснение преподавателя: Сейчас в нашем государстве имеется оборонный комплекс, энергетика, топливная промышленность. И всё это было создано в ходе индустриализации 30 – годов сверхбыстрыми темпами и тяжким трудом. На сегодняшнем занятии мы узнаем, какими методами и средствами в нашей стране была построена базовая промышленность.

Среди историков существует точка зрения, что индустриализация и коллективизация, совершенные в 30-е годы, обошлись нашей стране слишком дорого и не стоили затраченных сил. Сегодня нам предстоит опровергнуть данную точку зрения или согласиться с ней.


Отвечают на вопросы









Расшифровывают тему урока, записывают в рабочие листы



Каждая группа совещается 1 минуту и называет свои варианты


Слушают преподавателя

Понимают, что урок будет посвящён тому, как СССР удалось отстоять свою независимость, что для этого делала власть, какую политику проводила


Осмысливают название темы и цели урока








Обращают внимание на проблемный вопрос








ОК2, ОК 4,

ОК 5, ОК 6


4

Изучение нового материала



Причины и цели индустриализации































































Источники средств на индустриализацию




























Методы проведения индустриализации






















































Итоги индустриализации













Причины коллективизации


































































































































Начало сплошной коллективизации1929г. Раскулачивание


























































































Методы и средства коллективизации


























































































Результаты коллективизации.






- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составлять опорный схему и таблицу

- продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;

- извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (диаграмма, карта, иллюстрация, текст) передавать её развернуто и доказательно;

- способствовать работы с документами;

-формирование умения аргументировано высказывать свою точку зрения;

-давать оценку историческим событиям, проводить исторические параллели;

- формирование навыков организации коллективной, групповой и самостоятельной деятельности.

















































































































































Раздаточный материал: Задания, приложения; презентация: индустриализация;

Учебник: В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков История (для всех специальностей)


































































































































































Раздаточный материал: задания, приложения; презентация: Коллективизация;

Учебник: В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков История (для всех специальностей)






























































































































































































































































































































































Преподаватель:

Кто знает, что такое индустриализация?

Демонстрирует слайд Слайд 9


Преподаватель: До процесса индустриализации основу экономики страны составлял аграрный сектор, т.е. сельское хозяйство.


Для лучшего понимания, что относится к тяжёлой или лёгкой промышленности, выполните задание приложение №5.

Проводит опрос


Преподаватель: назовите минимум две цели индустриализации (обсуждение 1 мин)

Подводит итог под версиями обучающихся.

Демонстрирует сдайд 11 (цели индустриализации)



О том, как должна проводиться индустриализация, какими методами и средствами существовало несколько точек зрения. Среди них было две основные. Демонстрирует слайд 12


Преподаватель: в начале Сталин поддерживал Бухарина и также выступал за проведение постепенной индустриализации. Почему он поменял своё мнение?


Преподаватель: у СССР не было союзников друзей среди передовых стран, в любой момент они могли прекратить поставлять необходимое оборудование, или даже начать войну.

В 1927 году произошло серьёзное ухудшение отношений между СССР и Англией, заговорили даже о возможной войне. Это заставило Сталина пересмотреть свой взгляд о темпах Индустриализации в пользу ускорения. Демонстрация слайдов 14,15

Главная причина - Угроза войны, нужно успеть в кратчайшие сроки к ней подготовиться. Создать индустриальную базу


Преподаватель: но при реализации индустриализации СССР столкнулся с серьёзными трудностями. Демонстрация слайда 15.

Где можно было взять средства на индустриализацию, какие источники существовали?


Демонстрация слайда 16

Возможные источники индустриализации

- Внутренние займы

- Перераспределение средств из легкой в тяжелую промышленность

- Перераспределение средств из сельского хозяйства в промышленность


Преподаватель: масштабность задач и крайняя ограниченность средств вели к усилению централизованного планирования. Реализовывалась индустриализация в ходе выполнения пятилетних планов. Планированием занимались Госплан и ВСНХ (слайд 17). Планировали, что строить, где строить, сколько строить. (слайд 19)

Давайте посмотрим, как реализовывались пятилетние планы. Видео 7.55. после просмотра видео вы должны ответить на вопросы, ответы записать в рабочие листы.

Преподаватель подводит итог под ответами студентов и обращает внимание на некоторые моменты.

Официально было заявлено, что план был выполнен полностью. В первую пятилетку показатели планирования постоянно увеличивались, а сроки сокращались.

При планировании второй пятилетки учли, ошибки и просчёты первой, поэтому она была полностью выполнена. (слайды 19,20,21)

Изучите текст учебника Учебник: В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков История., на стр. 110, в рабочих листах отметьте что относилось к итогам


Преподаватель: Огромную роль в успехе индустриализации играло движение Стахановце, передовиков, ударников, рационализаторов - видео 13.41-14.35. трудовой подвиг народа (слайд 22)



Преподаватель удалось ли достичь поставленных целей? (Демонстрация слайда 23,24, приложение 6)




За счёт чего? (слайд 23)


Подводит к следующему важному процессу - Коллективизации


Преподаватель: Огромную роль в успехе индустриализации сыграла Коллективизация

Что такое коллективизация?

