12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мустакаева Гульнур Рашидовна3229
Люблю свою работу.
Россия, Пензенская обл., Кузнецк


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кузнецкий многопрофильный колледж»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА


ДИСЦИПЛИНА: МАТЕМАТИКА



ТЕМА «Первообразная»














Преподаватель:Мустакаева Г.Р.






Аннотация

Методическая разработка по дисциплине «Математика» по теме «Первообразная» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по данной дисциплине, которая относится к общеобразовательному циклу.

Методической целью урока является использование инновационных форм и методов на занятиях, анализ дидактической эффективности использования ТС обучения, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. Повышение мотивации к обучению с помощью методической редукции, основанной на схемо-знаковой  визуализации учебного материала с использованием ИКТ. Повышать интерес к предмету, упрощение восприятие объемного материала посредством использования схем и таблиц. Также для эффективности образовательного процесса используются опорные конспекты, дискуссия, презентация, видеофрагменты.



























Содержание

                                                                                          

  1. Структура урока
  2. Технологическая карта урока
  3. Результаты апробации
  4. Литература



































Структура урока



  1. Организационный момент
  2. Постановка учебной проблемы
  3. Формулирование проблемы, планирование деятельности
  4. Открытие новых  знаний
  5. Первичная проверка понимания материала
  6. Закрепление полученных знаний
  7. Рефлексия учебной деятельности
  8. Задание на дом
















Технологическая карта урока


Предмет

Математика

Курс

1

Тема урока

Первообразная

Тип урока

Изучение и закрепление нового материала


Вид урока

Комбинированный

Форма обучения

Классно-урочная

Форма деятельности

Фронтальная и индивидуальная.

Цель урока

Введение понятия первообразной и обучение нахождению первообразной,как действию,обратному нахождению производной.

Задачи урока

1. Образовательные: организовать деятельность учащихся по применению имеющихся знаний по теме «Производная» к понятию первообразной функции,к определению понятия первообразной функции, к установлению связи между производной и первообразной,повторить понятие производной функции, сформировать у студентов первичные знания по нахождению первообразной

2. Развивающие:  развитие у учащихся умений анализировать, устанавливать связи, причины и следствия;развитиевнимания,мышления,самостоятельности,позновательного интереса.;формирование приемов обобщения, алгоритмизации.

3. Воспитательные: формирование у студентов ответственного отношения к  учению; воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Оборудование

Мультимедийный проектор

Методическое оснащение

План-конспект, презентация,учебник.

Основные термины, понятия

Дифференцирование,первообразная,производная,физический смысл производной

Продолжительность урока

90 минут



Планируемый результат

Предметные умения:

Знать:

  • определение первообразной
  • первообразная определяется неоднозначно

уметь:

  • находить первообразные функции в простейших случаях
  • проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 

 





 








 Личностные УУД:

   - независимость и критичность мышления;

   - воля и настойчивость в достижении цели.

  • сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах ма­тематики;
  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгорит­мической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в по­вседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

Метапредметные УУД

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи­ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффек­тивно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыкам^ разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)(2 мин)

  1. Создать эмоциональный настрой
  2. Мотивация студентов на учебу

Постановка учебной проблемы

(15 мин)

  1. Самостоятельное формулирование проблемы. На основе актуализации ранее полученных знаний подвести студентов к формулировке темы урока.

Формулирование проблемы, планирование деятельности (15 мин)

  1. Подведение студентов к формулированию целей учебно-познавательной деятельности

Открытие новых знаний (15 мин)

  1. Изучение построенного проекта;
  2. Реализация построенного проекта индивидуально при выполнении задания.

Первичная проверка понимания материала

(10 мин)

  1.  Создать условия для применения  теоретических знаний при решении задач.

Закрепление полученных  знаний

  1. мин)
  1. Создать условия для применения  теоретических знаний при решении задач.
  2. Самостоятельное выполнение заданий учащимися с помощью построенного проекта;
  3. Групповое выполнение более сложных заданий учащимися с помощью построенного проекта.

Рефлексия учебной деятельности

(3 мин)

  1. Самостоятельная формулировка полученных умений;
  2. Самостоятельная оценка достижения поставленной на уроке цели;
  3. Самостоятельная оценка своей работы на уроке.

Задание на дом (1 мин)


Формируемые умения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- самостоятельно прогнозировать свою деятельность, умение настраиваться на занятие

коммуникативные:

- уметь слушать и вступать в диалог.

Приветствие.

Мотивация на изучение новой темы.


Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек)



Постановка учебной проблемы.Формулирование проблемы, планирование деятельности

Предметные:

знать :   определение,производной,понятия приращения функции и аргумента,физический и геометрический  смыслы производной; производные элементарных  и сложных функций

определение первообразной

первообразная определяется неоднозначно

уметь:

находить первообразные функции в простейших случаях

проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 уметь применять полученные знания к  решению практических задач.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

- уметь самостоятельно определять цели в деятельности в ходе применения понятия производной функции к определению понятия первообразной

 – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- искать и выделять необходимую информацию.