Демонстрация презентации Коллективизация (слайда 2)


Преподаватель: давайте изучим социальный состав деревни. демонстрация слайда 3, приложение, приложение 7)

Состав деревни: схема. Кулаки 4% , средники 62-63 %, бедняки 22 % , батраки 10-11% Крестьяне единоличники. Слайд 4

Какие категории могли вести товарное хозяйство (то есть, не только для себя, но и на продажу)?

Охарактеризуйте хозяйства категорий крестьян (пытаются сначала самостоятельно охарактеризовать, потом изучают учебный текс, презентацию)

Подчеркивает, что кулаки – это капиталисты на деревне, чуждый класс социалистическому обществу, класс эксплуататоров, который живёт за счёт более бедных односельчан.

Власть недоверием и раздражением относилась к кулакам, но терпела т. к. они были поставщиками с/х продукции


Демонстрация слайда 5. В 1927 г. – XV съезд ВКП(б) – съезд коллективизации, который поставил вопрос «о постепенном переходе к коллективной обработке земли на основе новой техники»

Как должна была проводиться коллективизация согласно решению 15 съезда

Преподаватель указывает на то, что до 1929 коллективизация проводилась добровольно, но её темпы были не высоки.

Демонстрация слайдов 6,7

Преподаватель: в конце 1929 года выходит статья Сталина и постановления ЦК ВКП (б), которые дали понять, что политика на деревне меняется

Предлагает изучить выдержки из статьи И. Сталина «Год великого перелома» 7 ноября 1929 года, приложение №9, ответить на вопросы: 1. О каком переломе говорит Сталин?

2 . Как характеризуется коллективное хозяйство по сравнению единоличным?

3. Исходя из содержания статьи, с какой целью проводили коллективизацию?

4. Как данная статья могла повлиять на темпы коллективизации?


















Преподаватель: Что стало причиной перемены отношения власти к крестьянству и темпов коллективизации?

Демонстрация слайда 8

Обращает внимание, что кризис разразился в период ухудшения отношений Англией и угрозой войны.

Угроза голода в условиях войны.

Было 2 точки зрения на причины кризиса Сталина и Бухарина и пути выхода, победила точка зрения Сталина. Бухарин был обвинён в правом уклоне, был взят курс на сплошную, форсированную коллективизацию Слайды 10,11.)



Преподаватель: Давайте теперь посмотрим, как проводилась коллективизация, чем она сопровождалась. Вам нужно поработать с документами, ответить на вопросы.

Слайды: 12-16

Приложение №10. Выдержки из постановления ЦК ВКП (б) от 05.01.1930 г «о темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».

1. К какому времени планировалось провести коллективизацию?

2. В каких формах должна проходить коллективизация?

3. Какая категория крестьян, должна быть ликвидирована и не могла войти в колхозы и совхозы?






Приложение №11. Выдержки из ПОСТАНОВЛЕНИя ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б) О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации. 30.1.1930.

1. Исходя из содержания постановления дайте определение понятию

2. Какие меры предпринимались при раскулачивании?

3. Какие меры предпринимались при раскулачивании?

4. Какой процент крестьян подлежал раскулачиванию?

5. Какие цели преследовало раскулачивание?



Кто мог попасть в категорию кулаков? (ответ: критерии были расплывчатые, демонстрация 17 слайда.



По итогу раскулачиванию подверглось около от 5 до 9 млн человек. (слайд 18)






Преподаватель: Какие цели преследовала власть в ходе сплошной коллективизации?

Демонстрация слайда 19











Преподаватель: И так с конца 1929 года начинается политика сплошной коллективизации, давайте проследим как она проходила, что из себя представляли колхозные хозяйства.

Преподаватель: Для разъяснительной работы и активизации темпов коллективизации в деревню направились 25 тыс. наиболее грамотных рабочих коммунистов) слайд 21

Какие ещё методы и средства использовались для процесса коллективизации?

слайд 22

Теперь давайте посмотрим. Что из себя представлял колхоз слайд 23

На каком принципе строилось коллективное хозяйство? слайд 23

Что такое МТС, для чего они создавались? Слайд 24 , видео мин

Почему техника сразу на прямую не давалась колхозам? (не было специалистов, механизаторов).

Изучите текст учебника стр. 104 ответьте на вопросы: Когда была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов»,

Что в ней говорилось, как она отразилась на темпах коллективизации?

Изучите график, когда коллективизация в основном завершалась? Слайд 25, приложение №12

Что получали колхозники за свою работу в колхозе? видео 12,57

За счёт чего ещё жили колхозники видео 12,57

Почему колхозники в 1932 году не получили паспорта? (что бы закрепить крестьян за колхозами, ни лишать их рабочих рук) видео

Преподаватель: в августе 1932 принят Закон о об охране социалистической собственности, получивший в народе название «О 5 колосках» или просто колосках. Предусматривающий за хищение колхозного имущества расстрел с конфискацией всего имущества, при смягчающих обстоятельствах не менее 10 лет с конфискацией имущества

Когда и почему разразился массовый голод? (разные точки зрения ошибок власти при за

Какие районы страны пострадали больше всего, сколько человек погибло?

Демонстрация слайда 26


Со временем положение на селе стало улучшаться повысилась производительность, уровень жизни стал расти. (устав об с/х артели, подсобное хозяйство)








На основании полученных вами уже знаний, а также статистики (демонстрация слайда 27, приложение 13) определите, удалось ли достичь целей индустриализации, поясните.

Первые годы коллективизации, произошёл большой спад производства сельхоз продукции, со временем С/Х стало восстанавливаться, и это при том, что-то количестве занятых в С/Х людей стало гораздо меньше), этого удалось добиться повышенной механизации т.е привлечение техники


Подведём итог.

Вернёмся к проблемному вопросу, который мы поставили в начале урока.

Индустриализация и коллективизация, совершенные в 30-е годы, обошлись нашей стране слишком дорого и не стоили затраченных сил? Удалось ли подготовить страну к войне?

Почему руководство страны во главе со Сталиным вынуждены были проводить такую социально-экономическую политику, Понимая, что форсированная индустриализация и коллективизация, приведут к напряжению всех сила народа, будут сопровождаться значительными издержками?

Слушают преподавателя

Записывают определение рабочие листы










Работают группой с приложением №5

Выполняют задания, отвечают на вопросы




Называют цели индустриализации.

Изучают слайд, записывают цели индустриализации в рабочие листы





Изучают слайд

Точки зрения на проведения индустриализации

И.В. Сталина и Н.И. Бухарина

В рабочих листах записывают фамилии напротив точек зрения.

Группы студентов после короткого обсуждения называют свои версии.





Слушают преподавателя, изучают слайды.


















Изучают слайд

Записывают в рабочие листы





Отвечают на вопрос




Изучают слайд, из предложенных источников выбирают которые, мог использовать СССР

Записывают источники индустриализации в рабочие листы











Слушают преподавателя, смотрят видео, отвечают на вопросы, ответы записывают в рабочие листы. В рабочих листах отмечают что относилось к итогам Индустриализации 1928-1937.














































Отвечают на вопросы, изучают презентацию, график. делают выводы










Отвечают на вопрос, слушают объяснение преподавателя. записывают в рабочие листы определение - коллективизации.


Изучают слайд 3 схему, приложение 7, называют состав деревни в процентном отношении, раскрывают понятия, кулак, средняк, бедняк.

Изучают слайд 4, приложение 8, отвечают на вопросы, заполняют в рабочих листах. таблицу: Социальные группы в деревне.




















Слушают преподавателя, изучают презентацию (слайд 5), отвечают на вопросы, ответы записывают в рабочий лист











Слушают преподавателя, изучают презентацию (слайды 6,7), выдержки из статьи И. Сталина «Год великого перелома» 7 ноября 1929 года, отвечают на вопросы

































Отвечают на вопросы, ответ записывают в рабочий лист























Группы работают с документами, отвечают на вопросы, обсуждают, краткие выводы записывают в рабочие листы





























Изучают документ, отвечают на вопросы, обсуждают, кратко записывают ответы в рабочие листы


































Слушают преподавателя, изучают презентацию (слайд 19), ответы записывают в рабочие листы

















Слушают преподавателя, изучают слайды презентации, ответы кратко записывают в рабочие листы.













Смотрят видео, отвечают на вопросы







Изучают текст учебника, отвечают на вопросы, ответы кратко записывают в рабочие листы.












Слушают преподавателя, изучают презентацию, видео, отвечают на вопросы








































Изучают слайды презентаций, делают выводы







Отвечают на вопросы















Высказывают свои точки зрения






























Усвоили определение Индустриализации











На примерах понимают, что относится тяжёлой, лёгкой и пищевой промышленности


Понимание причин и целей индустриализации







Понимают, что на то как должна проводится индустриализация, существовали разные точки зрения












Понимают необходимость форсированной индустриализации из-за внешней угрозы. Для отражения которой нужно было в кратчайшие сроки создать мощную промышленную базу.








Понимают трудности проведения индустриализации







Понимают, что при проведении индустриализации государство могло использовать только внутренние источники











Знают сроки пятилеток, какие учреждения занимались планированием, главные достижения пятилеток. Понимают, что осуществить огромного масштаба проекты можно было только через сверх централизации и осуществления пятилетних планов.

Несмотря на некоторые прочёты и проблемы удалось добиться серьёзных результатов, сделать большой рывок в развитии тяжёлой промышленности ВПК.


















Понимают, что одной из главных причин решающих успехов индустриализации стал – героический труд народа.


Проанализировали график, сделали выводы: Страна получила экономическую независимость.



Знают за счёт чего удалось достигнуть успехов.



Знают и понимают понятие - коллективизация






Изучили презентацию, приложение, ответили на вопросы, заполнили таблицу в рабочих листах.

Знают социальный смотав деревни периода НЕПа, его имущественные особенности.

Понимают, что кулаки занимая в процентном отношении лишь 4%, давали значительный объём сельхоз. продукции и имели большое влияние в деревне. Но как класс (сельская буржуазия) они были для советской власти враждебным элементом, к которому она относилась с недоверием


Отвечают, коллективизация должна была проводится добровольно, постепенно


Понимают, что изначально в планах быстрой, сплошной коллективизации не было.