Регулятивные:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- уметь слушать и вступать в диалог.

1. Определение производной функции


https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_54edb43731fc2/priznaki-vozrastaniia-i-ubyvaniia-funktsii_1.png


2. Физический смысл производной

Из курса физики вспомним ,что такое скорость   и ускорение и по каким формулам  их находим.


3.Есть путь,есть время-можем найти скорость.






4. Задача 1. Материальная точка движется прямолинейно по закону

s(t) = t3 +2t2 – 5t.

Найти функцию, выражающую закон изменения скорости движения v(t)

5.Решить обратную задачу.Найти путь.

Задача 2. Скорость прямолинейно движущейся точки изменяется по закону

v(t)=3 t2 +4t – 5.

Найти функцию s(t), выражающую зависимость перемещения точки от времени.


Какую функцию S(t) надо продифференцировать?

(Вспомнить таблицу и формулы производных)


1. Производной функции в данной точке

 называется предел отношения приращения функции в этой точке к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю.


2. Произ­водная функции y = f(x) в точке x0 – это скорость изменения функции f (х) в точке xx'(t). = n(t)

v(t)=S/(t)-скорость есть производная пути по времени.

3.Быстрота изменения положения тела в пространстве с течением времени ;V=St,  где S зависимая переменная переменная, t-независимая переменная.


4. v(t)=S/(t)=3 t2 +4t – 5.





5. v(t)=S/(t)-скорость есть производная пути по времени. Скорость  это результат производной пути по времени. S –это первоначальная величина.Так как,

v(t)=S/(t)=3t2 +4t – 5- требуется восстановить функцию S(t)-найти такую функцию,производная которой  равняется  данной функции.


s(t) = t3 +2t2 – 5t.




Открытие новых знаний

Знать: производные элементарных  и сложных функций

определение первообразной

первообразная определяется неоднозначно

уметь:

находить первообразные функции в простейших случаях

проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 уметь применять полученные знания к  решению практических задач.


Метапредметные (УУД):

познавательные:

- уметь самостоятельно определять цели в деятельности в ходе применения понятия производной функции к определению понятия первообразной

 – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- искать и выделять необходимую информацию.


Регулятивные:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;


коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- уметь слушать и вступать в диалог.

1.Первоначальная величина-

2.Определение первообразной



3.Как проверить результат?



4. Как можно изменить первообразную  функции,чтобы ее производная оставалась постоянной?




5.Сколько первообразных может иметь функция?

6. Основное свойство первообразных:







7. Используя таблицу производных элементарных функций и основное свойство первообразных,заполните таблицу первообразных



1.первообразная.

2.Функция F(x) называется первообразной для функции f(x) на заданном промежутке Х, если для всех х из этого промежутка  F/(x)= f(x)

3. Найти производную  s(t) = t3 +2t2 – 5t

S/(t)=3t2 +4t – 5


4. Если вспомнить таблицу производных,то производная константы равна нулю.Если к первообразной функции прибавть константу.

s(t) = t3 +2t2 – 5t+С, где С любое действительное число.


5.Множество, т.к. (F(x)+C)’=F’(x)=f(x)

6. если F(x) – первообразная функции f(x) на

некотором промежутке, то F(x)+C – первообразная функции f(x) на этом промежутке.









7.   


Первичная проверка понимания материала


Предметные:

  Знать:

определение первообразной

первообразная определяется неоднозначно

уметь:

находить первообразные функции в простейших случаях

проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 уметь применять полученные знания к  решению практических задач.


Метапредметные (УУД):

познавательные:

 – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

регулятивные:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.).

1)  Например, функция F(х) = sin x  является первообразной функции f (x) = cos x

так как  (sin x ) ′ = cos x

3)Функция:    f(x) = 3х2

Производная функции:       

Первообразная функции:     

В данном примере производная от F(x) = х3 + С будет равна (как в определении):


Примеры.

1.  Выяснить, является ли функция F (x) = х 3 – 3х + 1 первообразной для функции f(x) = 3(х 2 – 1).



2. Найти все первообразные функции f(x) :

а) f(x) = х 4 + 3х 2 + 5





б ) f(x) = sin(3x – 2)



в) https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/8.gif





3. Для функции f(x) = 4 – х 2 найти первообразную, график которой проходит через точку (-3; 10).


Решение примеров к таблице:найти первообразные





2) F(x)=x4    f(x) = 4x3


3)f´(x) = 3 · 2х = 6х

 где С -любое действительное число

F´(x) = (х3 + С)´ = 3х2 + 0 = 3х2 = f(x) (производная от С = 0, т. к. С — число)


1.Решение: F'(x) = (х 3 – 3х + 1)′ = 3х 2 – 3 = 3(х 2 – 1) = f(x), т.е. F'(x) = f(x), следовательно, F(x)является первообразной для функции f(x).