Изучили выдержки из статьи И. Сталина «Год великого перелома» 7 ноября 1929 года.

Ответили на вопросы, ответы кратко записали в рабочие листы.

Возможные ответы студентов:

1. Речь идет о коренном переломе в развитии нашего земледелия и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооруженным сотнями тракторов и комбайнов

2. Крупное, передовое, опирающееся на новую технику

3. вытеснить богатеев-кулаков-капиталистов, перевооружить хозяйства средников и бедняков, чтобы выбраться из нищеты и кабалы кулаков, благодаря росту колхозно-совхозного движения мы окончательно выходим или уже вышли из хлебного кризиса, т.е. хозяйства должны стать высокопродуктивными.

4. на местах активизировали действия по форсированию темпов сплошной коллективизации


Понимают. Что причиной изменения отношения к темпам коллективизации стал хлебозаготовительный кризис, вызванной нежеланием кулаков продавать хлеб по предложенным государством ценам. Что срывало намеченную индустриализацию.

И что кулаки в опасный момент для советского государства могли подвести или даже выступить 5 колонной.












Возможные ответы обучающихся:

1. К весне 1932 года.

2. Колхозы вместо товарищества по общественной обработке земли, в котором при наличии обобществленного труда сохранялась частная собственность на средства производства, выдвигает с/х артель, в которой коллективизированы основные средства производства

3. к политике ликвидации кулачества как класса

Изучили документы, ответили на вопросы.

Возможные ответы обучающихся:

1. Раскулачивание - ликвидация кулацких хозяйств, изъятие имущества, переселение, физическая расправа

2. Запрет аренды земли, наёмного труда. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот и т.д.

4.Общее число ликвидируемых хозяйств по всем основным районам составляло в среднем примерно 3-5 %.

5. Уничтожение прослойки крестьян, которые могли оказать сопротивление власти, кулаки-капиталисты, эксплуататоры не соответствовали социализму, который строился в СССР, имущество кулаков должно было стать базой колхозов


Изучили слайд, знают цели коллективизации:

1. Перекачка средств и рабочей силы на нужды индустриализации

2. Создание эффективного аграрного производства за счет подъема материально-технической базы села.

3. Ликвидация аграрного перенаселения.

4. Ликвидация кулачества как класса.

Студенты методы коллективизации: Раскулачивание, конфискация имущества в пользу колхозов, агитация и пропаганда, создание МТС, что такое.

Знают, понимают, что такое колхоз. Что строилось коллективное хозяйство на обобществлении имущества, и совместной работе.

Знают, что такое Машинно-тракторные станции.








Знают, что в статье Сталина «Головокружение от успехов», написанной весной 1930 года говорилась о перегибах и критике местных властей, из-за этого коллективизация сбавила темы. Но вскоре её темы снова повысились.

Изучив график (приложение13) знают, что в основы коллективизация завершилась в 1937 г.

Знают, понимают, что жизнь в колхозе бала очень тяжёлой. Колхозники вместо зарплаты получали трудодни и жили в основном за счёт личного подсобного хозяйства, которое ограничиваюсь.

Колхозники не получали паспорта что бы закрепить крестьян за колхозами, ни лишать их рабочих рук.






Знают разные версии причин массового голода 1932-1933 гг.


Понимают, что, когда работа в колхозах стала налаживаться, а крестьяне поняли без альтернативность коллективному хозяйству, начался постепенный рост экономики с/х и уровня жизни колхозников.


Осмыслено высказали свою точку зрения по проблемному вопросу.




















Понимание, что руководство СССР вынуждено шло на жесткие шаги в процессе индустриализации и коллективизации

, нужно было успеть подготовить страну к войне. Как результат. Великую Отечественную войну СССР выиграл за счёт, во время проведённых мероприятий









ОК2, ОК 4,

ОК 5, ОК 6


5

Закрепление


Закрепить материал, проверить знания обучающихся, оценить


Предлагает решить тест по ссылке, проверяет результаты теста, определяет, где были допущены ошибки, комментирует.

Проходят по ссылке, решают тест


Решили тест, проверили знания, закрепили материал


ОК2, ОК 4,

ОК 5, ОК 6


6

Подведение итогов урока, рефлексия



Оценить работу обучающихся, узнать их мнение об уроке.

Подвести итоги,

озвучить оценки.

Ноутбук

проектор, экран, презентация














Напоминает вопрос, заданный в начале урока: На сколько успешно происходила модернизация в России?


Задает вопросы:

Достигли ли мы поставленных целей на уроке? Возвращение к слайду – целеполагание.

Какие компетенции развивали, каике виды зданий выполняли.

Какие оценки заслужили.

Слушает ответы обучающихся, резюмирует, называет оценки за урок

Отвечают на вопросы.

Соотносят цели и результаты урока. Называют виды работ, которые выполняли на уроке.

Высказывают своё мнение о том, какие задание были интересные, какие было сложно выполнять.


Дали оценку развития модернизации в России


Назвали виды работ, которые выполняли на занятии.


Высказали мнение об уроке.


Оценили свою работу на уроке



Получили оценки.

ОК2, ОК 4,

ОК 5, ОК 6


7

Домашнее задание

Сообщить домашнее задание.

Мел, доска

Задаёт домашнее задание

Записывают домашнее задание

Запомнили домашнее задание

ОК2, ОК 4,

ОК 5, ОК 6










Литература

В Артёмов В.В, Лубченков Ю.Н. История для всех специальностей СПО: Учебник для студ. сред. проф. образования: — М. издательский центр «Академия», 2018г.

https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2019/06/10/metodicheskaya-razrabotka-otkrytogo-uroka-po

https://урок.рф/library/industrializatciya_i_kollektivizatciya_sssr_162744.html?ysclid=lvks2p8445241867672

https://урок.рф/library/kollektivizatciya_selskogo_hozyajstva_144310.html?ysclid=lvks3qvgyi349418815

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-industrializaciya-i-kollektivizaciya-v-sssr-klass-1344870.html?ysclid=lvksauakuv383179712





































Приложение №1

Задания для актуализации

1. Как расшифровывается НЭП?

2. Назовите причины перехода к НЭПу (каждый может указать по одной причине)

3. Когда был провозглашен переход к НЭПу?

4. Какие пять из перечисленных явлений относятся к «НЕПу»?

Аренда мелких и средних предприятий

продразвёрстка

продналог

всеобщая трудовая повинность

концессии иностранным предпринимателям

бесплатные коммунальные услуги

перевод предприятий на самофинансирование и хозрасчёт

Золотой червонец


Ответ: __________________


5. Укажите цели НЭПа (2 верных ответа)

Догнать и перегнать передовые страны по основным экономическим показателям

Самоизолироваться от других стран

Стимулировать через рыночные механизмы промышленное и сельскохозяйственное производство

Восстановить экономику поле Первой мировой и Гражданской войн


Ответ: __________________


6. Укажите итоги НЭПа (2 верных ответа)

Темпы экономического роста были минимальны

Усилилось социальное расслоение (деление на богатых и бедных)

Уровень жизни населения ухудшался

Не удалось достичь поставленных целей, хозяйство не было восстановлено

Сельское хозяйство и промышленность достигли до военного уровня


Ответ: __________________



















Приложение №2

t1714385295aa.jpg



Приложение №3

ИКНОДРУЕСДТЬРУИЙАШЛДИХЗБАЖЦРИХЯ

И КЗОРЛУЛГЕМКПТСИЫВТИЯЗФАМЦВИСЯ








риложение №4

Тема урока____________________________________________________________


1. Коллективизация____________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

2. Социальные группы в деревне

В процентном соотношении

Имущественном соотношении (количество скота, пахотной земли)

Кулаки




Средняки




Бедняки




Батраки





3. 1927 г. – XV съезд ВКП(б) – съезд коллективизации, который поставил вопрос «о постепенном переходе к коллективной обработке земли на основе новой техники»

Как должна была проводиться коллективизация согласно решению 15 съезда

____________________________________________________________________

4. Изучите выдержки из статьи И. Сталина «Год великого перелома» ноября 1929 года.

Ответьте на вопросы:

О каком переломе говорит Сталин? ______________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Как характеризуется коллективное хозяйство по сравнению единоличным?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Исходя из содержания статьи, с какой целью необходимо проводить коллективизацию? ____________________________________________________

____________________________________________________________________

Как данная статья могла повлиять на темпы коллективизации? ______________

_____________________________________________________________________


8. Укажите цели коллективизации

1 цель________________________________________________________________

______________________________________________________________________

2. цель Создание колхозов


3. цель Создание эффективного аграрного производства за счет подъема материально-технической базы села


4. цель _______________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. цель _______________________________________________________________

______________________________________________________________________


9. Какие средства и методы использовали для активизации коллективизации?




10. На каком принципе строилось коллективное хозяйство?




11. Что такое МТС, для чего они создавались? _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

12. Когда была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов»,

Что в ней говорилось, как она отразилась на темпах коллективизации? (Учебник стр.104) ____________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


13. Изучите график, ответьте на вопрос: когда коллективизация в основном завершалась? ______________________________________________

14. Что получали колхозники за свою работу в колхозе? ________________________________________________________________


5. Что стало причиной и поводом к переходу форсированной коллективизации? _____________________________________________________

______________________________________________________________________


6. Изучите документ: выдержки из постановления ЦК ВКП (б) от 05.01.1930 г «о темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».

Ответьте на вопросы:

1.К какому времени планировалось провести коллективизацию? _____________

2. В каких формах должна проходить коллективизация? ____________________

_____________________________________________________________________

3. Какая категория крестьян, должна быть ликвидирована и не могла войти в колхозы и совхозы ____________________________________________________

7. Изучите выдержки из ПОСТАНОВЛЕНИя ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б) О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации. 30.1.1930 Г.