2.

а)Решение: Используя таблицу и правила нахождения первообразных, получим:

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/4.gif

Ответ:https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/5.gif

б)Решение:

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/6.gif

Ответ:https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/7.gif

в)Решение:

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/9.gif

Ответ:https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/10.gif


3.Решение:

1) Найдем все первообразные функции f(x): https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/11.gif

2) Найдем число С , такое, чтобы график функции https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/12.gif проходил через точку (-3; 10). Подставим х = – 3, y = 10 , получим:

https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/13.gif

Следовательно, https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/14.gif.

Ответ:https://ykl-shk.azureedge.net/goods/ymk/algebra/work9/recomend/19/15.gif


Закрепление новых знаний


Предметные:

  Знать:

определение первообразной

первообразная определяется неоднозначно

уметь:

находить первообразные функции в простейших случаях

проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 уметь применять полученные знания к  решению практических задач.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.    

регулятивные:

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- уметь слушать и вступать в диалог.

Работа в парах.

Найти все первообразные функции:

1. Функция f (x) = x5

2.f (x) = 3/x

3. f (x) = ex

4. f (x) = 4·sin x



5.f (x) = (3x - 4)5



6. f (x) = e -3x+5


7. f (x) = sin (6 — 7x)



8. f (x) = cos (6x — 5)



№983,984 учебника


1.


2. F (x) = 3 ln x + C

3. F (x) = ex + C

   

   4. f (x) = 4·sin x






   5


   

    6. F (x) = e -3x+5 + C


7. F (x) = ·(- cos (6 - 7x)) + C = cos (6 - 7x) + C


 8. F (x) = ·sin (6x — 5) + C


Рефлексия учебной деятельности

Предметные:

Знать:

определение первообразной

первообразная определяется неоднозначно

уметь:

находить первообразные функции в простейших случаях

проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 уметь применять полученные знания к  решению практических задач.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

–  классифицировать и обобщать факты и явления;

    – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

регулятивные:

–  осознавать конечный результат решения проблемы.

коммуникативные:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

- уметь слушать и вступать в диалог.

Преподаватель:



- Что вы сегодня узнали нового?





- Какова была цель вашей деятельности?





- Вы достигли поставленной цели?




- Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели?





 -Все, кто отвечал на уроке будут оценены.



Возможные варианты ответов:



Производная –«производит» новую функцию. Первообразная - первичный образ.



  • определение первообразной
  • первообразная определяется неоднозначно
  • находить первообразные функции в простейших случаях
  • проверять, является ли функция F(x) первообразной для функции f(х) на данном промежутке

 


Определение производной функции,ее физический смысл.

Задание на   дом


Урок № 22

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3993/start/225744 /














    3. Результаты апробации работы.
3.1 Оценка актуальности и значимости методической       разработки.
В настоящее время постоянно встает вопрос о         применении новых технологий в обучении.  Данная методическая разработка рассчитана на использование ИКТ,     сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной  форм работы со студентами, использования проблемного          обучения. Обозначенные идеи стандарта нового поколения реализуются через
осуществление деятельностного подхода в обучении        общеобразовательным дисциплинам.

Данная методическая разработка урока ориентирована     на достижение оптимального усвоения знаний по дисциплине
«Математика»
Предметное содержание урока соответствует образовательным          и воспитательным          целям. Каждый этап     урока комбинирует различные формы работы с       учебным материалом: индивидуальную, групповую,      фронтальную.
Задания направлены на решение следующих развивающих задач:

  • развитие личностных качеств студента;
  • развитие внимания, мышления,     логики, памяти;
  • развитие познавательных способностей, овладение          умением взаимодействовать группе;
  • повышение финансовой грамотности и мотивации к активной познавательной деятельности;
  • развитие умений систематизировать полученные знания.

3.2 Ход      апробации.
Представленный выше урок           был апробирован в ходе освоения дисциплины «Математика» среди учащихся первого курса.
Цели:
1) определить, как повлияет урок на мотивацию студентов к обучению данной          дисциплины;
2) узнать, способствуют ли использованные методы и приемы лучшему освоению учебного    материала;
3) определить рациональность спланированных уроков с          применением компьютера и новых информационных технологий.
Апробация осуществлялась в группах студентов 1-ого     курса, обучающимся по специальности «Дошкольное образование»  «Физическая культура».

Результаты апробированных уроков позволили сделать следующие выводы:
1)      использование    ИКТ вызывает    у        студентов повышенный интерес, способствует повышению  активности на уроке        и лучшему освоению   материала;
3) сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы позволяет задействовать на уроках всех студентов      .


Литература и источники информации

1.Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. М.: Просвещение, 2007.

2.https://resh.edu.ru/subject/lesson/3993/start/225744

        3. https://www.yaklass.ru/materiali ?mode=lsntheme&themeid=1




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.