Исходя из содержания постановления дайте определение понятию - Раскулачивание ___________________________________________________

_________________________________________________________________

Какие меры предпринимались при раскулачивании? ____________________

______________________________________________________________

Заполните таблицу «Категории, подлежащие раскулачиванию»

Категории кулаков

Меры, применяемые к ним

1-я категория контрреволюционный кулацкий актив, организаторы бунтов


2-я категория наиболее богатых кулаков и полупомещиков


3-я категория остальные кулаки, менее зажиточные


Какой процент крестьян подлежал раскулачиванию? Какие цели преследовало раскулачивание?


15. За счёт чего ещё жили колхозники __________________________________

___________________________________________________________________

В _____________ был принят Устав о сельскохозяйственных артелях.

16. Почему колхозники в 1932 году не получили паспорта?

17. В ________________ году был принят Закон _________________________

___________________________________________________ получивший в народе название «Закон о 5 колосках».

18. Когда и почему разразился массовый голод?

19. Были ли достигнуты цели коллективизации?







Тема урока: __________________________________________________________



1. Индустриализация__________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


2. Напротив, на названия отраслей промышленности и примеров предприятий поставьте, Большие буквы «Т» -означающую тяжёлую промышленности, буквы «Л» означающую Лёгкую промышленность, «П» означающую пищевую промышленность.

1 энергетика

2 текстильная

3 рыбная

4 металлургия

5 кожевенно-обувная

6 меховая

7 машиностроение

8 мукомольно-крупяная

9 химическая промышленность

10 мясная, молочная,

11 лесная и

деревообрабатывающая промышленность

12 сахарная

13 хлебопекарная,

14 добывающая

15 швейная

16 трактора и автомобилестроение


3.Цели индустриализации:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________


4. Точки зрения на проведение индустриализации, впишите фамилии

………………………………………. и другие «правые» были сторон­никами умеренной и неспешной индустриализации страны, учитываю­щей взаимные интересы промышленности и сельского хозяйства, ра­бочих и крестьян.


………………………………… же повел линию на ускоренную сверхиндустриализацию в основном за счет «перекачки» средств из сельского хозяйства и утверждения господства государственной собственности.



5. лавная причина форсированной индустриализации ____________________

__________________________________________________________________


6. источники индустриализации:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________


7. Пятилетние планы:

1-й пятилетний план _____________________гг.

2-й пятилетний план _____________________гг.


Учреждения, занимающиеся подготовкой и реализацией пятилетних планов:

___________________________ и _____________________________


Посмотрите видео, ответьте на вопросы

8. Сколько проектов начало реализовывать в годы -1-й пятилетки_____________

9. Специалисты крупных промышленных компании каких стран, сотрудничали с СССР? _____________________________________________________________

10. Какой из планов был более сбалансированный и в основном был выполнен?

(1-й или 2-й) _________________________________

11. Кто такой Стаханов?

12. Укажите из нижеприведённого списка выделите то, что относилось к итогам Индустриализации 1928-1937 годов. Используйте учебник стр. 110

СССР вышел на 1 место в мире по объёму промышленного производства;

Былов всего построено около 500, было построено около 9 тыс. предприятий;

СССР вышел на 2 место в мире по объёму промышленного производства;

СССР вышел на 3 место в мире по объёму промышленного производства;

Появилось автомобиле строение, тракторостроение, космическая отрасль;

Обнинская АЭС, Туркестано-Сибирская магистраль, завод КАМАЗ, Днепрогэс, Завод ВАЗ, Магнитогорский, Челябинский и Сталинградский тракторные заводы, Байкало-Амурская магистраль; налажено производство реактивных самолётов, Московский метрополитен, появилась авиационная промышленность;

Индустриализация реализовывалась в ходе 7 планов;

Индустриализация реализовывалась в ходе 5 планов



Приложение №5

Для лучшего понимания, что относится к тяжёлой и лёгкой промышленности, выполните задание

Напротив, названий отраслей промышленности и примеров предприятий поставьте большие буквы: «Т» -означающую тяжёлую промышленности, буквы «Л» означающую - Лёгкую промышленность, «П» означающую пищевую промышленность.



1 энергетика Т

2 текстильная Л

3 рыбная П

4 металлургия Т

5 кожевенно-обувная Л

6 меховая Л

7 машиностроение Т

8 мукомольно-крупяная П

9 химическая промышленность Т


10 мясная, молочная П

11 лесная и деревообрабатывающая промышленность Т

12 сахарная П

13 хлебопекарная П

14 добывающая П

14 швейная Л

15 тракторостроение и автомобилестроение Т



Приложение №6

t1714385295ab.png





Приложение №7

Социальный состав деревни в период НЭПа

t1714385295ac.gif



























Приложение № 8



«кулаки»

«середняки»

«бедняки»

«батраки»

5 - 20 десятин пахотной, разработанной земли

Покосы и выпасы

Наёмные работники

Тягловый скот (3 лошади)

Домашний скот (коровы, козы, овцы, куры)

Зерновой фонд

Сельскохозяйственная техника (сеялки, веялки, молотилки)

Крепкая усадьба (жилой дом, хозяйственные постройки)

Орудия сельхоз труда (косы, грабли и пр.)

Огород

5 десятин пахотной земли

5 десятин целинной земли (не обработанной)

Покосы и выпасы

Одна лошадь

Домашний скот (куры, овцы и корова с телёнком)

Орудия труда (косы, грабли, мотыги и пр.)

Усадьба средних размеров (дом и не большие хозяйственные постройки)

Огород

1 десятина пахотной земли

6 десятин заброшенной земли

Орудия труда (косы, грабли, мотыги и пр.)

Домашний скот (куры, овцы)

Небольшая усадьба (дом и пара сараев)

Огород

Огород

Куры

Дом с сараем

Рабочие руки

Заброшенная и заросшая сорняком земля



Приложение №9 Из статьи И.В.Сталина «Год великого перелома. К XII годовщине Октября». 3 ноября 1929 г.

265

Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства. Перелом этот шел и продолжает идти под знаком решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни. Характерная особенность этого наступления состоит в том, что оно уже дало нам ряд решающих успехов в основных областях социалистической перестройки (реконструкции) нашего народного хозяйства.

Из этого следует, что партия сумела целесообразно использовать наше отступление на первых стадиях новой экономической политики для того, чтобы потом, на последующих ее стадиях, организовать перелом и повести успешное наступление на капиталистические элементы...

III. В области строительства сельского хозяйства

Наконец, о третьем достижении партии за истекший год... Речь идет о коренном переломе в развитии нашего земледелия и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооруженным сотнями тракторов и комбайнов.

Достижение партии состоит здесь в том, что нам удалось повернуть основные массы крестьянства в целом ряде районов от старого, капиталистического пути развития, от которого выигрывает лишь кучка богатеев-капиталистов, а громадное большинство крестьян вынуждено разоряться и прозябать в нищете, — к новому, социалистическому пути развития, который вытесняет богатеев-капиталистов, а середняков и бедноту перевооружает по-новому, вооружает новыми орудиями, вооружает тракторами и сельскохозяйственными машинами, для того, чтобы дать им выбраться из нищеты и кулацкой кабалы на широкий путь товарищеской, коллективной обработки земли.

Достижение партии состоит в том, что нам удалось организовать этот коренной перелом в недрах самого крестьянства и повести за собой широкие массы бедноты и середняков, несмотря на неимоверные трудности, несмотря на отчаянное противодействие всех и всяких темных сил, от кулаков и попов до филистеров и правых оппортунистов...

Рухнули и рассеялись в прах утверждения правых оппортунистов (группа Бухарина) насчет того, что:

а) крестьяне не пойдут в колхоз,

б) усиленный темп развития колхозов может вызвать лишь массовое недовольство и размычку крестьянства с рабочим классом,

в) «столбовой дорогой» социалистического развития в деревне являются не колхозы, а кооперация,

г) развитие колхозов и наступление на капиталистические элементы деревни может оставить страну без хлеба.

Все это рухнуло и рассеялось в прах, как старый буржуазно-либеральный хлам.

Во-первых, крестьяне пошли в колхозы, пошли целыми деревнями, волостями, районами.

Во-вторых, массовое колхозное движение не ослабляет, а укрепляет смычку, давая ей новую, производственную базу. Теперь даже слепые видят, что если и есть какое-либо серьезное недовольство у основных масс крестьянства, то оно касается не колхозной политики Советской власти, а того, что Советская власть не может угнаться за ростом колхозного движения в деле снабжения крестьян машинами и тракторами.

В-третьих, спор о «столбовой дороге» социалистического развития деревни есть спор схоластический, достойный молодых мелкобуржуазных либералов типа Айхенвальда и Слепкова. Ясно, что, пока не было массового колхозного движения, «столбовой дорогой» являлись низшие формы кооперации, снабженческая и сбытовая кооперация, а когда выступила на сцену высшая форма кооперации, ее колхозная форма, последняя стала «столбовой дорогой» развития...

В-четвертых, теперь даже слепые видят, что без наступления на капиталистические элементы деревни и без развития колхозного и совхозного движения мы не имели бы теперь ни решающих успехов в деле хлебозаготовок, одержанных в текущем году, ни тех десятков миллионов пудов неприкосновенных хлебных запасов, которые уже накопились в руках у государства.

Более того, можно с уверенностью сказать, что благодаря росту колхозно-совхозного движения мы окончательно выходим или уже вышли из хлебного кризиса. И если развитие колхозов и совхозов пойдет усиленным темпом, то нет оснований сомневаться в том, что наша страна через каких-нибудь три года станет одной из самых хлебных стран, если не самой хлебной страной в мире.

В чем состоит новое в нынешнем колхозном движении? Новое и решающее в нынешнем колхозном движении состоит в том, что в колхозы идут крестьяне не отдельными группами, как это имело место раньше, а целыми селами, волостями, районами, даже округами.

А что это значит? Это значит, что в колхозы пошел середняк. В этом основа того коренного перелома в развитии сельского хозяйства, который составляет важнейшее достижение Советской власти за истекший год...

Изучите выдержки из статьи И. Сталина «Год великого перелома» ноябрь 1929 года.

Ответьте на вопросы:

О каком переломе говорит Сталин?

Как характеризуется коллективное хозяйство по сравнению единоличным?

Исходя из содержания статьи, с какой целью необходимо проводить коллективизацию?

Как данная статья могла повлиять на темпы коллективизации?











Приложение 10


Выдержки из постановления ЦК ВКПб от 5 января 1930 ЦК ВКПб «о темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»  

1.В последние месяцы коллективное движение сделало новый шаг вперед, охватив не только отдельные группы индивидуальных хозяйств, но и целые районы, округа и даже области и края. В основе движения лежит коллективизация средств производства бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств.

Таким образом мы имеем материальную базу для замены крупного кулацкого производства крупным производством колхозов, мощного продвижения вперед по созданию социалистического земледелия, не говоря уже о совхозах, рост которых значительно обгоняет все плановые предположения.

Это обстоятельство, имеющее решающее значение для всего народного хозяйства СССР, дало партии полное основание перейти в своей практической работе от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса.

2. На основании всего этого можно с несомненностью установить, что в пределах пятилетия вместо коллективизации 20% посевной площади, намеченной пяти летним планом, мы сможем решить задачу коллективизации огромного большинства крестьянских хозяйств, причем коллективизация таких важнейших зерновых районов, как Нижняя Волга, Средняя Волга и Северный Кавказ, может быть в основном закончена осенью 1930 г. или, во всяком случае, весной 1931 г.; коллективизация же других зерновых районов может быть в основном закончена осенью 1931 г. или, во всяком случае, весной 1932 г.

9. Поскольку опыт сплошной коллективизации на данной стадии колхозного развития в качестве наиболее распространенной формы колхозов вместо товарищества по общественной обработке земли, в котором при наличии обобществленного труда сохранялась частная собственность на средства производства, выдвигает с/х артель, в которой коллективизированы основные средства производства (мертвый и живой инвентарь, хозяйственные постройки, товарно-продуктовый скот), Центральный Комитет ВКП(б) поручает Наркомзему Союза с широким привлечением колхозных организаций в кратчайший срок выработать примерный Устав с/х колхозной артели, как переходной к коммуне формы колхоза, учтя при этом недопустимость приема кулаков в колхозы.



Изучите выдержки Постановления, ответьте на вопросы

К какому времени планировалось провести коллективизацию?

В каких формах должна проходить коллективизация?

Какая категория крестьян, должна быть ликвидирована и не могла войти в колхозы и совхозы?









Приложение 11

Выдержки из Постановления политбюро цк вкп(б) о мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации. 30.1.1930 г. I

Исходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с этим из необходимости провести наиболее организованным путем начавшийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации кулацких хозяйств, решительно подавить попытки контрреволюционного противодействия кулачества колхозному движению крестьянских масс, признавая срочность этих мероприятий в связи с приближающейся с.х. кампанией, ЦК постановляет:

В районах сплошной коллективизации провести немедленно, а в остальных районах по мере действительного массового развертывания коллективизации следующие мероприятия:

1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наемного труда в сельском хозяйстве (разд. 7 и 8 Общих начал землепользования и землеустройства). Исключения из этого правила в отношении середняцких хозяйств должны регулироваться райисполкомами под руководством и контролем окрисполкома.

2. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.

3. В целях решительного подрыва влияния кулачества на отдельные прослойки бедняцко-середняцкого крестьянства и безусловного подавления всяких попыток контрреволюционного противодействия со стороны кулаков проводимым советской властью и колхозами мероприятиям, принять в отношении кулаков следующие меры:

а) первая категория – контрреволюционный кулацкий актив – немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии;

б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;

в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.

4. Количество ликвидируемых по каждой из трех категорий кулацких хозяйств должно строго дифференцироваться по районам, в зависимости от фактического числа кулацких хозяйств в районе с тем, чтобы общее число ликвидируемых хозяйств по всем основным районам составляло в среднем примерно 3-5 %.

Настоящее указание (3-5 %) имеет целью сосредоточить удар по действительно кулацким хозяйствам и безусловно предупредить распространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств.

 

1 . Исходя из содержания постановления дайте определение понятию - Раскулачивание 

2. Какие меры предпринимались при раскулачивании?

3. Заполните таблицу «Категории, подлежащие раскулачиванию»

Категории кулаков

Меры, применяемые к ним

1-я категория контрреволюционный кулацкий актив, организаторы бунтов

немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, высшей меры репрессии

2-я категория наиболее богатых кулаков и полупомещиков

подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;


3-я категория остальные кулаки, менее зажиточные

которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.


4. Какой процент крестьян подлежал раскулачиванию? Какие цели преследовало раскулачивание?



Приложение 12



t1714385295ad.png





















Приложение №13

Результаты коллективизации.

Показатели оценки

Накануне коллективизации (1929 г) 50-55 млн крестьян единоличников

В конце 30-х гг

30-35 млн колхозников

Производства зерна

72-73 млн тонн

75-80 млн тонн

Производство Мясо

5 млн тонн

4,5 млн тонн

Производства Молока

30 млн тонн

30 млн тонн



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, отличная работа!

29 April

Поддерживаю, Ирина Владимировна! Прекрасная работа! Спасибо, Михаил Сергеевич!

29 April

Спасибо Вам за отзывы

29 April